В настоящее время в Республике Казахстан, в условиях независимости, продолжаются существенные социально-экономические и политические изменения, необходимость которых диктуется самой жизнью. Одновременно с проведением преобразований происходит процесс переоценки духовных ценностей, ряда концептуальных положений различных идеологических теорий и взглядов, что, несомненно, является закономерным явлением. И это вполне понятно, ибо любое образование нового независимого государства, как исторического явления, характеризуется своей уникальностью и неповторимостью. В этом случае как никогда решающее значение приобретает способность к самоанализу, точность прогноза и восприятию исторического опыта.
Коренные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни в независимом Казахстане создали не только совершенно новое социальное поле, но и новые условия, и новые возможности для возврата к жизни исламской религии.
Поддержка со стороны официальной власти процесса возрождения ислама не была случайным явлением: исламская религия, являясь наследием национальной культуры, сохранила свое влияние на определенные слои населения, отчасти даже на лидеров общественных движений; она сохранила и свой характер «народной премудрости». Ее функциональные каноны согласуются с теми идеями и концепциями, которые стали провозглашать и выдвигать официальное руководство независимого государства; принцип радения о подъеме духовности народа не противоречит ставке государства на изучение культурного наследия; принцип гуманного, справедливого отношения к людям не противоречит политике усиления нравственных начал в обществе; исламский постулат развития культуры взаимоотношений между людьми, согласуется с политикой гармонизации в обществе межэтнических и межконфессиональных отношений.
В период независимости официальная власть и духовенство власти стремились увязать исламские ценности с национальной традицией, представить ислам в качестве важной составляющей в истории народа. Поддержка исламской религии как духовно-культурного начала был одним из механизмов противодействия политизации ислама, укрепления общественно-политической стабильности в стране.
Современные события, происходящие в Казахстане и в других странах, наглядно подтверждают актуальность вопросов ислама и политики, ислама и традиций, проблем укрепления национального и духовного единства государства, его безопасности. Особенно злободневны эти проблемы сейчас, когда Казахстан становится все более религиозно-плюралистическим обществом, когда активно ведется поиск нравственных ориентиров религиозных учений, методов недопущения «политизации религии» как одного из опаснейших факторов дестабилизации общества, наблюдается всевозрастающий интерес со стороны молодежи и других социально-активных слоев населения к исламским ценностям. А это требует глубокого изучения на основе различных теорий и концепций, комплексного и междисциплинарного подхода. Заставляет искать ответы на вопросы, каковы истинные цели религиозных движений и течений? Каково влияние радикальных религиозных организаций на состояние религиозности в стране? Как использовать исламские традиции, не допустив при этом, чтобы они стали препятствием для общественно-политических преобразований, и каким образом заново сформулировать требования современности так, чтобы они соответствовали условиям страны и были бы всеми признаны необходимыми?
Озабоченность общественности проблемой духовных гарантий и массовой базы, современных социально-экономических и политических сдвигов, его беспокойство по поводу недостаточной соотнесенности модернизационного процесса с духовно-культурным опытом народа нашло свое отражение в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. В нем подчеркивается, что именно развитие духовности является необходимым условием прогресса современного общества, поскольку будущее Казахстана неразрывно связано с возрождением национальной культуры, со стремлением людей сохранить свои традиции [1]. И сегодня идет поиск ответа на вопрос: а что если в ходе модернизации страна потеряет свой веками складывавшийся духовноисторический облик и вступит в качественно новый, универсализированный период всечеловеческой истории, внутренне опустошенной и лишь с внешним «космополитическим лоском». В целом же следует заметить, что выводы, к которым приходят исследователи, занимающиеся вопросом о влиянии ислама на современное казахстанское общество, можно разделить на две группы. Одни убеждены в том, что не следует сильно опираться на религиозные традиции, а нужно переустраивать жизнь общества на принципах и началах, не имеющих ничего общего с религией. Другие считают, что необходимо придерживаться исламских традиций, без которых невозможно поднять духовность народа. Обе указанные концепции отличаются общим и, несомненно, упрощенным подходом к данной проблеме. Чрезмерное выпячивание элементов религиозной жизни, так же как и отрицание какого-либо их воздействия на новые явления, мешает понять внутреннюю сущность социально-политических и культурных процессов, в которых традиционные ценности переплетаются и синтезируются с современностью, создавая своеобразную противоречивую картину, своеобразие которой не всегда можно уяснить и охватить сознанием [2]. Ясно одно, что сложно понять особенности культуры, как и характер современного казахстанского общества, без учета историко-религиозного опыта. Сегодня любые исследования, направленные на теоретическое переосмысление и принципиальное понимание процессов, связанных с религией, приобретают как научную, так и практическую актуальность [3].
В современном мире практически все страны с мусульманским населением сталкиваются с серьезными вызовами, исходящими от религиозно-политических групп, движений и организаций, нередко угрожающих международной стабильности, целостности и конституционным основам государств [4]. В ряде стран на политическую авансцену вышли религиозно-политические силы, использующие ислам в качестве орудия идейной мобилизации на борьбу с конституционными правительствами, с целью изменения общественно-политического строя[5]. Еще в 2008 г. в своем Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что «Казахстан намерен и далее всемерно укреплять свои позиции в качестве активного участника международной коалиции по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом» [6].
В заключении следует сказать, нынешний этап политической истории Казахстана – переходный оттоталитарногок либерально-демократическому государствуи гражданскому обществу -характеризуется принципиально новым отношениемк религии.
- Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Новое десятилетие – Новый экономический подъем, новые возможности Казахстана // Казахстанская правда. – – 29 января.
- Абусеитова М.Х. К проблеме изучения истории ислама в Казахстане / Ислам и современность. Материалы международной конференции. – Алматы: Дайк-Пресс, – 168 с.
- Хафизова К.Ш. Даосизм, конфуцианство и китайская внешняя политика // Казахская цивилизация.– №3-4. – С. 17-36.
- Арыстанбекова А.Х. Глобализация. История. Динамика. Аспекты. Грани. Перспективы. – Алматы: ДайкПресс, 2007. – 304 с.
- Кушкумбаев С.К. Религиозный фактор во внешней и внутренней политике Казахстана / Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспектива. Материалы международной конференции. – Алматы: Дайк-Пресс, – С. 150-157.
- Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики // Казахстанская правда. – – 7 февраля.