В статье рассматриваются нетрадиционные религиозные движения (НРД).
Cубкультура молодежи может сформироваться как негативная реакция на существующий в обществе мировоззренческий вакуум и распространенную в обществе культуру, на законы, нормы, мораль, тогда говорят о преступной субкультуре, распространенной в молодежной среде. Этим может объясняться её интерес к новым религиозным движениям (НРД).
С крахом коммунистической идеологии СССР, образовавшийся мировоззренческий вакуум стала заполнять, хлынувшая с Запада и с Востока информация с нетрадиционными идеями. Вышедшие из «подполья» эзотерики, экстрасенсы широко распространяют свои околонаучные учения. Спецификой восприятия всей этой информации является то, что наиболее податливой частью населения оказалась молодёжь. Молодёжь становится жертвой многих мистических сект, различных культовых ритуалов, что не может не сказаться на её психическом здоровье.
Негативные последствия усиления религиозного фактора, как подчёркивают казахстанские учёные, проявляются в активизации НРД, в усиливающейся восприимчивости широких слоёв населения к влиянию фанатических сект и вовлечении в них молодёжи, в расширении религиозного образования за счёт светского.
Исследователи проблемы выявили, что «для социальной позиции и ценностных ориентаций многих НРД и культов характерна конфронтация с истеблишментом, неприятие существующего общественного порядка, традиционной системы ценностей и поддерживающих её институтов и организаций». Под видом религиозной пропаганды и просвещения НРД проповедуются идеи социального разделения, религиозной исключительности, нетерпимости к иноверцам. Эти же взгляды толкают на протестное поведение по отношению к родным и близким верующих.
Эксперты приходят к выводу, что идёт целенаправленное разрушение ценностных основ казахстанского менталитета, когда деформируются представления о ценности родительской семьи, взаимоотношений между поколениями, а также навязываются убеждения, даже применяются угрозы и внушаются страхи, начиная от морального гнёта до физических способов воздействия. Это не может не беспокоить общественность.
Чем НРД могут привлечь молодёжь? Отвечая на этот вопрос, специалисты подчёркивают, что молодым казахстанцам могут импонировать радикальность взглядов, псевдогуманность и псевдолюбовь, широко декларируемые лидерами НРД. Ряд казахстанских исследователей обнаружили, что большинство НРД предлагают проекты радикального переустройства мира. В этих проектах содержатся обещания не только приобщить своих последователей к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, духовному и физическому оздоровлению. Обещают общество сделать гуманным и справедливым, а чтобы этого достичь призывают последователей стать «духовными воинами». Следовательно, заключают аналитики, религиозные мигранты формируют новую субкультуру, отмеченную повышенной конфликтогенностью и выступающую одной из основных угроз внутриполитической стабильности Казахстана [1].
Как показал анализ полученных данных социологического исследования, большинство респондентов считает, что более всего привлекает молодых людей в новых конфессиях «форма богослужения»; так ответили 45,6 процента из числа экспертов респондентов. Практически такой же вариант выбрали 18,1 процент из числа обычных респонденты (жители регионов). Эксперты (35,9 процента) также считают, что содержание проповедей, изложенных доступным языком, могут привлечь адептов из числа молодых. Этот аргумент получил поддержку у экспертов и у 19, 1 процента жителей-респондентов.
Обе группы респондентов были практически единодушны в наличии такой мотивации, как «возможность изучить иностранные языки бесплатно». В этом убеждены 37,5 процента из числа респондентов-жителей регионов и 35 процентов из числа экспертов-респондентов. В качестве других причин каждый четвёртый респондент назвал возможность получить материальную помощь, а также «возможность получения специального образования» [2].
Политизирование религии делает её идеологическим оружием экстремистских группировок. Учёные высказывают обоснованные опасения, что деструктивные религиозные факторы способны вовлечь в ряды таких формирований определённую часть молодёжи, поэтому они должны быть, безусловно, блокированы всеми доступными и законными средствами: государственными политическими, идеологическими и воспитательными. Здесь очень важно, чтобы борьбу государства, его правоохранительных органов, дополнить широкой просветительской работой в массах, особенно, в молодежной среде, более склонной, как показывает практика, к крайним формам асоциального поведения.
Согласно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011 г.) все конфессии равны. Но, конечно же, не все они равны реально. Неравенство это восходит к культурно-историческому и религиозному опыту Казахстана. На его территории издавна согласно существовали ряд религий, которые теперь именуются традиционными. Большинство конфессий, которые теперь присутствуют в Казахстане, тогда или ещё не было совсем, или их не было на территории Казахстана. Сейчас они именуются «нетрадиционными» или «новыми».
Повседневность показывает, что отношение государства к «традиционным» конфессиям и к «нетрадиционным» конфессиям несколько разнится. Не удивительны также и натянутые отношения между «традиционными» конфессиями, с одной стороны, и «нетрадиционными» конфессиями – с другой. В современном мире «нетрадиционные» конфессии именуются «новыми религиозными движениями» (НРД).
Ислам и христианство (особенно Православие), «нетрадиционные» конфессии считают сектами, как правило, тоталитарными, заманивающими в свои сети христиан и мусульман, ведущими прозелитизм (некорректное вовлечение, переманивание из других религий).
Многое в поддержке НРД зависит от США. Как известно, США распространяют по всему миру своё понимание религиозных свобод (в США религиозное объединение регистрируется – 3 человека образуют религиозную группу и объявляют о своей организации – уведомительным порядком), и поддерживают в регионе ЦА одноимённые функционирующим в США.
Новые восточные религиозные объединения (самым «старым» из них едва ли 100 лет). Напр., «Общество сознания Кришны» «кришнаиты». По сути радикальны, в Индии и Китае их считают сектами: Деятельность НРД вызывает в Казахстане весьма заметное неприятие общества. В качестве причин этого неприятия можно выделить:
- -настороженное отношение к малоизвестному, каковыми являются для региона НРД;
- -агрессивность проповеди, которую ведут НРД;
- -периодические кампании в СМИ по дискредитации НРД;
- -поддержка НРД Западом
НРД в качестве своих последователей имеют не более 5% от общего числа верующих Казахстана. Но социально-политическая активность НРД как в Казахстане, так и регионе ЦА непропорционально велика
Для пополнения рядов своих последователей не скупятся также на обещания исцеления (духовного и физического); обретение новых братьев и сестёр, семьи и др. Всё это подаётся под видом отправления религиозного культа, а также различных тренингов личных способностей, например, изучения иностранного языка, аутотренинга и т. п. Кроме того, учёные отмечают, что появившиеся в Казахстане НРД, чаще всего имеют неясную историю происхождения, общественности мало известны их успехи и неуспехи в предыдущей деятельности, их взаимоотношений с правом, источники их финансирования, их истинные цели появления и т. п. (всё это определяет негативное отношение ислама и христианства (Православие) к «нетрадиционным» конфессиям;
«Нетрадиционные» конфессии, со своей стороны, упрекают Ислам и Православие в претензиях на роль господствующих религий, в сговоре с государством, в преследованиях, в попытках ограничить свободу вероисповедания и т. д. За многими «нетрадиционными» конфессиями стоят международные правозащитные организации, доноры, агентства. [3].
Аналитики подчёркивают, что наблюдается неоправданно большой крен в увлечение паранаучными, псевдорелигиозными и оккультными практиками у довольно разных социальных слоёв населения. Этим пристрастиям сопутствует не только обилие книжных прилавков, но и сетка вещания телеканалов, где в любое время суток демонстрируются программы сомнительного содержания, связанные с предсказанием судьбы, лечением на расстоянии, решением личных проблем и т. п. [4]
Фактически достаточно большие группы сограждан (возрастные, этнические, социально-профессиональные, образовательные и др.) оказались в ситуации утратной идентичности, стали носителями новой «религиозной» (точнее – «квазирелигиозной») субкультуры, которая содействует их маргинализации. Религиозность как черта обыденного (массового) сознания и поведения (а у определённых групп граждан – образа жизни) проявляется в различных проекциях: как в явных, так и скрытых формах, как в позитивных по своему воздействию на личность, общество, так и в негативных формах (которые, в частности, связаны с так называемым «религиозным» экстремизмом, утратой традиционной этноконфессиональной идентичности) складывается ситуация нагнетания конфликтности на квазирелигиозной основе. Цель такой деятельности – деструктивное воздействие на массовое сознание и поведение.
В деятельности ряда общин, зарегистрированных и действующих как религиозные, не всегда чётко представлены цели присутствия в Казахстане, часто подменяются ее мотивы.
Экспертный анализ показывает, что расшатывание образа государственности через разрушение ценностных основ казахстанского менталитета имеет характер управляемой и специально организованной деятельности.. Она свободно осуществляется под камуфляжем новых религиозных культов, общественных объединений (зачастую – прошедших государственную регистрацию) направления деятельности могут камуфлироваться под отправление религиозного культа, выглядеть как тренинги личностных достижений, как поддержка тех, у кого имеются жизненные трудности и проблемы, даже рекламироваться, как способы изучения иностранного языка или получения навыков эффективного аутотренинга, овладения практикой оздоровления и прикрываться другими, уже ставшими широко известными «вывесками», приемами и методами .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Байдаров Е. У. Актуальные вопросы государственно-религиозных отношений в Республике Казахстан в контексте светской модели государства. А., 2012, с. 89 и др.
- Взаимодействие религий в Республике Казахстан. Научно-исследовательский отчёт. Центр Гуманитарных исследований. Национальная Комиссия Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО. – Алматы, 2006, с.116.
- Взаимодействие религий в Республике Казахстан. Научно-исследовательский отчёт. Центр Гуманитарных исследований. Национальная Комиссия Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО. – Алматы, 2006, с.57,76, 77.
- Бурова Е. Е, Косиченко А.Г Проблемные контексты функционирования государственно-конфессиональных отношений в Казахстане. – Алматы, 2013, с. 37, 39.
- Бурова Е. Е, Косиченко А.Г Проблемные контексты функционирования государственно-конфессиональных отношений в Казахстане. – Алматы, 2013, с. 77.