В статье акцентируется внимание на разносторонних взглядах ученого, общественного деятеля Ж.Аймауытова. Вместе с тем, в содержании статьи излагаются научные взгляды ученого и автора первого учебника по Психологии. Структурный анализ основных положений дает возможность целостного видения учебного пособия, приводятся примеры из терминологического словаря, которые по сей день находят практическое применение в рамках психологической науки.
Немногим известно, что Ж.Аймауытов не только многожанровый писатель, основоположник драмы и романа, драматург, публицист, но и автор первого учебника по психологии на казахском языке, и не только в Казахстане, но и в тюркском мире. Несмотря на огромную работу по организации дела народного образования в тяжелейших условиях послевоенной разрухи и гражданской войны, Ж.Аймауытов довольно глубоко и основательно вел научные поиски, экспериментальные исследования и создал ряд оригинальных трудов.
По мнению автора, психология – это глубокая мысль, глубокие знания и многое, что кажется загадкой для человека, может объяснить психология. Неоценимым с дидактической позиции является то, что в первую очередь, свой труд Ж.Аймауытов посвятил учителям. Однако, он дал совет всем, кто имеет связи с общественностью, всем кто умеет читать – изучать психологию в виду ее исключительной полезности. В первой главе учебника под названием «Психология нені сӛйлейді?» (Что изучает психология?), автор достаточно ясным и в тоже время научным языком излагает 2000 летнюю историю психологической науки.
Во второй главе автор описывает методы психологических исследований, такие как наблюдение, анкета, беседа. Впервые автор объясняет, как применяются в исследовании математические и статистические методы. Этот раздел учебника представляет солидный интерес для развития теоретических аспектов исследований. Научные интерпретации ученого вполне доступны и наглядно демонстрируют его познания в этой области.
В третьей главе о психике и сознании описываются общие характеристики живых существ. Автор дал анализ психофизическим и психофизиологическим явлениям, в частности раздражительности, чувствительности живых организмов, различиям психики животных и человека, инстинктам.
Четвертый раздел учебного пособия под названием «Денедегі кейбір мҥшелер, олардың қызметтері» («Части тела и их функции») содержит ценные сведения об анатомо-физиологических механизмах нервной системы и его функциях, процессы возбуждения, торможения, нервные процессы, зоны мозга и их работа, органы чувств (глаза, рот, уши, нос, кожа) излагаются с интересом. Пятый раздел повествует об эмоциях и чувствах. Рассказывая об эмоциях, мимике лица, автор подкрепил примерами из обыденной казахской жизни. На наш взгляд, такие эмпирические ссылки ценны в практическом плане.
В первом психологическом издании также обсуждаются наиболее выраженные чувства и настроения (любовь, амбиции, страхи и т.п.) и их возникновения. Ощущение, восприятие, ассоциации, память, воображение и творчество – вот основные темы шестой и восьмой глав. И все это доходчиво объясняется на родном языке. Главная проблема психологии заключается в анализе сложных научных категорий, такие как мышление и речь, понятие и слово, воображение и формы мышления (понятие, мнение, выводы) в контексте логики и психологии.
В девятой главе говорится о воспитании воли, храбрости, мужества, десятая глава повествует о сне и сноведениях, гипнозе и паранормальных явлениях.
В 11 и 12 главах речь идет о роли традиций и обычаев, культуры и искусства, географической среды в формировании психики человека в социально-общественном контексте. Автор дает объяснение с четкими и привлекательными примерами как язык и устное народное творчество влияют на душу человека.
Учебное пособие «Психология» содержит интересные рисунки, таблицы, схемы и другие иллюстрации. Все это повышает эффективность и дидактическую ценность издания.
Историческим явлением воспринимается то, что в 1962 году в г. Москва выходит труд Ж.Аймауытова под названием «Жан жҥйесі мен ӛнер таңдауы» («Психология и выбор профессии»), написанный в результате долгих психологических исследований и с учетом национальной специфики казахского народа. Основная цель исследования – помочь молодым людям выбрать правильную профессию. В ней автор утверждает, что при выборе профессии необходимо учитывать психологические свойства человека и его врождѐнные особенности (например, темперамент, способности, характер), а также, что человек должен ими управлять и самосовершенствоваться. Другими словами, человек должен познать себя.
«Плохих профессий не бывает» – утверждает автор, нужны способность, мастерство, искусство. Ж.Аймауытов совершенно спрведливо отмечает в своем труде, что каждый человек должен приносить пользу обществу, в котором живет, ибо развитие общества зависит от труда каждого его члена. Ученый и педагог призывал казахов учиться ремеслу, культуре, много читать познавательные литературы, воздействующие на органы чувств, углубляющие мировоззрение и жизненную активность, расширящие интеллектуальный кругозор.
Высокой оценки заслуживает вклад Ж.Аймауытова в создание казахской психологической терминологии. Труды Ж.Аймауытова способствовали формированию национальной психологической терминологии и ее систематизации. Им были переведены и объяснены такие важнейшие с научной токи зрения термины, как ассоциация, апперцепция, тропизм, рефлекс, инстинкт, интеллект, и они стали доступны для понимания. Эти и другие термины, введѐнные им, и на сегодняшний день без изменений используются в науке, их можно встретить в современных психологических учебниках и словарях. Жусупбек Аймауытов по праву обогатил национальный словарный запас научной лексикой. Обращают на себя внимание такие понятия, как алдану (иллюзия), арман (идеал), амал (действие), әдет (привычка), белсенгіш (активность), жеткіншек (отрок), жігіттік (юношество), зеректік (способность), затшылдық (материализм), иман (убеждение), кішкене ми (мозжечок), қозғалыс (рефлекс), қҧрал (пособие), озат (талант), оңтай (прием), сіңіру (усвоение), талдар (волокно). Из-под пера Ж.Аймауытова вышли такие психологические термины, как: әсервпечатление, әуестік-любопытство, балалық-детство, тілек-желание, жан қуаттары-душевные силы, амал-действие, қызмет-деятельность, кылық-поведение, кӛңіл кҥй-настроение, мағына-смысл, мақсат-цель, мейірімділік-гуманность, ерік-воля, елігу-увлечение, еліктеу-подражание, ниетнамерение, ҧғым-понятие, рух-дух и др. Термины, введенные Ж.Аймауытовым, и по сей день широко используются в психологии.
Вместе с тем, оценивая достойный вклад Ж.Аймауытова в развитие психологической науки и интеллектуальное развитие личности своего времени, необходимо сказать и о том, что ученый встретился на своем пути со следующими проблемами:
- анализ термина и поиск достойного и максимально близкого к родному языку, перевода иностранного слова;
- учет особенностей произношения и правописания понятий на казахском языке;
- учет этимологии иностранного слова;
- употребление определенного термина в контексте.
Бесспорно, названные проблемы находили решение в трудах ученого, велись поиски научной интерепретации использования терминов на казахском языке. Все это подчеркивает неустанный труд и заслугу ученого, автора первого психологического труда в казахской степи.
Список использованной литературы:
- Жарикбаев К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). – Алма-Ата: Казахстан,
- Аймауытов Ж. Психология и выбор профессии. – М.: Изд. Народов СССР,
- Жарықбаев Қ. Жүсіпбек Аймауытұлының психологиялық кӛзқарастары (студенттер мен мұғалімдерге арналған кӛмекші құрал). – Алматы, 2000. – 76 б.