В данной статье рассмотрено значение изучения материальной культурыхудожественного наследия кочевников, которое находит отражение в деятельности подрастающего поколения дизайнеров Казахстана.
«Обретя независимость, мы занялись изучением своего исторического достояния и стали делать все возможное для обретения истинной Истории народа. Ведь без истинного знания невозможен патриотизм ни нынешнего, ни грядущих поколений [1, с.5].
Развитие науки, образования и промышленности является одним из важнейших государственных приоритетов. Такое развитие невозможно без соответствующей данным задачам дизайнерской деятельности. Она характеризуется системным подходом к решению экономических, психологических, социокультурных и других проблем. Это означает, что дизайнерскому творчеству в широком смысле должен предшествовать такой этап подготовки, смыслом которого является освоение методов и способов профессионального мышления, адаптированного к решению практических художественно-конструкторских задач, к синтезу научно-технических инноваций и национальных культурно-эстетических достижений.
Современная ситуация характеризуется, с одной стороны, усилиями экономики и социальной политики к объединению стран в едином глобализационном пространстве, а с другой – усилиями регионов, направленными на сохранение своей национально-культурной идентичности.
Культура – главная артерия истории человечества, а вены – материальные ценности, которые напрямую соотносятся «Сохраняя древнее, мы заботимся о будущем Поскольку жизнь развивается по спирали» Эрнст Мулдашев. с развитием мысли и образом существования человека.
В основе каждой истинной культуры лежит национальное самосознание народа. В рамках настоящей статьи нам хотелось бы остановиться на более подробном рассмотрении особенностей материальной культуры казахского народа.
Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и другие инновации. Кочевники внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Спецификой кочевого мира была особая динамичность происходящих в нем процессов, что объясняется неустойчивостью и нестабильностью кочевнического образа жизни. В результате ряда миграций в степях Евразии менялось население, культура, формировались новые политические объединения, оказывающие воздействие как на жизнь кочевнического мира, так и на жизнь окружающих оседлых народов, государств и империй.
Материальная культура кочевников, сохранившаяся в их захоронениях, была столь развита, что учѐные долго не могли поверить, что она принадлежит жителям степи. Высокая культура кочевников выражалась, в частности, в художественной обработке металлов, ткачестве, кошмовалянии, ковроделии, вышивании, обработке кожаных изделий, резьбе по кости.
Предметы искусства на огромном пространстве степи отражали единый стиль, лишь время от времени пересекающийся с художественными работами оседлых соседей. На изделиях, предназначенных для повседневного быта; а чаще на богатых предметах, которые находят в могилах племенных вождей, представителей военной и родовой знати, встречаются украшения в так называемом «зверином стиле». Этот стиль распространялся и на оружие, и на орудия труда и многочисленные предметы быта, выполненные из различных материалов.
От «звериного стиля» отличается искусство средневековых кочевников — общее отличие заключается в полной победе в прикладном искусстве орнаментального начала, которое проявляется в растительных, животных, геометрических и космогонических мотивах.
Археологические материалы свидетельствуют о многокомпонентности материальной культуры Казахстана. Было выяснено и доказано, что территория нынешнего Казахстана была одним из регионов, где протекал процесс трансформации скотоводческоземледельческих племен ранних кочевников, обнаружены памятники протогородской цивилизации в степной зоне (XVIII-XVI в.в. до н. э. эпоха ранней бронзы). Найдено огромное количество оружия и орудий труда, украшений из бронзы. К эпохе поздней бронзы относится открытая археологами бегазыдандыбаевская культура Центрального Казахстана с ее монументальной архитектурой и многочисленными поселениями, ориентированными на плавку меди.
Центральный Казахстан становится одним из крупнейших центров производства меди и бронзы, орудий и оружия из них. Уже в эпоху бронзы в Казахстане складывается культура ранних кочевников [2, с.72].
Опираясь на найденные свидетельства письменности, выдающиеся произведения искусства, можно говорить о древних государствах саков, возникших на территории Казахстана в середине I тыс. до н. э. Высокоразвитая оседлая и городская культура формировались в Приаралье. Здесь располагались десятки крупных поселений, окруженных некрополями [4, с.25].
Экономические связи между кочевым и оседлым населением носили самый разносторонний характер регулярный обмен продуктами животноводства и земледелия, ремесленными изделиями. Из степи в оазис распространялись достижения в области военного дела, конского снаряжения, а из городских центров в степь поступали предметы роскоши, ткани, благовония, драгоценная утварь. Ряд поселений, расположенных на границах оазисов и степи, специализировался на поставке тех или иных изделий кочевников.
Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племѐн эпохи бронзы кочевых народов, обитавших на территории Казахстана.
Отдельное место в истории материальной культуры кочевников играют петроглифы, знаки и тамгамы (танба, тамга – родовой знак, клеймо, знак собственности) [5, с.44].
В разные периоды каменного века знаками и символами маркировали определенные территории, культовые места, оружие, различные предметы. Однако в силу неразвитости общественных институтов в эпоху палеолита и неолита, слабой дифференциации этносоциальных отношении и других факторов, этот факт не мог служить аргументом в пользу распространения на том временном этапе системы «тамгопользования» в современном его понимании.
В бронзовом веке существовала уже сложная система представлений о знаках. Они широко использовались в маркировании различного рода недвижимых и мобильных объектов, в мифо-ритуальных комплексах календарного цикла; ими отмечали природные явления и некоторые окружающие объекты. В это время сакрально-магическая функция символов и знаков являлась ведущей в сфере духовного развития общества. Скорее всего, именно в эпоху бронзы возникает практика «тамгопользования» у населения степной Евразии.
В средневековых тюркских государствах, в состав которых входили многочисленные родоплеменные структуры и этнополитические объединения, роль и значение тамгопользования были чрезвычайно высокими, особенно, при осуществлении административно-управленческих, внешнеполитических и прочих государственных функций [3, с.12].
Системе знаков и тамгам носителей «сарматоидных» культур, посвящены серьезные сводные работы, базирующиеся на результатах тщательного анализа известных памятников этого рода и в которых выдвигаются различные версии их происхождения и функционарования, а также расшифровки смыслового содержания.
Тамги и знаки древних тюрков, как впрочем, многих современных тюркоязычных народов, имеют предметнообразное обозначение (астрального значения – солнце, луна, звезда и.т.д.; скотоводческого характера – рога, копыта, ступни, удила, седло и др.; предметные – вооружение, домашние вещи и украшения садак, балта, найза, стрела, тарак, айна, сырга и др.;) и соответствующий их достаточно сложные, семантические нагрузки [6, с.32].
Дошедшие до нас традиции являются результатом многих напластований, художественных и иных. Ее диалектика заключается в отборе и закреплении лучших достижений художественной практики. Традиция есть такое органическое целое, в котором в определенном месте и времени сливаются воедино многие частные аспекты художественного творчества: сюжеты, мотивы, материал, форма, пластика, приемы, колорит и др. Художественные промыслы являются одновременно и областью народного творчества, и отраслью промышленности. Производимая ими продукция составляет наиболее близкое предметное окружение человека, и в этом народное искусство и дизайн – явления родственные: они создают среду обитания, удовлетворяющую физические и духовные запросы человека.
Взаимодействие дизайна и народного художественного творчества носит разнонаправленный характер: в одних случаях это ассимиляция элементов цивилизационного прогресса в творчестве народных мастеров, в других – развитие мотивов народного искусства в образности дизайна. Оба направления требуют глубокой культуры, профессионализма и чувства меры. Сила искусства народных художественных промыслов – в преемственности творческого опыта поколений, в передаче приемов мастерства. Дизайн же, адаптируя преемственный опыт, сохраняет жизнь народной культуры в условиях современности. Обогащение позитивным опытом народной культуры, ее подходами к выбору форм, стилистическими находками и приемами мастерства может в значительной степени повлиять на развитие инновационного дизайна.
На сегодняшний день большинство квалифицированных дизайнеров, занятых во всех сферах производства, при достаточно высоком уровне общетеоретической и практической подготовки, недостаточно осведомлены в области художественно-культурных традиций своего народа.
В настоящее время можно говорить о сложных, но устойчивых процессах переориентации и адаптации системы исконных ценностей в контексте общемирового цивилизационного прогресса. Народный характер предметной культуры необходимо сочетать с условиями и требованиями цивилизации: современными стилевыми решениями архитектурных пространств, техникотехнологическими инновациями в области быта, общеевропейской космополитизацией культуры в целом. Уникальные дизайнерские технологии концентрируются на решении стратегически важных научно-технических и технологических проблем национального масштаба.
В этой связи хочется отметить непосредственно, ту часть практической деятельности, которая послужила поводом написания данной статьи, а именно, изготовление кожаных настенных панно с использованием традиционных способов художественной обработки кожи и национальных мотивов.
В настоящее время обработка кожи переживает в Казахстане бурное возрождение, обогащаясь новыми формами и наполняясь богатым содержанием. Направление в дизайне по изготовлению кожаных панно называется биолактрикой.
В подставленных кожаных панно использовались традиционные виды способов обработки кожи: аппликация, выжигание, крашение кожи, драпировка и оплетение.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что сегодня в Казахстане увеличивается понимание эстетической ценности оригинального национального наследия, значение их труда в области проектирования и производства объектов материальной культуры все более возрастает.
Мы считаем, что забота о сохранении и развитии культурных традиций должна быть столь же органично воплощена в дизайнерской практике, как и забота об окружающей природной среде, которая принадлежит последующим поколениям по праву наследования.
Именно посредством изготовления подобных дизайн – изделий, наполняющих пространство казахстанских людей, традиции нации становятся известными. В этом плане государственная программа «Культурное наследие», стала важным проектом, определяющим стратегическую установку государства на извлечение из глубины веков огромного достояния наших предков, что, в свою очередь, позволит нашему обществу лучше понять свое предназначение в современном мире.
Необходимо, чтобы Казахстан состоялся как государство, чтобы мы сплотились как нация. Нам нужно было впитать лучшее достижения мировой науки и духовной культуры, чтобы не отставать от каравана цивилизации.
Список использованной литературы:
- «И ближе стала глубина веков». Из выступления Президента РК Нурсултана Назарбаева Газета «Казахстанская правда» 15 февраля 2010 г.
- Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.: «Наука»,
- Крадин Н.Н.Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 416 с.
- Маргулан А.Х. Казахское прикладное искусство. Т-1 1986, Т-2 1987, Т-3, 1994
- Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. М. – Алматы: Горизонт; Социнвест, 1995.319 с.
- Ракип Насыров, «По Древним торговым путям». Издательство, «Балауса» Алматы 1998г.
- Самашев З., Базылхан Н., Самашев С. Древнетюркские тамги. Алматы; Abdi company, 167с.