Конфликты и войны, в конечном счете, заканчивались диалогом, переговорами противоборствующих сторон, в которых во главу угла ставились не только интересы, требования сторон, но и вопросы уважения к выбору другой стороны, условия и возможности мирного сосуществования. И в этой связи толерантность следует понимать, как способность двигаться к взаимоприемлемым целям через диалог с учетом интересов всех сторон. Несомненно, это требует больших усилий от участников коммуникации, но, как правило, правильно построенный диалог является залогом обеспечения стабильности и успешного сотрудничества в будущем.
Проблема толерантности обладает непреходящим значением для любого современного государства созидающего новое гражданское самосознание в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, но на фоне геополитического кризиса и санкционной политики ведущих держав она поособому актуальна для обеспечения международной и региональной безопасности и развития сотрудничества между странами в современном мире.
Как показывает история, конфликты и войны в конечном счете заканчивались диалогом, переговорами противоборствующих сторон, в которых во главу угла ставились не только интересы, требования сторон, но и вопросы уважения к выбору другой стороны, условия и возможности мирного сосуществования. И в этой связи толерантность следует понимать, как способность двигаться к взаимоприемлемым целям через диалог с учетом интересов всех сторон. Несомненно, это требует больших усилий от участников коммуникации, но, как правило, правильно построенный диалог является залогом обеспечения стабильности и успешного сотрудничества в будущем.
Рассмотрение категории «толерантность» началось еще с древних времен. Так, древнекитайский классический даосский трактат «Дао дэ цзин», написанный в конце IVначале V века до н.э., обращен к правителю: «От него требуется отказ от роскоши и войны, насилия над людьми и вмешательства в их жизнь. Возглавлять государство надлежит не полководцу, военачальнику, а мудрецу» [1].
Наиболее яркое развитие идея толерантности получила в работах философов Просвещения, чьи теории по праву можно считать классическими.
Как одна из основных ценностей гражданского общества толерантность утверждается в текстах великих либеральных мыслителей XVII века Дж. Локка, Ф. Вольтера, Д. Дидро, П. А. Гольбаха, Ж.Ж. Руссо и др.
Исследуя проблему толерантности в истории общественной мысли, Л.Ноэль, указывает шесть параметров, с помощью которых задается «пространство толерантности»: это раса, класс, гендер, сексуальная ориентация, возраст, умственное и физическое здоровье [2]. К этим сферам проявления толерантности можно добавить сферы знания, коммуникации, международные отношения, политику, этику и др.
Как известно, основные положения и принципы толерантности были разработаны в документах ООН и ЮНЕСКО, а дальнейший еѐ анализ стал осуществляться в научных и научно-популярных источниках [3].
Проблема толерантности имеет различные аспекты: исторический, философский, культурологический, педагогический, психологический, политологический, правовой, социологический и т.д., степень разработанности которых различна. Изучение проблемы толерантности в политологических рамках проводилось меньше всего.
Тем не менее, в 70-е годы ХХ столетия теоретик «нейтрального либерализма» Дж.Ролз определяет терпимость как основу социальной справедливости. В этих учениях идея терпимости представляла собой переплетение принципов свободы мысли и свободы совести, но одновременно начала пересекаться с проблемой войны и мира [4].
Анализ литературных источников показывает, что в современной научной литературе в основном встречаются исследования лишь отдельных сторон и проявлений политической толерантности. При этом в казахстанской политической науке практически нет теоретико-методологических работ, посвященных теории политической толерантности.
Следует отметить, что уже на заре становления независимости Казахстан определил свою внешнюю политику как «… формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ» [5].
С учетом своего геополитического положения, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику, которая направлена на установление и развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья.
Вместе с тем, следует отметить, что многовекторность внешней политики Казахстана обусловлена не только геополитическим положением и национальными интересами, но и признанием руководством страны роли и исторического места каждого государства мира в общечеловеческом развитии.
Так, инициатива Главы государства по созданию и функционированию GGlobal, созданная как информационно-коммуникативная площадка для глобального диалога, подразумевает при принятии важнейших мировых решений участие всех стран – и развитых, и развивающихся. G-Global ориентирована на все страны, все зоны Интернет-пространства, миллионы пользователей Всемирной сети, заинтересованных в реформировании мира и создании справедливого и безопасного миропорядка [6].
Вместе с тем, находясь на посту председателя ОБСЕ Казахстан отметил толерантность в качестве основополагающих принципов деятельности данной организации. Как отметил Н.Назарбаев, «казахстанская политика толерантности изначально включает в себя как внутренние, так и внешние измерения. Благодаря этому обстоятельству политика Казахстана в вопросах толерантности является последовательной, предсказуемой и свободной от двойных стандартов. Не случайно Казахстан воспринимается многими государствами ОБСЕ как возможный посредник в решении замороженных конфликтов» [7].
Другим примером инициирования Казахстаном глобального конструктивного диалога является проведение с 2003 года Съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые позволили сформулировать ряд важнейших принципов взаимопонимания и межконфессионального сотрудничества. В итоговой декларации Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий говорится: «Религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные элементы мирного сосуществования всех народов» [8].
Вместе с тем, нарастание глобальных и региональных вызовов и угроз в международной обстановке, наблюдавшееся в последнее время становится одним из важных факторов, определяющих общественно-политическую стабильность внутри страны. Примечательно, что согласно данным, опубликованным Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ) среди ожидаемых важнейших событий в Центральной Азии в 2015 году, которые будут формировать политическую и экономическую повестку в регионе, указаны развитие украинского кризиса и дальнейшее функционирование Евразийского экономического союза [9].
В целом следует отметить, что эти два события являются взаимоисключающими в плане влияния на стабильность внутри страны. Так создание Евразийского экономического союза и развитие в целом интеграционного процесса в данном регионе, привели к позитивным изменениям в сфере общественного согласия, поскольку население стало более уверенным в прогнозировании будущего Казахстана, вследствие позитивных отношений Казахстана с Россией, Белоруссией. Тогда как, активизация боевых действий на юго-востоке Украины, и в целом обострение данного кризиса, а также информационное нагнетание обстановки со стороны некоторых СМИ, приводят к увеличению тревог и опасений граждан, в том числе к обострению межэтнических отношений.
Следует заметить, что вопрос взаимоотношений между представителями казахской и русской национальностей актуализировался в связи с присоединением Крыма к России, ухудшением ситуации на юго-востоке Украины, а также высказываниями некоторых недальновидных политических деятелей Российской Федерации относительно территориальных притязаний к Казахстану.
Вследствие чего в социальных сетях и на веб-страницах интернет ресурсов в последнее время участились случаи словесных перепалок между казахскими и русскими блогерами, которые прямо или косвено стали оскорблять национальные чувства граждан [10].
При этом некоторые эксперты не исключают, что существует вероятность того, что этническое противостояние интернет пользователей может перерасти в реальную угрозу.
Данный факт с одной стороны, указывает на возрастание роли интернет технологий в общественной жизни горожан, а с другой, показывает рост этнической неприязни между представителями двух этносов до «критической точки», когда она становится уже ощутимой в настроениях горожан.
На фоне глобальных и региональных вызовов и угроз в международной обстановке, вопрос освещения в СМИ программных документов государства, а также мероприятий, направленных на укрепление толерантности, согласия занимает важное место среди факторов межэтнической стабильности в обществе.
Следует отметить, что внешнеполитическая толерантность в позиции Казахстана является залогом не только успешного сотрудничества со многими государствами, имеющими не одинаковые позиции по тем или иным вопросам, но и остается одним из главных факторов, обеспечивающих общественное согласие и межэтнический, межконфессиональный диалог внутри страны.
Тем не менее, на сегодняшний день, для развития общественного согласия, толерантности, а также расширения межкультурного и межцивилизационного диалога следует усилить роль СМИ и интернет ресурсов. Поскольку ощущается нехватка информации именно новостного и аналитического контента казахстанского содержания, в особенности по актуальным проблемам международных отношений и региональной безопасности.
Данная ниша в основном заполнена материалами российских или пророссийских СМИ, содержание материалов которых иногда вызывает недовольство у населения, поскольку описывает военные конфликты в Украине лишь с точки зрения сепаратистских настроений жителей юговостока страны, что не содействует укреплению единства и взаимопонимания. Вместе с тем некоторым СМИ не хватает целенаправленности и конкретности в материалах, часто рассуждения становятся абстрактными, негативные факты частного характера неоправданно обобщаются на всю ситуацию, тем самым создаются барьеры для объективного и адекватного восприятия реального состояния дел.
Поэтому возникает необходимость более эффективного наполнения информационного пространства материалами, направленными на укрепление толерантности, международного сотрудничества и межэтнического согласия.
В этой связи, дальнейшее формирование установок толерантного сознания и поведения, терпимости и миролюбия, имеют для внешней и внутренней политики Казахстана особую актуальность, обусловленную необходимостью сохранения диалога и согласия в качестве главных факторов обеспечения не только внутриполитической стабильности государства, но сохранения международной и региональной безопасности и развития сотрудничества со всеми странами.
Список литературы
- Древнекитайская философия. Т.1. – М., 1972 С.
- Noel L. The parameters of oppression. – L. McGill-Queen's University Press, 1994. – P. 110.
- Декларация принципов толерантности, 16 ноября 1995 года: Режим дотупа: www.tolerance.ru (дата обращения 02.2015).
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С.197.
- Назарбаев Н.А. Становление Казахстана как суверенного государства и стратегия его развития. А., 1992. – 213 с.
- G-Global дополнительный инструмент взаимного диалога о проблемах глобального мироустройства: Режим доступа URL: www.e-history.kz (дата обращения: 02.2015).
- Выступление Президента РК Н. Назарбаев на открытии Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и не дискриминации: Режим доступа URL: www.inform.kz (дата обращения: 02.2015).
- Выступление Н.Назарбаева на Первом Съезде лидеров мировых и традиционных религий, Астана, 23-24 сентября 2003 // Сборник материалов, выступлений и приветственных посланий. – Астана, 2003. –137 с.
- Десять наиболее важных событий центральной Азии в 2015 году: Режим доступа URL: www.kisi.kz (дата обращения: 02.2015).
- Денис Кривошеев: Нужно просто потерпеть, скоро нас станет совсем мало: Режим доступа URL– www.ratel.kz (дата обращения: 02.2015).