Некоторые вопросы об историческом пути казахского народа к независимости в 18-19 веках

В данной статье рассмотрены проблемы исторического присоединения казахской степи к России. Автор статьи подвергает сомнению процесс присоединения казахских земель к России на добровольном начале, подтверждая фактами из различных источников, а также анализируя и систематизируя их. В статье также анализируется каждый исторический фактор и объясняется позиция каждой из конфликтующих сторон. Автор вместе с тем дает историографический обзор различных взглядов на процесс присоединения. В статье отражаются аспекты как отечественной, так и всемирной истории, прямо или косвенно оказавшие влияние на развитие казахского общества в период пребывания в составе Российской империи. Автор приводит доказательства, что произошла подмена исторической вынужденности присоединения добровольностью из идеологических соображений, позиций и подходов.

Введение. СССР распался вполне мирно. И это подарком с Небес никоим образом не является. Завоевание независимости не всегда означает вооруженный путь борьбы. Казахский народ  в  течение почти триста лет со дня Актабан-шубырынды до Желтокасана 1986 года более чем достаточно испил чаши пролитой людской крови. Едва победив одного врага, казахский народ получили на его место сразу двоих и более. И казахскому народу пришлось выбирать между геополитическими гигантами тех времен. Россия была наименьшим злом, хотя в казахскую степь вместе с царизмом пришли несколько другие трагедий, связанные с колонизацией. Здесь следует отметить тот факт,  что  присоединение  казахской степи к Российской империи добровольным путем не шло. И вхождение в состав советского государства также нельзя назвать добровольным, хотя здесь были другие сложные исторические переплетения. Поэтому, казахские интеллектуалы (в т.ч. и деятели Алаш-Орды) дореволюционной и советской эпохи выбрали только один из видов мирной борьбы – это просвещение через народное образование.

В результате, таким образом, присоединение Казахстана к России нельзя  никак  назвать добровольным. И здесь виден один парадокс. Никто из официальных историков не дает оценки добровольности, но и противоположный довод тоже не дают. С чем это может быть связано, и чем можно это объяснить?

Действительно, этот вопрос в современной казахстанской исторической науке стараются обходить  и  не обсуждать. Но ответ должен быть окончательным. Дело в том, что идет разное толкование обращения хана Абулхаира к императрице Анне Иоанновне в 1730 году. Не затрагивая  содержания  обращения нужно отметить, что Абулхаир-хан ставил определенные условия перед Российской империей, которые царизм не спешил выполнять. Однако русское и казахское государства по-разному понимали слово протекторат, под который был принят Младший жуз, а затем и Средний жуз. Казахские ханы понимали это как сохранение самостоятельности в союзе с более сильным государством. Царизм, же со своей стороны понимал это как шаг к порабощению через подданство. И эту «наивность» казахских ханов и  биев русские, а впоследствии советские историки назвали добровольностью. Если для России это действительно добровольность, то для Казахстана – уже вынужденность. А термины добровольность и вынужденность – это совершенно разные категории. Это, во-первых.

Во-вторых, определенные исторические условия внутри России диктовали не спешить с экспансией. Царская Россия старалась экономно использовать свои вооруженные силы. Против джунгаров ни один русский солдат не пришел на помощь. Победа казахов была обеспечена за счет силы духа казахского народа, чего не могли не учитывать в руководстве Российской империи. Ведь позже Екатерина  II говорила: «Если бы казахи узнали свою историю, то они бы завоевали весь мир». И в итоге, колонизация была постепенной, и окончательное присоединение казахских земель завершилось лишь к 1860-м годам, заняв около 130 лет. А присоединение, таким образом, было аннексией.

В-третьих, там, где закреплялись русские войска, неизбежно строились крепости. И это тоже вызывало многочисленные восстания казахов. Национально-освободительные восстания Сырыма Датова,  Махамбета Отемисова и Исатая Тайманова, а также освободительное движение Кенесары Касымова – это только самые крупные и знаменитые выступления. Эти восстания также наглядно опровергают добровольность присоединения к России. Сторонники теории  добровольного  присоединения  утверждают,   что   только   Кенесары   Касымов   выступал   против  колонизации,   а  Исатай   Тайманов с повстанцем,    называл   себя   защитником    казахских    земель    и   врагом   как   старых    колонизаторов (белогвардейцев), так и новых - большевиков. Он был убит в начале 1920-х годов.

Все же, рассмотрим, какие исторические факты свидетельствуют о недобровольности присоединения казахских земель к России. 1723-1727 годы – годы Великого бедствия, вызванные нашествием джунгаров  в казахскую степь. Также шли конфликты казахов с соседями – волжскими калмыками, башкирами, уральскими и сибирскими казаками, хивинцами и бухарцами, до этого совершали набеги на казахские земли. Но джунгарское нашествие было главной опасностью, которое стало первым шагом к утере независимости. К этому времени единое Казахское ханство разделилось на три жуза со своими ханами во главе. Вокруг казахских земель образовывалось вражеское кольцо. Сложившаяся  геополитическая ситуация была не в пользу казахского государства. И джунгарское нашествие натолкнуло хана Абулхаира сделать обращение к Российской империи о помощи и присоединении. Но помощи не  последовало. Победа над джунгарскими завоевателями была одержана объединенными силами казахов всех  трех  жузов. Победа над джунгарами показала не только воинственность казахского народа, но на время превратила казахскую степь в региональную военную державу. Именно этот фактор оказался сдерживающим продвижение китайской империи в казахскую степь после овладения Цинской империей Джунгарии в 1755-1767 годах, а не только дипломатическое подчинение казахов Россией с целью укрепления своих восточных границ.

В эти годы героического сражения казахского народа с джунгарскими завоевателями хан Младшего Жуза Абулхаир обратился к царице Анне Иоанновне с обращением: «Нижайшее прошение к вашему величеству состоит в том, что у нас нет мира с принадлежащими вашему величеству народом уральских башкиров. Для того, чтобы быть послушным и покорным, обретя убежище под сенью вашего державного царского величества, я присоединил к вашему рабу башкиру Алдарбая отправить посланника к вашему царскому величеству, мы, Абулхаир-хан, вместе с 40 санами казахов Среднего и Младшего жузов, моими подданными, преклоняем свои головы и готовы исполнить ваше повеление. Просим установить мир с вашими рабами – уральскими башкирами. Мы будем послушны вашему повелению». [8, с.106] Это обращение было написано на чагатайском языке и имело несколько переводов. В других переводах упоминались слова протекция и покровительство - «желаем под протекцию» и «желаем вашего покровительства». Данный перевод обращения является последним вариантом, и отражает личную заинтересованность хана Абулхаира пойти под российскую корону.

С одной стороны, хан Абулхаир предполагал своим обращением в принятие российского протектората разрешить конфликты с башкирами, калмыками и уральскими казаками относительно пастбищ и облегчить торговые отношения с русскими. Но с другой стороны, он принял это решение единолично, без всеобщего обсуждения и решения старейшин родов и племен Младшего жуза, о чем свидетельствовал А.Тевкелев. Его поддержали лишь 30 старшин. Противников у него было гораздо больше. «Народ, не  знавший о сношениях своего хана, изумился, узнав о прибытии русского чиновника, требовавшего присяги на верность русскому царю. Начались волнения, неоднократно угрожавшие даже жизни Тевкелева…». [1, с.96-97] Глава специального посольства Коллегии иностранных дел Алексей Тевкелев, в частности, в своем донесении от 5 января 1732 года докладывал: «Абулхаир-хан, чтобы протекцией его императорского величества, быть ему самовластным и дети его по нем были наследниками».. Кроме того, в другом своем рапорте от 1733 года он утверждал, что Абулхаир «без согласия прочих ханов и султанов один собою» никаких действий предпринимать не может.[9] Абулхаир хотел быть единоличным и наследным ханом всех казахских жузов при помощи российской короны на условиях протекции.

В 1734 году окончательно было оформлено вступление Младшего жуза род протекторат Российской империи. В этом же году самостоятельно хан Среднего жуза Самеке также присягнул на верность российской императрице. В 1738 году старшины Старшего жуза (здесь ханская власть фактически отсутствовала) присягнули на верность России. «Между тем, русская помощь против чжунгаров не являлась, а честолюбивые намерения Абулхаира  обнаружились.  Больше-ордынцы  объявили  свою присягу  недействительною».  [7,  с.97]   И в том  же году,  старшины  Старшего  жуза  разграбили караван русских купцов, направлявшихся в Ташкент из Орска через территорию Младшего жуза по договоренности с ханом Абулхаиром. «И в результате этого установить в конце 30-х годов XVIII века прямой торговый путь из Ташкента на Оренбургскую линию русским чиновникам не удалось». [2, с.302] Присоединение Старшего жуза к России отодвинулось еще на 120 лет.

Поначалу Абулхаир поставил перед Анной Иоанновной пять условий (плата налога ясака, гарантий от разорений, примирение с российскими подданными – башкирами и волжскими калмыками, экстрадиция их в случае пленения, выступление против внешних врагов под российской протекцией). Царское правительство приняло эти условия. [3, с.37] Российская империя использовала все слабые стороны казахских ханов, чтобы постепенно колонизовать казахские земли. Поэтому, «несмотря на все усилия подчинить степь, Россия более ста лет владела ею только номинально, как будто признавая, что власть хана основывается не на воле России, а на праве первородства». [7, с.97]

Еще в 1722 году, во время своего персидского похода, царь Петр I планировал насильно включить казахские земли в состав Российской империи. Об этом Тевкелев отмечал следующим образом: «Петр Великий изволил иметь желание для всего отечества Российской империи полезное намерение в приведении издревле слышимых и в тогдашнее время неизвестных обширных Киргиз-Кайсацких орд в Российское подданство высокою своею монаршей особою меня, нижайшего, к  тому  употребить намерение имел с тем, буде оная орда в точное подданство не пожелает, то стараться мне несмотря на великие издержки хотя бы до мелиона держать, но токмо чтоб только одним листом под протекциею Российской империи быть обязались». [3, с.31] Казахская степь в замыслах Российской империи играла громадную геополитическую роль в качестве ворот в азиатские страны. Казахские земли должны были стать основным ключом в восточном и южном направлениях экспансионистской политики царской России. Эти планы романовской династии показывают, что казахская степь рано или поздно, вольно или принудительно должна была войти в состав Российской империи.

После смерти хана Самеке в 1738 году ханом Среднего жуза стал султан Абулмамбет. В 1739 году он   в Оренбурге подтвердил вечное подданство Среднего жуза России.  «Но едва  выехал  он из Оренбурга, как Абулхаир начал уже обвинять его в измене, хотя в сущности сам был изменником». [7, с.97]  Абулхаир был убит в 1748 году. В 1771 году после смерти хана Абулмамбета ханом Среднего жуза становится султан Аблай (Абульмансур). За десятилетие своего правления хан  Аблай  распространил свою власть на Старший и Младший жузы, которые признали его всеказахским ханом. Аблай-хан фактически сделал казахское государство независимым. Цинская империя признала его власть над всеми тремя жузами на условиях вассалитета по отношению к Китаю. За время своего правления Аблай-хан занимал ровные отношения со всеми государствами. Он также проявил нейтральную позицию к крестьянской войне 1773-1775 годов, которую возглавил Е.Пугачев. Царское правительство заподозрило его в поддержке Е.Пугачева (поскольку тот провозгласил себя царем Петром III). Однако он уверил представителей российского правительства в своей верности. И в 1778 году царица Екатерина II признала его лишь ханом Среднего жуза. И после его смерти в 1781 году Российская империя возобновила свою экспансионистскую политику. Казахское ханство окончательно перестало  существовать.

Еще в 1720 году была основана форпост Коряковский (Павлодар), а в 1771 году - крепость Петропавловск как опорные базы колонизации казахских земель на военных линиях. Российское правительство также поощряло миссионерскую деятельность татарских мулл в казахскую степь с целью духовного усмирения казахов с отказом последних от традиционного умеренного ислама в пользу ортодоксального, присущего оседлым народам. Увеличение налогов и сокращение пастбищных земель в пользу Российской империи также вызывало недовольства народа. Старшины родов пытались самостоятельно договариваться с русскими властями о торговле и пастбищах. Так, на предложенном оренбургским генерал-губернатором Игелстремом проведении съезда старшин (поскольку авторитет ханской власти падал), главой был избран Сырым Датов, а хан Нуралы не прошел. [10]

В 1783 году вспыхнуло восстание казахов Младшего жуза под главенством Сырыма Датова, прозванный народом Сырым-батыром. Уральское казачество не желало уступать земли казахам даже под давлением царского правительства, которая решила пойти на уступки казахам. Восстание началось с нападения на уральский казачий форпост. [11] Со стороны восставших старшин выдвигались требования  о независимости. Царская администрация в подобной обстановке решила вернуть ханскую власть в 1791 году и назначает ханом Есима. В ответ Сырым Датов объявляет Российской империи войну. В ходе своих рейдов Сырым-батыр хана Есима как ставленника России и совершает набеги на расположения царских войск. В 1797 году восстание терпит поражение, и Сырым-батыр уходит в Хивинское ханство.

Итак, после попыток хана Аблая и старшины Сырыма Датова восстановить независимость казахского государства Российская империя возвращает свой протекторат над Младшим и Средним  жузами. Старший жуз, где ханская власть отсутствовала после хана Жолбарыса, оставался до 1850-х годов вне  зоны российского доминирования. Султаны и старшины Старшего жуза самостоятельно вели политику взаимоотношений с цинским Китаем, а также войны и торговлю с Кокандским ханством, которое подчинило южную часть казахских земель. В 1851 году Российская и Цинская империй подписали Кульджинский договор, согласно которому Россия получала свободный доступ торговать  в  западной части Китая. Этот договор открыл путь к присоединению Старшего жуза и всех южноказахских земель к России, создав плацдарм для полной аннексии региона Центральной Азии.

Казахские жузы по отношению к Российской империи были вассальными государствами, с которыми до 1820-х годов все сношения с Россия осуществляла через Коллегию иностранных дел. Затем власть над казахами постепенно переходило к царской администрации, а ханская власть ослабевала и становилась номинальной. В соответствии с принятием «Устава о сибирских киргизах» (1822 г.) и «Устава об оренбургских киргизах» (1824 г.) были ликвидированы институты ханства  в Среднем и Младшем жузах. В Букеевской орде Астраханской губернии ханская власть просуществовала до 1845 года. Таким образом, царское правительство окончательно ликвидировало остатки прежнего Казахского ханства.

«К началу XIX столетия киргиз-кайсаки, отделенные от Монголии и от России рядом крепостей, утратили прежний воинственный дух; союз, скрепленный общей опасностью, разрушился; ханы, более ненужные, впали в презрение; в каждом роде все крепче становилось желание спокойной жизни, под непосредственным русским управлением; место битв заняла баранта или угон скота». [7, c.99] Однако, царские власти ошибались  в утрате воинственного духа казахов (один только факт недопущения казахов  к военной службе говорит о многом), поскольку и до, и после начала 19 века происходили многочисленные восстания казахов.

В 1836-1838 годах произошло восстание под руководством Исатая Тайманова и  Махамбета  Отемисова. Причинами восстания стали не только налоговый гнет, поборы и распри. Главной причиной стало отбирание плодородных земель уральским казачеством. Отбирались также рыбные и охотничьи угодья. Поводом к восстанию явилось злоупотребление властью ханом Джангиром, что в свою очередь было вызвано выслуживанием царскому правительству. Обращения Исатая Тайманова к Оренбургскому генерал-губернатору В.Перовскому разрешить все споры и конфликты мирно остались без внимания. Восставшие отряды громили все неказахские поселения в Букеевской орде, а затем приблизились к ханской ставке. Хан Джангир обратился к генерал-губернатору В.Перовскому за помощью: «Мне одна ближайшая надежда остается обращаться к вам с моим ходатайством уничтожить строгостью справедливых ваших распоряжений эту злоумышленную в орде шайку, совершенно достойную примерного наказания». [6, Л.,119] В итоге, царское правительство послало регулярные войска и казачество на подавление. Ответственными за подавление были назначены генерал-майор Покатилов и подполковник Гекке.

Восставшие также громили аулы крупных баев, служивших хану Джангиру. При этом сам хан  Джангир  не  хотел  своими  силами  участвовать  в  подавлении,  мотивируя  это  следующим  образом:«Собрать на них также вооруженных приверженных ко мне киргизов сам собою не решаюсь, не получив на это прямо вашего распоряжения, при отчаянных сопротивлениях могут случиться смертоубийства, грабежи и вновь будет повод к мстительным в орде междоусобиям». [6, Л.171-174] Восстание было подавлено  с  активным  использованием  артиллерии.  Махамбет  Отемисов  как  акын  свидетельствует: «Әскердің алды бөгелді, Қырдан ойға төгілді, Орыс добын үш атты, Сонда батыр жөнелді». [4, 60 б.] Исатай Тайманов погиб в бою с царскими войсками в 1838 году. Махамбет Отемисов скрывался в степи, но был пойман и предан царскому суду. Он был оправдан и отпущен, но вскоре был предательски убит султаном Баймагамбетом в 1841 году. Таким образом, крестьянское по сути восстание Исатая Тайманова  и Махамбета Отемисова стало одновременно и  национально-освободительным  движением, направленным против колониальной эксплуатации со стороны Российской империи.

Одновременно в 1837-1847 годах в другой части казахской степи велось еще одно восстание – под предводительством Кенесары Касымова. Причинами этого восстания стали усиление колониальной политики царизма, недовольство частью казахской знати ликвидации института ханства, введение непосредственно российской системы управления с прямым налогообложением и контролем  над казахским населением. Кенесары Касымов был внуком хана Аблая. В советской историографии это восстание было объявлено реакционным и феодально-монархическим движением. Изучавший феномен Кенесары Касымова казахский ученый-историк Ермухан Бекмаханов  был репрессирован  в 1950-х годах за объективное правдивое изложения истории Казахстана в царский период.

Е.Бекмаханов отмечал, что закрепление Российской империи в Казахстане исходило из экономических интересов развивающегося русского капитализма. «Поскольку к началу 19 века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов». [1, с.115] Колонизация шла путем продолжения строительства военных линий наличием фортификаций и административными реформами управления. С приходом русской администрации в казахской степи начинаются новые междоусобные распри между представителями ханских родов и кланов. Русский статистик П.П.Румянцев, заведовавший статистическими работами в Семиреченской области в начале 20 века, считал, что казахам чуждо было понятие государственности (с чем нельзя согласиться) и подчеркивал: «Для русских это и облегчало борьбу с киргизами, т.к. не давало последним возможности сплотиться, и затрудняло ее, ибо никогда не было уверенности, что получив изъявление покорности от какого-либо хана, тем самым покорен и народ». [5, с.38] Тем не менее, он подтверждал наличие мятежности у казахов.

Кенесары Касымов с ранних лет видел недовольства и протесты казахов, вызванные продвижениями Российской империи вглубь казахских степей. Его отец Касым Аблаев и брат Саржан Касымов еще в 1820-х годах вооруженной борьбой против российского продвижения, характеризующаяся постройкой укреплений. Кенесары Касымов принял участие в этом восстании. В 1837 году в Акмолинском округе вспыхнуло восстание казахов против царских властей и старших султанов. Кенесары Касымов незамедлительно возглавил это восстание, разрушив Акмолинское  укрепление.  Один  из  старших султанов Кудаймендин об этом писал: «Кенесары Касымов изыскивает средства нанести мне ощутительный вред за преданность мою к Российскому правительству, чему способствуют казахи здешнего округа, преданные Касымову». [5, с.219]

Постепенно повстанческое движение Кенесары Касымова охватывает Северный Казахстан, а затем в 1838 году выходит через Торгай на территорию западной части Казахстана. Однако к этому времени восстание Исатая Тайманова уже было разгромлено, а Махамбет Отемисов ушел в Хиву. Из-за своего разочарования в среднеазиатских ханствах (Хивы и Коканда) Кенесары Касымов отказывается от взаимодействия с Махамбетом Отемисовым. Тем не менее, участники разбитых отрядов  Исатая Тайманова присоединяются к нему. В 1841 году на Торгае представители трех жузов избирают Кенесары Касымова ханом и провозглашают восстановление Казахского ханства, которое было  признано  бухарским эмиром Насруллой-ханом. Будучи ханом, Кенесары Касымов в целях дисциплины проводил жесткую политику, что не могло не вызвать определенного недовольства части казахов и сыграть на руку царскому правительству и казахским старшинам, под натисками которых он вынужден был отступить в Жетысу (Семиречье). В 1847 году пытался прорваться в киргизские владения за получением поддержки, но был убит киргизскими вождями в знак преданности Российской империи.

Целью Кенесары Касымова было восстановление независимости Казахского ханства и равноправных отношений с Российской империей. Политическая независимость была его основным принципом.  Он готов был признать российский протекторат, но на уровне партнерских отношений. Для царя Николая II это было равносильно двуединой монархии, чего он не мог допустить. Тем временем, регулярные царские войска и казачество со стороны Оренбурга и Сибири продвигались вглубь и продолжали воздвигать военные укрепления. На повестке уже стояло полное присоединение Жетысу и  южного  Казахстана.  После серии и ряда восстаний вопрос о «добровольности» присоединения уже не стоял.

Сырым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Отемисов, Кенесары Касымов не только хронологически, но и стоят в одном ряду с лидерами национально-освободительного движения стран, боровшихся за свое освобождение от колониальных метрополий на заре их покорения. Так Сырым Датов жил в одно время с индийским антиколониальным лидером Типу Султаном (1750-1799), который вел борьбу против Британской Ост-Индской компании. Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Отемисова совпали с борьбой индонезийского народа под руководством Дипонегоро (1785-1855) против голландских колонизаторов. Движение Кенесары Касымова пришлось на время борьбы алжирского народа во главе с Абдель Кадиром (1808-1883) против вторгшихся французских колонизаторов. Судьбы этих лидеров были во многом схожи.

С преследованием отрядов Кенесары Касымова в сторону Жетысу началось присоединение Старшего жуза. В 1847 году было основано укрепление Капал. Одновременно кокандцы построили крепость Таушубек,  которая без боя сдалась  царским  войскам в 1851  году.  В 1854  году отряд Перемышельского основал укрепление Верное на месте поселение Алматы. Одновременно со стороны Приаралья также шло продвижение царских войск на кокандскую крепость Ак-Мечеть, который был взят в 1853 году. Царизм воспользовался враждебным настроем казахов к кокандским ханам. В связи с этим сибирский генерал- губернатор Гасфорт распорядился соединить Сырдарьинский и Сибирский военные линии в 1853 году. В 1860 году произошла Узынагашская битва между царскими и кокандскими войсками, в которой участвовали и казахские отряды. После этой битвы с перерывом царские войска во главе с полковником Черняевым продвинулись далее на запад, захватив Аулие-Ату (Тараз), Шымкент и Туркестан в 1864 году. При этом Черняев проявил жестокость по отношению к населению захваченных городов-крепостей.

Россия использовала принцип Divide et impera («Разделяй и властвуй») на всех присоединенных территориях. Поводом для завоевания региона Центральной Азии Российской империей стала защита казахов как российских подданных от стычек с кокандцами и туркменами. В 1865 году был взят Ташкент, и началось непосредственное присоединение Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства к Российской империи, завершенные в 1873-1875 годах. В 1881 году после Геоктепинского сражения России были подчинены и присоединены туркменские земли.

Е. Бекмаханов отмечал: «В своей захватнической политике царизм, с одной стороны, опирался на вооруженную силу, на колониальный аппарат, с другой стороны, на феодальную верхушку казахской знати». [5, с.116] Поэтому, выступление против казахской знати было равносильно противодействию колониальной политике царизма. И так было со всеми присоединенными к России государствами. Присоединение как акт с последующей колонизацией состоялось. Однако сам факт присоединения вызывает ряд противоречивых утверждений.

Таким образом, присоединение Казахстана к России не было и не могло быть добровольным. Исторически для Российской империи оно было добровольное, а для Казахского ханства – вынужденное. Следовательно, добровольность является точкой зрения и позиции России, а не независимого Казахстана. В противном случае, Республика Казахстан должна войти в состав Российской Федерации,  что невозможно и нереально в условиях 21 века.

Какое государство может расстаться со своей независимостью? Какой народ добровольно отдается более сильному государству? Разумеется, таковых в мире не было, и нет. Северный Кавказ был насильно присоединен в ходе Кавказской войны. Грузия согласно Георгиевскому трактату оставалось независимой, но ввод русских войск полностью лишил ее независимости. Азербайджан также был присоединен в ходе русско-персидской войны. Украина была присоединена в ходе русско-польской войны и раздела Речи Посполитой (и Беларусь тоже). Прибалтика была присоединена в ходе русско-шведской войны, а Средняя Азия – после полной аннексии Казахстана.

В заключении, таким образом, казахский народ прошел ряд исторических этапов на пути к восстановлению своей независимости и суверенитета еще в период царской колонизации. Одним из них стала явилась казахско-джунгарская война, которая была первой борьбой за независимость. Этот период длился в 1700-1755 годах. Но Российская империя лишила казахское государство независимости посредством нарушения договора о союзе. И 18 век ознаменовался концом средневековой истории казахов. Другой ступенью стали многочисленные восстания казахов против царского колониализма в 1792-1865 годах. Попытки восстановления независимости терпели поражения, но они были серьезным уроком для воюющих сторон. 19 век стал для казахского народа переходным периодом из состояния средневековья в современную эпоху.

 

Список использованных источников

  1. Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40-е годы XIX века. – Алма-Ата, 1947
  2. Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик. Алматы, 2007
  3. Казахско-русские отношения в XVI-XVII веках. Сборник документов и материалов. – Алма-Ата, 1961
  4. Махамбет. Жорық жырлары. – Алматы, 2007
  5. Румянцев П. Уезды Жетысу. – Алматы, 2000 ЦГА РК. Ф. И-4. Оп.1.Д.1963.
  6. Энциклопедический словарь. – Санкт-Петербург, 1895, том 15
  7. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 годов. – Алматы, 2014, т.1
  8. Абулхаир (Абилхаир) [Электрон.ресурс]. URL:http://e-history.kz/ru/biography/view/9(дата обращения: 12.03.2017)
  9. Представление старшин Младшего жуза Срыма Датова и др. в Оренбургскую пограничных дел экспедицию с протестом    против    избрания    султана    Ерали    ханом.    №78,    1792    г.   июня       [Электрон.ресурс].  – URL:http://www.vostlit.info/Texts      /Dokumenty/      M.Asien/XVIII/1760-1780/Kazach_rus_17_18/61-80/78.htm      (дата обращения: 12.03.2017)
  10. Донесение хана Нурали князю Г. Потемкину о батыре Срыме Датове и его приближенных. №62, 1785 г. ноября [Электрон.ресурс].  –        URLhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1760-1780/Kazach_rus_17_18/61-80/62.htm (дата обращения: 12.03.2017)
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...