Социально-политическая справедливость и практические вопросы правовой культуры

В статье исследуется место и роль социально-политической справедливости в обществе и правовая культура как выражение зрелости граждан Казахстана. Вместе с тем уделено внимание на влияние социальнополитической справедливости в формировании и развитии правовой культуры населения  Республики Казахстан. Также, уделено внимание на спорные и дисскуссионные вопросы. 

Правовая культура является актуальной проблемой политической науки, которая в научной литературе еще недостаточно изучена. Поэтому, данная тема требует углубленного и всестороннего изучения.

Как показывает научный анализ тематической литературы, правовая культура населения Казахстана еще недостаточноисследована, прежде всего в политологии. Поэтому, политологическое исследование правовой культуры на материалах Казахстана как выражение зрелости общества имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

Движение к правовому государству и гражданскому обществу определяет особую активность развития системы правового образования населения Республики Казахстан как условия становления правовой культуры ее граждан.

Перед Казахстаном стоит задача построения правового, гражданского общества с высокой правовой культурой, где уважают закон, действуют принципы гуманизма и справедливости [1]. Эволюционное развитие многих стран мира свидетельствует о том, что определенные гарантии прав  и свобод человека создаются на основе развитости институтов правового, гражданского общества.В этом вопросе важное место и роль занимает социально-политическая справедливость.

Под справедливостью мы понимаем оценочную категорию морально-правового и политического сознания, одной из основных функций которой является, распределение в социальное среде Казахстана между индивидами благ, обязанностей и мер ответственности.Содержанием справедливости в Казахстане являются представления о должном, обусловленные исторически сформированным общественным признанием неотъемлемых прав казахстанца, человека. Требования справедливости в Казахстане заключается в соответствии между реальной значимостью различных индивидов или социальных групп и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Справедливость облагает своими содержательными особенностями, которые заключается в том, что она охватывает практически все отношения, возникающие в казахстанском обществе и государстве, ее основные функции сводятся к анализу и поиску различных несоответсвий.

Социально-политическая ценность справедливости в Казахстане выражается в том, что она является неотъемлемым спутником всех отношений, в которых участвуют казахстанцы. Основной функций казахстанского права является регулирование общественных отношений. Следовательно, справедливость, право и правовая культура в Казахстане – взаимообусловленные элементы социально-правового механизма-регулятора, основными целями реализации которого являются защита и сохранение казахстанского общества и государства.

В сложившихся современных условиях Казахстана в основе соотношения справедливости, права и правовой культуры лежат несколько важных принципов. Первый сводится к тому, что казахстанское государство в течение последних двадцати лет переживает переходный этап.

Произошедшие радикальные экономические и политические изменения в стране самым непосредственным образом отразились на отношении казахстанцев к праву. Правовое сознание казахстанского народа, наполнением которого является совокупность оценок права, претерпело коренное изменение. Население Казахстана стало жить не только по другим экономическим и политическим правилам, но и по иным правовым принципам. Преодоление казахстанцами политикоэкономического и морального кризисов происходит и по сей день. Новое правовое сознание казахстанского народа претерпевает длительный и болезненный процесс формирования.

Основой второго принципа актуализации идей справедливости , права и правовой культуры в Казахстане является тот факт, что население страны, столкнувшись с несправедливостью по отношению к себе, восприняло это достаточно остро. Экономический характер данной ситуации привел казахстанское общество к тому, что отношение к праву формировалось само по себе. Несмотря на то, что правовое сознание казахстанского народа развивается независимо от желания человека, в основу одной из ключевых задач любого современного государства должна входить обязанность по формированию у народа должного уровня и качества правового сознания и правовой культуры. Как правило, в основе такого формирования отношения к правовому сознанию и правовой культуре лежат тяжелые экономические и политические условия казахстанской жизни, которые на протяжении длительного времени являлись неотъемлемой характеристикой современного  Казахстана. Казахстанское государство переходного периода не ставило задачи контролировать процесс формирования правосознания и правовой культуры населения, при этом всеми мерами  требуя исполнять существующий закон, тем самым окончательно сломав и без того хрупкую основу правосознания и правовой культуры казахстанского общества.

Во все времена презумпцируется принцип справедливости права; либо справедливость права считают аксиомой: любые издаваемые правовые нормы справедливы, так как несут в себе волю государства; либо ставится цель привести правовые нормы в соответствие с справедливостью. Такое требование в отношении правовых норм приводит общество к формированию здорового, естественного, основанного на идеи справедливости, в должной степени нужного государству общественного правового сознания и правовой культуры.

Содержательной особенностью справедливости являются представления о должном, непосредственным образом связанные с дистрибутивной функцией справедливости в отношении распределения благ, обязанностей и ответственности в казахстанском обществе. В современнойказахстанской правовой культуре справедливость главным образом выступает в качестве оценочного понятия, посредством которого формируется отношение к явлениям правовой действительности Казахстана.

Правовая культура выражается в сплетении правовых знаний, реалистично отражающих правовую действительность, эмоционально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения.

В настоящее время его формирование в Казахстане считается официальной целью проводимых в стране реформ. В правовом, гражданском обществе Казахстана заложены новые формы взаимоотношений индивида и государства, которые, с одной стороны, предполагают тесное взаимодействие друг с другом, с другой – разграничение сфер деятельности, выражающееся формулой: авторитет власти – суверенитет личности.

Правовая культура формирует и укрепляетв гражданине Республики Казахстан ответственность, справедливость, дисциплинированность, уверенность в себе, связанную с умением ориентироваться в реальном мире, в хитросплетениях общественных отношений и выбирать правомерный способ действий. В качестве важнейших элементов культуры выделяют понятия, обозначающие способ организации человеческого, казахстанского опыта, отношения или представления о том, каким образом  различные  аспекты  опыта  людей  связаны  между собой, к  которым  казахстанцы должны стремиться, правила и нормы, регулирующие поведения людей в соответствии с ценностями их культуры. Заметим, что правовая культура казахстанского общества включает названные элементы культуры.

Ядром правовой культуры казахстанского общества являются развитое общественное правосознание, где формируются ценностные, нормативные основы правового бытия, сама идея закона, государства и власти, которая затем воплощается в основополагающих принципах казахстанского права и в совокупности правовых норм. Таким образом, развитие общественного правосознания является идейным источником созидательной деятельности казахстанцев в правовой сфере.

Естественно, что правовая культура казахстанского общества оказывает прямое воздействие на правовую культуру казахстанца, так как индивидуальное правосознание, включающее три основных компонента: правовое знание, представления, взгляды; правовые чувства; волю субъекта, отражает всю совокупность правовых явлений казахстанского общества, как позитивных (культура), так и негативных (антикультура). Побудительными факторами к позитивному волевому действию являются установки казахстанца на соблюдение и укрепление правопорядка.

Современные представления о правовой культуре в Казахстане исходят из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического и практического, деятельного. Формирование правовой культуры и социализация рассматриваются как деятельный процесс. Способность того или иного феномена стать элементом правовой культуры в первую очередь определяется возможностями его влияния на достижение планируемых результатов деятельности.

Следует сказать, что правовая культура Казахстана как феномен социально-политической реальности не состоит из отдельных и изолированных явлений, а представляет собой некоторое целостное образование. Именно целостность определяет те интегральные качества, которые оказываются присущими отдельным составляющим как компонентам системы. Концептуальным инструментом решения проблемы политологического исследования является построение системы показателей и эмпирических индикаторов, определяющих правовую культуру.

В казахстанском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются правовыми феноменами в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно,    а    правовое    поведение    населения    зачастую    нельзя    назвать законопослушным.

«Раздвоенность позиций» вот точная характеристика состояния казахстанского сознания, определяющая и содержание, и эволюцию правовой культуры. Эта черта не только присутствует, но и доминирует. В сознании казахстанцев еще не произошел перелом, еще велика степень предубежденности, опасений, что намечаемые меры не окажут реального влияния на практическую сторону дела, на полное исчезновение тех негативных тенденций, которые сложились в казахстанском обществе в предшествующие годы.

Данное положение в Казахстане обусловлено рядом причин: недостаточной эффективностью реформ политико-правовой системы, низкой правовой компетентностью граждан, недостаточной информированностью их о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса; недостаточно высоким профессионализмом юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественно-политического развития; административным правовым нигилизмом; слабостью правоохранительной и судебной систем. Эти и другие характеристики обусловливают состояние правовой культуры. При этом необходимо, чтобы население осуществляло «контроль и надзор» [2] за деятельностью органов управления.

Следует сказать, что в казахстанском обществе существует определенная степень подчинения праву, его престижу, определенное общее напластование различных оценок моральных и социальнополитических позиций, обычаев, которые поддерживают или ослабляют действие политико-правовой системы. Эту общность навыков и ценностей, связанных с одобрением, оценкой, критикой и реализацией политико-правовой системы, можно определить как общую правовую культуру. Она может быть более или менее развита, а ее отдельные части могут быть в различной степени согласованы со всей культурой. Но существуют и определенные отклонения от основополагающих начал этой общей правовой культуры.

Правовая культура и содержание правосознания казахстанцев в основном зависят от знания права и политики, помимо которого они могут быть наделены специфической социальной, политикоправовой определенностью. Однако знание права и политики не является решающим фактором правомерного поведения. Эти факторы должны включать не только негативные санкции, юридическое просвещение, но и национальную государственно-правовую идеологию, влияющую на формирование   правовых   установок   казахстанца   в    его    социально-конкретных, не всегда благоприятных объективных условиях.

Итак, правовая культура Казахстана как социально-политический феномен – сложное явление, определенное единство всеобщего, особенного и единичного. Эффективность каждого элемента в общем механизме воздействия на казахстанца изменяется в зависимости от целого комплекса факторов, среди которых время, социально-политическое пространство, экономическая ситуация, политическая обстановка. Каждая составляющая этого механизма может быть детерминирующим элементом при условии воздействия на сознание и правосознание каждого казахстанца и казахстанского общества в целом.

Правовая культура Казахстана – явление более широкое и «качественно насыщенное», чем правосознание казахстанцев. Она охватывает правосознание населения в единстве с формами его проявления. Ее всегда следует связывать с оценкой уровня знаний и понимания, с развитостью взглядов, представлений, убеждений, настроений, чувств казахстанцев относительно права, законности и с практическим поведением субъектов. Другими словами, правовая культура Казахстана – это единство правовых знаний, оценок и поведения казахстанцев.

Уровень правовой культуры Казахстана определяется уровнем правосознания, степенью его прогрессивности, масштабом и глубиной юридического образования в стране, профессиональной подготовкой юристов, степенью развития правовых, политических наук, правового, политического мышления. Отсюда те требования, которые предъявляются сегодня к реформируемым политическим, правовым отношениям Казахстана. Без изменений в правовом,  политическом  мышлении казахстанцев провести реформу всей казахстанской правовой системы нельзя.

Следует сказать, что правовая культура Казахстана оказывает организационно-регулирующее воздействие в плане обеспечения социально-позитивного поведения, предупреждения негативных проявлений и устранения способствующих им факторов при решении социально-политических задач любой сферы и любого уровня жизни казахстанского общества. Она выступает необходимым условием развития демократии в Казахстане, а демократия, в конечном счете, нужна для того, чтобы в казахстанском обществе существовала законность и торжествовала справедливость, утверждалась здоровая и нравственная инфраструктура.

Вместе с тем, правовая культура Казахстана находится в органическом единстве и взаимосвязи с остальными областями культуры страны-политической, этической, эстетической, нормы которых гармонично увязаны с казахстанским правом. Особенно тесна взаимосвязь правовой и политической культур. Высокий уровень политической культуры Казахстана немыслим без высокого уровня правовой культуры казахстанского общества, строгого соблюдения принципа законности, который является не только правовым, но и политическим принципом.

Однако правовая культура индивида-казахстанца не означает отсутствия противоречий между ней и правовой системой. Это часто связано с отставанием действующего законодательства  от осознанных индивидом-казахстанцем личных и общественных потребностей. Общественно необходимые новые правила жизни казахстанского общества, прежде чем воплотиться в законе, возникают в сознании как должные. Отставание отдельных правовых институтов и норм казахстанского права от развития правосознания граждан может стать (и становится) источником конфликтов между гражданами и государством. Тем самым правосознание граждан оказывает непосредственное воздействие на правотворчество, являясь идейным источником обновления  законодательства. Помимо этого, новые нормы казахстанского права, усвоенные индивидом-казахстанцем, выполняя регулятивную функцию, оказывают воздействие на его поведение, расширяя сферу правомерных действий (в случаях отмены тех или иных запретов). В каждом из указанных случаев имеет место эволюция правовой культуры казахстанца.

Содержанием правовой культуры казахстанского общества оказываются не просто правосознание, законность и т. п., а их характер, уровень, степень развития, т.е. то, что делает данный этап цивилизацией общественного прогресса. Определяется это содержание с учетом критериев политической оценки правовой деятельности Казахстана [3].

Правовая культура казахстанского общества как система взаимосвязана с внешними по отношению к ней системами, а также с системой более высокого порядка, в которую включена. Нет  сомнений в том, что функционирование правовой культуры казахстанского общества детерминировано, в конечном счете, системой политических, социально-экономических отношений. Эта детерминация правовой культуры казахстанского общества вызывает к жизни такую ее функцию, как правовое обеспечение процесса становления новой казахстанской государственности.

Присущие правовой культуре Казахстана идеалы, правовые нормы, принципы, традиции предполагают консолидацию членов казахстанского общества, концентрацию их усилий на решение задач построения правового государства. Правовая культура Казахстана обеспечивает социальнополитическое сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере.

Таким образом, Правовая культура Казахстана выражает по существу социально-политическую связь и взаимодействие индивида, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как политологическая характеристика правовой культуры страны.

Основным требованием к результативности правовой культуры Республики Казахстан выступает повышение качества и уровня социально-правовой жизни общества и личности-казахстанца. Это может выражаться в обеспечении гарантированности статуса граждан и справедливости, в возможности на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий политической власти Казахстана. Сегодня важно, чтобы решение назревших социально-политических проблем правовой культуры казахстанцев в целом способствовало сплочению общества и стабильности демократического, справедливого общества,  которому принадлежит будущее.

Следует сказать, что правовая культура Казахстана оказывает организационно-регулирующее воздействие в плане обеспечения социально-позитивного поведения, предупреждения негативных проявлений и устранения способствующих им факторов при решении социально-политических, экономических задач любой сферы и любого уровня жизни казахстанского общества. Она выступает необходимым условием развития демократии в Казахстане, а демократия, в конечном счете, нужна для того, чтобы в казахстанском обществе существовала законность и торжествовала справедливость. Говоря о сложной структуре правовой культуры Казахстана, следует обратить внимание и на то, что данное понятие применимо не только индивидуально, но и к отдельным профессиональным группам, социальным слоям, к государственным и общественным органам, учреждениям и должностным лицам. К примеру, для оценки и характеристики правовой культуры Казахстана в сфере государственного управления важнейшее значение приобретает соблюдение законности, устранение злоупотребления  властью, компетентность, деловитость, умение руководить, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан нашей страны и т.д.

Правовая культура – это определенный характер и уровень деятельности личности казахстанца, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура может существовать и как результат культурной деятельности в сфере права, политики, т.е. как совокупность соответствующей степени политико-правовых знаний, умений, навыков личности-казахстанца. Этот способ существования правовой культуры можно считать ее потенциалом.

Правовая культура должна способствовать формированию правовой культуры личности казахстанца, уважения к закону.

Правовая культура и содержание правосознания казахстанцев в основном зависят от знания права, политики, морали[4]. Однако знание права, политики, морали не является решающим фактором правомерного поведения казахстанцев. Эти факторы должны включать не только негативные санкции, юридическое просвещение, но и национальную государственно-правовую идеологию, влияющую на формирование правовых установок личности в ее социально-конкретных, не всегда благоприятных объективных условиях.

Правовая культура Казахстана по существу выступает выражением, отражением как сущности содержания и функций правового государства, так и результатом осуществления правовой политики Республики Казахстан, в основе которых лежит  воспитание правовой культуры населения.

Подводя итоги, в заключение можно сказать, что, во-первых, социально-политическая справедливость является основой правовой культуры населения; во вторых ,правовая культура казахстанского народа – это исходные определяющие идеи, требования, установки, составляющие нравственносоциальную основу зрелости казахстанского общества; в третьих, основным требованием к результативности правовой культуры Республики Казахстан выступает повышение качества и уровня социально-правовой жизни общества и личности. Это может выражаться в обеспечении гарантированности статуса граждан, справедливости, в возможности на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий политической власти Казахстана.

На современном этапе важно, чтобы решение назревших социально-политических проблем правовой культуры казахстанцев в комплексе способствовало сплочению общества и   социального прогресса, стабильности демократического, справедливого общества, которому принадлежит  будущее нашей республики.

 

  1. Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года// Казахстанская правда, 2009 27 августа.
  2. Дуйсенгалиева А.Ж.   Политико-правовой  анализ   ответственности  органов  местного  самоуправления //Вестник КазНПУ им. Абая. Серия социологические и политические науки. Алматы 2013. №1. С.64.
  3. См.: Абсаттаров Р.Б. Правовая культура: характеристики и специфика (на примере современного Казахстана) // Вестник РУДН. Серия социология. – М., 2014, №2. С.183-188.
  4. См.: Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsentwicklung Kasachstans. Berlin: Verlag Dr. Köster, 2013. 70-71.
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...