В статье выявляются основные факторы консолидации казахстанского общества на пути перехода Казахстана к устойчивому развитию. Следует подчеркнуть, что вопросы консолидации казахстанского общества в политологической науке ещё недостаточно изучено. Поэтому проблема консолидации казахстанского общества представляет собой сложный и многогранный феномен, который требует пристального внимания и изучения.
Процесс развития человечества на современном этапе неразрывно связан с интеграцией, консолидацией народов. Без учета этой связи не может решаться ни одна политическая, национальная, межэтническая проблема.
В комплексе проблем развития многонационального общества, характеризующегося сложностью и противоречивостью проблемы социально-политической консолидации народов, занимают исключительно важное место. В условиях перехода постсоветского общества к рыночным отношениям и радикальных перемен, происходящих в нашей стране и СНГ, в мире в целом, необходимость глубокого политологического осмысления этих проблем усилилась и является велением времени. Сегодня и мировой, и казахстанский опыт свидетельствует, что консолидация народов, выражающаяся в национальной политике, имеет конкретно-историческое содержание. Национальная политика это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов. Основной задачей национальной политики государства является оптимизация межнациональных отношений.
Наибольшую актуальность проблемы национальной политики приобретают в многонациональных государствах. От ее взвешенности, научности и последовательности зависят результаты всех экономических, социально-политических преобразований, перспективы общественного прогресса. Исторический опыт показывает, что всякое государственное насилие над интересами конкретных народов неизбежно ведет к замедлению темпов социально-экономического, политического развития, определяет рост нравственных и культурных потерь. Эта закономерность проявляет себя независимо от природы и характера общественно-политического строя.
На сегодняшний день в Казахстане складываются особые отношения между государством и гражданами, в обществе формируется новый взгляд на политические проблемы, трансформируются политические, социальные, духовные ценности и ориентиры, ставятся новые цели, для реализации которых необходима консолидация общества в ценностном измерении. Прослеживается разнообразие точек зрения на этот процесс, на политические аспекты, особенности его развития в период политической модернизации казахстанского общества. В связи с этим в отечественной политологической науке возникает необходимость научного осмысления и изучения данного феномена.
При этом не менее важным является процесс целесообразного рассмотрения, возможна ли консолидация в процессе доверия (или недоверия) в обществе, той или иной организации, возникающего в связи с решением крупных общезначимых для общества и граждан задач, либо наличием существенных проблем в реализации современной политики.
Сущность политической консолидации народов определяется, прежде всего, способом производство материальных благ, типом производственных отношений и цивилизации. Политическая консолидация народов служит специфическим законом развития и сближения народов, обусловленных необходимостью взаимодействия наций, народностей, племен, национальных и этнических групп, и государств. В связи с этим следует сказать, что изучение данной проблемы является приоритетным и для Республики Казахстан. Президент Н.А. Назарбаев говорил: «Особо я хотел бы обратиться нашим специалистамполитологам, ученым сферы общественных наук. На мой взгляд, проблемы межнациональных отношений могут и должны стать ключевым в ваших исследованиях. Общество чрезвычайно нуждается в четкой характеристике процессов происходящих в этой области, причем не только в Казахстане, но и во всем мире, знании возможных перспектив становления межэтнических отношений». [1]
В суверенном, независимом Казахстане проживает 140 национальностей, общая численность которых составляет около 16 млн. человек. Его независимость признали около 150 государств, с 120-ю установлены дипломатические отношения. По прогнозам ученых, к концу ХХI века населения нашей страны достигнет 50 млн. человек, а казахов – 30 млн. [2]. Более того, Казахстан является уникальным государством-центром Евразии и может стать своеобразным связующим мостом между Азией и Европой, Востоком и Западом, между мировыми религиями, между славянскими и тюркскими народами и т.д.
На наш взгляд, целесообразным было бы для начала рассмотреть в сравнительном аспекте понятия – «политическая консолидация» и «национальная консолидация». В свою очередь, национальная консолидация по своему характеру и содержанию – конкретно-историческое явление. В нем отражается совокупность общественного бытия нации, характеризующая содержание, уровень и особенности ее духовного развития. Это субъективные образы объективно существующих национальных факторов жизнедеятельности народа. Национальная консолидация, например, у представителей казахского народа или другого народа не порождается отдельными его представителями, а возникает в коллективном сознании национальной общности и у каждого отдельного человека в силу различных причин может проявляться неодинаково [3].
В связи с этим следует сказать, что национальная консолидация – это сознательное, на основе сформировавшихся общих интересов, объединение, сплочение народа с целью усиления, активизации совместной деятельности по решению назревших задач, достижения общих целей.
Ядром и существенной составной частью национальной консолидации народов является их политическая консолидация. Своим объектом, предметом она имеет конкретный этикет, его прошлое, настоящее, будущее место и роль среди других народов. Так, например, в национальном самосознании казахского народа фиксируется, главным образом, отношение к другим национальным образованиям, осознание, понимание характера общности и различия своих и чужих, у нас и у них. Преломляясь в «Я» каждого индивида в его политической консолидации, действительное положение вещей может находить правильное или извращенное отражение. Только свободная от ненаучных представлений, националистических и шовинистических чувств, проникнутая подлинным интернационализмом консолидация отражает подлинные национальные интересы народа.
Политическая консолидация народов Казахстана весьма динамична и изменчива во времени. Их политическая консолидация – это по существу познание ими своей собственной сущности, система представлений народа о самом себе. Политическая консолидация казахстанцев обладает определенной структурой. К его структурным элементам можно отнести осознание национальной принадлежности, национальную гордость лучшими традициями своего народа, его вкладом в развитие Республики Казахстан и прогресс человечества, этническое сознание, национальные стереотипы, представления о территории, культуре, языке, историческом прошлом, национальные интересы, отношение к другим народам.
Таким образом, политическая консолидация народов Казахстана – это осознание национального и общеказахстанского бытия: как выражения и отражения совокупности социально-экономических, территориально-культурных, этнолингвистических характеристик национальной общности, осознание и оценка народом самого себя в прошлом и настоящем, места и роли в прогрессе общества, а так же осознание казахстанцем другого народа как равного своему народу и отношение казахстанца к другому народу как к равному.
По этому поводу Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что: «уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать. Каждый из нас един в понимании долга перед своими родителями и в стремлении сделать жизнь наших детей лучше. Сегодня – это реальная платформа для единства и консолидации во имя этих конкретных целей» [4].
Политическая консолидация народов является, не однокачественной характеристикой, а выступает многокомпонентным образованием, единством различных факторов, связанных с географической средой и экономикой, историческим прошлым, бытом, языком, культурой, общественной психологией. Вот почему появление политической консолидации народов в общественно-историческом процессе стало выражением существенных изменений в содержании данного процесса. Такие изменения были связаны, прежде всего, с возникновением политической консолидации как некоторой исторической деятельности, направленной на вовлечение всех народов в общий исторический процесс. Капитализм, с которым связано появление политической консолидации, втягивает народы в круговорот мирового рынка, а вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь народов все более сплачивается.
Политическая консолидация народов характеризуется теми чертами, где проявляется в сфере экономики, культуры, быта, связей (в частности, языковых), территориального расселения народов, а также в сфере своего осознания – в идеологической области. Следует, таким образом, отличить политическую консолидацию народов как некоторую независимую от воли отдельных людей и от определенной политической стратегии.
Предпосылкой политической консолидации было географическое освоение земного шара, изучение основных районов планеты и ее народов. На этой основе стали складываться условия для развития международных экономических связей, международной торговли. Развитие экономических связей способствовало формированию связей культурных, обмену научной деятельностью, развитию искусства.
Политическая консолидация возникает как реакция на расширение взаимодействия народов, направленного на усиление государства, его роли и значения в международной жизни. Развитие истории общества на современном этапе делает политическую консолидацию народов исторической неизбежностью.
Таким образом, политическая консолидация народов как тип социально-этнического поведения и общения народов можно представить в развернутом структурном виде, выделив основные его признаки:
- наличие общих мировоззренческих оснований, общности исторических судеб, духовной близости общающихся народов;
- достижение подлинного взаимопонимания, заключающегося не только в понимании другого этнического субъекта, но и его отношения к себе как равного партнера по общению. Взаимопонимание всегда является взаимным, носит обоюдный характер;
- создание условий и возможностей для постоянного и непрерывного взаимообмена во всех сферах жизни. Политическая консолидация народов – это не взаимное приспособление к изменившимся ситуациям или изменение поведения под влиянием тех или иных внешних требований. Политическая консолидация – это процесс, состоящий из последовательного ряда взаимодействий и обмена, на основе чего происходит глубинное постижение субъектами самобытности и общности друг друга;
- поиск возможностей для совпадения интересов взаимообщающихся этнических субъектов. Политическая консолидация народов не означает полную гармонизацию интересов этнических субъектов, но исключает использование насилия в их достижении, ведет к взаимной коррекции, как самих интересов, так и путей и способов их достижения;
- достижение адекватности уровня взаимооценки взаимообщающихся этнических субъектов. Самый высокий уровень политической консолидации народов предполагает совпадение не только систем социальных, политических, идеологических, духовно-культурных значений, но и уровней взаимной оценки отношений, взаимной симпатии и уважения традиций, обычаев, ценностных ориентаций, стереотипов поведения всех;
- становление политической консолидации народов терпимость.
Отмеченные выше признаки – это своего рода параметры измерения политической консолидации народов, они являются величинами, имеющими постоянное значение для формирования социальноэтнического поведения, характеризующегося взаимопониманием и стремлением к сотрудничеству народов.
Сегодня главная задача всех народов Республики Казахстан – построение многонациональноцивилизованного государства. Но для его утверждения одного провозглашения недостаточно. Сколько бы мы ни говорили о развитии в нашей республике демократического цивилизованного государства, оно не возникает само по себе. Путь к нему полон сложностей, главной из которых является нежелание властвующих структур понять истину, что обществом должен править народ. [5]
Таким образом, сегодня, в процессе политической модернизации казахстанского общества в ее ценностном измерении, главной задачей всех народов Республики Казахстан – построение многонациональноцивилизованного государства. Но для его утверждения одного провозглашения недостаточно. Сколько бы мы ни говорили о развитии в нашей республике демократического цивилизованного государства, оно не возникает само по себе. Путь к нему полон сложностей, главной из которых является нежелание властвующих структур понять истину, что обществом должен править народ.
Следовательно, мы можем с уверенностью сказать, что от научного познания национальной политики и от нашего понимания роли социально-политической консолидации казахстанского народа в развитии общества зависят и перспективы нашей страны. Поэтому необходим компетентный подход к исключительно важным и неизученным вопросам социально-политической консолидации казахстанского народа в условиях перехода к рыночным отношениям.
В настоящее время, когда противоречия в сфере межэтнических отношений в СНГ и других регионах мира достигли опасной черты, исследование указанной проблемы диктуется также объективной потребностью укрепления дружбы народов, углубления интеграционных процессов, поиска новых форм развития взаимопомощи и сотрудничества национальностей и стран в период модернизации общества и демократизации общественной жизни.
- Назарбаев H.A. За мир и согласие в нашем доме // Казахстанская правда. – – март 25.
- Ахметов К.Г. Разделение власти: теория и казахстанский опыт // Мысль. – № 3. – C.44.
- Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. – Алматы: «Ғылым», – С.248.
- Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана. – Алматы: ФПИ «Казахстан XXI в.», 1993. – 32 с. 2.
- Иренов Г.Н. Консолидационные принципы национальной политики // В кн.: Этнополитика и национальные идеи. – Павлодар: НИЦ ПГУ им. С.Торайгырова, – С.38-39.