В статье рассматриваются историко-политические аспекты формирования национальной политики в Казахстане, ее особенности в решении межэтнических проблем, обеспечении межэтнического согласия, толерантности, консолидации общества.
Национальная политика важная составляющая общей государственной политики Республики Казахстан. Многонациональный состав населения республики, явившийся следствием целенаправленной политики Российской империи и СССР, обусловил специфику внутренней политики республики.
В связи с этим возникло понимание того, что основными целями этнополитики в республике являются обеспечение межэтнического согласия, взаимопонимания, дружбы между этносами, консолидация вокруг казахского народа всех граждан страны для укрепления независимости страны.
Предистория национального вопроса в Казахстане.
На сегодняшний день решение национального вопроса остается одной из сложных проблем во многих государствах. Игнорирование этой проблемы приводит к обострению межэтнических отношений и нередко приводит к вооруженным конфликтам, открытой конфронтации и межнациональной ненависти. Исторически сложилось, что в Казахстане сегодня проживают многие национальности. Это наследие царского и советского прошлого, политики русификации, депортации народов, социально-экономических реформ, на фоне геноцида и притеснения в отношении казахского народа [1-6].
Насильственный характер политики проводимой царскими или советскими властями, искусственное создание межнациональной розни между казахами и русскими на основе распределения земли, доступе к источникам власти и управления, ущемления в области языка и культуры, должны были привести, по мнению советских идеологов к созданию единой социалистической нации на основе повсеместного распространения русского языка и культуры с доминирующим положением русского народа.
В годы Советской власти многие этносы оказались отрезанными от традиционной этнической литературы вследствие уничтожение древних и дореволюционных рукописей, объявленных регионами памятниками культуры, аккультурации, то есть процесса, когда множество представителей этнических групп в результате миграции населения со своей этнической территории потеряли многие ключевые этнокультурные позиции, обогнали традиции, при этом не приобретая других устойчивых свойств. Данный процесс в различной степени был характерен для всех представителей национальных меньшинств. Это неизбежно привело к масштабному разрушению культурного слоя, выразившемуся в повсеместном разрыве традиций, потере этнокультурных особенностей, игнорировании реализованных прошлым цивилизованных накоплений. В результате произошло разрушение этнокультурной жизни общества, этносы стали утрачивать присущие этнические особенности. В Советском Союзе русский язык, хотя и не имел официально признанного государственного статуса, фактически выполнял функцию государственного языка. Несмотря на официальную пропаганду, отсутствие языковой конкуренции, другие языки этнических групп Казахстана не обладали каким-либо определенным статусом вследствие вытеснения их межэтническим русским языком. В результате этого этноязыковое положение в Казахстане заключалось в формировании моноязыческой (русскоязычной) среды как главного условия строительства новой исторической общности советского народа. При этом языковые потребности других этнических групп игнорировались. Государственная политика, начиная с 1930 г., игнорировала языковые проблемы, но на протяжении последних 40-50 лет вела фактически вытеснение казахского языка практически из всех сфер общественной жизни Казахстана. Это однозначно привело к снижению функционального значения казахского языка, проявлению у части казахского населения тенденции незнания и невладения родным языком. Вследствие отсутствия необходимой социальной базы казахский язык не получил распространения и в иноэтничсской среде [7, с. 96-97].
Пропагандируемое в КазССР двуязычие не было обоюдным. Русским языком в республике казахи владели в подавляющем большинстве, а казахским – менее 1 % русских, украинцев, белорусов. Кроме отдельных казахских районов в глубинке, он не обслуживал делопроизводство, 70 % телепередач выходило на русском языке, в вузах резко преобладало преподавание в его пользу. Советизация и русификация в Казахстане приобрела всеобъемлющий характер, как ни в одной союзной республике, причем не только в городах, но и на селе [8, с. 198-199].
В Казахстане не происходила ассимиляция казахами как «титульным» этносом республики других народов, подобно тому, как это было в Узбекистане. Например, курды сохранили не только язык, но даже детали своего национального костюма, в отличие от своих сородичей на местах прежнего проживания в Азербайджане, где они в языковом и культурном отношении почти полностью ассимилированы в советскую эпоху азербайджанцами [9, c. 12-62].
Скрытый характер имели противоречия с уйгурской (250 тыс. чел. – 1,5% населения КазССР) и немецкой (1 млн. 50 тыс. чел. – 7% населения) общинами, вынашивавшими идеи создания своих национальных автономных образований в составе Казахстана, не довольствовавшимися только наличием национально-культурных учреждений – национальных театров, периодической печати на их национальных языках и института уйгуроведения АН КазССР.
В 1979 г. в Целинограде прошли демонстрации казахского населения против проекта Политбюро ЦК КПСС о немецкой автономной области в составе КазССР, принятого без согласования с Руководством Казахстана. Проект был отменен и к протестующим применялись репрессии, но и информация об этих событиях была блокирована властями. Немецкий вопрос в КазССР существовал, поскольку после хрущевской реабилитации депортированных Сталиным народов, в отличие от чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, от 80 до 90 % которых вернулись на историческую родину Установлением их автономной государственности, поволжских немцев в местах их прежнего проживания не ждали, автономную республику немцев Поволжья в составе России не восстановили до сих пор. Также не вернулись в места прежнего проживания в Грузию и турки-месхетинцы из-за противодействия руководства Грузинской ССР. Проблема немцев, в гораздо меньшей степени греков и евреев, для советских властей была также вызвана их эмиграцией из республики в ФРГ, Грецию и Израиль, и по указанию Москвы компетентные органы Казахской ССР ставили жесткие ограничения на их выезд [9, с. 199-200].
В декабре 1986 г. казахская молодежь выразила свой протест властям против грубейшего попрания национального достоинства и культуры народа в виде вытеснения казахского языка, закрытия школ и печатных изданий на казахском языке. На это накладывались причины глубинного порядка: провалы в социальной и национальной политике, экономике, вызвавшие всплеск недовольства. 16 декабря1986г. на пленумеЦК КП Казахстана по указанию Москвы Д. Кунаев был снят со своейдолжности. Новым руководителем в Казахстан был направлен бывший второй секретарь ЦК КП Грузии и первый секретарь обкома Ульяновской области РСФСР Г. Колбин. К этому времени назначение во главе союзной республики СССР человека, не представляющего ее титульного этноса, было прецедентом и вызвало чувство обиды в казахском обществе за публичную демонстрацию отказа доверии к представителям казахского народа [9, с. 200]. Это и стало последней каплей для выступления казахской молодежи.
По данным исследователей было задержано около 2400 демонстрантов, телесные повреждения получили 1722 человека. В ходе последующих преследований было привлечено к уголовной ответственности 99 человек, 309 студентов отчислены из учебных заведений [9, с. 201; 10, с. 358].
С подачи Москвы развернулась пропагандистская кампания по борьбе «с казахским национализмом», при этом насаждалось противопоставление казахов северного и южного регионов Казахстана. Но постепенно кампания сходила на нет, и волны гласности достигли республики. Г. Колбин продержался на посту руководителя КазССР несколько лет и уступил руководство Н.А. Назарбаеву [9, с. 201].
В последние годы советской эпохи перед распадом СССР в Казахстане появляются неформальные объединения– экологические, национально-культурные, историко-просветительские, национал-радикальные, причем развиваются эти движения преимущественно на этнической основе. Их активность закончилась фактически после распада СССР. В то время Казахстан не избежал и межнациональных конфликтов: на Мангышлаке в Жана-Узени произошли столкновения казахского местного населения и рабочих дагестанцев, работавших вахтовым методом на нефтеразработках [9, с. 201]. Подавление национального самосознания и эксперименты в национальной политике в республике продолжались вплоть до распада СССР. Это привело к нарастанию кризиса в межнациональных отношениях на всем постсоветском пространстве.
Этот опыт подсказывает, что решение национального вопроса посредством силы без учета потребностей местного населения и продуманной стратегии национальной политики обречены на провал и могут привести к национальной катастрофе.
Пути решения национального вопроса в Республике Казахстан.
Процесс подъема национального самосознания в республиках, входивших в СССР привел к распаду Союза на ряд независимых государств. В некоторых республиках решение национального вопроса было кардинальным: полное вытеснение русского языка из всех сфер общественной жизни, закрытие СМИ на русском языке, школ с русским языком обучения и т.д. Это привело к массовому оттоку в основном русскоязычного населения из этих стран.
Анализируя этнополитическую ситуацию в стране после обретения Казахстаном суверенитета, Н.А. Назарбаев указал на существование трех подходов к решению национально-этнического вопроса:
«Первый – когда некоторые страны проводят политику выдавливания» многонационального населения, что никогда не было присуще казахстанскому народу, по-братски принимавшему переселенцев. Второй – вообще не придавать значения национальному вопросу и надеяться на то, что проблемы отпадут сами собой. Но и это не выход. Нам остается только третий, единственно верный путь, по которому мы идем, требующий трудоемкой и кропотливой работы. Это поиск точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами. Без политики согласия и разумной национальной стратегии мы не сможем решить никаких задач» [10, c. 148-179; 7, с. 96].
Казахстан избрал верный путь решения национального вопроса. Горький опыт ущемления казахского языка и культуры, этноцида, подсказывал решение в виде создания объединения всех национальностей проживающих в стране по принципу добровольности и равенства. По всей стране были созданы национальные культурные центры, сняты препятствия по созданию печатных изданий на языке национальностей проживающих в республике, повсеместно отмечались мероприятия, 1 мая был объявлен Днем единства народа Казахстана.
Наряду с этим оказывается всемерная поддержка в решении проблемы связанных с возвращением наших соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Проблема оралманов и их этнонациональная идентичность являются одной из актуальных, многоаспектных задач развития казахстанского общества. Раскрывая внутренние особенности проблем оралманов необходимо увидеть общую картину процессов этномиграции. Вопрос об оралманах – это важная политическая задача, так как, государство не может и не должно стоять в стороне от идущего самоопределения соотечественников. Процесс взаимодействия должен идти в режиме конструктивного диалога, так как адаптация оралманов в полиэтническом пространстве, является важным пунктом политической жизни страны идентичности [11, с. 20].
Успех в национальной политике государства во многом определяет ментальность титульного этноса. В Казахстане сохраняется высокий уровень этнической толерантности. Толерантность религиозных объединений, этнических групп в Казахстане свидетельствует о традиционности данной ценности для нашего общества, она характерна для общества всегда, а не только в случае возможности возникновения конфликта. Толерантность в нашей стране – следствие высокой духовной, нравственной культуры и ответственной роли казахского народа. Такие политические ценности, как уважение других взглядов и мыслей, признание интересов, отношение к оппонентам как к партнерам, взаимопонимания между этническими группами, взаимоуважения между конфессиональными группами – главные формы отношений при формировании этнонациональной идентичности [12, с. 19].
Этнонациональная идентичность утверждается, прежде всего, через обеспечение гражданской солидарности, систему образования и воспитания, через формирование уважения этносов к символам, к государственному языку, определяется взаимодействием, взаимообогащением культур живущих рядом людей иных этнических групп, при консолидирующей роли казахского народа.
Проводимая национальная политика Главой государства – Лидером Нации Н.А. Назарбаевым, привели к благотворным результатам в виде снятия межнациональной напряженности и тревожности за будущее всех казахстанцев, укреплению экономических, политических и культурных международных связей с государствами СНГ, росту авторитета и положительного имиджа страны в мировом сообществе.
- Козыбаев М. К. Декабрь 1986 г.: Факты и размышления. – Алматы, – 43 с.
- Козыбаев М. К., Абылхожин Ж. Б., Алдажуманов К. С. Коллективизация в Казахстане – трагедия крестьянства. – Алматы, – 35 с.
- Абылхожин Ж. Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. ХХ век. – Алматы: Университет «Туран», – 360 с.
- Татимов М. Демографическая катастрофа в Казахстане в 30-х годах XX в.: статистический анализ // Актуальные проблемы исторической науки Казахстана: Материалы международной научно- практической конференции (29-30 мая 2009 г.) / Под науч. ред. К. М. Байпаков. – А., 2009. – С. 89-96.
- Татимов М. Трагедия великой степи: о демографической катастрофе в Казахстане в тридцатые годы // Мысль. – 2009. – № 6. – С. 55-60.
- Масанов Н. Э., Алексеенко А. Н. Миграционные и этнодемографические процессы в советский период // Масанов Н. Э., Абылхожин Ж. Б., Ерофеева И. В., Алексеенко А. Н., Баратова Г. С. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие. – А., 2001. – С. 367-419.
- Арын Р. С., Иренов Г. Н. Этнополитология: учебное пособие. – Павлодар: ЭКО, 2008. – 285 с.
- Кадырбаев А. Ш., Шаймерденова М. Д. Страна изучаемого языка; История, география и культура Казахстана. – М.: ТЕЗАУРУС, – 348 с.
- Кадырбаев А. Ш. Национальная политика Советского государства и первые советские автономии в Центральной Азии // Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Центральная Азия: новые вызовы / Отв. ред. Б. А. Акаева, А. В. Коротаев, Л. М. Исаев, А. Р. Шишкина. – М.: ЛЕНАНД, – 424 с. – С. 12-62.
- Назарбаев Н. А. За мир и согласие в нашем общем доме. Доклад на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана 24 марта 1995 года // Назарбаев Н. А. Стратегия независимости. – А.: Атамұра, – 312 с. – С. 148-179.
- История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие / Масанов Н. Э. и др. – А.: Дайк-Пресс, 2001. – 600 с.
- Бухаева А.А. Этническая идентичность как фактор консолидации и интеграции в Республике Казахстан. Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии. – Бишкек, 2012. – 46 с.