Благодаря тюркам у всех кочевников в обиход вошло разделение футляров для лука и стрел на налучье и колчан, и их отдельное ношение на стрелковом поясе. Многие элементы тюркского вооружения и приемы его тактического использования были восприняты кочевыми и оседлыми народами в результате военных, этнических и культурных контактов. Среди них можно назвать авар, болгар, хазар, уйгур, кыргызов, согдийцев, китайцев, персов, византийцев, арабов и ряд других. Наиболее полными наследниками тюркской военной традиции можно считать киданей и монголов.
На заре средневековья самая крупная держава была создана кочевым объединением известным под самоназванием тюрк. За четверть века, с образования Великого Тюркского каганата в 552 г. до момента максимального расширения его границ в 576 г., завоеванию подверглась территория от Маньчжурии на востоке до Крыма на западе. Государства Северного Китая Бэй-Ци и Бэй-Чжоу превратились в данников Тюркского каганата, державу эфталитов тюрки уничтожили (565 г.), Сасанидский Иран и Византия искали их поддержки. Как и все кочевые империи, Тюркский эль не долго сохранял единство и после ряда гражданских войн (583-599 гг.), вскоре распался на две части: ВосточноТюркский (604-630 гг.) и Западно-Тюркский (604-657 гг.) каганаты. Но, даже разделившись, тюрки представляли собой серьезную силу. На западе они успешно сражались с Сасанидами в Закавказье (626-630 гг.), на востоке совершили серию походов в Китай (620629 гг.), едва не нанеся ему окончательного поражения. Лишь новые смуты и восстания покоренных племен ослабили каганаты, что позволило империи Тан поочередно разгромить их. Однако тюрки смогли возродить свои державы. В Хангае возник II Восточно-Тюркский каганат (682-744 гг.), а в Семиречье Тюргешский каганат (699-756 гг.). Эти государства уступали по своим возможностям Великому Тюркскому элю, но и они, оставили в истории заметный след, противостоя экспансии китайцев и арабов.
Письменные хроники свидетельствуют, что тюрки как этнос начали складываться с 460 г., а последнее упоминание о них относится к 941 г. [1, С 165]. Изучение археологических памятников позволяет продлить существование тюркской культуры до XI в. [2, С. 109-116]. Таким образом, история тюрок насчитывает более шести веков. Из них около 200 лет тюрки играли ведущие роли в международных отношениях Евразии. Важным фактором, который определял длительные периоды господства тюрок над другими народами и долго позволял им сохранять самостоятельность после утраты государственности, был высокий уровень развития военного дела.
Тюркский комплекс вооружения ранее всего (460-552 гг.) сложился на Алтае и уже oтсюда распространился на ряд сопредельных более отдаленных территорий, которые вошли в состав Тюркских каганатов (552-744 гг.) и которые заселили тюркские племена. Выработанные тюрками формы доспеха и оружия, и способы боевого применения войск позволит им завоевать большую часть евразийских степей и заставили другие, в первую очередь кочевые, народы перенять их военные достижения.
Важным преимуществом тюрок являлось массовое использование тяжеловооруженных конных отрядов, оснащенных передовыми для своего времени средствами защиты, нападения и снаряжения. Тяжелая конница как род войск сложилась в Центральной Азии еще в первой половине IV в. у племен сяньби, но ее применение до середины VI в. ограничивалось восточно-азиатским регионом [3, С.102-108]. Тюрки переняли у сяньби комплекс тяжелого всадника, усовершенствовали его и создали собственную металлургическую базу, позволившую оснастить войско достаточным числом железного вооружения.
Для защиты всадника тюрки использовали панцири и шлемы. У них преобладали ламеллярные панцири набранные из отдельных железных пластин при помощи ремешков. Большинство пластин имело средние пропорции,овально-прямоугольную форму и подвижную систему крепления, включавшую боковые (четыре пары), срединные (пара верхних и одно центральное) и окантовочные (пара нижних) отверстия. Наличие срединного центрального отверстия обеспечивало подвижный способ соединения, при котором панцирь был гибким и мог собираться в «гармошку». Такие пластины появились у сяньби, но лишь с образованием Великого Тюркского каганата они распространились по евразийским степям, став ведущим элементом бронепокрытия у всех кочевых и многих оседлых народов. Основным покроем тюркских панцирей была «катафракта». Она развилась из сяньбийской ламеллярной «кирасы», путем добавления к ней лопастей для прикрытия ног двух передних со стороны нагрудника и иногда двух задних со стороны наспинника. «Катафракта» с двухчастным подолом была самым популярным покроем панциря в эпоху средневековья .
Наиболее совершенные тюркские шлемы имели клепаный принцип крепления, узкопластинчатую и секторную структуру набора купола-тульи, сферическую и сфероконическую форму. Обязательным элементом являлось навершие, слабо выделенное уплощенное или коническое в виде втулки. Часть шлемов по нижнему краю снабжалась обручем с надбровными вырезами и переносьем на лицевой стороне. Большинство этих элементов было заимствовано у сяньби и доработано в тюркской среде, послужив исходной моделью для развития целой серии средневековых шлемов .
Обязательным атрибутом тяжеловооруженного всадника является конский доспех. Он состоял из попоны и наголовья. Тюркские попоны подобно панцирям чаще всего были ламеллярными и имели различный покрой. Он мог полностью закрывать корпус лошади, кроме ног, состоя из четырех-пяти частей крепившихся между собой (нашейник, нагрудник, две боковины, накрупник) или ограничивался защитой шеи и груди коня.
Тюрки заимствовали полные попоны у сяньби, но наряду с ними стали использовать максимально облегченные покрои, рассчитанные на более массовое производство. Головы тюркских коней прикрывались доспехом ламеллярной, ламинарной и цельносоставной структуры. Они также имели разную степень защиты от полумаски, которая защищала часть головы лошади до маски, закрывающей ее целиком (сянь-бийское наследие). Полные комплекты тюркского конского доспеха унаследовали кидани и сменившие их в Центральной Азии монголы, а его отдельные элементы (нашейники, нагрудники, маски) фиксируются у авар, византийцев и персов .
Главную роль в бою у тюрок играло оружие таранного удара копья. Они имели деревянные древки длиной до 4 м. и во время атаки, чаще всего, держались двумя руками. Среди железных наконечников тюркский копий преобладали экземпляры с узким (килевидным) и одновременно толстым (ромбовидного сечения) пером. Они обладали повышенными проникающими свойствами, рассчитанными на пробивание брони. С точки зрения функциональной специализации копья с такими наконечниками определяются как пики. Они появились у сяньби и благодаря тюркам вошли в широкое употребление по всему степному поясу Евразии .
Применение тяжелой конницей копий в плотном строю имеет давнюю традицию, восходящую к ранним кочевникам (саки, парфяне, кушаны, сарматы), но эффективность этого оружия неизмеримо возросла с изобретением стремян. Первые их образцы (начало IV в.) найдены в памятниках южных сяньби-муюнов [4, С.92-107]. Тюрки, переняв это изобретение, значительно усовершенствовали конструкцию стремян, повысив устойчивость всадника в седле. Именно с тюркскими завоеваниями стремена начинают распространяться с востока на запад.
Напрямую с изобретением стремян связано появление у конницы нового эффективного оружия ближнего боя сабли. Первые сабли появились у населения ханьского Китая (I-II вв.), как оружие пехоты и лишь сяньби стали использовать их для конного боя [5, С. 135-161]. Несмотря на то, что у тюрок основным длинно-клинковым оружием являлся меч, они значительно модифицировали саблю придав ей, кроме рубящережущей, еще и колющую функцию и способствовали ее внедрению в военную практику других народов.
Тактика тюркского войска базировалась на взаимодействии тяжелых конных копейщиков с крупными контингентами легких всадников-лучников, в силу чего тюркская традиция дала военному делу кочевников целый ряд инноваций связанных со стрелковым оружием. Уже в ранних памятниках тюрок встречается серия сложносоставных луков новых модификаций. Одни из них, связанные с хуннской и сяньбийской линиями развития, имели комплекты из семи и шести роговых накладок: две пары концевых боковых с вырезами для тетивы, три срединных (две боковые и одна тыльная) или только пара срединных боковых. Они предназначались для ведения прицельной стрельбы на достаточном от противника расстоянии. Такую же функцию выполняли оригинальные луки с комплектом из двух пар концевых (в каждой паре по фронтальной и тыльной накладке) и пары срединных боковых накладок. Также тюркским изобретением являются луки с накладками только на рукоять: две срединных боковых и одна тыльная или без нее. Они предназначались для быстрой стрельбы по противнику с максимально близкой дистанции. Тюркские луки получили самое широкое распространение у племен вовлеченных в орбиту военных предприятий Тюркских каганатов и послужили основой для дальнейшего развития этого оружия у кочевников Восточной Европы авароболгаро-хазарская традиция и Центральной Азии монгольская традиция .
Изменения метательной конструкции вели к развитию стрел. У тюрок они снабжались весьма разнообразным набором железных черешковых наконечников, среди которых господствовали трехлопастные изделия крупных пропорций, рассчитанные на поражение большой площади. Это увеличивало общий вес стрелы и уменьшало дальность ее полета. Преобладающими формами пера у наконечников являлись: треугольная, шестиугольная, пятиугольная и килевидная. Полностью оригинальны наконечники с четырехугольным и арочным пером. У многих экземпляров в нижней части лопастей пробивались отверстия округлой формы. Стрелы с крупными наконечниками наиболее активно использовались в степях Евразии на протяжении VI—VIII вв., в дальнейшем претерпев изменения в сторону уменьшения размеров, но остальные их признаки сохраняли свое значение вплоть до развитого средневековья. Благодаря тюркам у всех кочевников в обиход вошло разделение футляров для лука и стрел на налучье и колчан, и их отдельное ношение на стрелковом поясе.
Многие элементы тюркского вооружения и приемы его тактического использования были восприняты кочевыми и оседлыми народами в результате военных, этнических и культурных контактов. Среди них можно назвать авар, болгар, хазар, уйгур, кыргызов, согдийцев, китайцев, персов, византийцев, арабов и ряд других. Наиболее полными наследниками тюркской военной традиции можно считать киданей и монголов.
Литература:
- Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии.СПб. :Фарн, 1994. 165 с.
- Горбунов В.В. Реконструкция Вооружения древнетюрских воинов Горного Алтая // Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока: XXXIV PACK. – Барнаул: Изд-во АГУ, 1994.С. 109116
- Горбунов В.В. Тяжеловооруженная конница древних тюрок: (По материалам наскальных рисунков Горного Алтая)// Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековья. –Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. – С. 102-128.
- Худяков Ю.С., Плотников Ю.А. Рубящеколюще оружие кимаков // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии.Кемерево: Кузбассвуз Из-дат, 1995.С. 92-107
- Худяков Ю.С., Соловьев А.И. Из истории защитного доспеха в Северной и Центральной Азии // Военное дело древнего населения Северной Азии.Новосибирск: Наука, 1987. – С. 135-163.