С образованием самостоятельного Казахского ханства (1456 г.) стала оформляться самобытная культура кочевников в отличий от культур кыргызской, узбекской, туркменской и других тюркских народов. С этого периода духовная жизнь вступает в новую полосу своего развития, начинают зарождаться и развиваться различные ветви самобытной общественной мысли, в том числе национальной педагогики и психологии.
На протяжении своей длительной истории казахский народ накопил богатый опыт воспитания и обучения, своеобразные обычаи и традиции, определенные стереотипы поведения, в которых аккумулированы творческий опыт народных масс, устойчивые нормы, правила и принципы быта, образа жизни кочевников. В этико-психологическом наследии казахских мыслителей рассматриваемого периода значительный уделный вес составляют идиллии кочевого образа жизни, красота степного быта, брачносемейных отношений, межличностные отношения людей, уважения к старшим, роли и места женщин В обществе, идеи о возрастной периодизации, характеристика отдельных типов людей и различных сословных групп и др.
Поэтому ясно, что она должна была доставлять людям не только наслаждение, но и определенный житейский урок. Отсюда преобладание в ней разного рода поучений, сентенций, так как она заменила всё виды идеологического воздействия на человека школу, печать и искусство.
Духовно-нравственный, гуманистический подход к и объяснению различных явлений общественной жизни общая характерная особенность мироощущений всех казахских мыслителей XY-XVIII вв. Так, они (Бухар-жырау) рассматривали народ, хозяев степи, ждущего мудрого учителя и вершителя их судьбы. Идея о том, что основой развития общества должны быть честность, мир, любовь, дружба, труд стали их заветной мечтой о будущей счастливой жизни. Благое желание переделать общество путем нравственного усовершенствования индивидумов (Асан-Кайгы) не могло, конечно, привести к желаемым результатам. Степные мыслителями считали, кто проживет честно, тот имеет чистую совесть. Интерес к этическим вопросам проявился и в творчестве почти всех мыслителей этого периода. Их философские, этико-педагогические и психологические идеи были облачены в поэтическую форму поучений и афористических суждений и представляли собой попытку отразить основные нормы практического поведения людей. Улучшить нравы можно и основными средствами для этого являются воспитание, советы и наставления. Отсюда понятно то внимание, которое уделяли Асан-Кайгы, Шалкииз, Отебойдак и другие мыслители казахской степи вопросам воспитания, морального усовершенствования человека. Многие строки их толгау посвящались раскрытию нравственных понятий, определению положительных и отрицательных качеств человека. В своих рассуждениях акыны-жырау делают попытку выяснить, кто счастлив или несчастлив, что полезно или вредно, что осуждается или поощряется, В их толгау можно встретить отдельные критерии о достоинстве человека. Так, по мнению Актамберды жырау положительные качества людей определяются количеством родственников, количеством скота, особенно скакунами-аргамаками, а отрицательные изменой, скупостью, болтливостью. Будучи гуманистами, они проповедывали идеи человеколюбия и справедливости. Господство зла в мире объясняется нарушением изначальной этической нормы всеобщего взаимоотношения. Отсутствие взаимоуважения приводит к дисгармонии в отношениях между людьми, между человеком и природой. Пут к гармоний осознание и осуществление всеобщего принципа сострадания и любви «жалеть все живое, ценить его и уважать» (Акын-Кайгы). Несмотря на наивно-гуманистический характер их поучения, они имеют большую познавательную ценность, так как в них запечатлелись духовный мир казаховкочевников тех далеких времен, особенности их образа жизни, быта и психологии [1].
Почти все степные ученые мыслители, жырау XV-XVIII вв. придавали исключительное значение роли, ақыл (ум, рассудок) в познавательной деятельности кочевника. Понятие «ақыл» впервые в философско-психологическом аспекте было употреблено великим мыслителем казахской степи Абу Насыром аль-Фараби.
Общий смысл их учения об «ақыл» сводится к следующему: ум — это синтетическое понятие, которое включает в себя все познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и др.). Ум и знание образуют неразрывное единство; развитие рассудочной деятельности человека невозможно без знаний. Ум развивается в процессе деятельности, его формирование зависит от применения на практике приобретаемых знаний, навыков и умений. Ум характеризует умение распознавать причинные связи между явлениями и предвидеть результаты предстоящих действий; от хорошего ума зависят удача и успехи в жизни и деятельности человека.
Мыслители жырау слово «ақыл» связывали с нравственным идеалом личности кочевника, отводили ему ведущее место в морально-психологическом облике, человека («ақылды кісі» — «умный человек»). Развитой, ум связан с красноречием. («шешендік сөз»), он накладывает большой отпечаток на всю сферу познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека. Мудрость и красноречие основные критерии нравственно-воспитанной личности.
«Умному достичь цели, найти счастье в жизни нетрудно» (Асан Кайгы жырау). «У рассудительного джигита одна губа – серебро, другая губа золото, все богатства у него в умении выражать мысль во рту». «Умного человека красит жажда знаний, такой всегда стремиться познать что-то полезное» (Бухар жыpay). Склад характера, индивидуальные особенности также накладывают отпечаток на рассудочную деятельность. Быстрое, умелое решение задачи в сложных, экстремальных условиях, чрезвычайная гибкость ума характерные черты воина полководца (Актамберды жырау) и т.д.
Казахские мыслители жырау, степные ученые придавали большое значение средствам умственного и нравственного воспитания (айтыс, разгадывание загадок, удачное использование в речи пословиц и поговорок, знание генеологии родов и т.д.)
В психологических воззрениях степных ученых и жырау периода казахского ханства можно встретить немало слов и понятий, отшлифованных, в научно-психологическом плане, ими были высказаны оригинальные идеи о личности, о ее качествах, замечательные мысли по управлению страной. Некоторые из них очень близки по своему содержанию к терминам и понятиям современной общей, социальной и медицинской психологии.
Литература:
- Жарикбаев К.Б., Ахметова М.К. Развитие казахской национальной психологии в историко-теоретическом аспекте. Учебное пособие. –Алматы: «DK-Print, 2014. -495 c.