Мировой опыт создания таможенных союзов

Аннотация. В статье анализируются процессы создания таможенных союзов в мире. Примером создания таких союзов является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский союз. Одновременно в мире возникают и иные модели интеграции. Среди них – Совет Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а также Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Именно эти три экономических мегаблока завершает раздел мирового экономического пространства, закладывает фундамент нового мирового экономического порядка. Интеграционные процессы, получившее особенно интенсивное развитие после второй мировой войны, показывает целостности и взаимозависимости мира. В этих условиях многие страны стали на путь интеграции. 

Интеграция национальных экономических систем, основанная на учете накопленного исторического опыта человеческого общества, а также глобализации экономических, политических, информационных и других процессов в современном стремительно развивающемся, мире, именно такая государственная политика, в том числе и таможенная, является перспективной в геостратегическом плане.

Следует отметить, что проблема места и роли таможенной политики в процессах интеграции в политической науке вообще, и в казахстанской, в частности, разработаны недостаточно. В последнее десятилетие развитие мировой экономики определялось рядом новых тенденций. К ним следует отнести технологическую революцию, вызванную широким применением компьютеров и новых средств связи, что привело к радикальным изменениям в производстве, торговле и особенно – в финансовом секторе. Переход большинства стран на рыночные принципы развития экономики сопровождается повсеместной приватизацией собственности, либерализацией торговли и сферы финансовых услуг, дерегулированием многих отраслей, устранением административных методов. В этот же период происходило углубление региональной интеграции в Европе, Северной и Южной Америке, в странах Тихоокеанского региона. Была образована Всемирная торговая организация, наметилась тенденция к формированию единого рынка финансовых услуг, фондовые рынки превращаются в один из важнейших элементов мобилизации инвестиционных ресурсов. Все это привело к сознанию того, что в современном мире отдельное государство не в состоянии самостоятельно решать экономические проблемы.

С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Интернационализация экономики приобрела качественно новое содержание и достигла таких масштабов, что правомерно говорить о становлении глобально интегрированной экономики, или о ее глобализации. Речь, конечно, не идет о скором создании единой системы свободной торговли и полной либерализации инвестиционной сферы. Действуют факторы, с одной стороны, ограничивающие глобализацию, с другой – усиливающие протекционистские настроения во многих развивающихся странах.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX в. складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

Интеграционные механизмы Европейского союза действительно уникальны.

В настоящее время в состав Европейского союза входят 15 европейских государств-членов с общей численностью населения 370 млн. человек.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только территорией ЕС: с начала 60-х гг. существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны-члены ЕАСТ (в 80-х г. их было семь, в середине 90-х гг. – четыре: Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждый из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами-членами ЕАСТ режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. [1]

Таким образом, в Западной Европе создано экономическое пространство региона, в рамках которого действуют общие принципы хозяйствования, согласованные единые правила осуществления внешнеэкономической деятельности. Развитие интеграции в Европейском союзе характеризуется ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), а также увеличение числа участников этой мощной европейской интеграционной группировки, что было предусмотрено еще Римским договором 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества. В 1991-1992 гг. заключены соглашения об ассоциации с ЕС Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, которое предусматривает сближение законодательства этих стран с законодательством ЕС, расширение внешнеэкономических связей, создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров.

Глубинные причины развития интеграционных процессов в Западной Европе правомерно искать, прежде всего, в сфере экономических отношений. Одной из ведущих тенденции мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий стал интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Начиная с периода послевоенного экономического восстановления правительства стран Запада решительно освобождались от автаркического наследия прошлого, принявшего особенно жесткие формы в годы второй мировой войны. Разрушалась стена валютно-финансовых, торгово-экономических и других барьеров. Экстенсивный экономический рост 50-60-х годов требовал все новых и новых ресурсов энергетических, сырьевых, людских. Страны объективно были вынуждены обращаться к внешнему рынку, приобретая за рубежом не только недостающее топливо и материалы, но и научные знания, технику, технологию.

К концу 80-х гг. взятые в целом страны ЕС превзошли США и Японию по ряду показателей.

А с середины 80-х гг. стратегической целью сообщества становится создание единого внутреннего рынка. Рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором свободное движение товаров, гражданских лиц, услуг и капиталов осуществляется в полном объеме. И на всей территории интеграционного объединения единственным критерием реализации хозяйственной деятельности становится ее экономическая целесообразность. Политические мотивы отступают на задний план. Эта ситуация сама по себе уникальна. Впервые в мировой истории группа государств добровольно отказывается от национального вмешательства во внешнеэкономическую деятельность и передает решение соответствующих вопросов в сферу наднациональной компетенции, да и само представление о такой деятельности внутри ЕС как бы теряет смысл.

Опыт сотрудничества между странами Европейского союза может служить примером для других вновь создаваемых механизмов интеграции, особенно информации о том, как трудно убедить целый ряд суверенных государств пойти на компромисс и заключить соглашения, которые не всегда согласуются с целями политики, проводимой этими государствами. [2]

Европейский союз не единственный пример для государств СНГ, в том числе и для Казахстана. На путь региональной интеграции вступили и страны других континентов.

Для Казахстана наибольший интерес, по нашему мнению, представляет опыт интеграции в Латинской Америке, поскольку по уровню социально-экономического развития, степени организации государственных экономических структур и производства ряд наиболее развитых стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла и др.) довольно близки к Казахстану. [3]

Сближает нынешний Казахстан с Латинской Америкой отсутствие там стабильности в развитии экономики после окончания периода исторических перемен, тормозивших интеграционные процессы, а также увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, растущая безработица, отсутствие ярко выраженного класса или социального слоя, который мог бы играть ведущую роль в период проведения рыночных реформ и в процессе перехода к демократии. Также Казахстан и Латинская Америка характеризуются стремлением найти свое место в условиях формирования нового миропорядка и играть заметную роль в мировойэкономике.

В начале 60-х гг. был образован Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Однако политический и экономический кризис не позволили реализовать планы интеграции в рамках ЦАОР. К середине 90-х гг. интеграционные процессы активизировались посредством заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. За годы существования Общий рынок стран Южного конуса МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Уже с 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а остальные товары в начале XXI в. пошлины будут отменены.

К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как ассоциированные члены), продвигаются переговоры о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР – создание в недалекой перспективе южноамериканской зоны свободной торговли – САФТА, простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.

Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торговоэкономического сотрудничества с другими региональными группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе.

В отличие от западноевропейской интеграции опыт это и южноамериканского объединения свидетельствует, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений, высококвалифицированное руководство их деятельностью, умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия, желание и умение идти на компромиссы.

Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стало функционирование североамериканской зоны свободной торговли НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестали удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы государства. Был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступивший в силу 1 января 1994 г. В НАФТА кроме США и Канады входит Мексика.

Наибольшую выгоду от заключенного соглашения получили потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизились цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказались американские промышленники, поскольку возрос приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. В то же время убытки несут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу развитых стран с полувека до 10-15 лет.

Менее всех выгод от НАФТА поначалу получает Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно – с Мексикой. Однако по мере развития НАФТА Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка.

В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 г. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.

Таким образом, в Латинской Америке сформировалась весьма сложная и устойчивая инфраструктура межгосударственных отношений, в которую, наряду со всевозможными договорами, соглашениями и протоколами, органично вписались различные фонды регионального развития (государственные, частные и смешанные), а также разного рода программы и проекты развития.

Пример Мексики вызвал цепную реакцию повышенного интереса латиноамериканских стран к панамериканской интеграции. Интерес к НАФТА стали проявлять другие страны региона.

Главная причина их заинтересованности – стремление получить, подобно Мексике, определенные преференции в торговле с США, которые в свою очередь хотели бы гарантировать себе беспрепятственный доступ к богатейшим ресурсам своих южных соседей, воспользоваться дешевизной латиноамериканской рабочей силы, получить перспективный рынок для сбыта своей продукции.

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к Казахстану и СНГ в целом, здесь еще не сложились национальные рынки, происходит лишь становление государств, уровень демократизации которых различен.

Дезинтеграция прежней хозяйственной системы поставила перед странами СНГ ряд острых и сложных проблем, от которых во многом зависит состояние и перспективы развития взаимоотношений с государствами ближнего зарубежья, создавшими Содружество Независимых Государств, а в сентябре 1993 года – Экономический союз.

Ориентируясь на вхождение в мировое сообщество, страны-участницы СНГ не могут не использовать преимущества, обеспечиваемые межгосударственным разделением труда, специализацией и кооперированием производства при достижении своих и общих стратегических и текущих интересов.

Все страны СНГ унаследовали от бывшего СССР национальные экономики, каждая из которых являлась частью единого в прошлом хозяйственного комплекса. Структура этих экономик, размещение производительных сил, используемые технологии, принципы организации производства все в них было взаимосвязано. Поэтому произошедший после распада СССР разрыв хозяйственных связей республик нанес большой ущерб всем государствам, возникшим на территории бывшего Советского Союза, обусловив долговременный, до сих пор продолжающейся в разных отраслях спад производства.

Предпринятые странами-участницами СНГ попытки осуществить новую экономическую политику и стратегию, добиться интеграции за пределами бывшего советского пространства, как известно, пока еще не принесли успеха пока ни одной стране. Существенной помощи из-за рубежа не наблюдается. Инвестиции повсеместно падают, внутренние рынки перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же производственные мощности используются едва на одну четверть. Эти негативные тенденции усиливаются. Преодолеть их можно только путем тесного экономического взаимодействия между странами СНГ. Анализ указывают на то, что взаимовыгодное экономическое сотрудничество всех странучастниц Экономического союза – объективная необходимость развития экономики в государствах Содружества.

Таким образом, процессы интеграции – требование жизни. В одиночку поднять экономический потенциал каждого государства невозможно. На территории стран СНГ могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволят эффективно развивать хозяйство каждого государства в отдельности и всех вместе.

 

  1. Хойер В. Как делать бизнес в европе. – М., –С.19
  2. Исингарин Н.К. Таможенный союз: дела и планы. – Алматы, – С. 13.
  3. Латинская Америка: энциклопедический словарь в двух томах. – М., 1980;
  4. Романова З.И. Латиноамериканская интеграция: тенденция и развития. – М., 1970;
  5. Барановский К.Ю. Тенденция расширения НАФТА. //Латинская Америка. – – №11.
Год: 2015
Город: Алматы