Аннотация
В статье засматривается труды одного из величающих мыслители четырнадцатого века, Ибн Хальдун относиться к арабо-исламской культуры Ибн Хальдун прославился как историк, философ, социолог, экономист. Особое место занимало его сочинение книга назиданий, и сборник начинание и сообщение, об днях арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть. Где он писал о превосходстве науки истории, расследовании ее пути и выявлении заблуждений историков. Большенство учены читают что этим трудом было объявлено о создание науку философия истории, первая подлинная концепция циклического развития общества была создана именно Ибн Хальдуном, также можно сказать про социологии, в статье я старался использовать арабский источники чтобы уточнить о корректности цитаты .
Выступая на лекции перед своими студентами на тему элит и масс, профессор социологического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Дугин говорит: «Существует закон элит, так называемый, по Парето, «три поколения». Первое поколение элиты, как правило, – полноценная элита, вышедшая из контрэлиты. Второе поколение – дети той элиты, и они уже наполовину адекватны. И третье поколение элиты уже, по сути дела, ослаблены, если говорить о генетическом подходе.
Вот поднимается человек их контрэлиты, революционер, герой, пассионарий, захватил власть. Его сын, скорее всего, будет консерватором, а внук... Пример династии Гайдара – классический:
- Деятель революции, Аркадий Гайдар, который является теоретиком такого героического подвига, идеалистом, революционером.
- Его сын, Тимур Гайдар, уже просто военный, который никогда не воевал, но генерал. Он еще консерватор, который работал в газете «Правда», писал какие-то боевые репортажи.
- И его внук – реформатор, уже говорить не способен, с дефектами речи, и он уже разваливает то государство, которое построил его дед. Дед – герой, строитель системы, его отец – консерватор системы и разрушитель системы – внук. Династия Гайдаров – иллюстрация закона Парето о трех поколениях. Потом приходят другие люди и захватывают, создают другое государство» [1 ].
Здесь я оспариваю не саму теорию, а приписание ее авторства Парето.
Не уверен, что Александр Гельевич в курсе того, что об этом более подробно было сказано еще до Вильфредо Парето (1848-1923) пять веков назад арабским социологом, мыслителем Ибн Хальдуном (1332-1406). В своей « книга назиданий, и сборник начинание и сообщение, об днях арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть», известной больше как Ал-мукаддима «Введение» он пишет: «Знатность не является врожденным качеством, она появляется из небытия и возвращается в небытие, как и сам человек. Существование знатности продолжается четыре поколения. Этот переход от главенства и знатности (не только знатного происхождения) к унижению и банальности совершается за четыре поколения отцов. Так как завоеванная слава хорошо известна ее завоевателю количеством страдания в период ее достижения, то отец старается сберечь условия ее сохранения. Его сын видит страдания своего родителя, но не может их прочувствовать так же, как сам отец. Затем внук уже многое упускает из виду и отходит от опыта своих предков. Следующий потомок, четвертый, уже вовсе не следует условиям сохранения завоевания, думая, что получил главенство и знатность лишь потому, что сам достоин того, а не заслуженным образом» [2 .c. 128].
Ибн Хальдун не считает, что это не обязательно должны быть четыре поколения, а могут быть три или пять, но в основном именно четыре поколения аргументируют его мнение и наглядно подтверждают его слова.
Есть много моментов в западной культуре, где своим ученым приписывают то, что им не принадлежит. Более того, она часто не беспристрастно относилась к исламской и арабской культуре и истории, здесь есть следы влияния западной культуры, и это объясняется тем что русская и советская культура развивались на традициях западной, вследствие чего можно понять причину ошибочного приписания теории Парето Александру Дугину.
Профессор Мусаелян Л.А. говорит, что «наука в России сформировалась и развивалась на традициях западной культуры. Поэтому о достижениях человечества в области философии, литературы и искусства мы судим в основном по западноевропейской культуре. По этой же кальке эпоха Возрождения у нас ассоциируется с Италией и ее великими мыслителями, поэтами и художниками. Между тем в период Возрождения вне европейского региона жили и творили мыслители, которые по уровню своих теоретических воззрений были ничуть не ниже европейцев. Показателен в этом смысле арабский философ, историк, экономист Ибн Хальдун (1332, Тунис – 1406, Каир). Творчество Ибн Хальдуна незаслуженно обойдено исследователями. Количество работ, посвященных учению этого мыслителя, можно сосчитать по пальцам. Между тем по глубине, широте и оригинальности своих взглядов Ибн Хальдун не только не уступал, но и в ряде случаев превосходил своих европейских современников» [3 ].
Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами родился в Тунисе 27 мая 1332 г. в семье, ранее переехавшей в Тунис из города Севильи, столицы Андалусии. Он известен как арабский мусульманский многосторонний ученый, социолог, экономист, историк, философ, государственный деятель, выполнявший функции верховного судьи, дипломата, советника в ряде правительств в Северной Африке. Также преподавал в университетах Аз-Зайтуна в Тунисе, Аль-Карабин в Марокко и Аль-Азар в Египте.
Абдуррахман Абу Зейд, прозвище Влей Алдун, известный как ибн Хальдун в честь своего предка, приехавшего в Андалусию, Халед сын Османа, которого назвали Хальдун. Жители Андалусии обычно добавляли к именами уважаемых людей окончание «ун» в знак уважения, поэтому Халеда стали называть Хальдун аль-Хадрами (относительно своего происхождения: из Хадрамаута в Йемене) [4 , с.457 ].
В раннем детстве мальчик изучал Коран, хадис, грамматику, исламское право, математику, логику и философию. Он намеревался посвятить свою жизнь науке, но тому помешали два случая. Первый – пандемия чумы по всему региону в 1350 году, унесшая жизни его отца и большинства его учителей. Второй случай – переселение оставшихся в живых ученых из Туниса в сторону дальнего запада в (Марокко), что полностью изменило его жизнь. Ибн Хальдун занялся государственной деятельностью, которой посвятил около 25 лет своей жизни, но это не принесло ему удовлетворения, и он ожидал момента снова приступить к научной работе [4 , с. 457].
В конце 1350 года Ибн Хальдун получил первую должность – писаря при министре Мохаммаде бен Тафракине Хаджибе (высокая чиновничья должность в мусульманских странах Средневековья). В 1353 г. Ибн Хальдун уехал из Туниса в Константина в Алжире, где оставил свою семью и направился в город Фес на дальний запад. Там представилась возможность возобновить отношение с ученым, приехавшим в Фес из Андалусии и Туниса. В 1363 г. Ибн Хальдун направился в Андалусию, где прожил два года, а в 1365 переехал в Беджая на севере Алжира, там он занимал должность хаджиба (главы государственной службы) у султана Мухаммеда Абу Абдуллаха Алхафсы. Ибн Хальдун был назначен помимо своей деятельности во дворце султана главным имамом и учителем в центральной мечети Алкасаба в Беджае. В то время это считалось самой высокой политической и духовной должностью. С 1374 по 1378 гг. Ибн Хальдун вместе со своей семьей переселился в крепость Бану Салама в Алжире, где жил обособленно и написал свое сочинение «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть» («Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва аль-кхабар фи айям аль-араб ва аль-аджам ва аль-барбар ва ман асарахум мин зауи ас-султан аль-акбар»). Тогда ему было около сорока пяти лет [4 , с.551 ].
19 ноября 1382 г. Ибн Хальдун приехал в Египет, в Александрию, затем в Каир, слывшим в то время научным центром исламского мира, и люди, наслышанные о Ибн Хальдуне, торжественно приняли его приезд. В 1384 Ибн Хальдун был назначен султаном Баркуком на должность верховного судьи (кади алькудат) [4 , с.551]
16 марта 1406 года Ибн Хальдун внезапно скончался в Каире и был похоронен в Аббассии. Могила его неизвестна [6, с. 23]
Ибн Хальдун прославился как историк, философ, социолог, экономист. Особое место занимало его сочинение книга назиданий, и сборник начинание и сообщение, об днях арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть.
«Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва аль-кхабар фи айям аль-араб ва аль-аджам ва аль-барбар ва ман асарахум мин зауи ас-султан аль-акбар» часто в литературе называют ее ал мукадима.
Название « ал мукадима» ошибочно распространено на всю книгу, тогда как речь идет лишь об одной ее части – введении (мукадима). В частности, Ибн Хальдун в своем труде на шестой странице пишет: «Я составил книгу из введения и трех томов.
Введение: о превосходстве науки истории, расследовании ее пути и выявлении заблуждений историков.
Первая книга: о природе общественной жизни (природе обустроенности) и о взаимодействии составляющих, таких как царская власть, доход (заработок), ремесла и науки, о недостатках и причинах, связанных с ними.
Вторая книга: о периоде повседневной жизни арабов, их поколениях и государствах с момента сотворения и до наших дней, отображая жизнь и других современников – известные народы и их государства, такие как набты, сирийский персы, израильтяне, копты, греки, римляне, турки, франки.
Третья книга: о берберах и примыкающих к ним соседях, об их начале и поколениях, их владении и государствах, в Магрибе особенно [2 , с.13]
Гениальность Ибн Хальдуна заключается не только в содержании этой книги, но и в методе ее составления, куда он включил все, что связано с человеческим общежитием. Первый том представляет собой 630 листов книге. Предисловие книги назидание 15 листов. Введение 24 листа после которых ибн Халдун пишет: речь в этой книге (Первая книга) идет лишь о шести разделах первый об человеческий обустроенности в целом и его часть на этой земле. Второй о бедуинский (кочевнический) обустроенности, упоминание племенах и диких народах. Третий об государствах о преемничества и владении и упоминание ступенях власти и состоит из пятьдесят три одела двести листов четвертый о городской обустроенности о больших и маленьких городах. Пятый о ремеслах и жите способах приобретении. Шестой о науках ее усвоение и обучение [2 , с. 45]
О том, что Ибн Хальдун мыслитель мирового уровня, свидетельствует большое количество книг о его трудах, а также их перевод на разные языки. Например, книга «Введение» была переведена на французский, английский, немецкий, испанский, турецкий, русский, урду И редкий востоковед не упомянет имя Ибн Хальдун в своем исследовании [2 , с. 12].
В частности, о нем упоминает советский ученый Игнатенко Александр Александрович (род. в 1947 г.) кандидат философских наук, преподаватель кафедры марксистско-ленинской философии Института общественных наук при ЦК КПСС, работавший в области исследования идеологических процессов в арабских странах, а также истории арабской мысли. Является автором ряда публикаций по современным проблемам арабских стран.
В своей книге «Ибн Хальдун» Игнатенко А.А. пишет: «Ибн Хальдун – один из крупнейших мыслителей арабо-исламской культуры эпохи Средневековья. Все исследователи, обращавшиеся к творческому наследию философа, сходятся на том, что он внес большой вклад в мировую социальнополитическую мысль. По мнению С.М. Бациевой, Ибн Хальдун «впервые в истории науки... выдвинул теорию закономерного прогрессивного развития общества от низшей фазы к высшей через развитие форм производительной деятельности людей... объяснил развитие форм общественной жизни развитием производства». По свидетельству известного советского этнографа В.И. Анучина, интерес к творчеству Ибн Хальдуна проявлял и В.И. Ленин. «Нет ли еще таких философов на Востоке?» – спрашивал он. (Ибн Хальдун. А. А. Игнатенко. Издательство. – М.: Мысль, 1980, с. 6) [8 , с. 6]
Бывший президент США Рональд Рейган высказал на пресс-конференции свое мнение о повышение налогов «Я изучал экономику в колледже, когда был молод, и узнал там о человеке по имени Ибн Хальдун, который жил 1200 лет назад в Египте (на самом деле Ибн Хальдун жил 600 лет назад, – прим. авт.). И 1200 лет назад он сказал, что при растущей империи ставки налогов низкие, доход в казну большой, и в конце существования империи, при ее распаде, ставки велики, но доход идет в казну» [9].
В своей книге «Философия истории» Ю.И. Семенов пишет: «…поэтому совершенно не удивительно, что первая подлинная концепция циклического развития общества была создана именно на Востоке. Ее творцом был великий арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332–1406).
По мнению Ибн Халдуна, исторически первой формой человеческой жизни является сельская, прежде всего кочевая. Суровые условия существования диктуют людям строгие нравы и заставляют их держаться друг друга. Подчинение одних племен другими имеет своим следствием появление царской власти и городов. Возникает вторая форма человеческой жизни – городская. В городах получают развитие ремесло и торговля, появляются достаток и роскошь. Все это ведет к порче нравов, утрате былых добродетелей. Люди становятся изнеженными, неспособными защитить себя.
Множатся траты, и растут расходы власти и государственных людей. Все это имеет своим следствием увеличение налогового бремени. Податей не хватает, и государство начинает чинить несправедливость и насилие над подданными. Последние теряют всякую надежду на лучшую жизнь, и многие отвращаются от труда, что ведет к сокращению суммы сборов. В результате государство начинает клониться к бессилию и упадку и в конце концов разрушается.
Всего в развитии государства Ибн Хальдун выделяет пять фаз. На последней наступает старость правящей царской династии, и ею овладевает затяжная болезнь, от которой она уже не может избавиться. Дряхлость настигает и одолевает династию даже тогда, когда нет внешних врагов. Но чаще всего гибель государства наступает в результате нашествия племен, которые до этого вели суровый кочевой образ жизни. Средняя продолжительность жизни династии – 120 лет.
Племена и племенные союзы завоевывают города потому, что стремятся к покою и удобству городской жизни. В результате завоевания к власти приходит новая царская династия. Ей, в отличие от первой, нет необходимости строить город. Нужно лишь обновить уже существующий. Большая часть победителей становится горожанами. Проявляется тяга к роскоши, теряются былые добродетели, растут пороки, усиливается налоговое бремя. Через 120 лет и эта династия дряхлеет и гибнет. Приходят новые завоеватели, с которыми происходит то же самое. И так без конца. История есть вечный круговорот. Правда, каждый новый цикл начинается на основе, подготовленной предшествующими. В этом смысле в истории есть поступательное развитие. Но этот момент Ибн Хальдуном почти совсем не проработан» [10 , с. 108].
Социология как наука об обществе изучает социологические явления, которые происходят не случайно и помимо воли его участников. Эти явления, подобно природе и вселенной, также подчиняются собственным законам, поэтому задача социологии – выявить, раскрыть эти законы с целью их применения для дальнейшего исследования и прогнозирования направления жизни общества в целом. Исходя из этого, все проведенные ранее социологические описания до Ибн Хальдуна представляли собой один из трех видов:
- Описание общественной жизни и социологических явлений, какими они были ранее и в данный период времени, не делая никаких умозаключений и выводов о законах, влияющих на эти явления.
- Назидательное побуждение к следованию установленным свыше нормам поведения.
- Реформаторское представление обустройства идеальной общественной жизни согласно этим нормам.
Об этом свидетельствуют труды Платона в его сочинении «Государство и законы», а также труды Аристотеля, Никомахова этика и политика, аль-Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Все эти великие ученые писали о том, как должно развиваться общество исходя из своего понимания. Но очевидно, что все эти труды не соответствуют тому понятию, что мы называем сегодня социология как наука.
Ибн Хальдун чувствовал необходимость позитивного изучения общественных явлений для раскрытия их сущности и управляющих законов. В результате глубокого изучения и умозаключения мыслитель заявил о создании новой науки: «Представляется, что это самостоятельная наука. В самом деле, у нее свой предмет (мавду‘), а именно человеческая обустроенность и людское общежитие, и свои задачи (маса’ил) – объяснение тех испытаний социума.
Испытания, касающиеся любой науки, есть ее законы. Ибн Хальдун напоминает об этом в своей книге в 6-м разделе, в 21-й главе, когда говорит о геометрии: «Это наука о величинах, соединенных, как линии, плоскости и тела, и объединенных, как цифры, и испытания касательно всего этого. Например: сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов. Две параллельные линии никогда не пересекаются. Пересекающиеся линии образуют смежные углы, равные между собой» [2 , с. 470]
Из вышесказанного следует, что Ибн Хальдун тем самым оспаривает устоявшееся мнение о том, что социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XX века и ее основателем является французский философ Огюст Конт.
Нет сомнений в том, что наука о человеческой обустроенности является новым видом, никем не описанным ранее: «Знай также, что речь наша об этой науке нова и необычна, обильна пользой. Она результат исследования и глубокого разыскания. Эта наука не относится к риторике… Она также не принадлежит к гражданской политике, поскольку оная представляет собой надлежащее управление домом или градом в соответствии с требованиями этики (ахлак) и мудрости с целью направить массы по такому пути, чтобы [человеческий] вид остался в сохранности и избежал гибели. Предмет нашей науки отличается от предметов этих двух искусств (фанн), которые с ней как будто схожи.
Эта наука, как представляется, создается вновь. Клянусь жизнью, ни у кого не встречал я ничего похожего, — уж не знаю, потому ли, что об этом не думали и данную науку просмотрели, или потому, что, хотя об этом писали и сполна сей предмет исследовали, до нас это не дошло» [2 , с. 18].
Действительно, в подтверждение слов Ибн Хальдуна, имея многолетний человеческий опыт исследования в этой области, на сегодняшний день мы можем с уверенностью согласиться с его мнением, что представленная им наука по всем параметрам соответствует определению современной социологии и именно Ибн Хальдун является ее основоположником.
Список использованных источников:
- Дугина А.Г. Лекция на социологическом факультете МГУ по теориям элит. https://www.youtube.com/watch?v=QljnDUKfQ1U (дата обращения:20.09.2017)
- Darwish Al-Juweidi . Mokaddimat Ibn Khaldun, Modern Library Sidon Beirut, First Edition 1995 .том – С. 630
- Мусаелян Лев Асканазович. концепции философии истории Ибн Хальдуна, //Философия и общество. Выпуск №3 (20)/200).
- Scientific Books House Beirut Lebanon Mokaddimat Ibn Khaldun 1992 Volume VII page
- Dr. Zeinab Al-Khudairi, Cairo University, Ibn Khaldoun Logic, Cairo, 1989, 239 pages .
- Mustafa Shakaa. Egyptian Lebanese Cairo.Islamic Foundations in the Thought of Ibn Khaldun and his theories 1992. – С. 249
- Игнатенко А.А. Ибн Хальдун. – Москва.1980 . – С.160 .
- Ibn Khaldun quoted by S. President Ronald Reagan https://www.youtube.com/watch?v=6ONWZc_fFPk (дата обращения: 20.10.2017 ).
- Семенов Ю.И. Философия истории общая теория исторического процесса. – М.: Академический проект Триста, 2013. – 615 с .