В статье анализируется деятельность национально-культурного центра немецкой диаспоры в Казахстане. В Казахстане принят государственная программа этнического возрождения немцев в нашей стране. Она принята для того, чтобы создать условия для закрепления немцев в Казахстане в связи с массовой миграцией их в Германию. Немецкие национально-культурные центры вносят большой вносят вклад в формирование немецкой диаспоры в Казахстане. Отмечается, что современные казахстанско-германские отношения развиваются динамично и поступательно. В этом большую роль играет немецкая диаспора. Германия и Казахстан придает большое значение немецкой диаспоре, они укрепляет связи между нашими странами.
Для многонационального Казахстана эффективная национально-культурная политика выступает важнейшим инструментом поддержания социально-политической, экономической целостности и общественного согласия. Такая политика невозможна без знания жизни многочисленных народов страны во всей полноте и реальных порявлениях.
Важно отметить, что диаспора – это не только форма, механизм и средство существования исторически сложившихся сообществ, являющихся носителями определенных этнокультурных традиций, но и политический инструмент. В этой связи диаспора становится связующим звеном в строительстве межнациональных и международных отношений, так как, развиваясь и укрепляясь, превращается в объект и субъект современного политического процесса.
Следующим фактором является необходимость правового регулирования интересов этнических меньшинств на уровне взаимоотношений между отдельными государствами, так как в условиях формирования демократического правового государства особую общественно-политическую значимость приобретают вопросы законодательной защиты и обеспечения прав и свобод человека.
Отношения с Федеративной Республикой Германии находятся в ряду приоритетных для современной казахстанской внешней политики. Они обладают первостепенной важностью, как с экономической, так и с политической точки зрения, составляя один из ключевых элементов национальной безопасности.
Не менее важный фактор – изучение современных миграционных процессов важен с точки зрения эмиграции высококвалифицированных специалистов. Выявление механизмов миграционной политики на примере немецкой диаспоры позволит решить проблемы и в отношении других этнических меньшинств и будет способствовать выработке государственной политики по улучшению положения многочисленных этнических групп на территории Казахстана, чт в конечеом итоге приведет к увеличению чиленности населения республики и решению ряда острых демографических проблем.
Наконец, один из важных факторов обусловлен возрастающей ролью Федеративной Республики Германии в международных отношениях, ее усиливающимися позициями в технологической, экономической и политической сферах, а также приоритетного направления Европейского вектора развития казахстанской внешнеполитической деятельности. В этой связи проживание на территории Репсублики Казахстан значительного числа граждан немецкой национальности является серьезным интегрирующим фактором казахстанско-германских отношений.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев неоднократно отмечал интегрирующую роль диаспор во внутренней и и внешней политике страны. Так, в своем труде «В потоке истории» он отмечает: «Диаспоры Казахстана будут не только частями своих «этноматериковых культур», но и, главным образом, станут полномочными представителями культуры Казахстана. Они выступят одним из каналов, механизмов наших взаимосвязи с национально-культурными системами других государств. Эту колоссальную роль этнических диаспор нельзя недооценивать, и ее позитивное значение покажет будущее. На территории Казахстана проживают представители крупнейших народов планеты, представители великих кудьтурных традиций. В то же время они наши сограждане, и в плане гражданской идентификации прежде всего – казахстанцы»(1).
Таким образом, вышеизложенные положения свидетельствует о несомненной актуальности рассматриваемой проблемы, особо значимым они становятся при анализе особенностей, основных направлений, динамики развития немецкой диаспоры и ее роли в развитии казахстанско-германских отношений.
По мнению большинства исследователей, диаспора – это часть этноса, проживающая за пределами своего национального государства(2). Понятие «диаспора» используется как родственное для таких явлений, как этнические меньшинства, этнические общности , беженцы, трудовые мигранты, то есть речь идет о людях, по тем или иным причинам оказавшихся вне страны своего происхождения. По сути, употребление термина «диаспора» явилось попыткой объединить все возможные процессы этнического размежевания.
Обязательными компонентами диаспоральности являются, по мнению Т.В.Полосковой: представление о «государстве исхода» (либо его символе) и стремление сохранить с ним связь; создание институтов, призванных обеспечить сохранение и развитие диаспоры, в том числе международного характера; наличие стратегии взаимодействия с государственными институтами как страны проживания, так и титульного государства(3).
Отличительными особенностями диаспоры являются: множественная этническая самоидентификация, предполагающая наличие этнокультурной связи и со страной проживания и с этнической родиной, существование институтов, призванных обеспечить сохранение и развите диаспоры, в том числе международного характера; наличие стратегии взаимодействия с государственными институтами как страны проживания, так и титульного государства.
В качестве основных и наиболее распространенных причин массового выезда людей со своей Родины принято рассматривать экономические, религиозные и политические обстоятельства. Нарду с ними можно выделить, этническую миграцию, протекающую в виде насильственного изгнания людей из-за этнического происхождения (примером в новейшей истории может служить депортация немцев Поволжья). Отрыв от своей исторической родины образует исходный отличительный признак, без которого просто бесполезно говорить о сущности данного феномена. Переселение части этноса на территорию других стран знаменует собой диаспоральный процесс – процесс рассеивания. Поэтому термину диаспоральный процесс близок термин миграция. Но в отличие от миграции этот процесс предполагет ярко выраженный этнический характер. В этой связи, диаспоральным процессом можно назвать вынужденное массовое перемещение лиц одного этноса из страны первоначального обитания в другие страны.
На наш взгляд, о месте диаспор в современном мире и об их будущем, надо исходить из реальных функций, которые они выполняют в современном мире. Наиболее распространенной функцией диаспоры является ее активное участие в поддержании, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиции, обычаев, в поддержании связей со своей исторической родиной.
Следует отметить, что определяющего место диаспор в системе политических институтов, важно не только характерное для диаспор осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве, но и наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и историчечкой родиной; формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Иными словами, диаспора всегда институциирована и несет в себе не только этнокультурное, но и этнополитическое содержание.
Систему национальных интересов можно трактовать как совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных интересов.
Известно, что различные аспекты защиты национальных интересов интегрированы в сфере национальной безопасности. Проблема обеспечения национальной безопасности Казахстана является стратегической важной и актуальной в современных условиях для развития страны.
Термин «национальное меньшинство» в известной мере раскрывает правовой аспект нашей темы. По определению Верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам Ван дер Стула – «это группа, которая обладает языковой, этнической и культурной особенностью, стремится ее сохранить и выразить свою самобытность»(4). То есть данное определение вполне «ложится» на диаспору в условиях конкретного государства.
В сфере обеспечения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам , таким программными документами являются Международные пакты ООН о правах человека, Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим религиозными языковым меньшинствам, Страсбургская Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств и др.
Согласно уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам ООН о правах человека и другим международным актам ООН, государства-участники ООН обязаны соблюдать предусмотренные в этих актах права и свободы всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. Непосредственная же регламентация этих прав и свобод относится к внутренней компетенции государств, которые самостоятельно, с учетом взятых на себя международных обязательств, определяют время, последовательность и конкретные способы их выполнения. В этой связи в документах СБСЕ/ОБСЕ также неоднократно подтверждалось важное положение международного права о том, что непосредственная регламентация вопросов правового статуса человека и гражданина относится к внутренней компетенции государства. Так, государствами и участниками ОБСЕ принято обязательство «уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила» (5).
Вместе с тем ООН и СБСЕ/ОБСЕ в своих документах всегда исходили из того, что принципы невмешательства этих международных организаций во внутренние дела государств не распространяются на сферу прав человека. Дело в том, что права и свободы человека, закрепленныев общепризнанных принципах и нормах международного права, не зависят от социально-экономического строя государства, уровня его развития, исторических, культурных и иных особенностей. Эти права и свободы должны предоставляться каждому человеку и всецело гарантироваться конституцией и национальным законодательством каждого государстваучастника ООН и ОБСЕ.
В этой связи в документах ООН четко указывается, что нарушение прав человека, осуществляемое в массовых масштабах, представляющее собой вопиющее отрицание целей и принципов Устава ООН, не является исключительным делом государства, проводящего такую политику. Следовательно, в случаях, когда какое-либо государство переходит грань внутренней компетенции в сфере прав человека, ООН правомочна вмешатьсяи принять меры для ликвидации массовых и грубых нарушений прав и свобод человека, присходящих в результате противоправных деяний государства.
Из сказанного вытекает, что международные стандарты в сфере защиты прав человека представляют собой программу дальнейшего развития действующего права Республики Казахстан, определяя цели и задачи, к которым должна стремиться наша страна в процессе строительства демократического, правового государства.
Этнополитика Республики Казахстана направлена на развитие этнической самобытности и сохранения национально-культурного многообразия, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом. Любые ограничения или преимущества в вопросе о гражданстве, связанные с национальной принадлежностью, не допускаются.
В Конституции Республики Казахстан и других нормативно-правовых документах учтены вопросы по защите прав и законных интересов этнических меньшинств.
Важное значение для защиты прав и законных интересов этнических меньшинств имеют следующие положения Конституции Республики Казахстан:
- государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана(6);
- каждый имеет право определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. (69, ст.19, п. 1. С. 56);
- каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, (69, ст.19, п.2, С.56).
В настоящее все законы Республики Казахстан учитывают мировой опыт и фундаментальные принципы демократии – признание равенства всех граждан, защита права и свобод человека, выборность представительных органов власти при всеобщем избирательном праве, признание интересов меньшинства. В государстве нет ни одного закона, который содержал бы положения, ущемляющие права человека по этническому или религиозному принципу.
Создание Ассамблеи народа Казахстана стало результатом усилий по поиску новых механизмов согласования различных этнических интересов. Сама жизнь показала эффективность этого, не имеющего аналога в мировом опыте инструмента цивилизованного осуществления национальной политики, уникального института гражданского общества. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана получила широкое признание и высокую оценку международных институтов таких, как ОБСЕ, председателем которой в 2010 году была Республика Казахстан.
В условиях социального расслоения казахстанского общества этнический фактор становится определяющим в системе общественных отношений. Процесс консолидации современной немецкой диаспоры начинался с объединения вокруг вопроса о признании и осуждения геноцида как страной проживания, так и международным сообществом. После распада СССР немецкий народ стал ведущим среди народов, имеющих свои диаспоры. Можно отметить и то, что большое количество наших соотечественников давно уже проживает в странах дальнего зарубежья. Среди них немало тех, кто стремится сохранить свою этническую и культурную самобытность. Представители немецких общин отмечают, что идет процесс осознания ими себя как диаспоры, как общности, объединенной этническим признаком. Сохранение культурной самобытности этносов невозможно без выработки научно обоснованной государственной политики, которая должна основываться на комплексном анализе современной этносоциальной и этнополитической ситуации, тенденций развития межэтнических отношений и взаимоотношений основных субъектов этнополитики, механизмов регулирования этнических процессов (7).
Национальные отношения имеют много граней, аспектов, сторон. Чтобы иметь полную ясность о путях их формирования и дальнейшей эволюции, обо всех существующих свойствах, требуется глубоко изучать их причинно-обусловленные связи с историей этнических образований, с характером экономических, политических и социальных отношений, с условиями географического окружения и быта, с культурой, языком, традициями, с исторически сложившимися формами внешних сношений и т.д. (8).
Представители немецкой этнической группы впервые появились на территории Казахстана в середине ХУ111 века. Первое поколение мигрантов было представлено интеллегенцией, гражданскими чиновниками, учеными, врачами, сыгравшие роль распространителей европейского просвещения, науки и культуры.
В разные времена немцы внесли весомый вклад в процесс социокультурного развития, много сделали для интеграции наших народов в мировое сообщество. Здесь раскрылись литературные дарования Гильды Анценгрубер, Германа Арнгольда, Герольда Бельгера, Леонида Вайдмана, Нелли Ваккер, Виктора Гейнца, Герберта Генке, Петера Мая, Константина Эрлиха и других более трех десятков талантливых писателей, поэтов, переводчиков, педагогов. На казахстанской земле получили народное признание немецкие художники Владимир Эйферт, Леонид Брюмер, Юрий Суппес, Виктор Буш, скульптор Юрий Гуппель, мастер мозаики Генрих Дандерферт, художник театра Петр Зальцман.
Развитие взаимовыгодного сотрудничества с Германией является для Казахстана одним из приоритетов в европейском направлении внешней политики. Подписанные двусторонние соглашения определют направления сотрудничества в политической, экономической и культурной областях. С учетом достигнутых соглашений дальнейшее развитие политического экономического сотрудничества между Казахстаном и Германией может концентрироваться на следующих приоритетных направлениях: сохранение внутриполитической стабильности и дальнейшая консолидация казахстанского общества, что отвечает интересам ФРГ и является важной предпосылкой расширения сотрудничества между двумя странами; поддержка со стороны ФРГ политики казахстанского правительства, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста в условиях рыночной экономики; взаимодействие в рамках международных программ и организаций, прежде всего ООН, ЕС, ОБСЕ, а также азиатских и европейских региональных структур; расширение участия в Каспийском вопросе, продвижение совместных программ в области транспортно-коммуникационного комплекса, машиностроения, финансово-кредитной сферы; реализация потенциала сотрудничества в области малого и среднего бизнеса; объединение усилий в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, торговлей наркотиками, участие в формировании региональных систем безопасности, направленных на предотвращение и урегулирование конфликтов.
Цели немецкой дипломатии в отношении Казахстана прослеживается достаточно отчетливо:
- экономические: присутствие Германии на казахстанском рынке. С германской точки зрения демократия и правовая государственность являются необходимыми предпосылками для германских экономических инвестиций.
- политические: более глубокая вовлеченность в дела Центральноазиатского региона путем регулярного диалога с Казахстаном.
- демографические: сдержать массовое переселение казахастанских немцев в ФРГ путем улучшения материальных и культурных условий их жизни в нынешних местах проживания (9).
За годы независимости Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев несколько раз посещал Германию – в 1992, 1997, 2001 и 2004 годах. В апреле 1995 года Казахстан посетил федеральный президент германии Р.Герцог, в мае 1996 года – вице-канцлер, министр иностранных дел ФРГ К.Кинкель. В мае 1997 года состоялась рабочая встреча президента Н.А.Назарбаевас федеральным канцлером Г.Колем.
В январе 2007 года президент Казахстана Н.А.Назарбаев прибыл с официальным визитом в Германию по приглашению канцлера Германии Ангелы Меркель. Были проведены переговоры Н.А.Назарбаева с федеральным президентом Хорстом Келлером и председателем бундестага Норбертом Ламмертом. Также организованы встречи с предствителями общественно-политических кругов, главами крупнейших германских компаний, предствителями казахской диаспоры, переселенцами и со студентами из Казахстана, обучающимимся в Германии. В 2006 году во время визитав Республику Казахстан главы германского внешнеполитичечкого ведомства Франка-Вальднера Штайнмайера был сделан акцент на то, что Германия заинтересована в осуществлении серьезных проектовв области инновационных технологий, космоса, ядерных технологий и информационного пространства.
В своей политике в отношении этнических немцев, проживающих за рубежом, ФРГ исходит из «особой» моральной и материальной ответственности за судьбы тех граждан, которые во время и в результате второй мировой войны подвергались насильственным переселениям, политическим репрессиям, другим видам ущемления своих социально-экономических и политических прав. Отсюда и само название закона, регулировавшего вопросы репатриации немцев в ФРГ – Федеральный закон об изгнанных. Этот закон дополняют и конкретизируют другие законодательные акты, в соответствии с которыми осуществляется процедура компенсаций, трудоустройства и адаптации переселенцев – этнических немцев: Закон о приеме переселенцев, Закон о помощи заключенным, Закон о содействии трудоустройству и профессиональному образованию и ряд других.
При этом подчеркивается, что ФРГ осуществляет свою политику в отношении соотечественников в тесном контакте с самими немцеми, их предствителями и руководством государств их постоянного проживания (10). Государтсвенные, коммунальные, церковные и добровольные предложенияпо интеграции в Федеративной Республике Германии разносторонни. Наряду с официальными интеграционными мерами, такими как языковые курсы или программы по профессиональной интеграции, существует масса полугосударственных и частных мероприятий, которые должны облегчить приехавшим поздним переселенцам внедрение в повседневную жизнь.
Развитая и продуманная система приема переселенцев отнюдь не означает, что репатриация является основной целью германской политики в отношении этнических немцев. Напротив, все усилия Бонна в последние годы направлены на то, чтобы сократить поток репатриантов путем оказания им всесторонней помощи в деле улучшения их социально-экономического положения в местах постоянного проживания. Казахстанская сторона высказалась за то, что проблему немцев нужно решать сообща, поднимая экономическое положение республики, повышая уровень казахстанцев. Этому могло бы помочь создание совместных предприятий в местах компактного проживания немцев, однако их продукция должна быть предназначена для всей республики. Тем самым было отмечено, что проблема казахстанских немцев должна решаться в контексте общего социально-экономического развития Казахстана.
Стратегическим важным для Казахстана является обеспечение демографической безопасности, сохранение и приумножение людских и трудовых ресурсов. Подвижность населения непосредственно влияет на столкновение наций, если демографические и миграционные процессы не регулируются на государственном уровне.
Острой проблемой, затрагивающей сферу межэтнических отношений, является проблема миграции. Особую актуальность она приобрела в связи с усилившимся потоком мигрантов в Германию.
Как известно, Германия в 90-е годы ХХ в. проводила достаточно лояльную миграционную политику по отношению к своим соотечественникам. Переезд из Казахстанав благополучную европейскую страну был для немцев способом решения проблем экономического характера, которые возникли у них в результате слома старой системы общественных отношений. Однако и после стабилизации социально-экономического положения потенциальных мигрантов достаточно много, хотя наблюдается и процессы «реэмиграции».
За годы независимости немецкое население в Республике Казахстан сократилось на три четверти. Если по переписи 1989 года его численность составляла 946855 человек, то на 1 января 2008 года осталось, согласно официальной статистике 221412 человек.
По данным статистики за 1989 – 2005 гг. прибыло в Республику Казахстан на постоянное место жительство 20116 немцев. Данные статистики свидетельствуют, что миграционное сальдо немцев многократно уменьшилось, но все еще остается отрицательным. Причины, по которым немцы выезжают из страны, самые разные: слабая социальная защищенность, низкий уровень доходов, слабое социальное обеспечение, недоступность высшего образования (так, доля немецкой молодежи, обучавшейся в вузах в начале 1999-х гг. равнялась 0,8%, тогда как их численность в общем составе населения достигала 6% в 1989 г.), безработица, недостаточная социальная и правовая защищенность и т.д.
Наибольшее сокращение численности немецкого населения произошло, начиная с 1990 года, на юге страны: в Алматинской области – почтив 8 раз, в Жамбылской и Кызылординской областях – почти в 14 раз. В местах компактного проживания – на Севере и Востоке страны – немецкое население сократилось примерно в 4 раза.
В основном немцы выезжают на свою историческую Родину. Второй после Германии страной, куда в наибольшем количестве выезжают из Казахстана немцы, является Россия.
Прошедшее несколько лет назад ужесточение условий трансграничных перемещений и порядка предоставления гражданства не только резко сократили приток переселенцев, но и привели к «реэмиграции». Сейчас идет тенденция возвращения соотечественников из Германии в Казахстан. Только в 2008 году было официально зарегистрировано более 2000человек, изъявивших желание вернуть казахстанское гражданство. Регулируя миграционные потоки, можно решить такие задачи, как более эффективное использование трудовых ресурсов, формирование баланса рынков труда и потребительского рынка.
В модели гражданской нации этническая идентичность принимает форму социальной организации культурных различий и в принципе не может становиться основанием для этнополитических дистанций и размежеваний. В своем труде «Стратегия независимости» Президент Н.А.Назарбаев отмечает: «…особенностью нашей модели является целенаправленное создание центров национальной культуры народов Казахстана и поддержка связей диаспор со своими историческими родинами» (15).
Постановлением правительства РК № 1040 от 26 октября 1993 года была утверждена Государственная программа этнического возрождения немцев в Республике Казахстан. А затем Постановлением правительства № 639 от 23 апреля 1997 года приняты дополнительные мероприятия к программе этнического возрождения немцев. Факт принятия такой программы стал прецедентом поддержки ранее депортированного народа – этнических немцев (16). В первую очередь решение было продиктовано стремлением создать условия для закрепления немцев в Казахстане в связи с массовой иммиграцией немцев в Германию. В настоящее время исчезают места компактного проживания немцев, сокращается количество школ с преподаванием всех предметов на родном языке, немецкий язык практически не используется в общении.
В связи с проявленной инициативой казахстанского правительства по закреплению немцев между Казахстаном и Германией 31 мая 1996 года было подписано «Соглашение о сотрудничестве по поддержке граждан Казахстана немецкого происхождения». Казахстанско-германское соглашение от 31 мая 1996 года сохраняет и сегодня свою актуальность. Данным документом этническим немцам Казахстана гарантируется одинаковые права и свободы наравне с остальными нациями Казахстана.
Немецкие национально-культурные центры вносят свою лепту в формирование этнической идентичности немцев, способствуя их внутригрупповой сплоченности и солидарности. Так, в 1994 году в Алматы был открыт первый в Центральной Азии Институт им. Гете, активному процессу самоорганизации немцев в Казахстане предшествовало создание обществ «Wiedergeburt» (Возрождение), а также республиканское представительство «Совет немце в Казахстана», в том же году в Алматы был открыт «Немецкий дом», который как собственность Федеративной Республики Германии является управленческим и организационным центром «Совета немцев Казахстана» и Общества по техническому сотрудничеству (GTZ). Культурная поддержка, оказываемая Посольством, Институтом им. Гете в Алматы и Общества по техническому сотрудничеству (GTZ) расспространяется, кроме того, на сферы от финансирования музыкальных и танцевальных постановок до поддержки школ для этнических немцевс углубленным изучениемнемецкого языка, благодаря направлению в школыгерманских учителей и материальных пожертвований. К этому также относится персональная и материальная помощь Немецкрму театру в Алматы, немецкоязычным СМИ, таким, как «Deutshe Allemeine Zeitung» и редакции телепередачи «Ten Ahend». Немецкая служба академических обменов (DAAD) направляет регулярно в Казахстан лекторов и предлагает ежегодноболее 100 стипендий для казахстанских студентов и научных работников по различным специальностям.
На современном этапе предлагаются проекты, финансируемые Министерством внутренних дел и Обществом технического сотрудничества, которые служат возрождению культуры казахстанских немцев, а также поддерживают немцев, нуждающихся в социальной помощи. Осуществляет эти проекты сеть казахастанско-германских организаций. В сфере поддержки этнических немцев Институт по зарубежным связям содействует работе Немецкого театра в Алматы. Одним из важнейших направлений работы является возрождение немецкого языка. Для взрослого населения с этой целью действует программа «Язык», одобренная Правительством Казахстана и Германии и финансируемая немецкой стороной.
Республиканский орган немцев Казахстана – еженедельная газета «Deutsche Allgemeine Zeitung» (DAZ). В апреле 2000 года передана в управление Ассоциации немцев Казахстана с сохранением государственного заказа и тематической направленности, а также тиража. Читательская аудитория газеты – седьмая по численности диаспора республики и казахстанские соотечественники, эмигрировавшие на историческую родину.
В поле информационной деятельности газеты лежат в первую очередь экономические, политические, социальные и культурные события и явления, которые происходят в Казахстане и Германии, таким образом, «Deutsche Allgemeine Zeitung» является своего рода пресс-атташе между этими двумя странами, сохраняя независимую аналитическую характерную позицию. Газета также проводит государственную информационную политику, освещая приоритетные направления развития страны, публикуя Законы, Указы, Послания Президента. Ассоциация инициирует участие в тендере Министерства культуры и информации проекта «Культурное наследие – тесное переплетение немецкой и казахской культур», в расчете на финансирование немецкой стороной. Таким образом, национально-культурное возрождение немецкой диаспоры Казахстана не замкнулось в рамках собственных этнокультурных ценностей.
Национально-культурные центры немецкой диаспоры на территории Казахстана, различные немецкие фирмы активно содействуют развитию немецкой культуры, немецкого языка, проведение научных конференций, выставок и т.д. В их распоряжении имеются отдельные средства массовой информации (радио, печатные органы, интернет-порталы).
Эффективная работа национальных объединений способствует росту интеграционного потенциала членов немецкой диаспоры, снимает культурные барьеры, формирует условия для международного диалога и взаимопонимания.
Процесс формирования единой казахстанской культуры предполагает развитие культуры всех этносов. Что касается национально-культурных центров, то необходимо констатировать факт их прямого взаимодействия с Ассамблеей народа Казахстана. Делегаты Ассамблеи, являясь членами национально-культурных центров, активно способствуют претворению в жизнь решений, принятых на сессиях Ассамблеи. С помощью Ассамблеи национальные диаспорыустанавливают более тесные контактыс исторической родиной.
Таким образом, тесное взаимодействие национально-культурны центров с Ассамблеей народов Казахстана способствовало превращению Ассамблеи в важнейший инструмент достижения политической и этнической стабильности. Особую значимость приобретают задачи обеспечения комплекса политических, экономических, социальных, идеологических условий для развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах сохранения и укрепления общенационального единства.
- Назарбаев Н.А. В потоке истории. А.: Атамура, 2003. 125 с.
- Иваненко И.П. Межнациональные отношения: термины и определения. – Киев. 1991. 50 с.
- Полоскова Т.В. Диаспоры и внешняя политика//Международная жизнь. М., 1999. №11. 27 с.
- Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. 81 с.
- Курганская В.Д., Дунаевский В.Ю., Айтхожин К.К. Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане (научно-ислледовательский отчет). Алматы, 2003. 8 с.
- Конституция Республики Казахстан. А., 1998. Ст. 7, п.3. 53 с.
- Кушербаев К.Е. Этнополитика Казахстана: состояние и перспективы. Алматы, 1996. 5 с.
- Романова Н.В. Политологический анализ межэтнического взаимодействия// Евразийское сообщество №3(31). А., 2000. 110 с.
- Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2001. 231 с.
- Deutche Aussenpolitik -2002|| Aie Broschure yon Auswartigen Amt Deutschlads
- Статистический сборник. Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2000. – 196 с; Заказ Агенства по статистике. Исх. № 34644 от 08.05. 2008
- Статистический ежегодник Казахстана . Статистический сборник. Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2006.88 с. Заказ Агенства по статистике исх. № 07-10\130 от 29.12.
- Статистический ежегодник Казахстана. Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике. 103 с.
- Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже ХХ1 века: основные тенденции и перспективы. – Алматы, 2001. 63 с.
- Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. А., 2003. 229 с.
- Дедерер А.Ф. Отчет о положении ранее депортированных народов в Республике Казахстан. А., 1999. 59 с.