Интеллект, память тела и его "Разумность". К проблеме "Человек"

В статье рассматриваются актуальные вопросы интеллекта, память тела и его «разумности», понятие «человек», которые еще недостаточно изучены в научной литературе. В статье уделено внимание их особенностям и проблемам. Вместе с тем уделено внимание и дискуссионным вопросам.

Существуют люди с весьма слабым интеллектом, про которых говорят, что их надо шесть месяцев обучать тому, чем отличается голова собаки от её хвоста. Одновременно такие люди обладают исключительными способностями в области памяти, элементарной логики и математики, механических возможностей человеческого тела. Выдающийся современный американский философ из Питтсбурга Роберт Б. Брандом в работе "Экспрессивный разум" пишет, что человек есть "нормативное, социальное, разумное, свободное и самосознательное существо" [1]. Нет сомнений человек есть всё это, но не только. Он живое, телесное, организменное существо. И изучение, учёт свойств его телесности равно как и взаимодействия этих свойств с указанными Брандом даёт нам всё более полное понимание существа "человек". 

Некоторые признаки аутизма

Большинство аутистов говорят медленно, безинтонационно, нередко слегка заикаясь. Некоторые вообще не говорят или производят несвязанные между собою слова, или бессмысленные звуки. Движения аутистов выглядят одеверянелыми, негибкими не вполне и не сразу подчиняющимися их воле. Их интересы весьма ограничены, они имеют "пристрастие" к повторяющимся действиям механического характера. Нередко их охватывает необъяснимая внешними факторами тревога, они бесцельно наклоняют в разные стороны верхнюю часть своего тела и машут руками. Иногда они сутками не находят покоя во сне. Некоторые кусают сами себя или бьются головой об стену до крови. Иные мажут по стенам свои экскременты.

Однако прежде всего бросается в глаза недостатки социального поведения таких больных. Они не выдерживают глазного контакта с другими людьми, не играют с ними и их детьми. Аутисты с трудом или вообще не реагируют на чувства и эмоции окружающих людей, не понимают, что есть дружба и не имеют друзей, не понимают иронии, юмора, сарказма. Родителей наиболее угнетает эмоциональная глухота таких детей: на улыбки они не отвечают улыбками, на любовь любовью. Эмоциональная глухота взрослых аутистов может в некоторых ситуациях и положительный аспект: они способны принимать решения, делать выводы, на которые не влияют эмоции, т.е. более объективные выводы.

Наиболее тяжело приходится родителям тогда, когда уже достигнутое языковое и эмоциональное развитие ребёнка вдруг пошло вспять ("regredieren") и теряют приобретённые в раннем детстве языковые способности и эмоциональные навыки. 

Иные люди

Многие исследователи (Эрик Кандель /Eric Kandel, США, лауреат Нобелевской премии в области нейробиологии/; Чарльз Нельсон /Charles Nelson, исследователь аутизма из Бостона, США/; Михаил Томазелло /Michael Tomasello, Макс-Планк-Институт в Лейпциге/ и др.) полагают, что аутисты: 1) дети преимущественно пожилых родителей; 2) что генетическая предопределённость этого явления высока и увеличивается; 3) что исследования аутизма дают доступ к лучшему пониманию "Я" человека и его самости; 4) что аутиста далеко не всегда определять как "больного". В большинстве своём это люди, которые мыслят, воспринимают и действуют иначе, чем другие люди той же, что и они, культуры. Такими исследователями аутизм определяется как одна из особенностей личности или индивидуальности человека, как, например, робость, левосторонность ведущей руки или необычайно чуткий и тонкий слух.

Англичанин Джеймс Хенри Пуллен (James Henry Pullen) был всеми признаваем "слабоумным" ли даже "придурковатым", но обладал уникальным талантом как резчик по дереву и как создатель уникальных деревянных моделей кораблей. Им построенная модель лайнера "Большой Восток" ("Great Eastern"), непревзойдённая и по сей день. Она была три метра длиной, снабжена 13-ю спасательными шлюпками со всеми необходимыми принадлежностями, каждая кабина было полностью оборудована сталами, стульями и пр. Когда он умер в 1916 году, о нём, как выдающемся человеке, знала вся Англия [2].

Профессор Говорд Гарднер (Howard Gardner), известный исследователь из Гарвардского Университета (США), изучив сотни аналогичных случаев односторонне высокоталантливых людей разных времён, народов и культур, пришёл к выводу, что наряду с интеллектом-рассудком и интеллектом -разумом существует "интеллект тела" ("Körper-Intelligenz") в многообразных формах. Многие столетия в западной культуре высоко ценился интеллект, связанный со способностями в вербальном языке, в логике и математики. Параллельно шло идущее от Платона сомнение в существовании собственного "ума" у тела и убеждение в превосходстве рационального в человека над его телом. Пока душа и тело едины, полагал Платон, природа положила последнему служить и послушаться, а первой приказывать и господствовать.

Специальные исследования последних десятков лет и американских и немецких [3] учёных показали, что организм человека обладает многими формами собственной памяти, независящими от рассудка, воли и самосознания личности и используемые организмом спонтанно, "по собственному усмотрению". В особенности это относится к внезапно наступившим критическим, опасным для жизни или карьеры ситуациям.

Конечно же, упомянутый выше Хенри Пуллен был аутистом. И вот выясняется, что сегодня, когда это явление исследуется более пристально, выявляется, что оно распространено много более, чем предполагалось [4].

Многие из этих людей (детей или взрослых) обладали исключительно уникальными способностями памяти. Они, например, помнят названия всех мостов своей страны или планы всех авиарейсов в ней, или опубликованные при их жизни и ими когда либо прочитанные даты истории этой страны, или планы всех авиарейсов и т.д. При этом их данные по IQ-Tests стояли даже ниже 75, но бывают и выше 120. Слабым утешением для родственников больных могут служить утверждения некоторых специалистов, что и некоторые великие люди были слабо выраженные аутисты: Моцарт, Эйнштейн, Дарвин и даже Джефферсон. Некоторые элементы аутизма приписываются и Иммануилу Канту [5]. 

Распространение и причины аутизма

Однако же данным Томаса Инзеля (Thomas Insel) директора Национального Института Духовного Здоровья США (National Institute of Mental heals), большинство звонков из Белого Дома относительно эпидемий касается аутизма.

Аутизм становился всё более распространённым явлением в США. В 2012 Контрольный центр страны по эпидемиям (US-Seuchenkonzroll zentrum) зафиксировал, что на 88 исследованные детей приходится 1 аутист. Эпидемия нарастала, и в 2014 году контроллёры из одного из крупных города страны Атланты установили, что на 68 исследованных детей приходится один аутист. Это был тревожный прирост детейаутистов за два года на 30%. Ещё более тревожные данные поступают из Южной Кореи, где аутистом был определён один ребёнок их 38 исследованных [6].

Федеративное Общество аутистов Германии сообщало в 2012 году о примерно 250 000 аутистов в стране (0,3% всего населения ФРГ) цифра явно заниженная. Но это не потому, что представители данного общества сознательно дезинформируют общественность. Просто учитываются по рекомендациям влиятельной группы учёных только так называемые "настоящие" аутисты, т.е. аспергераутисты (Asperger-Autisten) [7].

Представителям этой группы аутистов присущи слабости в распознавании и понимании неязыковых сигналов, мимики и эмоций, но они, как правило, большой способностью к интенсивной и долговременной концентрации при решении какой-либо задачи и высокоталантливы в достаточно узких областях деятельности. Они могут не реагировать на вопросы, на которые нельзя ответить да" или "нет", но прекрасно работают с компьютером, а немец Венцель Бламберг (Wenzel Blamberg) помнит всю железнодорожную сеть Германии, включая и городские железные дороги, равно как и расписание движения всех поездов, что ему и дало возможность получить должность при железной дороге.

Подлинная причина и совокупность причин аутизма пока точно не установлена. Но американский социолог Гил Эйл (Gil Eyal, профессор Колумбийского университета, Нью Йорк) своими исследованиями установил зависимость распространения аутизма от некоторых социальных и политических факторов, хотя и нет объяснения тому, каким образом эти факторы влияют на аутизм. Так Эйл установил, что в штате Мэн, в котором большинство избирателей голосуют традиционно за республиканцев, т.е. настроены достаточно консервативно, аутизм менее распространён, чем в штате Оклахома, в котором большинство избирателей голосуют традиционно за демократов, т.е. настроены достаточно прогрессивно. Сколько-либо удовлетворительного объяснения подобным поразительным фактам пока нет [8].

Группа специалистов из университета Торонто (Канада) на основе своих исследований последних трёх лет пришла к выводу, что причиной каждого третьего случая аутизма является недостаточное количество белка nSR100 в мозгу человека. Но соответствующие эксперимента пока ставились только на мышах и полученные выводы имеют для человека пока лишь гипотетический характер [9]. 

Апраксия. "Прохудившаяся" память тела или разлад между телом и волей

Добрый человек потянулся за сахаром, но ухватил почему-то дозу с перцем и насыпал её содержимое в чашечку с чаем. Уже по ходу этого действия человек заметил, что он делает что-то не то, но изменить движения не мог. Апраксия и есть неспособность исполнить, проконтролировать задуманное движение.

Человек волит одно, а тело делает другое прямо под наблюдением волящего человека и как бы насмехаясь над ним.

Некоторые исследователи называют это явление "моторная или двигательная дементность, идиотизм" ("motorische Demenz") [10].

Они ссылаются на многочисленные эксперименты, когда части тела человека не слушаются воли его. Однако подчеркнуть надо, что не слушаясь воли человека, тело "слушает себя": человек не смог в вышеуказанных экспериментах дотронуться по своей воле или приказу до мочки уха своего. Но когда после этих экспериментов мочка уха этого человека была пощекотана перышком, то рука этого человека автоматически потянулось почесать мочку: тело без влияния воли в реагировало правильно, без замедления и точно; у него своя рациональность реакций.

Причинами апраксии называются опухоли в мозгу, травмы головы впоследствии несчастных случаев, но чаще всего кровоизлияние в мозг. В таких случаях довольно определённо устанавливаются ареалы мозга, отвечающие, как предполагается, за определённые виды и формы апраксии. Но имеются и такие формы, например "деомоторная апраксия" ("deomotorische Apraxie"), когда трудно или невозможно определить "ответственные" ареалы за эти нарушения (когда, например, человек указующим перстом увещевать человека, а вместо этого показывает ему угрожающе сжатый кулак. Ведь может быть и так, что организм по ему известной информации, ещё не освоенной самосознанием человека, пришёл к "выводу", что в данном случае лучше ситуацию можно исправить не указывающим пальцем, а угрозой сжатого кулака [11]. Организм человека может правильнее реагировать на ситуацию как после предудущих тренировок, так в большинстве случаев и без них. Надо быть только внимательным к своего организму, прислушиваться к нему, а не только к своей воле и осознанному желанию [12]. 

Об интеллекте обанщике и ощущениях правдивцах

О названии этой части текста не случайно. Мы не рационалисты и не сенсуалисты, признаём толковые аргументы и первых, и вторых и в то же время относимся скептически к крайним выводам представителей этих школ. В действующим человеке взаимодействуют попеременно все его способности. Но хотелось бы обратитесь внимание но то, что рационалисты согласны в том, что все люди: 1) обладают разумом и он является неотъемлемой стороной существа человека; 2) этот разум у всех людей один и тот же; нет разных разумов у разных представителей и поколений рода человеческого; что этот разум должен быть (кому должен?) и у других возможно мыслящих существ и даже у самого Бога [13]; 3) поэтому эти разные представители и разные поколения планеты Земля способны понимать друг друга; 4) на этих основаниях-предпосылках и есть смысл говорить о единстве человечества.

Все эти утверждения небесспорны и для их детального обсуждения и критики потребуется не статья даже, а отдельная книга. Укажем пока лишь только на то: 1) что есть неразумные люди; 2) что якобы универсальная формальная логика (любимое оружие рационалистов) в поведении людей многих "примитивных" культур, не говоря уже об инопланетянах или Боге, не работает или работает далеко не всегда; 3) мы-то, европейцы, "понимаем" представителей других культур и поколений, но понимают ли они нас; 4) "единое человечество" есть понятие историческое, предмет, им обозначаемый только возникает и даже, может быть, возникнет. Но это если и случиться, то вопреки представлениям рационалистов, логике и человеческому интеллекту. Люди, конечно, едины, но не разумом, не языком. А ведь язык есть действительность мысли. Родной естественный язык.

Теперь об ощущениях, которые, не врут, не вводят нас в заблуждения, не обманывают. Таковы все ощущения; не они обманывают нас, а мы, (наше Я, самосознание, рассудок, разум, воля, эмоции) обманываемся относительно них. Они, как и данные искусственные органы чувство ощущений приборы, дают объективную информацию которая сама по себе не может быть ни правдой, ни ложью, ни истиной, ни заблуждением и т.д. Другое дело обработанная другими людьми и услужливо подаваемая нам ими информация. И ещё одно иное дело информация, искажённая нашими эмоциями, пристрастиями и наклонностями. Но за это ни наши органы чувств, ни приборы не отвечают.

Историки культуры и литературы проявляют в последние десятилетия повышенный интерес к истории оценки чувств человека. Многие полагают, что в современной истории зрение заняло доминантное среди других ощущений положение; и даже в ущерб этих других. При этом под современной историей понимают три два последних столетия. Распространение зрелищных искусств (представлений, массовых зрелищ, спектаклей и театра в целом, кино, телевидения и т.д.) приводятся исследователями как доказательство верности этого тезиса [14].

Новая наука, начиная с Галилея, Декарта, Локка, Ньютона и Джорджа Беркли, указывала на то, что любое ощущение не может быть простым и однозначным, поскольку одновременно объединяет и данные, полученные другими органами чувств, и предшествующий опыт восприятий: память мозга и всего тела человека всё сохраняет. По следам Локка Джордж Беркли в своём труде "Теория зрения" (1709) обратил внимание на связь зрения и осязания. Его утверждение: мы не видим расстояния, т.е. пространства, непосредственно, но видимые нами объекты вызывают воспоминание о размерах и расстояниях, знакомых нам благодаря осязанию. Споры вызвал вопрос, впоследствии ставший общеизвестным: может ли человек, слепой от рождения и вдруг обретший зрение, немедленно увидеть разницу между кубом и сферой? Нет, отвечало большинство, потому, что человек, лишь осязательно знакомый с тем, что такое куб и сфера, не может сразу связать это знание со зрительным ощущением. Позднее Дени Дидро и Дэвид Гартли разработали доказательство того, что осязание, а не зрение, является первоначальным источником наших ключевых представлений о свойствах материального мира.

С конца 18-го века проблемой связи осязания с другими чувствами занимались не только учёные и философы, но и авторитеты в самых разных областях деятельности. Так Дестют де Траси, развивавшего точку зрения Кондильяка на процесс превращения идей, происходящих из сенсорного восприятия, в знание. Де Траси указал на важное свойство человеческого сознания: знание о себе как теле и знание о том, что есть другой или другое или не-я, одновременно возникают в процессе ощущений и, далее восприятий. Когда мы касаемся чего-либо, то чувствуем движение, сталкивающееся с сопротивление, и, соответственно, ощущаем себя как тело. Жан Жорж Кабанис и Ксавье Биша связали осознание собственного тела с осязанием и рассмотрели последнее как выражение "восприимчивости", присущей живой материи в целом. Эти два медика и мыслители полагали, что способностью осязать обладает тело как целое, а не отдельные органы. Отсюда и вывод осязание неотъемлемое свойство живого организма. Важный вклад в это же направление исследований внёс труд немца Иоганно Георга Штернберга "О физиологии чувств" ("Beitrag zur Physiologie der Sinne", 1811), в котором он показал, в частности, связь ощущений осязания и равновесия.

В первой половине 19-го века стали интенсивно исследовать так называемое "мускульное чувство", рассмотренное отдельно от чувства прикосновения Джеймсом Миллем в его работе "Анализ феноменов человеческого духа" (1829). В 1855 году появилась работа британца Александра Бена "Чувство и интеллект". В ней он утверждал что у человека ещё до рождения есть способность дифференцированных ощущений, сводящаяся к усилию нерождённого и сопротивления этому усилию: движение ребёнка в материнской утробе встречает сопротивление стенки матки. Герберт Спенсер в "Принципах психологии" (1855) утверждал, что мускульное чувство порождает в сознании все другие ощущения: "Ощущение резистентности фундаментально, ... будучи ощущением, которому сводятся все другие ощущения, само оно не сводимо ни к чему" [15].

Иван Михайлович Сеченов, указавший на материалистические аналоги ментальных процессов, во многом соглашаясь с Бэном и Спенсером, искал собственные пути научного понимания ощущений, восприятий и чувств. Советский психолог М.Г. Ярошевский утверждал, что понимание мускульного чувства Сеченовым позволило ему приблизиться к материалистической теории знания. Через осязание мы получаем знание о реальном взаимодействии познающего субъекта и познаваемого мира [16].

Спор о том, какие органы ощущений, и какие ощущения наиболее важны человеку для взаимодействия с миром и с самим собой длится тысячелетия. Одни полагают, что это зрение, зрительные образы, а другие что это осязание, тактильный контакт с миром, людьми и собственным телом [17].

Знаменитый поэт, публицист и политический деятельность Джон Мильтон (1608 1674), потерявший зрение, утверждал, что именно прикосновение, а не взгляд, является источником "безошибочного", "тонкого" знание мира. Но что там ослепший поэт, немецкий физик и теоретик Эрвин Шрёдингер (Erwin Schrödinger) заявлял: "мы не можем сделать какое-либо фактическое утверждение относительно данного природного объекта (или физической системы), "не соприкоснувшись" с ним. Это "прикосновение" является реальным физическим взаимодействием" [18].

Для этого великого учёного прикосновение-взаимодействие важнейшее сенсорное условие возникновения знаний о материальном мире. Но это особое условие. Любое знание о материальном мире требует воздействия этого мира на наши органы чувств на глаз, на ухо, на нос, на язык, на орган восприятия гравитации. Во всех этих случаях мы воспринимаем воздействие, но не взаимодействуем с источником ощущением: мы воспринимаем посредством глаза свет звезды, но и взаимодействием с этим источником. А контакт прикосновение есть именно взаимодействие и своего рода условие понимание всех других ощущений. Осязание играет первостепенную роль в познании мира. Жизнь без зрения и слуха, безусловно, возможна, в то время как человек или животное, лишённое осязания, обычно не считается живым. На такой позиции настаивает, например английский философ Мэттью Рэтклифф (M. Ratcliffe). Он пишет: "Человек, лишённый зрения или слуха, обитает в эмпирически ином мире, но без осязания у человека не будет никакого мира вообще". Осязание определяющее ощущение для человека в материальном мире [19].

С этим надо согласиться хотя бы в том плане, что осязание сложное ощущение, сложенное из многих составляющих. Под ощущением прикосновения подразумевают физический контакт, с которым связаны ощущения давления, температуры, грубости, мягкости, упругости, формы. В ряде случаев к этому можно добавить телесное узнавание, чувство позы, равновесия и движения. Добавить надо, что осязание неотделимо от ощущения собственного Я: "Невозможно тактильно воспринимать мир, не ощущая при этом самого себя" [20].

Невозможно воспринимать и самого себя, не воспринимая мир вне себя. Этот установленный факт суровое предупреждение субъективным идеалистам. Морис Мерло-Понти считал осязание центром ощущения человеком себя в мире. Оно даёт человеку ощущение воплощённости в иной реальности, кроме собственного организма: Осязание обладает феноменологически преимуществом над другими чувствами [21].

При осязании речь идёт не только о прикосновении, но и о целостных ощущениях собственного тела, например, аппетите, или о чувстве равновесия или движения тела в целом. 

"Разумность" тела

Понятие "кинестезия" было введено английским исследователем Чарльзом Скоттом Шеррингтоном и стало обозначать разновидность осязания, включающей в себя ощущение движения. Шеррингтон изучал мышечный контроль и пытался, в частности, объяснить способность падающей кошки переворачиваться и всегда приземляться на лапы. Эту способность он понимал как модель разумности тела в движении. Каждый, кто видел искусного танцора или учил танцевать детей, знает, что кошка модель при одной красоты движения. Позднее американский физиолог Уолтер С. Кэннон начал говорить уже о мудрости тела, которая особенно ярко проявляется в телах кошек и талантливых танцоров.

По данным современной науки кинестезия (кинестетическое ощущение положения всего тела или характера его движения) не связана с определённым органом. Это ощущение зависит от сигналов множества различных чувствительных окончаний в сухожилиях, суставах, коже и лабиринте уха. В появлении этого чувства могут быть задействованы так же элементы центральной нервной системы. Особые нервные окончания, обнаруженные в мышцах, мышечные веретена, возможно, являются частью обширной бессознательной автоматической системы рефлектной регуляции, которая координирует положение и движение [22].

Исследователь У.Дж. Доддс (W.J. Dodds) высказал весьма перспективную гипотезу о том, что все ощущения человека участвуют в осязании: "Существует путаница между зрением, осязанием, слухом, кинестетическим чувством, а на самом деле всеми чувствами, а ещё аппетитом, различными инстинктами и целой группой высших способностей интеллекта, памяти, рассудка и т.д. такая путаница, что практически невозможно сказать, где начинается зрение и где оно заканчивается..." [23].

Стандартный набор из пяти ощущений можно считать артефактом определённой исторической культуры, а не описанием существующих реалий человеческого тела. В поддержку такого мнения служит тот факт, что в разных культурах признаётся до двадцати видов ощущений, для которых имеются соответствующие вербалии.

Для многих представителей искусства прикосновение к реальности означало буквальный сенсорный контакт со средством выражения краской, словом, нотами, танцевальными па и т.д. Так Айседора Дункан инструментом выражения стало собственное тело: она танцевала босиком в струящейся тунике, движения её были свободны и спонтанны, выражали её духовно-психическое состояние. Она и её ученики репетировали без зеркал. Балетные репетиции и тогда, и сейчас предполагали напряжённые тренировки перед зеркалом с тем, чтобы танцор мог видеть своё тело. В таких репетициях в центре искусства движения было то, что видит зритель: элегантность, изысканность, гибкость, совершенство зримого тела. Дункан настаивала на том, чтобы танцор не смотрел в зеркало, а в чувствовался в своё тело, т.е. развивал кинестетическую чувствительность. Зеркало же было убрано как средство, лишь отражающее реальность. В дальнейшем Дункан стала практиковать и тренировки с закрытыми глазами: в танцевальной студии воспроизводилось античное представление о слепоте как одном из путей к наиболее глубокому знанию.

У замечательного немецкого поэта Райнера-Марии Рильке есть стихотворение "Орфей. Эвридика. Гермес", в котором описывается обратный путь героев из Аида. Взор и слух Орфея сдваиваются и вместе определяют его душевное состояние. Взор направлен в будущее, слух и обоняние в прошлое. Осязание, тактильная и кинестетическая чувствительность, вкус дают, по Рильке, знание настоящего. Мы вовсе не полагаем, что искусство опровергает позиции интеллекта и философии, но оно способно ставить иные вопросы, сомневается по иному и даёт иные ответы.

В ряде общин, преследовавших утопические цели, например в созданных на Монт-Верита в Асконе и Рудольфом Штейнером в Дорнахе (обе в Швейцарии), танец, свободная одежда, босые ноги и контакт с природой были важными элементами в восстановлении духовной связи между людьми и миром. "Приобщение" воспринималось как "прикосновение". Когда ряд представителей искусства утверждали, что они говорят языком "природы", они использовали язык прикосновения. Это понимание существенности прикосновения для понимания мира сохраняется в языке: "он прикоснулся к любви"; "...к справедливости", "...к правде" и т.д. Естественный язык зафиксировал, что соприкосновение, тело в движении, в действии, является неотъемлемым началом подлинного знания о реальности. Имеется и социальный аспект, препятствующий осознанию значимости кинестезии в жизни человека. Социальные условности, нормы и правила, совершенно необходимые для любого общества, "душат" живое тело одеждой, приличиями и, в целом, ненатуральностью, непрестанным давлением на природную целостность жизни. Это одно из неразрешимых противоречий человеческой жизни. Его невозможно устранить, но можно смягчить. 

О "разумности" энергетического поля человека

Существование самого этого поля ныне в научном мире мало кто отрицает, а в мире житейском его существование признано с древнейших времён. Убедительно демонстрировал его существование на собственном теле себя Никола Тесла, экспериментально доказал его существование белорус Якоб Наркевич-Йодко и заново открыли его в 1939 году россияне Семён Кирлиан с супругой. Свой метод они называли высокочастотной фотографией. Прибор, сконструированный С. Кирлиан позволял производить съёмки в поле высокой напряжённости. "Эффект Кирлиан", так называют сегодня такие "снимки", несёт информацию о нашем физическом и психическом состоянии.

В 1972 году академик Российской академии медицинских наук В.П. Казначеев сделал открытие, что живые клетки организма связаны друг с другом электромагнитной связью. Живые клетки испускают кванты электромагнитного поля. В настоящее время понятие энергетики человека, энергетического поля (биополя), ауры получает всё более широкое распространение. Эксперименты показывают, что излучение человека отличается не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных эмоциональных и физических состояниях. На это излучение влияет множество природных, социальных, психологических, ментальных и космических факторов [24]. Ауру можно рассматривать и как энергетический паспорт человека.

На кирлиановских снимках энергичного человека, полного сил и оптимизма, наблюдается мощная энергетика, что видно по интенсивности (яркости) свечения, его площади и равномерности окаймления вокруг контура тела. Физическая слабость, преобладание отрицательных эмоций, частые тягостные размышления разрушающе действуют на энергетику: излучения становятся менее интенсивными, уменьшается общая площадь свечения, появляются места, свободные от излучений и др. Ослабленная энергетика человека поддаётся не только восстановлению, но и усилению. Этим до недавнего времени занимались в основном представители народных и нетрадиционных способов врачевания и гипнотизёры. Можно предполагать, что энергетика человека [25] будет всё более глубоко изучаться наукой, а результаты исследований использоваться в медицинской практике.

 

Список использованных источников:

  1. Robert Brandom. Expressive Vernunft. Hamburg 2000, Suhrkamp Verlag; Der Mensch, das normative Wesen. In: Die Zeit 2001, N 29. – S. 36.
  2. См.: Bachmann Klaus. Intellekt und das Körpergedächtniss. In: GEO, 1999, N 1. – S.
  3. Рейнгард Даугс /Reinhard Daugs, Prof. Dr., Sportwissenschaftler, Universität Saarbrücken/.
  4. Ron Life Animated A Story of Sidekicks, Heroes and Autism. New York 2013, Publishing House Kingswell.– P. 29-99.
  5. Это был маленький, ростом чуть выше 150 сантиметров, щуплый человечек, левое плечо значительно выше правого, большая голова плохо держалась на худой шее, так что он всё время склонял её набок. К тому же Кант был близорук, сильно щурился, а когда к нему обращались студенты или преподаватели реагировал не сразу, будто его отвлекали от важных мыслей. Внешняя жизнь его текла необычайно размеренно и однообразно, он не проявлял видимых сильных эмоций, не искал славы, не добивался власти, не проявлял деловых требований, не имел близкого друга, у него никогда не было ни жены, ни влюблённой, ни служанки. Он, как и Ньютон, и Робеспьер, вообще не интересовался женщинами и т.д. См.: Наталия Лескова. Пережить катарсис почти что найти Бога // Независимая газета. – 24.03.2004. – С. 16.
  6. Johann Flattern, quieken, zuken. In: Der Spiegel, 2014, N 35. -S. 104.
  7. Johannes Schneider. Der besondere Blick. In: Der Tagesspiegel, 15.04.2012. – S. 24; autismus.de; www.aspies.de.
  8. Gil Eyal et The Autism Matrix. Cambridge 2013, Polity Press. – Р. 210-215.
  9. Данные публикаций представителей указанной группы за 2014 2015 годы в журнале "Molecular Cell".
  10. Один из них Ганс Иоахим Фройнд /Hanz-Joachim Freund/, директор Нейрологической клиники университета Дуйсбурга.
  11. См.: Frank Wenn Bewegung ins Chaos Führt. In: GEO, 1999, N 8. – S. 29.
  12. См.: История тела: в 3 томах. Том второй: От Великой французской революции до Первой мировой войны. -Москва: Новое литературное обозрение, 2014. – С. 370-384.
  13. Об одном из важных фрагментах истории европейского разума см.: Antike Weisheit und kulturelle Praxis. Hermetismus in der Frühen Neuzeit. Hrsg.Anne-Charlott Trepp und Hartmut Lehmann. Göttingen 2001, Verlag Vandenhoek &
  14. См.: Дебор Г. Общество спектакля. – Москва: Логос,
  15. Spencer The Principles of Psychology. London 1855. – Р. 272. Во втором, расширенном и переработанном издании этого труда /1870-1872/ Спенсер писал, что "осознание мускульного напряжения становится исходным материалом для примитивного мышления" / Т. 2. – С. 242/.
  16. См.: Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. – Москва: Наука,
  17. См.: Smith "The Sixth Sence": Towards a History of Muscular Sensation. In: Swiss Journal of the History of Medicine and Sciences. 2011, Vol. 68. – Р. 218-271.
  18. Шрёдингер Э. Разум и материя. – Ижевск, – С. 47.
  19. См.: Ratcliffe Touch and the sense of reality. In: The Hand: An Organ of the Mind. Cambridge, Mass. 2009, MIT Press. – Р. 2; Чувство, тело, движение. Сборник. – Москва 2011.
  20. Ratcliffe Touch and the sense of reality. In: The Hand: An Organ of the Mind. Cambridge, Mass. 2009, MIT Press.– Р. 1.
  21. См.: Merleau-Pontie Phenomenology of Perseption. London 2002, Routledge (reprint).
  22. См.: Cannon B. The Wisdom of the Body. New York 1932. Publishing Hous W.W. Norton.
  23. Цит. по: Crary Techniques of the Observer... Cambridge 1992, Mass. MIT Press. – Р. 337.
  24. Вопросами энергетики человека интенсивно занимались такие выдающиеся учёные России как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.М. Бехтерев и др.
  25. См.: Ануфриева Елена, Ануфриев Валерий. Быть альтруистом полезно для здоровья // Независимая газета Энергия. – 13.02. – С. 8.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Социология