Бытие человека в миропонимании Ю. Баласагуни

В статье говорится о Юсуфе Баласагуни – мыслителе караханидского периода. Автор считает, что сложилось три центра по исследованию поэмы Ю.Баласагуни: западноевропейский, турецкий и русский (советский). В современном постсоветском пространстве сложился, по нашему мнению, четвертый центральноазиатский центр изучения миропонимания Ю.Баласагуни. Автор пишет о философии ученого по таким вопросам, проблема человека, мир, первопричина мироздания, знание и познание, смысл человеческой жизни и другие.

В средние века были широко известны такие имена, как автор гениальной поэмы «Шахнаме» Абулькасым Фирдоуси (ок. 935 – ок. 1020), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Беруни (973-1048), ученый, врач и поэт Абу Али Ибн Сина (980-1037), математик, астроном и поэт-философ Омар Хайям (ок 1048 – после 1122)0, автор поэмы «Благодатное знание» Юсуф Баласагуни, знаменитый тюрколог, энциклопедист Махмуд Кашкари и др.

Юсуф Баласагуни – мыслитель караханидского периода. Поэма Ю.Баласагуни стала известно западному миру в XVIII-XIX вв. на немецком языке было опубликовано Г.Вамбери. а в 1891-1910 гг. был введен В..В.Радловым в научный оборот. «Изданием в С.Петербурге в 1890 г. факсимиле уйгурской рукописи «Кутатку билик», принадлежащей Венской библиотеке, В.В. Радлов положил начало русской традиции изучения этого замечательного памятника. Результатом двадцати лет упорного труда было издание текста поэмы (на основе ее венского и каирского списков) и перевод на немецкий язык»[1] на русский язык перевел С.Е.Малов. В 1971 году был осуществлен переводИ.Гребневым. В 1983 г. «Кутадгу билиг» был переведен на русский язык С.Н.Ивановым. В Кыргызстане «Кутадгу билиг» издано под названием «Куттуу билим».

Первые исследования творчества Ю.Баласагуни было осуществлено немецким ученым Отто Альбертом. По его мнению существует аналогичные взгляды Ю.Баласагуни и Ибн Сины и провел сопоставительный анализ этических взглядов Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашкари. Дальнейшее исследование творческого наследия Ю.Баласагуни было осуществлено В.В.Бартольдом, С.Е.Маловым, Е.Бертельсом, А.И. Самойловичем, А.И.Кононовым. Последний исследуя поэму говорил, что «выдающийся памятник уйгурской и арабской письменности караханидского периода, дидактическая поэма «Кутадгу билиг», известная теперь в трех списках – венский, каирский, наманганский (хранится в Ташкенте, в институте востоковедения АН УзССР) – написана Юсуфом Баласагунским в Кашкаре в 1069- 1070 г. н.э. и преподнесена им Кашкарскому хану, полное имя – титул которого звучало: Табгач Богра- Кара-хакан Абу-Али Хасан ибн Сулейман Арслан-Кара-хакан» [2]. В Центральной Азии исследование творчества Ю.Баласагуни были посвящены ряд работ, чьи имена заслуженно стоит на первом месте, они – А.Х.Касымжанов, Д.М.Мажиденова, А.И.Нарынбаев и др.

Таким образом сложилось три центра по исследованию поэмы Ю.Баласагуни: западноевропейский, турецкий и русский (совеский). В современном постсоветском пространстве сложился, по нашему мнению, четвертый Центральноазиатский центр изучения поэмы «Кутадгу билиг».

Западноевропейские исследования начинается с работы немецкого философа Отто Альбертса, который следовал «Кутадгу билиг» с позиции историко-философски. Он выдвинул концепцию о том, что наличествует преемственная связь между учением ибн Сины и взглядами Ю.Баласагуни, а также, сделал попытку сопоставить этические взгляды Аристотеля и Баласагуни.

Турецкий центр по исследованию творчества Ю.Баласагуни проводит философские и культурологические исследования творчества поэта. В 1947-1959 гг. были переведены на турецкий язык все три текста «Кутадгу билиг» под руководством турецкого ученого Р.Арата. Следует отметить 10-ти томное исследование Баха Этдика Огеля «Введение в туркскую культуру» (KulturTarihineGiris), где используется поэма Ю.Баласагуни в качестве источника духовной культуры тюркских народов.

В русской, затем советской литературе «Кутадгу билиг» исследовался тюркологами-лингвистами, филологами, философами. В исследовании эпохи Ю.Баласагуни первые шаги были сделаны историком- востоковедом В.Бартольдом, филологами-тюркологами Е.С.Бертельсем, И.В.Стеблевой. в историко- философском плане исследования проводились А.А.Валитовой, Ш.Ф.Мамедовым, Ю.Д.Джумабаевым, А.Уразбековым, А.Алтымышбаевым, Д.М.Мажиденовой, А.Х.Касымжановым, М.С.Орылбековым.

В постсоветской Центральной Азии мировоззрение Ю.Баласагуни изучено О.Козубаевым, А.Нарынбаевым,. С.Мукасовым и другими учеными. Исследования этихфилософов в той или иной степени раскрывают мировоззренческие позиции мыслителя. Среди этих исследований особо следует отметить заслуга А.Нарынбаева. В ряде работ он раскрывает мировоззрение Ю.Баласагуни.

Согласно исследованиям Ю.Баласагуни жил в XI веке (некоторые исследователи отмечают, что Ю.Баласагуни жил около 1018-1086 гг.) [3] а его поэма «Кутадгу билиг» написана в 70-е годы XI века т.е. ю.Баласагуни свою поэму сочинил в течение 18 месяцев, тогда ему было 50 лет. Об этом говорит сам мыслитель в баите 365: «А мне пятьдесят, и немолод телом. Был вороном черным – стал лебедом белым». По историческим данным Юсуф родился в г.Баласагын. В знак благодарности свою поэму Ю.Баласагуни подарил хану караханидов, в результате чего ему пожаловал высокое звание Хас-хаджиб (главный камергер). Как свидетельствует сама поэма, Ю.Баласагуни был высокообразованным интеллигентным человеком. В его сочинении отражается его политические, философские, этические, эстетические, религиозные и естественнонаучные взгляды. Самое главное в его поэме нашли отражения социальная действительность, который жил сам мыслитель. В государстве караханидов крупными землевладельцами считались феодалы, помещики, а декхане были крепостными. Кроме этих социальных слоев в караханидском государстве       в социальный состав входили ремесленники, торговцы, государственнык служащие и др.

В духовной жизни караханидов преобладающее место принадлежит представителям духовенства. Они оказали большое влияние в распространении религиозного мировоззрения. В этом аспекте поэма Ю.Баласагуни также не исключение. Сочинение начинается с восхваления Аллаха, который «велик и могуч, он – придержец главенства, творец и зиждитель, самосовершенство. Владыка всех тварей, небес и земли»

Несмотря на это поэма Ю.Баласагуни – этико-философское, социально-политическое произведение. Об этом говорится следующее: «это философское произведение, в котором анализируется смысл и значение человеческой жизни и определяются объязанности и нормы поведения в человеке» [4]. поэма Ю.Баласагуни отражает средневековой стиль мышления, миропонимание и мировосприятие, художественное освоение мира. На первое место ставится такие философские понятия как наука, знание, ум, разум, человек, добро, красота, истина и др. В «Благодатном знании» олицетворяется такие высокие человеческие представления и идеи: Справедливость (Кюнтогды), Счастье (Айтолды), Разум (Огдюльмиш), Довольство (Одгурмыш). Словом, поэма мыслителя содержит вопросы философии (онтологические, гносеологические) этики, эстетики, политики, экономики, управления государством, военного дела и др.

Социофилософские воззрения мыслителя выражается через беседы вышеназванных четырех героев друг с другом. В поэме все философские вопросы решаются через проблемы человека. Потому в миропонимании Ю.Баласагуни смысл жизни, предназначение человека является основной. Такие вопросы как, «Что такое человек?», «В чем сущность человеческой жизни?», «Какие признаки самыми существенными для человека?» волновали мыслителя. Как известно в философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, бог рассматривается как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий тварное существо. Известный средневековой мыслитель А.Августин говорил, что душа человека создается Богом и после этого существует вечно. Человек состоит из души и тела. Главное в человеке душа. А по мнению Фомы Аквинского бог – действующая и конечная причина мира. Бог – само бытие, а мир обладает бытием, реальности. Человек занимает срединное положение между духовным и материальным, соединяя в себе и духовное и материальное. Такое религиозное мировоззрение господствовало и в миропонимании представителей Восточного Ренессанса. В философских воззрениях Ибн Сины существо отличается от сущности. Существо – это конкретно, а второе – абстрактно. Так, люди – существа, а человечность – сущность. Мыслитель также различает возможное и необходимое. Бытие –необходимое – единственно, оно есть первопричина и первоначально. Это необходимое бытие – Аллах. Последний является первопричиной, чистым разумом и абсолютной истиной. Из него возникло все остальное (сущее). В гносеологических воззрениях Ибн Сины значительное место занимает учение о душе. Он различает растительную, животную и человеческую душу. Человеческой душе подчинены другие души. Согласно Ибн Сины человеческая (разумная) душа бессмертна. Следовательно, разум – субстанция, не зависит от тела. После смерти тела она (душа) ведет самостоятельную жизнь. В душе человека есть теоретический и практический разум. В антропологических воззрениях Ибн Сина основной акцент делает нравственное совершенствование человека. Он говорит, что человек должен научиться управлять самим собой. Для этого необходимо самообразование, самовоспитание, самокритика. Но, согласно ему, при самоанализе трудно быть объективным, здесь нужна помощь близких. В человеке должны формироваться эти четыре качества: воздержанность, смелость, мудрость и справедливость. Эти идеи Ибн Сины были развиты другими представителями Восточной Перипатетики. В таком аспекте можно сказать, что творчество Ю.Баласагуни продолжает традиции Восточной модели мышления.

В миропонимании Ю.Баласагуни отчетливо проявляется пантеистическийвзгляд на мир. Согласно ему Аллах – первоначально, он является первопричиной мироздания, который создал все земное. Он говорил, что мир возник по воле бога, в дальнейшем он развивается по своим законам. Его бог бестелесен и непосредственен. Мир развивается, он производим, мир – форма божественного бытия. В поэме мы видим следующие ступени бытия, уровни нисхождения божественного начала: семь планет, двенадцать знаков зодиака. Четыре стихии (огонь, вода, воздух, земля), человек, носитель знания и разума. Он выступает как бы опосредованным звеном между богоммиром. Но несмотря на это Ю.Баласагуни выступает как наивный материалист. По его мнению все, что окружает нас состоит из четырех материальных тел: земли, воды, воздуха и огня. Здесь он продолжает традиции древних материалистов. В то же время мыслитель придерживается стихийно-диалектических воззрениях. Он полагал, что все явления, процессы, природы развиваются и изменяются: рождается, проходит молодость, взрослое состояние, наступить старость и умирает. В своих антропологическихвоззрениях мыслитель выдвигает идею о том, что рождение человека, его формирование как личность и его смерть – естественное явление, это закономерность природы. Согласно поэта все меняется, движется, новое стареет, старое умирает. Жизнь человека тоже меняется. Об этом он говорит:

Мимолетнего тучею юность прошла, Все развеяла жизнь, словно ветер, дотла. Мои юные годы, как жалко мне вас, - Уберечь вас мне жизнь моя сил не дала!

Где блаженство и радость моих юных лет? Все утеряно – жизнь ничего не спасла!

Что за прок, если в старости праведен я? Жизнь напрасно провел я в деяниях зла. О пора моей юности, мне тебе жаль,

Жизнь взяла красоту мою – в небыль света [5].

Согласно мыслителя жизнь человека изменчива, где есть жизнь, там есть смерть, они диалектически взаимосвязаны. Молодость уступает место зрелому возрасту, а зрелость в старости:

Быстро зрелость прошла, тяжен старости гнет, Прям оставшийся путь, вся отрада ушла.

Сколько смертных неверный сей мир обманул! Мне ль дано не изведать подобного зла!

Ю.Баласагуни призывает всех людей помнить о смерти, так как смерть неизбежно: «И помни о смерти

– без лук, непрестанно: Не дай, достословный, ест грянуть нежданно».

Таким образом можно заключить, то, что существует в мире находится в движении, развитии; они диалектически взаимосвязаны. Как и все явления человеческая жизнь также зависим от законов природы. По предположению Хас-Хаджиба человек разумное созидающее существо, которое отличается от других своим умом, знанием. Он говорит: «Человек – тьмой окутанный дяч, даруется свет ему только – умом». А также акын уверяет, что «всем людям опора нужна в богоданном, лишь так человек спознается с желанием».

Согласно исследованиям Ю.Баласагуни «в своей теории познания он наметил основные подходы к решению таких проблем. Как примат разума в познании окружающей действительности, активная роль субъекта в возникновении знаний. В исследовании этих проблем Ю.Баласагуни примыкаетк прогрессивной линии развитияв истории восточной философии. Подобно представителям Восточного перипатетизма, Ю.Баласагуни отводит разуму значительную роль в познании окружающей действительности» [6]. В связи с этим можно сказать, что разум человека есть основная ценность. Хас- Хаджиб ставит такие вопросы: Какова роль разума в жизни людей?, Откуда он приходит?, Как он совершенствуется (развивается)?, Куда идет? Мыслитель попытается ответить на эти вопросы. По его мнению «разум – это большая ценность. Она даровано природой. Разум человека в мозге. Он различает его от животных». Все доброе от разума, с приобретением знания человек достигает к уважению и чести. Разум – это средство познания действительности. Здесь мыслитель выступает как рационалист. Согласно поэту познание бесконечно. Он сравнивает познание с морем, которое не имеет края и без дна, оно как вода ни черпаема, оно не уйдет. В познании огромная роль принадлежит знанию. Образованный, разумный человек владеть самим собой, возвышает над всеми. Он всегда думает и действует разумно. Благодаря разуму можно познавать, мыслить и развивать свои способности. Человек своим умом достигает всему благому. Об этом он говорит следующее:

Ум издали видит дорогу ко благам,

И к нужным свершеньям идет твердым шагам. Неясное он разъясняет тотчас,

Любые узлы он распутает враз [7]

Мыслитель ставит перед собой такие гносеологические вопросы: Где кроется ум?. Где возникнуть уму?, Как достичь силу и в чем ее сущность? И отвечает, что ум есть великая ценность, которая не дает человеку уйти от правды и блага, умом человек отличается от «скота». В то же время мыслитель размышляет, что человек отличается от животных своим познанием. Для этого требуется учение, получить образование. О сущности ума, разума и познания философ размышляет так:

Ум – светоч во тьме и глаза – для слепого, Он телу – душа, бессловесному – слово!

. . .

В уме, как ни в чем, добродетельна суть; Вседневно, всечасно правдив его путь

В становлении человека велика роль знания и познания. В результате познания тайны мироздания раскрываются человеку, в то же время в процессе познавательной деятельности человек совершенствуется как личность. Свидетельством этого служить его следующие строки:

Рабам божья милость дарует почет:

Дверь знанья открыв правый путь им дает. Познание пошлет им счастливые дни:

И малый достигнет великих высот [8].

Знание имеет опытный характер, он не рождается мудрым, а становится им. Таким образом, по мнению Ю.Баласагуни мир познается силами самого человека. Здесь мы видим материалистический характер гносеологических воззрений акына. Познание – есть приобретение человеком новых знаний, а последнее – море без границ и без дна. Потому Ю.Баласагын призывает изучению естественных наук, умению управлять государством и как отнести своим подданным (простым людям, бекам, философам, везирям, всем подданным социальным слоям населения).

Согласно Ю.Баласагуни человек совершенствуется в результате долгого обучения, станет умным, деятельным социальным субъектом. В этом процессе велика роль учения. Учеба должна начинаться с юных лет. Из года в год человек пополняет свои знания. В результате в человеке формируются такие качества, как ученость, доблесть. Понятливость. По мнению мыслителя «учение – светоч во мраке ночном, от светоча знанья ты светел челом, ученьем и знанием достигнешь высот. И два этих блага приносят почет» [9].

В жизни человека огромная роль принадлежит науке. Последняя – есть богатство человека, который храниться умом. Такое богатство человека передается через язык. По мнению акына учение – друг человека, свидетельством этого служат следующие строки:

Ученье тебе – словно преданный друг, И верный собрат твой – познание наук. . . .

Ученье ученому – верный собрат,

А неуч о знанье и слышать не рад [10].

Разумный человек различает что такое добро и что такое зло. Мыслитель призывает к тому, что умных людей всегда надо угощать и следует им честно служит, быть сдержанным в речах, смиренным в повседневной жизни, так как болтливость, развязанность для них чужды. Об этом поэт говорит: «Они как в овечьей отаре козел: Путь овцам – туда. Куда он их повел. Ты с ним общайся, по-доброму ладь – И ты в двух мирах обретешь благодать» [11].

Таким образом разум человека – высшее благо. Основным свойством человека является его разумность. Мир является «коварным, хитрым», поэтому человек должен быть разумным в этом скверном мире. Так как со своим знанием и умом человек достигнет многого. Здесь на помощь приходит наука.

В своих беитах мыслитель уверяет: В союзе с наукой верные все дела: Где знанья – там хороши все дела!

Не вечно мирское, и жизнь быстротечна, Упрочивает блага, живущие вечно.

Рожденный умрет – жизнь земная жива: О добром и злом остается малва.

Не знайся со злом, все добро оно плавит, Лишь доброе имя след добрый оставит! [12]

В пространственно-временном отношении жизнь отдельного человека очень коротка, после него остается его деяния. Ю.Баласагуни говорит о том, что все смертны, бессмертного человека нет. Таким образом мыслитель размышляет о смерти. Смерть – естественное явление, перед смерти все равны: и бек, и раб.

Рожденные смертны, любому – свой срок, Хоть бек ты, хоть раб, хоть возвестник- пророк. И всех нас жестока смерть сторожит,

От казней ее нет средств, ни защит [13].

Таким образом, на наивно-материалистической основе Ю.Баласагуни анализирует сущность, предназначение человека. Проблема человека исследует во взаимосвязи с обществом, социальными нормами и ценностями. Особое место мыслитель уделяет таким общечеловеческим ценностям как добро, справедливость, воспитание человека и др. Эти положительные свойства человека анализируется в диалектической связи с такими понятиями как зло, несправедливость и др. Добро, справедливость восторжествует тогда, когда человек совершенствуется как личность, обладает высоким разумом, знанием, поэт говорит, что благодаря знаниям человек становится знаменитым, добрым, возвышает над злом. Смысл жизни человека – усвоение опыта человечества и передача его последующим поколениям. В этом случае человек бессмертен т.е.. отдельный человек не вечен, его деятельность, духовно- нравственные деяния, добрые дела бессмертны.

Как показывает анализ, поэма Ю.Баласагуни является поэтическим философствованием. Его размышления о мире, вселенной, о боге, о природе. Его взгляды о человеке, этические и эстетические воззрения вписывается в контекст средневекового восточного способа философствования. Концепцию Ю.Баласагуни о человеке можно назвать антропоэтической. Ю.Баласагуни говорит: «Я назвал книгу «Благодатное знание» пусть она одарит читающего и пусть показывает ему дорогу». На вершине политики, или науки о государстве, находится высшее благо, или счастье, этому можно достичь в обучении и воспитании.

Мировоззрение Ю.Баласагуни носит практическая просветительская направленность. Рационализм, энциклопедизм мировоззренческих позиций – специфика его взглядов. Человек – венец творения, который отличается своим мышлением, умением, а также разумом. Ценность человека в его знании. Как мы знаем по содержанию поэмы умирают Айтолды и Огдурмыш – символ счастья и отрешенности. В живых остаются Кунтюгды и Огдюльмиш. Это означает, что справедливость и разум наиболее существенные и вечные. Здесь мы видим закон диалектики борьбы между жизни и смерти, вторичности счастья и отрешенности, справедливости и разума, взаимодополняющие друг друга.

Таким образом, то, что существует в мире находится в движении, развитии, они диалектически взаимосвязаны. Смысл человеческой жизни в труде. Результаты труда делает его сознательным существом.

 

  1. Кононов А.И. История изучения тюркских языков в России. – Л.,. 1982. – С.
  2. Кононов А.И. История изучения тюркских языков в России. – Л.,. 1982. – С. 313
  3. Нарынбаев А.И. Из истории общественной мысли древних и средневековых уйгуров. – Бишкек, – С. 110
  4. Баласагуни Ю. Благодатное знание. – С.
  5. Баласагуни Ю. Благодатное знание – Л, 1990 – С.
  6. Касымжанов А.Х., Мажиденова Д.М. Очарование знания. – Фрунзе: «Кыргызстан», – С. 85- 86
  7. Баласагуни Ю. Благодатное знание - Л., 1990– С. 197
  8. Баласагуни Ю. Благодатное знание - Л., 1990– С.
  9. Баласагуни Ю. Благодатное знание - Л., 1990–С. 87
  10. Баласагуни Ю. Благодатное знание - Л., 1990–С. 89
  11. Баласагуни Ю. Благодатное знание - Л., 1990–С.
  12. Баласагуни Ю. Благодатное знание - Л., 1990 – С. 434-435.
  13. Баласагуни Ю. Благодатное знание - Л., 1990–– С.
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Философия
loading...