Выделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Оно необходимо для сопоставимости результатов исследований, следовательно, в оценке их достоверности, надежности. Современная наука многообразна в своих направлениях; к тому же рядом с наукой действуют и иные жанры рефлексии от публицистики до оккультизма. Ученые, придерживающиеся определенного объекта и предмета науки, составляют научно-дисциплинарное сообщество и кооперированными усилиями осуществляют взаимный контроль, критику результатов исследований. Так, критика психологов относительно результатов исследований социологов будет звучать менее убедительно, чем коллег социологов. Предполагается, что последние более посвящены в предметную область и лучше ориентируются в методических нюансах анализа, измерения социальных структур. То же можно сказать относительно компетенции социологов в критике результатов психологического исследования. В каждой науке ее пределы, область обозначаются на основе консенсуса относительно изучаемого объекта, предмета, методов.
Определение объекта и предмета имеет принципиальное значение и в процедуре социологического исследования. Обозначая объект, мы тем самым устанавливаем, с каким элементом социальной реальности имеем дело, какими возможными свойствами, какими особенностями действия поведения обладает объект нашего исследования. Во-вторых, какие методы регистрации данных, их анализа применимы по отношению к нему. Одна из ведущих задач исследования, решаемая с процедурой выделения объекта - это построение выборки. Элементы объекта составляют некую генеральную совокупность, которая в социальных процессах не поддается сплошному исследованию и нуждается в выборке. Четкие рамки объекта служат условиям операционального выделения единиц анализа и построения основы выборки.
Объектом социологии образования является вся сфера образования, т.е. система образования, учебные заведения, а также те социальные группы, которые включаются в действие институтов образования. При этом обратим внимание на то, что сфера образования предстает перед исследователем на мега-, мезои микроструктурных уровнях своего проявления. Сфера образования является объектом изучения многих наук, каждая из которых поддерживает свой предмет исследования и опирается на свои традиции, подходы, концептуальный аппарат, методы.
С выделением предмета связана другая процедурная сторона исследования – операционализация категорий анализа, т.е. тех содержательных свойств объекта, наличие, интенсивность которых мы регистрируем, измеряем, анализируем. Современная социология образования охватывает широкий комплекс проблем относительно социальных структур, форм, содержания образования. Вместе с тем ее предмет не должен выходить за границы социологического анализа, он связан с различными проявлениями социума, с процессами взаимодействия людей, формирования на основе этих взаимодействий общественных структур и с их функциональными особенностями.
В отношении предметной области социологии образования следует указать, что в ней сочетается интраи эстраспективный подходы, что социология образования изучает как процессы, характеризующие взаимодействия людей, социальных групп внутри сферы образования, так и взаимодействия самой сферы образования с другими сферами общественной жизни, с другими общественными подсистемами. В изучении содержательных аспектов образования социология образования входит в контакт и находит области различения с педагогикой. В анализе структурных особенностей образовательного процесса у социологии образования есть области различения предмета исследования с психологами, экономистами, юристами и т.д.
В социологии образования применимы все методы социологического исследования. От наиболее распространенных – наблюдения, опроса до методов социосемантики, также как и сопутствующий арсенал статистики. В социологии образования при корректном обращении вполне могут также заимствоваться методы традиционно относимые к психологии образования, например, тестирование. Вместе с тем, эта область исследований в большей степени привлекает методы комплексного анализа, поддерживающие сохранение индивидуальных, особенных свойств объекта.
Что касается места социологии образования в системе наук, изучающих образование, взаимоотношения социологии образования со смежными научными дисциплинами: с педагогикой, психологией, философией в изучении образования, требуется уточнение.
Проводить жесткие демаркационные линии в предметных областях смежных систем научного знания, и особенно в общественных науках – занятие не просто трудное. Оно в некоторых отношениях сопряжено с риском – вызвать последствия расторжения научных направлений. Социальная жизнь в своем разнообразии и богатстве связей, в гармонии оттенков не терпит прямолинейного рассечения и грубого абстрагирования. И не в этом ли сопротивлении предмета отчасти причина бесплодности тех исследований, которые проводятся обособленно от других научных направлений?
Отгораживаясь частоколом дефиниций, представители общественных наук почему-то гораздо чаще и с большей энергией стремятся выразить самостоятельность и независимость своей науки. В общем-то делаются логически правильные выводы, но они не находят своего эмпирического адресата, оказываются обращенными в никуда (неизвестно куда). Видимо, границы наук, как и все границы в человеческой жизни должны не столько разделять, сколько налаживать связи, коммуникацию ценностей. В конце концов, надо руководствоваться не страхом – заступить на чужую почву, а четким видением возможностей, преимуществ, ограничений того или иного подхода, тех или иных моделей, средств их адекватной интерпретации, оценок надежности. Должно настораживать не то, когда обществовед входит в смежную область гуманитарного знания, а скорее то, когда утрачивается опыт междисциплинарных исследований, не аккумулируются в должной мере имеющиеся достижения. Поэтому не будем однозначно делить поле научной деятельности на участки для социологов, философов, педагогов, психологов, экономистов и пр. В каждом конкретном случае сообразно поставленным задачам ученые сами уточнят свои функции и предмет. Попробуем обозначить возможности, которыми они располагают, преимущества и ограничения, которые сопряжены с их действиями.
Однако и отсутствие «границ» между дисциплинарными направлениями чревато утерей компетенции, квалифицированного подхода в решении научных проблем. Каждое дисциплинарное сообщество заботится о преемственности опыта, о сохранении эталонов мастерства, предъявляет свои требования к качеству исследовательских процедур. Обратим внимание на то, что размежевание дисциплинарных направлений происходит не столько в виде межевых границ, а по векторам исследовательских направлений, по тем парадигмам, которыми они руководствуются. По объекту исследования нередко ученые самых разных наук оказываются на одном и том же поле, но каждое дисциплинарное сообщество движется по своему заданному вектору.
Возьмем для примера взаимоотношение социологии образования и психологии образования. Органична связь психологии и социологии образования, их исследовательские пути постоянно перекрещиваются. Нередко вызывает трудности различение по содержанию социологических и психологических работ. Но для психологии приоритетным является интрасубъективный подход. Иначе говоря, в исследовании она идет от внешних межсубъектных взаимодействий во внутренний мир личности, вплоть до понимания психофизиологических механизмов. Социологи, наоборот, по преимуществу придерживаются интерсубъективному подходу. Они также могут исследовать личность, структуры межличностных отношений, но идут в направлении поиска оснований объяснения социальных процессов в общественной среде.
Одна из ближайших теоретико-методологических основ педагогики – психология, и в частности – психология образования (в т.ч. педагогическая психология). Ее задачи связаны с раскрытием физиологических и социально-психологических механизмов учебной деятельности, с выявлением потенций человека в усвоении учебного материала. Достижения психологии в настоящее время более востребуются в сфере образовательной практики, а психолого-педагогический подход рассматривается как необходимый органичный атрибут профессии учителя, что нельзя сказать относительно социолого-педагогического или экономико-педагогического. И то и другое будет рассматриваться как смежное в специальности. В педагогической науке уже трудно различить, что здесь изначально: психология как наука о развитии психики человека, его способностей или педагогика, предметно ориентированная на поиски действий по развитию способностей человека. Психология густо и широко посеяла предметное поле современных исследований проблем образования своими парадигмами, категориями, методиками, значительно потеснив на периферию другие науки. В рамках исследований любой науки по изучению проблем, связанных с образованием, вряд ли можно достичь весомых результатов, не осмыслив, не вникнув в суть психологических концепций относительно изучаемой проблематики.
Однако на примере сельского хозяйства (и не только) общеизвестно, что в условиях монокультуры, чрезмерного доминирования происходит истощение культурного слоя почвы. Однообразно эксплуатируя выращенные в одной среде плодотворные идеи, мы обедняем научный поиск, а главное – снижается общий эффект влияния науки на педагогическую практику, на образование.
Приоритетные позиции психологии образования проявляются как в массовом сознании, так и в научной среде. Образование чаще рассматривается в психологическом контексте как деятельность по наращиванию знаний в подрастающем поколении, по развитию умственных способностей социализируемого индивида. Сами психологи акцентируют также внимание на производном характере когнитивного от поведенческого, и развитие умственных способностей ими рассматривается в плане развития личности. Современная педагогическая мысль особенно активно восприняла эту идею развития личности. Без преувеличения можно сказать, что идея развития личности стала ведущей парадигмой конструирования педагогических методик и моделей образования.
В целом характер этой идеи нельзя не признать как благородный и методологически вполне состоятельный. Но насколько адекватно и исчерпывающе выражены в этой идее суть, смысл образования, и прежде всего, школы как института современной цивилизации? Вслед за Э. Дюркгеймом институту образования устойчиво отводится роль "методической организации" процесса социализации человека. Собственно в этом ключе выдержана статья наших соотечественников, видных ученых в области образования Б.М. Бим Бада и А.В. Петровского, подготовленная для Педагогической энциклопедии.
Однако способна ли школа принять на себя всю ответственность за функцию социализации, реализация которой поддерживается если не всеми, то почти всеми социальными институтами. "Методическое и руководящее начало" вряд ли будет служить оправданием существования столь глобальной общественной структуры, какой является школа. Рефлексией методики могла бы заняться и занимается соответствующая наука и ее различные отрасли – педагогика. Видимо, для школы следует поискать ее собственную нишу в процессе социального конструирования индивида и социума. Но даже если этой нишей окажется все-таки лишь “развивающаяся личность”, то и на этот случай следует более четко осознать пределы интерьера, в котором выращивается, возделывается, воспитывается и обучается подрастающее, социализируемое поколение.
При упрощенном подходе для социологии чаще отводится роль дизайнера в устройстве интерьера учебного процесса. Также как дизайнер обустраивает удобные местоположения для различных проявлений человеческого быта – уголки интима, или, напротив, подчеркнет деловой характер, официоз – так же и от социолога ждут, что он внесет в организацию учебного процесса более подходящую номенклатуру неформальных и деловых отношений.
Психологи вынуждены постоянно обращаться к социологам, также как, в свою очередь, социологи опираются на результаты психологических исследований. Это имманентное сотрудничество имеет основанием фундаментальное положение: биопсихологические адаптивные механизмы регуляции служат лишь субстратом социально-психологических механизмов, содержание которых определяется историческим, культурным опытом человечества, социальной общности, отдельного субъекта. В настоящее время широко развернулись исследования психологов в области образования, появились интересные работы. В своих стартовых позициях психология образования значительно опережает социологию образования, и потребуются немалые усилия по усвоению тех научных достижений, которыми уже располагает психология образования. Но путь психологов и педагогов оказался не столь плодотворным, видимо, и потому, что рядом в научном поиске не было социолога. Если эту мысль выразить на языке методологии, то она уложится в суждение: интрасубъективный подход не в полной мере дополнялся интерсубъективным.
Педагогика имеет наибольший опыт исследования учебного процесса, действия форм и институтов образования. К тому же ее предмет несколько шире, чем учеба и образование. Она изучает воспитательный процесс в целом, или, как обычно говорят сами педагоги: учебную и внеучебную деятельность воспитуемых, учащихся. До недавнего времени педагогика распространяла свое познание лишь на молодое поколение, и в образовании изучались лишь те институциональные формы обучения, в которые было включено подрастающее поколение. Однако, справедливости ради, надо сказать, что вопрос о воспитании и обучении взрослого поколения ставился в истории педагогики неоднократно. Наиболее емкая форма этой проблемы выражена в известном диалектическом тезисе Маркса: “Воспитатель сам должен быть воспитан".
Педагогику, прежде всего, интересует непосредственная профессиональная деятельность педагогов, учителей, и ее главная задача – обеспечить их теоретическим, методическим арсеналом практической работы. Изучению отдельных форм учебной деятельности посвящена специальная отрасль педагогики дидактика. Можно сказать, что предметом педагогики случит педагогический процесс, т.е. то, как именно обеспечивается эффективность действий педагога, как усваиваются среди учащихся результаты его работы, насколько продуктивны его действия, каковы средства вовлечения в педагогический процесс самих обучающихся.
Органичны связи социологии образования с философией образования. Надо признать, что социология образования лишь начинает самоопределяться и лоно философии для нее особенно значимо. К сфере философии образования можно, в частности, отнести гносеологические и мировоззренческие вопросы образования. В теории и практике педагогической деятельности нередко смешивается и отождествляется учебная деятельность с познавательной, что вело и по-прежнему ведет к значительным издержкам в обучении. Более подробно мы вернемся к этой проблеме в следующих лекциях разделе. Но отметим, что здесь отчасти сказалось методологически некорректное представление о сути обучения и образования. Принципиально важны для философского анализа мировоззренческие ориентации образования. На какие идеалы, парадигмы призвано ориентироваться образование, какими средствами, механизмами они будут воплощаться. Данные вопросы нуждаются в комплексных исследованиях философов, социологов, психологов, педагогов и пр.
Всякая отрасль человеческой деятельности и любая наука прямо соотносятся со сферой образования, с теми проблемами, которые возникают в образовании, в учебной деятельности. Это и понятно. Средствами образования решается задача воспроизводства научного направления и культуры сферы человеческой деятельности. В свою очередь, каждый вид образования имеет свою специфику сообразно особенностям, присущим данной сфере культуры. И в рамках той или иной науки (физики, биологии, химии, электротехники и пр.) естественно складывается отрасль, ориентированная на свой вид образования. В этом аспекте можно проследить связи и зависимости социологии образования с данными науками в обобщении, аккумулировании социально-культурного опыта профессиональной, дисциплинарной деятельности, в переводе его в адекватные модели обучения.
Главное средство институционализации научного направлениясоциологии образования – это публикации работ, раскрывающие научный поиск, полемику, периодика, социологические службы. Библиография социологии образования насчитывает много сотен работ; однако среди них пока нет вполне фундаментальных, в которых была бы предложена целостная социологическая концепция образования. Вместе с тем, в публикациях отражены направления научного поиска, результаты ряда социологических исследований с весьма широкими теоретическими обобщениями.
Социология образования располагает определенными организационными средствами, которые обеспечивают ее развитие как научного направления. Проблемами социологии образования в нашей стране занимаются различные социологические службы.
Наиболее продолжительной "биографией" располагает Сектор молодежи и образования Института социологии Российской Академии наук. В настоящее время значительную исследовательскую работу и работу по координации и публикации научных работ в этой области осуществляет Центр социологии образования Российской Академии образования. Проблематика социологии образования широко представлена в работе многих социологических служб в системе общеобразовательных и высших учебных заведений, в частности, в Центре социологических исследований при Московском государственном университете. В конце 80-х и в начале 90-х годов плодотворная масштабная работа по социологии образования осуществлялась в рамках целевой комплексной программы “Общественное мнение” при Минвузе (СССР, а с 1991 г. – РФ). В международной социологической ассоциации также действует сектор социологии образования. В настоящее время на социологических факультетах читается курс “Социология образования”.
Подводя итоги рассуждения, перечислим ведущие направления исследований, характеризующие современную предметную область социологии образования.
Во-первых, это анализ образования как социального института, тех общественных структур, на основе функционирования, организации которых складывается образовательный процесс. Во-вторых, это учение как вид социокультурной деятельности и соответственно социокультурное содержание форм, методов, технологий обучения. В-третьих, это особенности динамики, развития личности, социальных групп в сфере образования. Это, прежде всего, влияние образования на целостное, гармоничное развитие социального субъекта, на его готовность включиться в продуктивную, творческую деятельность, в те сферы жизни, которые составляют общественное бытие субъекта. В-четвертых, это влияние образования на функционирование общественной системы в целом и на ее подсистемы, а также влияние общественной системы, ее структурных компонентов на образование.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М.,
- БестужевЛада И.В. К школе ХХI века. Размышления социолога. М.: Педагогика,
- Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. Учебник для педвузов. М.,
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.,
- Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. Эфендиев А.Г. М.,
- Смелзер Н. Социология. М.,
- Современная западная социология. Словарь. М.,
- Социология: Словарь-справочник. Т.2. Отдельные отрасли социологического знания. М.,
- Социология образования. Труды по социологии образования. Т.1. Вып. Под ред. Собкина В.С. М., 1993.
- Социология образования. // Краткий словарь по социологии. М.,
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.,
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.,