Двадцать первый век называют "веком переговоров". Действительно, более интенсивного, насыщенного международным общением века, еще не знала история человечества. На фоне продолжающих свое существование национальных традиций происходит дальнейшая демократизация и формирование единой системы норм и правил. Этому способствует как современная расстановка сил на международной арене, так и разного рода "обмены" в области культуры и области техники и науки.
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
В обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социальнополитических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Бурмистровой Т.Ю., Гасанова Н.Н., Дробижевой Л.М. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни.
В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью, массами, управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, (ведь ее невозможно приобрести биологическим путем) посредством прямого и косвенного общения.
Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение – важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида. В условиях общения осуществляется коммуникативный процесс, происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.
Общение – важный фактор социальной детерминации поведения индивида. В его процессе человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего.
Эффективность социальной коммуникации во многом зависит от понимания. Обычно результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности, и понятое соответствует целям коммуникации. Коммуникация не может рассматриваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследуя определенные, часто различные цели. Понимание носит диалогический характер. “Умному намека достаточно”, гласит народная мудрость. Но намека достаточно тому, кто уже обладает знанием смыслового целого. Понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта его целей, ориентации, контекста осмысления.
В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.
Межкультурная коммуникация – это процесс общения и обмена информацией между различными культурами и представителями данных культур с целью постижения глобализационных процессов в мире, понимание и принятие иных культурных ценностей и адекватного положения в иной культуре.
Поскольку мы живем в эпоху глобализации процессов, можно ожидать наступления эры интегрированной культуры. Но чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.
Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов.
В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.
Что нужно делать для того, чтобы принципы мирного сосуществования, ненасилия, терпимости к людям другой национальности, уважения к иным традициям укоренились в сознании каждого человека? Понимание себя, окружающих, социальной действительности в целом и своего места в этом мире не возможно без парадигмы диалога. А диалог как философская категория включает в себя умение не только излагать свою точку зрения, но и слушать другую. Очевидно также, что «всякое объединение противопоставляет, всякое противопоставление объединяет». Ведь союз на основе общности какого-либо признака базируется на позиции его исключительности, противопоставление же, напротив, ведет к взаимодействию, к осознанию ценности любой уникальности. Этот факт позволяет нам утверждать, что способность видеть в другом себе подобного, в иной культуре ее сущность, рациональное зерно, является конструктивной основой бесконфликтного существования. Введение диалога в семантическое пространство толерантности, расширение наших представлений о воспринимаемом мире, будь то отдельная личность или группа людей, можно считать первоосновой продуктивного межкультурного взаимодействия.
Вы человек коммуникабельный или замкнутый? Что Вам порой мешает наладить контакт с другим человеком? Всегда ли Вам понятно его поведение? А если он приехал из другой страны? Если он воспитан по-иному, в других традициях? Различия между культурными особенностями жителей разных уголков мира что значит это обстоятельство в жизни человечества? А если бы все люди стали придерживаться одних и тех же обычаев, норм поведения? Вам этого хочется?
Человечество многолико и разнообразно. В поликультурном Казахстане с раннего детства люди постепенно на практике открывают для себя сходства и различия с другими. Их многое объединяет. Живя вместе, представители разных народов все больше становятся похожими между собой. Взаимопроникновение традиций и образа жизни неизбежно на протяжении истории, мы сегодня не такие, какими были наши предки, отличия заметны даже при сопоставлении двух живущих вместе поколений.
Исторический и технический прогресс сделали нашу планету как бы меньше. Смешение народов, культур, языков достигли невиданного размаха. Обмен товарами и ресурсами, путешествия и миграции, всемирная паутина и телевидение, книги, кино, театр способствуют все более глубокому культурному взаимообогащению людей. Часто приходится слышать, что процесс универсальной глобализации ведет к нивелировке этнических традиций, что они уже практически исчезли из жизни, их место лишь на карнавалах и в инсценировках.
Итак, понимание роли культурного многообразия человечества, бережное отношение к традициям своего народа, умение уважать и по достоинству ценить чужую культуру, обычаи и жизненные устои своих ближних и дальних соседей предполагают определенный уровень этнологической грамотности населения. Поэтому усилия мирового сообщества, направленные на организацию сотрудничества и взаимопонимания, малоэффективны без передачи новым поколениям социального опыта их предшественников. Ведущая роль в сохранении и развитии положительных знаний, накапливаемых по крупицам и передаваемых от отцов к детям, безусловно, принадлежит институтам образования, которые вносят целенаправленный вклад в процесс социализации человека, предоставляют ему знания и умения для активного участия в жизни общества.
Использованные источники:
- Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. № 5. С. 12.
- Гумилов Л. «Как возникают и исчезают народы?». Л.,1984.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983, с.
- Нойман Р. Особенности межличностного восприятия в международных трудовых коллективах:Автореф.канд.психол.н. – М. 1985. С.
- Лебедева Н.М., Марковская О.В. Взаимосвязь социальных представлений русских и немцев с психологическими характеристиками культур. Психологический журнал, 2006, том 27, №4, С. 77-85.