В условиях глобализации молодые люди, в частности студенты, выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые впоследствии интериоризируются последующими поколениями. Это позволяет рассматривать молодежь как мощный потенциал развития общества. Рассматриваемая тема обретает особую значимость в связи переживаемым казахстанским обществом кризисом идентичности, который становится одним из факторов усиления социальной и межэтнической напряженности в обществе. Кризис идентичности обусловлен, прежде всего, уходящим в прошлое единой советской системой ценностей, девальвацией их в глазах молодого поколения и порождением массового феномена «поиска идентичности». Наиболее значимым следствием является также процесс переструктурирования идентичностей. Глобализация способствует размыванию сакральных ценностей, лежащих в основе этнокультурных идентичностей, создавая гомогенный прагматизированный и рационализированный контекст, лишенный сакрального измерения, чем провоцирует актуализацию протестных движений в защиту этнокультурной идентичности. В то же время благодаря глобализации происходит структурное усложнение и содержательное обогащение идентичностей, их гибридизация, в результате чего идентичность становится многослойной, соединяя в единой структуре этнокультурный и глобальный уровни.
Введение. Студенчество, представляя собой большую социально-демографическую группу структуры населения нашей страны и являясь главнейшим агентом социальных перемен, обладает значительным инновационным потенциалом, который можно эффективно использовать на благо всего общества. Поэтому данная проблема как важное условие реализации социального потенциала молодежи и основа сохранения целостности государства в условиях глобализации. Идентичность комплексный феномен, в котором аксиологическое (ценностное) содержание национальной, культурной, религиозной, полиязычной, гражданской составляющих является базовым и определяющим компонентом.
В условиях глобализации молодые люди, в частности студенты, выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые впоследствии интериоризируются последующими поколениями. Это позволяет рассматривать молодежь как мощный потенциал развития общества. Казахстан, как все мировое сообщество находится в высокоактивной стадии трансформации, что обуславливает необходимость научного осмысления проблем социокультурной идентификации личности в условиях социальных перемен. В программной статье Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» прямо ставится вопрос: Есть ли риски модернизационному процессу? Да, и серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм. Ясно, что успешная социальная модернизация в Казахстане будет проведена в случае преодоления социального инфантилизма, достижения такого состояния, при котором каждый казахстанец должен осознать свое место и роль в обществе.
Рассматриваемая тема обретает особую значимость в связи переживаемым казахстанским обществом кризисом идентичности, который становится одним из факторов усиления социальной и межэтнической напряженности в обществе. Кризис идентичности обусловлен, прежде всего, уходящим в прошлое единой советской системой ценностей, девальвацией их в глазах молодого поколения и порождением массового феномена «поиска идентичности». Наиболее значимым следствием является также процесс переструктурирования идентичностей. Глобализация способствует размыванию сакральных ценностей, лежащих в основе этнокультурных идентичностей, создавая гомогенный прагматизированный и рационализированный контекст, лишенный сакрального измерения, чем провоцирует актуализацию протестных движений в защиту этнокультурной идентичности. В то же время благодаря глобализации происходит структурное усложнение и содержательное обогащение идентичностей, их гибридизация, в результате чего идентичность становится многослойной, соединяя в единой структуре этнокультурный и глобальный уровни.
На кризис идентичности значимым влиянием оказывает социальный контекст современной модернизации: реформы политических и экономических структур, усложнение стратификационной системы общества, нарастание информационных потоков, а также серьезное обновление ценностной шкалы и моделей социального, экономического, политического поведения. Эти, по сути, глобальные факторы обуславливают нестабильность идентичности, аморфной социокультурной среды, в котором и вынуждено находиться и адаптироваться казахстанское студенчество. Утрата духовных ценностей, неспособность отождествить себя в национально государственном плане рождает чувство неполноценности, ощущение незащищенности, провоцирует агрессию по отношению к представителям других этносов и культур, которая становится способом самозащиты, деструктивным механизмом общественной консолидации.
Пока в данных условиях социокультурная идентификация личности приобретает преимущественно адаптивный характер, когда индивид испытывает затруднение в выборе идентификационных ориентиров, что проявляется не только в «поиске идентичности», но и в структуризации идентификационной иерархии и поисках механизма формирования социальной идентичности. В том же программном обращении Президента Казахстана, отмечается декларативность Закона «О государственной молодежной политике», принятому в 2004 году. «Мы не можем оставить ситуацию с молодежью на самотек» подчеркивает Назарбаев Н.А. В системе образования в целом задействовано около трети населения Казахстана. И самое главное здесь то, что именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети. Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи. Необходимо модернизировать закон о государственной молодежной политике. Важно казахстанскому студенчеству не забывать о своей культурной, религиозной, этнической и языковой идентификации. Необходимо сохранить национальные корни и модернизировать свое национальное государство, поддерживая равновесие между принципами глобализации и основами социокультурной идентичности казахстанского студенчества. С другой стороны, создание единого образовательного пространства (в рамках подписания Болонской конвенции) предполагает трансформацию идентификационных оснований студентов по направлению унификации. Эти новые факторы могут по-разному отразиться в культурной идентичности студентов мегаполисов и городов масштаба областных центров. Выявление этих различий весьма актуально не только в теоретическом, но и в практическом отношении и требует специального детального социологического анализа. Успешность развития нашего государства в значительной мере зависит от того, признают ли её собственные молодые граждане причисляют ли они себя к гражданам этой страны, ощущают ли свою связанность с ней, чувствуют ли ответственность за происходящее, гордятся ли её успехами, преемником которой она является. Так же, социально-культурной идентичности казахстанского студенчества в условиях глобализации дает возможность целостного осмысления этого процесса на уровне социально-философского обобщения, в том числе и в аспекте сопряженных с глобализацией рисков и перспектив для современного казахстанского общества.
Трансформации в сознании студенчества нужно учитывать при формировании молодежной политики страны. Формирование гражданской, этнической и социокультурной идентичности современного казахстанского студенчества в условиях глобализации, включающей в себя личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в понятиях мировоззренческих, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая – социальная идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью студента к различным социальным категориям: национальности, этносу, гражданству, полу и т.д.
Можно выделить два магистральных направления в исследовании идентичности. Наиболее полно проблема идентичности изучена в рамках психосоциологической традиции в трудах Р.Линтона, Э.Фромма, 3.Фрейда, Э.Эриксона и других. Трудно переоценить вклад американского исследователя Эриха Эриксона в осмыслении сущности идентичности и понятия кризиса идентичности. Отметим значимость исследований Эриксона, определивших становление понятия «идентичность» как категории интердисциплинарного знания. Значимыми являются работы в рамках интегративной модели социальной реальности П.Бурдье, К.Дюбара, Ю.Хабермаса. Особо отметим концепцию Хабермаса, в которой был сделан акцент на значимости исторического контекста и проблемном характере идентичности.
Различные аспекты становления идентичности привлекали внимание таких ученых, как А.Ватерман, Дж.Марсиа, разработавших динамическую модель идентичности, которая позволяет изучать внутриличностные механизмы идентификационного процесса в нестабильных социокультурных условиях. Напримере П.Бергера, Т.Лукмана, А.Шюца, определявших социальную идентичность как, ключевой элемент реальности, возникающий из взаимосвязи индивида и общества и осуществляющийся в ходе социализации.
Заключение. В Казахстане проблемы социокультурной идентичности находятся в процессе исследования. Среди казахстанских ученых можно выделить работы Г.Абдикерова, Г.Абдирайымова, Н.Калашникова, Д.Калетаева, З.Шаукенова, Г.Шойкина, и др., исследования в основном теории и практики социализации молодежи. Приведем проведенные ранее комплексные изучения проблем этнорелигиозной идентификации молодежи в современном казахстанском обществе. Однако в настоящее время вопросы формирования социокультурной идентичности казахстанской молодежи остаются открытыми. На мой взгляд, в настоящее время из-за отсутствия масштабных системных исследований по вопросам формирования социокультурной идентичности казахстанской молодежи можно констатировать о затруднительных процессах социального прогнозирования и конструирования дальнейшего развития общества.
Список использованных источников:
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. Перев. А.М. Пятигорского. – СПб.,
- Целищев Н.Н. Язык, этническая идентичность и национальное самосознание / http://aon.urgau.ru/uploads/article/pdf_attachment/101/13_ (дата обращения 13.03.2017 г.)
- Основы формирования интеллектуального потенциала будущего специалиста. Учебное пособие. – Алматы: Изд. «Ұлағат» КазНПУ им. Абая,