В настоящее время во всем мире развиваются интеграционные процессы, которые приобретают закономерную тенденцию. Интересную форму интеграция принимает в странах Латинской Америки. Важнейшим объединением здесь является МЕРКОСУР.
В настоящей статье рассматривается этапы становления этого объединения, основные направления экономической и политической его деятельности, подчеркивается особенности реформирования латиноамериканской интеграции на современном этапе. Вместе с тем показывается и противоречивость во взаимоотношениях с другими странами, прежде всего с США.
Президент РК Н.А. Назарбаев вопросам интеграции постоянно уделяет пристальное внимание. Глава государства является архитектором претворения в жизнь евразийской идеи – создания ЕврАзЭС. Под его непосредственно руководством проводилась большая работа по вступлению страны в ВТО. Председатель Рабочей группы по присоединению Казахстана в ВТО, посол Финляндии Веса Химанен отметил, что в ходе переговорного процесса Казахстан принял более 50 новых законов и внес поправки в 10 международных соглашений, которые были приняты в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза [1].
Выступая на Петербургском международном экономическом форуме Н.А. Назарбаев сказал, что «экономика страдает от недостатка интеграции, а не от ее избытка». В связи с этим он подчеркнул, что в условиях глобализации важно использовать зарубежный интеграционный опыт [2]. В связи с этим, мы полностью согласны с мнением профессора А.И. Шалтыкова, что, для Казахстана наибольший интерес представляет опыт интеграции в Латинской Америке, поскольку по уровню социально-экономического развития, степени организации государственных экономических структур и производства, ряд наиболее развитых стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла и др.) довольно близки к Казахстану [3].
К слову сказать, в Северной Америке существует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), образованная в 1994 году США, Канадой и Мексикой. Ее население – 406 млн. человек. Совокупный валовый продут в размере 32,7 проц. мирового ВВП. По объему прямых иностранных инвестиций НАФТА занимает второе место в мире после ЕС., по входящим инвестициям, составляющим 23,9 проц. мирового запаса, против 38,7% ЕС., по входящим – 25% против 52,5% ЕС. [3]. Подробную статью о возникновении и развитии НАФТА мы опубликовали в одном из предыдущих номеров журнала «Вестник КазНПУ им. Абая. Серия Международная жизнь и политика». Данная статья посвящена другим региональным интеграционным объединениям в Латинской Америке.
Наиболее крупным интеграционным объединением стран Латинской Америки является МЕРКОСУР. Название в переводе с испанского означает – «Рынок Южного конуса». «Южный конус» общепринятое название части территории континента Южная Америка, которая располагается южнее восемнадцатого градуса южной широты. Эмблемой организации является изображение созвездия Южного креста. Это объединение с населением 250 млн. чел., территорией 12 млн. кв. км, суммарным ВВП около 2 трлн. долл. и экспортом 278 млрд. долл. (2008 г.). По своему экономическому потенциалу и значению в мировой экономике он уступает только ЕС, НАФТА и АСЕАН. На его долю приходится более 75 процентов совокупного валового продукта Южной Америки. Развитие процесса интеграции в МЕРКОСУР к настоящему времени прошло три этапа. Первый из них начался в марте 1991 г., когда президенты четырех стран Южной Америки – Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая – подписали Асунсьонский договор о создании данного объединения, название которого переводится как Общий рынок Юга. Договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между странами членами, т.е. создание Зоны свободной торговли (ЗСТ), введение единого внешнего тарифа (ЕВТ) и образование таможенного союза (ТС) в субрегионе к 31 декабря 1994 г., свободное движение капиталов, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере. В числе основных задач объединения указывались проведение единой политики в отношении третьих стран и группировок, координация позиций стран членов на международных и региональных торговых и экономических форумах. Коечной целью новой группировки было создание общего рынка четырех стран, к которым впоследствии могли присоединиться остальные государства Южной Америки. Конкретных сроков формирования общего рынка договор не устанавливал.
Образование МЕРКОСУР ознаменовало поворот во внешнеэкономической стратегии стран Южной Америки, Бразилии и Аргентины, которые в прошлом не проявляли большой заинтересованности в интеграции. Их модели развития были ориентированы главным образом на обширные национальные рынки, защищенные высокими таможенными пошлинами. Наиболее последовательно такую стратегию проводила Бразилия, но глубокие изменения в международных экономических отношениях, усиление тенденции к образованию крупных торговых блоков, а также стремление к лидерству в Латинской Америке, к укреплению своих позиций в переговорах с развитыми странами заставили ее взять курс на создание интеграционного союза, где она заняла ведущее положение. Другие страны рассчитывали, что доступ на бразильский рынок позволит им резко расширить и диверсифицировать свой экспорт, что послужит основой для развития связей другими районами мира, улучшения условий вхождения в мировую экономику.
Модель интеграции МЕРКОСУР, созданного в период господства в мире и на континенте неолиберализма, переход государств региона к «открытой рыночной экономике», была основана на приоритете требований свободного рынка, либерализации торговли как средства осуществления структурных реформ и модернизации национальных экономик. Она не предполагала ведущей роли государства, проведения активной социальной, промышленной и сельскохозяйственной политики. Объединение прошло несколько этапов своего развития. На первом этапе своего существования МЕРКОСУР (1991-1998 гг.) эта модель функционировала успешно благодаря автоматизму ее основных механизмов. Процесс интеграции развивался стремительными темпами. За очень короткий срок, к 1 января 1995 г. была в основном реализована программа либерализации взаимной торговли, которая предусматривала автоматическое и всеобщее сужение таможенных пошлин на 7% в год, начиная с даты подписания Асунсьонского договора. В результате была полностью освобождена от тарифных и прочих барьеров торговля 90% товаров. Внутризональный экспорт вырос в 1990-1994 годах с 4,1 до 12 млрд. долл., а отношении к общему экспорту стран членов – с 8,8 до 19,3% [5].
К концу 1994 г. странам членам удалось выработать и утвердить единую таможенную номенклатуру, единый внешний тариф, правила происхождения товаров, упростить таможенные процедуры, устранить препятствия свободной торговле сельскохозяйственными товарами. В принятом 17 декабря 1994 г. протоколе Оуру-Прету провозглашалось создание первого в Южной Америке Таможенного союза и введение ЕВТ с многочисленными исключениями, которые предполагалось отменить к концу 2005г. Протокол Оуру-Прету определил также постоянную структуру органов группировки, состоящую из трех главных институтов, принимающих основные политические решения (Совет общего рынка – высший орган в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка с 10 техническими комиссиями исполнительный орган, Комиссия по торговле), и трех вспомогательных – Совместная парламентская комиссия, социально-экономический форум, Административный секретариат. Все эти органы являются межправительственными, они не носят надгосударственного характера. Они состоят из министров и других государственных чиновников стран членов, которые совмещают работу в них со своими повседневными обязанностями в национальных администрациях. Исключением является лишь немногочисленный штат секретариата МЕРКОСУР, который занимается только делами объединения. Против наднациональных органов выступали Бразилия и Аргентина, видевшие в них риск излишней бюрократизации интеграции и угрозу национальному суверенитету. Парагвай и Уругвай были и остаются сторонниками национальных органов по типу ЕС.
Успехи МЕРКОСУР привлекли к нему внимание со стороны других стран и экономических союзов, как в латиноамериканском регионе, так и за его пределами. Одновременно в самом объединении усилились тенденции к внешней экспансии, к расширению общего рынка за пределы «четверки» в целях укрепления его экономического потенциала и политического влияния. В 1996 г. к МЕРКОСУР присоединились Боливия и Чили на правах ассоциированных членов, подписав соглашение о свободной торговле и таким образом подключившись к ЗСТ данного союза. Они не были заинтересованы во вступлении в таможенный союз МЕРКОСУР, где уровень ЕВТ был значительно выше их национальных тарифов и не соответствовал их внешнеторговой стратегии.
В 1991-1998 годах заметно интенсифицировались не только торговые, но и взаимные инвестиционные потоки. Доля внутризонального экспорта стран «четвѐрки» выросла за этот период с 8,9% до 25% от их глобального экспорта. Очень важно, что расширение взаимной торговли происходило в первую очередь за счет обмена промышленными товарами (продукцией автомобильной, химической, металлургической, фармацевтической, пищевой отраслей). Быстро увеличивалась и торговля с остальным миром. Удельный вес МЕРКОСУР в мировой торговле несколько повысился – с 1,4% до 1,5%. Резко вырос приток иностранных инвестиций в страны объединения. В 1999 г. он составил 55,8 млрд. долл., или почти четверть всех иностранных инвестиций в развивающиеся страны. По сравнению с 1991 г. это было более чем десятикратное увеличение.
После периода быстрого развития в 1991-1998 годах процесс интеграции в МЕРКОСУР замедлился в связи с экономическими трудностями в Аргентине и Бразилии, осуществлявших слишком поспешные неолиберальные реформы, а также под влиянием ухудшения внешней экономической конъюнктуры, «азиатского» кризиса группировки, падения взаимной торговли, отхода от многих совместных договоренностей. В 1999 г. резко сократился бразильский импорт из-за падения внутреннего спроса и вследствие девальвации реала, значительно ухудшившей условия товарообмена для партнеров Бразилии. Огромные потери понесли Аргентина, Парагвай и Уругвай, которые ответили протекционистскими мерами против бразильских товаров. В 2000-2002 гг. острейший кризис и дефолт вследствие провала неолиберальной политики пережила Аргентина. Ее ВВП сократился на 11%, резко обесценился песо, усугубив ситуацию в МЕРКОСУР. Внутризональная торговля сократилась за период кризиса более чем вдвое – до 20 млрд. долл. в 2002 г. против 41,3 млрд. долл. в 1998 г. Ее доля в глобальном экспорте четырех стран союза снизилась до 11,4% [6].
Кризис со всей очевидностью продемонстрировал многие структурные, концептуальные и организационные слабости МЕРКОСУР, что привело страны-члены к решению о необходимости реформирования модели интеграции в целях укрепления союза. В январе 2002 г. Совет общего рынка принял план действий, получивший название «Стратегия перезапуска МЕРКОСУР». Он наметил следующие основные направления реформ: укрепление макроэкономической координации, усовершенствование механизма решения споров, устранение барьеров во взаимной торговле, разработка мер по укреплению торговой дисциплины, препятствующих односторонним несогласованным действиям, которые ограничивают движение товаров внутри объединения. Дальнейшее развитие событий показало, что МЕРКОСУР нуждается в более глубоких изменениях. В 2002-2007 гг. под влиянием разочарования в неолиберализме во всех странах объединения к власти пришли левые правительства, выступающие за пересмотр модели социально-экономического развития, за повышение роли государства в экономике и проведение социально ориентированной политики. Отход от ортодоксального неолиберализма во внутренней политике государств-членов повлек за собой ревизию стиля и модели интеграции.
Процесс интеграции стал вновь набирать обороты в 2003 г. с улучшением конъюнктуры мирового рынка, восстановлением и подъемом экономики в странах МЕРКОСУР. С этого времени начался новый, современный этап развития объединения, который характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, усилиями по выявлению недостатков модели интеграции и их преодолению, совершенствованием институциональной структуры союза, укреплением сотрудничества в социальной и финансовой сферах, повышением авторитета и значения МЕРКОСУР в мире, расширением числа его членов, с другой – усилением разногласий по поводу дальнейшего развития интеграционного процесса, слишком медленным продвижением к завершению создания таможенного союза и ЗСТ. В 2003-2008 гг. существенно повысились темпы экономического развития стран МЕРКОСУР, быстро увеличивался его зональный и глобальный экспорт, доля объединения в мировом экспорте выросла с 1,5% до 1,7% и продолжала увеличиваться даже во время мирового кризиса 2008-2009 гг. Повысилась роль стран МЕРКОСУР в континентальных и глобальных международных переговорах, в том числе в рамках ВТО. Под руководством Бразилии они стали выдвигать собственные инициативы, направленные на улучшение условий международной торговли развивающихся стран, создавая для отстаивания своих позиций широкие коалиции с другими государствами ЛАКБ и других районов мира. Государства МЕРКОСУР проводят политику диверсификации внешних связей, развития сотрудничества по линии Юг-Юг, противодействия монопольному господству США в мире и на континенте. Благодаря твердым позициям государств блока потерпела провал инициатива США по созданию североамериканской зоны свободной торговли ФТАА, переговоры о которой велись 34 странами Северной, Центральной и Южной Америки в 1994-2005 гг.
Лидер группировки Бразилия превратилась в сильную державу, выступающую на международной арене в качестве защитницы интересов всех развивающихся стран. Она входит в число основных переговорщиков в ВТО – Группу 6, а также вместе с другим членом МЕРКОСУР Аргентиной – в Группу 20. Рост влияния МЕРКОСУР в Западном полушарии и в мире привлекает к объединению другие страны. В последние годы наметилась тенденция к расширению числа полноправных членов группировки. В 2003 г. между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН), куда в тот момент входило пять стран – Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор было заключено соглашение о совместной Южноамериканской зоне свободной торговли и взаимном ассоциированном членстве. Таким образом, ассоциированными членами МЕРКОСУР стали, кроме Боливии и Чили, еще четыре страны.
Решение о присоединении Венесуэлы к Таможенному союзу было принято членами МЕРКОСУР очень быстро в июле 2006 г. Соответствующий протокол предусматривает поэтапное введение Венесуэлой ЕВТ и устранение списков исключений из режима свободной торговли и ЕВТ к 2014 г. Все страны МЕРКОСУР заинтересованы в членстве Венесуэлы, так как это крупный потенциальный источник нефти, газа, инвестиций, емкий рынок для товаров. В результате, в текущем 2016 году Венесуэла стала полноправным членом МЕРКОСУР.
На современном этапе МЕРКОСУР во главе с Бразилией проводит активную политику расширения экономических связей со странами различных континентов, что также способствует росту влияния группировки в мире. Первоочередное внимание уделяется отношениям с крупнейшими странами развивающегося мира – Китаем, Индией, ЮАР. Были подписаны торговые соглашения с Индией, Южноафриканским таможенным союзом, Египтом, Марокко, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Иорданией, Кубой, Малайзией. Соглашение о свободной торговле было заключено с Израилем. В течение многих лет ведутся переговоры с ЕС с целью заключения соглашения об экономическом и политическом сотрудничестве.
В 2009-2010 гг. в связи с заметным ослаблением аграрного протекционизма и сокращением сельскохозяйственных субсидий в ЕС переговоры существенно продвинулись и близки к завершению. Определенный прогресс в последнем десятилетии достигнут в социальной сфере. МЕРКОСУР проводит социально ориентированную политику, направленную на борьбу с бедностью, развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства, поощрение мелкого и мельчайшего предпринимательства, участия мелких и средних предприятий в зональном экспорте. В рамках МЕРКОСУР был создан Гарантийный фонд для микромелких и средних предприятий. За период экономического подъема доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в странах союза с 40 до 26% общей численности населения. Правительства стран членов проводили политику поощрения участия гражданского общества в интеграции, в связи с этим во второй половине последнего десятилетия возник ряд организаций, нацеленных на повышение роли граждан в делах МЕРКОСУР, на решение трудовых и социальных проблем, а также на участие в интеграции региональных правительств (муниципий, штатов, департаментов).
Значительные успехи в интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьезных проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и собственно «деликатными, уязвимыми» отраслями, такими, как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая и автомобильная отрасль.
Одним из совокупных результатов экономической интеграции этих стран служит возросшая привлекательность данного субрегиона для иностранных инвесторов и других стран – потенциальных участников процесса объединения (присоединение Боливии, заявления Чили, Венесуэлы, Колумбии о намерении вступить в МЕРКОСУР). В настоящее время высказываются предложения о развитии тесных взаимосвязей между МЕРКОСУР и ЕврАзЭС.
- 1 https://www.zakon.kz/4800466-nazarbaev-globalnaja-jekonomika.html 2 Казахстанская правда. 17 июня 2016 г.
- Иманбалина А.К., Шалтыков А.И. Мировой опыт создания таможенных союзов. Вестник КазНПУ им. Абая, Серия «Международная жизнь и политика» №3(42), С. 100.
- Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования единого экономического пространства. Алматы, 2004 г., С.
- Лопатникова, Д.А. Экономическая география и регионалистика. – М., 2006 г., С. 6 Яковлев, П.П. Перед вызовами времени. – М., 2010, С. 151.