На сегодняшний день многонациональность Казахстана является неотъемлемой характеристикой казахстанского общества. Это исторически сложившееся под влиянием различных факторов явление считается политической данностью и играет важную роль в развитии государства. Внутренние интересы многоконфессионального государства напрямую влияют на внешнеполитический курс страны.
В статье рассматривается многонациональность как доминанта имиджа Казахстана на мировой арене. А также влияние многоконфессионального общества на развитие международного диалога Казахстана в условиях глобализации.
На современном этапе многонациональность Казахстана является неотъемлемой характеристикой казахстанского общества, и такое явление как «полиэтноконфессиональность» является политической данностью, исторически сложившейся в течение определенного времени под влиянием различных факторов. Безусловно, это явление диктует государству выстраивание определенной внутренней политики, которая характеризуется уважением к этническому многообразию и к самобытности всех этносов, проживающих в государстве. В широком смысле, под этнополитикой понимается «определенная форма политической жизни общества, в которой затрагиваются интересы и чувства этнических групп и других акторов, включенных в этнополитические отношения» [1, с. 30].
В целом, следует отметить, что основными факторами, определяющими сохранение и развитие межнационального и межконфессионального мира и согласия в Республике Казахстан, являются восприятие многоэтничности в качестве позитивных факторов государственного развития, достижение казахским языком фактического статуса государственного языка, его развитие и распространение, а также формирование единства на основе ценностей всех граждан Республики Казахстан. Именно поэтому, основываясь на положительном опыте сохранения мира и согласия, можно говорить о том, что многонациональность
Казахстана является одним из важнейших факторов, которые влияют на имидж Казахстана на мировой арене.
Этимологически понятие «имидж» происходит от латинского «imago», связанного с латинским словом «imitari», что означает «имитировать». В современном русском языке понятие имиджа емко и многогранно. Это образ, мотив, роль, амплуа, маска, типаж, установка. Так, апеллируя многообразными ролями в человеческой культуре, «имидж» аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения [2].
Формирование имиджа страны зависит от геополитического положения, особенностей экономического, политического развития, исторических процессов, от культуры и своеобразия менталитета, от политических лидеров государств. В первую очередь, конечно, имидж направлен на формирование благоприятного влияния и восприятия со стороны внешнего мира. Таким образом, формирование позитивного благоприятного имиджа страны – один из важнейших факторов и инструментов развития суверенного государства, в основе которого стоит демократизация политических процессов в мире.
Имиджевая политика государства строится на учете его национального состава, на взаимопроникновении и взаимоуважении культур, на цивилизованном балансе между религией и светским обществом. В таком полиэтническом обществе может возникнуть множество проблем на основе несоответствия интересов, недопонимания и споров различного характера. Безусловно, Казахстан как многонациональное государство напрямую сталкивается со всеми положительными и отрицательными факторами многоконфессионального общества, более того государство является примером и носителем позитивного опыта развития мира и согласия в обществе.
Как уже отмечалось ранее, приоритетным направлением внутренней политики Казахстана является сохранение культурного многообразия и этнической самобытности Республики, что, несомненно, является одним из главных средств в формировании государством своего имиджа как внутри страны, так и за рубежом. Значимость Казахстана в создании позитивного образа на мировой арене подтверждают следующие факты:
- создание Ассамблеи народа Казахстана 1 марта 1995 года, являющееся уникальным не имеющим аналогов в мире институтом гармонизации межэтнических взаимоотношений.
- реализация национального культурного проекта РК «Триединство языков» (казахского, русского и английского), принятого в 2007 г. на государственном уровне, способствует созданию и продвижению образа РК как многонационального и толерантного государства;
- государственная поддержка культурного наследия этносов, проживающих на территории Казахстана
(открытие этнокультурных центров, национально-культурных центров, театров, галерей и музеев, разработка исторических маршрутов, производство казахстанских кинофильмов).
Сохранение мира в многоконфессиональном обществе, позитивный опыт в решении межкультурных конфликтов, реализация специализированных государственных программ развития диалога между культурами – это составляющие внутренней политики Казахстана, которая играет огромную положительную роль в формировании позитивного имиджа государства на мировом пространстве, поэтому многонациональность – это доминанта имиджа государства.
Ассамблея народа Казахстана – консультативно-совещательный орган, накопивший консолидирующий и интеллектуальный потенциал, институт народной дипломатии. 20 октября 2008 года президентом страны Назарбаевым Н.А. был подписан Закон «об Ассамблее народа Казахстана», который юридически закрепляет АНК в качестве полноправного субъекта политической системы страны. Данная инициатива являлась несомненным новаторством в мировой практике, которая позволила на самом высоком уровне решать проблемы межэтнических отношений [3].
Ассамблея получила признание авторитетных международных организаций таких, как ООН, ОБСЕ, ее Генеральный секретариат и отделения Малых Ассамблей посещали представители ближнего и дальнего зарубежья. Вслед за АНК, в России, Чеченской Республике и Кыргызстане, Белоруссии, Азербайджане и Туркменистане образовались аналогичные общественно-политические организации, институты гражданского общества, которые помогают государству в осуществлении позитивной национальной политики в области оптимизации межэтнических отношений.
Нужно отметить, что в связи с реформами 2007 года статус АНК заметно повысился, так как согласно конституционным поправкам, АНК получила политические механизмы осуществления собственной деятельности за счет представления 9 депутатских мест в Мажилисе Парламента страны кандидатам от Ассамблеи народа Казахстана [4]. Логика определения именно такого количества мандатов объясняется тем, что именно 9 самых крупных этносов образуют 97% населения страны. На данном этапе политического развития видно, что эта мера является практически эффективной и оценивается, как направленная на институционализацию этноконфессионального согласия в республике с целью сохранить это в будущем.
Индивидуальность каждой народности, в то же время многообразие и множественность этносов, культур, языков являются основными поводами для создания диалога, который реально существует в Казахстане, объединяющем 100 этносов и 17 конфессий. Диалог культур в поликультурной стране предопределен реальностью. В нашей республике проявляются противоположные тенденции развития современной цивилизации и целых народов, их языков, культур – глобализация как неминуемое требование времени, с одной стороны, и попытка сохранения своей культуры, языка, лица народа, с другой. Взаимодействие этих двух тенденций с неизбежностью приводит к необходимости диалога культур.
Глобализация – ключевое понятие, характеризующее процессы мирового развития на рубеже XXI века. Ее основными чертами являются расширение взаимосвязей государств, что выражается в процессах формирования мирового информационного пространства, рынка, интернационализации экологических проблем, межэтнических и межконфессиональных конфликтов [5, с.14].
Глобализация выражается во взаимопроникновении культур, цивилизаций, в стандартизации образа жизни и поведения людей. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений региональных и общественных организаций, приоритет прав и свобод человека, универсализации правовых норм, социальных стандартов и т.д. Можно утверждать, что с наступлением глобализации брошен вызов культурному и этническому разнообразию со стороны массовой культуры, и поэтому постоянное обращение и сохранение национальных культурных ценностей становится крайне актуальным.
Это прямо касается Казахстана, потому что в Республике остро встает вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности и самобытности традиционной культуры казахского и других народностей Казахстана, которые вместе образуют казахстанский народ. Речь идет о возрождении и развитии казахской культуры, чтобы она была конкурентоспособной по отношению к западной культуре. В условиях всевозрастающей глобализации необходим конструктивный диалог ценностей традиционной культуры народов Казахстана и либерально-демократического общества.
Внешняя и внутренняя политики страны находятся во взаимосвязи, так, историческое развитие страны зависит от степени осознания национальных интересов и их представления на международной арене. Для Казахстана существует несколько возможных вариантов дальнейшего исторического развития, одним из которых является трансформация культуры в тюркско-исламский мир, с которым связывает многовековая общность национальных корней языка, традиций и обычаев.
Наконец, наиболее вероятным и в то же время перспективным путем развития культуры в XXI веке может оказаться «евразийское культурное пространство». На это влияют геополитическое положение страны и уже определившийся курс внешней многовекторной политики, которая апеллирует интересами внутренней политики.
Процесс глобализации не только порождает однообразные структуры в экономике и политике различных стран мира, но и приводит к «глокализации» адаптации элементов современной западной культуры к локальным условиям и местным традициям [6, с.38]. На такой основе возможно не только сохранение, но и возрождение, и освоение культуры и духовности народа, развитие местных культурных традиций, локальных цивилизаций. Глобализация требует от местных культур не безоговорочного подчинения, а выборочного восприятия и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними.
Главный результат деятельности казахстанской дипломатии состоит в том, что без какого-либо ущерба национальным стратегическим интересам была выстроена система стабильных добрососедских и дружественных отношений со всеми заинтересованными государствами, прежде всего с соседними странами, и со странами, народности которых являются гражданами суверенного Казахстана, в котором поддерживаются все условия для развития демократического, свободного, равного общества.
- Уранхаева Г.Т. Политика регулирования этнополитических процессов в контексте формирования духовного согласия в Республике Казахстан: дис. …докт.полит.наук. Алматы, – 239 с.
- Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. – М., 3 Барон А. «Ассамблея это все мы» // «Казахстанская правда». – 2015, февраль – 13.
- Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» от 21 мая 2007 года. №254 III. ЗРК // http://www.akorda.kz
- Ашимбаев М., Идрисов А. Глобализация: сущность и тенденции// Центральная Азия в системе глобальных отношений. Сборник материалов конференции. 14 с.
- Нысанбаев А.Н. Глобализация и транзитное общество// Центральная Азия в системе глобальных отношений. Сборник материалов конференции/А.Н. Нысанбаев, Алматы, 2006г. – 38 с.