В данной статье рассматриваются перспективы сотрудничества Казахстана с Европейским союзом в новых социально-политических реалиях. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между Республикой Казахстан и Европейским Союзом имеет свою специфику, отражающую особенности центрально- азиатской страны, лежащей между Европой и Азией, региона, богатого природными ископаемыми, в частности, энергетическим сырьем, емким рынком потребления и, сле- довательно, выгодным для инвестиций капитала. Автор отмечает, что у обеих сторон имеется особая заинтересованность в развитии долгосрочных перспектив сотрудничества. Так, cточки зрения Европейского Союза, расширение партнерства, в основном, означает укрепление политических связей и стимулирование демократических процессов в Казахстане, результатом которых станет долгосрочная стабильность страны и ее развитие. Казахстан добился экономического прогресса и считается более стабильным государством, чем некоторые из его соседей. Казахстан открывает перед ЕС новые торговые и инвестиционные возможности, но и Евросоюз выступает для Казахстана исключительно важным рынком и поставщиком новых технологий. Более того, перед страной стоит вопрос модернизации и диверсификации экономики для снижения зависимости от экспорта природных ископаемых. Казахстан рассчитывает получить большее международное признание и расширенный доступ на европейский рынок.
За последнее десятилетие Европейский союз (ЕС) и Казахстан стали важными партнерами. На сегодня Евросоюз является основным торговым партнером Казахстана: на его долю приходится 40 процентов казахстанского экспорта. В то же время за счет поставок из Казахстана Европа частично удовлетворяет свои потребности в уране и нефти и все больше интересуется природными запасами этой страны. Достигнуты высокие темпы развития торгово-экономических связей. ЕС является основным торговым и инвестиционным партнером Казахстана, опережая Россию и Китай. На долю ЕС приходится почти половина (49%) казахстанского внешнеторгового оборота и 47% привлеченного иностранного капитала в экономике Казахстана. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами ЕС в 2012 году составил почти 53 млрд. долл. США, а за 9 месяцев 2013 г. составил 38,7 млрд. долларов США [1].
Казахстану удалось значительно улучшить свой имидж за рубежом. Но ситуация с демократией, правами человека, верховенством закона и эффективным государственным управлением все еще вызывает озабоченность. Обязательства, принятые Астаной в процессе рассмотрения ее заявки на председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году, могут служить свидетельством готовности страны проводить реформы и модернизировать структуры власти,но пока значительных результатов в этом направлении достигнуто не было. Одобренный в 2009 году Национальный план действий в области прав человека не принес желаемых изменений. Более того, за последние несколько лет Казахстан принял ряд ограничительных законов в сфере национальной безопасности, религиозных свобод и Интернета [2].
Углубление экономической и политической связей вывели Казахстан и Европейский союз на новый уровень, выходящий за рамки двустороннего соглашения и общей (региональной) Стратегии ЕС в Центральной Азии. В настоящее время в руководящих органах ЕС разрабатывается новая стратегия для Центральной Азии на период 2014–2020 годов. Согласно документу, приоритетным направлением взаимодействия сторон остается энергетическая сфера, а именно: расширение участия европейских компаний в освоении казахстанских месторождений нефти и газа, а также создание альтернативных путей транспортировки нефти в Европу через Каспийское море, в т. ч. строительство и расширение терминалов отгрузки и приема нефти и сжиженного газа, наращивание мощностей танкерного флота и паромной переправы и др[2].
В июне 2011 г. в Брюсселе был дан официальный старт переговорам по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве РК-ЕС. Первый раунд переговоров по новому Соглашению РК - ЕС состоялся 12 октября 2011 г. в Астане, второй 24 - 25 мая 2012 г. в Брюсселе, третий,10-11 июля 2012 г. в Астане, четвертый, 9 - 10 октября 2013 г. в Астане. Несмотря на первоначальный прогресс, в последнее время темп переговоров замедлился. По мнению экспертов, Казахстан, по-видимому, теряет интерес к данному соглашению. Между партнерами возникает все больше разногласий по двум основным вопросам: техническим и юридическим аспектам торговли и инвестиций и обязательствам Астаны в области демократических реформ. Тем не менее Казахстан намерен продолжить работу с ЕС по признанию в полном объеме рыночного статуса казахстанской экономики. В данном контексте важное значение имеет принятое в феврале 2013 года Европейской Комиссией решение о закрытии антидемпингового расследования по желтому фосфору, экспортируемого из Казахстана в страны ЕС. Учитывая рост взаимных поездок граждан Казахстана и Европейского Союза в условиях интенсификации взаимоотношений Астаны с европейскими странами, Казахстан выступает за упрощение визового режима РК-ЕС. В этой связи прорабатывается вопрос о заключении соглашений об освобождении владельцев дипломатических и служебных паспортов от визовых требований, а также упрощение процедуры выдачи виз для определенных категорий граждан РК и ЕС. Проводятся регулярные консультации сторон. Кроме того, озвучивается интерес Казахстана к запуску Диалога с Европейской Комиссией по принятию плана действий по облегчению визового режима с ЕС [3].
Как отметил в ходе визита в Астану в июне 2013 года глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, Европа ищет в Центральной Азии политически надежного партнера. Казахстан добился экономического прогресса и считается более стабильным государством, чем некоторые из его соседей, но эта стабильность основана на воле одного человека, а не на демократической структуре управления, верховенстве закона и уважении прав человека. Европейский союз стремится продвигать эти принципы в отношениях со своими иностранными партнерами. Но когда дело касается государств, богатых энергоносителями, Брюссель отклоняется от своей традиционной политической повестки. В отношениях с Казахстаном подобного развития событий можно избежать. Эта страна открывает перед ЕС новые торговые и инвестиционные возможности, но и Евросоюз выступает для Казахстана исключительно важным рынком и поставщиком новых технологий. В будущем экономический и политический успех Астаны во многом будeт зависеть от того, удастся ли Казахстану найти альтернативу торговым связям с Россией и Китаем. Более четкая позиция ЕС относительно обязательств Казахстана в области обеспечения прав человека и демократии может быть выгодна обеим сторонам. Политическая стабильность на основе демократических принципов будет способствовать укреплению позиций Казахстана на международной арене, а ЕС обретет более надежного партнера.За годы независимости Казахстан утвердился в качестве надежного и ответственного энергетического партнера ЕС. На сегодняшний день основным из энергетических проектов в Казахстане с участием стран-членов ЕС является совместная разработка казахстанского месторождения «Кашаган» в северо-восточной части Каспийского моря. Оператором данного проекта является международный консорциум во главе с итальянской компанией Eni, который включает ряд казахстанских и западных (в т. ч. европейских) компаний, таких, как. KMG Kashagan BV (Дочернее предприятие КазМунайГаза), Total (Франция), ExxonMobil (США), RoyalDutchShell (Дания, Нидерланды) и ConocoPhillips (США). Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран – не членов ОПЕК, после России и Норвегии. В ряде государств Европы доля поставок казахстанской нефти достаточно высока. Так, в Австрии она составляет 25%, Румынии – 30%. Казахстан является 4-ым по объемам поставщиком энергоресурсов в Германию. Казахстан заинтересован в дальнейшем укреплении стратегического энергетического диалога с ЕС, правовой основой которого являются Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в мирных целях [4].
Европейский союз может использовать имеющиеся у него инструменты давления двумя способами. Во-первых, обязательства по продвижению демократии могут быть включены в повестку переговоров по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Во-вторых, ЕС может расширить сотрудничество в области демократического развития в рамках нового соглашения, способствуя устойчивым изменениям в долгосрочной перспективе. До настоящего времени основным адвокатом включения этих вопросов в программу переговоров выступал Европарламент. В октябре 2012 года депутаты приняли рекомендации для Единой внешнеполитической службы, Еврокомиссии и Совета ЕС, в которых изложены стандарты ведения переговоров, заключения соглашения и его внедрения [5]. В отчете Европарламент особо отмечает, что «прогресс по заключению нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве должен быть напрямую связан с достижениями в области политических реформ» в Казахстане, и настаивает на возможности приостановить действие договора в случае грубых нарушений прав человека. Предложения Европарламента основаны на принятом в 2012 году Евросоюзом Стратегическом рамочном документе и плане действий по правам человека и демократии. В нем центральным элементом отношений ЕС с другими странами названы демократические ценности; демократия и права человека увязаны с другими сферами сотрудничества, в том числе c торговлей и инвестициями. Насколько Евросоюзу удастся соответствовать данным стандартам внешней политики в случае с Казахстаном, будет зависеть от формулировки параграфа о демократии и правах человека в новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве и от наличия пункта о возможном приостановлении действия соглашения. Отсылки к демократическим ценностям в действующем договоре носят скорее риторический характер, поэтому многие нарушения прав человека и ухудшение ситуации с демократией в Казахстане остались без должного внимания. В частности, в стране были закрыты некоторые СМИ, созданы неравные предвыборные условия, а в рамках самого выборного процесса характерны нарушения основных международных стандартов. Судебная реформа проходит медленно и неэффективно. По- прежнему отсутствует четкое разделение функций между ветвями власти. Для того, чтобы соответствовать Стратегическому рамочному документу ЕС по правам человека и демократии, новое СПС должно включать более четкие индикаторы демократического развития и определять понятие «грубого нарушения прав человека», создавая основу для потенциальной приостановки действия соглашения. Уточнение понятий - трудная, но выполнимая задача при условии, что наряду с торговыми и инвестиционными интересами переговоры будет подкреплять политическая воля [6].
Резюмируя все вышеизложенное, считаем необходимым отметить, что переговоры между ЕС и Казахстаном по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве открывают возможность, нелегкого для Казахстана практического применения риторических установок Евросоюза в области продвижения прав человека и демократии. Евросоюз намеревается включить эти вопросы в новую версию фундаментального и, надеемся, долгосрочного соглашения. Растущие объемы торговли между Европой и Казахстаном дают ЕС определенный рычаг давления для того, чтобы больше внимания уделять демократическим ценностям. Это может способствовать появлению более эффективных механизмов продвижения демократических реформ и мониторинга прогресса Казахстана в этой области. Казахстан добился экономического развития, но если страна рассчитывает приобрести имидж государства с выгодным и безопасным инвестиционным климатом, Астане необходимо выполнять взятые на себя обязательства в области демократических преобразований. И Европейский союз, и Казахстан может извлечь существенную выгоду из нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве в действительно расширенном формате.
- Международный деловой журнал «Kazakhstan» №3, 2013 г.
- Социально-экономический портал //Сотрудничество Казахстана с ЕС, НАТО и США
- Аналитический центр "Разумные решения" // Казахстан - Европейский союз: партнерство и сотрудничество / 2006г.
- Губайдуллина М. Ш. Приоритеты и перспективы сотрудничества Европейского союза и Казахстана: критический аспект//Вестник КазНУ// № 3-4/ Алматы / 2011г.
- Комитет Европейского парламента по иностранным делам/ 26 октября 2012г. http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A7-2012- 0355&language=EN
- СоветЕвропейскогосоюза, ‗EU Strategic Framework and Action Plan in Human Rights and Democracy‘, 25 июня 2012 года, http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/EN/foraff/13 1181.pdf