В научном мире идет активное обсуждение по рождению новой науки – «интеллигентоведения». Возникновение нового научного направления явилось следствием многочисленных дискуссий в рамках международных конференций, возникновения научных центров изучения интеллигенции, обильным научным публикациям по проблеме.
Изучение феномена интеллигенции получает распространение и активно привлекает внимание отечественных ученых, что выражается в проблемных статьях, дискуссионных материалах «круглых столов» научных конференций, семинарах, появились труды обобщающего, монографического характеров, энциклопедические словари, учебники, учебные пособия, документальные сборники, собрания сочинений.
Исследование базовых тенденций развития теории интеллигенции в постсоветский период развития историографии представляется актуальной исследовательской проблемой,посколькупозволяет определить основные тенденции развития исследований, посвящённых феномену интеллигенции и перспективные направления дальнейших исследований.
Во все времена интеллигенция занимала особое место в жизни общества. Будучи главным проводником образования, науки и культуры, она на протяжении длительного периода времени изучается исследователями, которые пытаются дать ей полную и непротиворечивую характеристику.
Формирование новой исторической культуры, включение в социальную практику новых поколений делает актуальной задачу переосмысления исторических событий и явлений. В истории Казахстана как к таковым относится рождение и деятельность национальной интеллигенции. Начав формироваться в годы первой русской революции, интеллигенция была неразрывно связана с социально-экономическими и политическими процессами, а также с идеологическими, нравственными и психологическими явлениями общественной жизни страны.
Национальная интеллигенция, рожденная в начале ХХ в., продолжает служить интересам независимого Казахстана. Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта интеллигенции будет поддерживать казахстанский народ в потоке истории. Исследование роли казахской интеллигенции остаются актуальным и на сегодняшний день.
Историографическийинтереспредставляетсравнительныйанализмеждудвумяакадемическими изданиями: советского периода «История Казахской ССР» [1] и современного – «История Казахстана с древнейших времен и до наших дней» [2]. В качестве объекта сравнения выступает оценка роли и действий интеллигенции в советский и независимый периоды. В исследовании мы применим сравнительно-исторический метод Теды Скочпола и Маргарет Сомерс: параллельную демонстрацию. В издании Истории КазССР словосочетание «демократическая интеллигенция» это та, которая выражала социалистические взгляды, стояла на стороне большевиков, по сравнению с современными изданиями «Истории Казахстана» третьего и четвертого тома, где отчетливо прослеживаются демократическая роль казахской интеллигенции группировавшейся вокруг газеты «Қазақ».
В обоих изданиях выделяются два направления национально-освободительного движения. Народно-революционное и феодально-байское в издании советского периода, в современном – интеллигенция, придерживающаяся социалистических идей и либерально-демократическая.
Любовь к Родине, бескорыстное и неустанное служение своему народу национальной интеллигенции в советский период характеризовалось антинародной сущностью, своекорыстием, лицемерием. А выступление за свободу вероисповедания, в особенности против антимусульманских актов правительства и местных органов, за развитие национальной культуры, а также за распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане трактовались в советском учебнике как проявление национализма: «Местные националисты всемерно помогали царским сатрапам в подавлении революции. Еще в декабре 1905г. по инициативе националиста Букейханова в Уральске был созван так называемый «делегатский съезд» феодально-байской верхушки пяти областей Казахстана (кроме Семиреченской), которой была принята программа кадетов и образован казахский филиал этой партии» [1, с.214].
Рассматривая аграрную политику царизма (столыпинская реформа) в обоих изданиях приводятся сведения об усилении национального гнета и бедственном положении казахского народа. В главном аграрном вопросе казахская интеллигенция выступала с требованием отмены государственной собственности (Российской империи) на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли, что отмечается в советском учебнике как «защита интересов» своего района, не затрагивающих общероссийские масштабы. На это приводятся слова В. И. Ленина: « Националы стоят несколько в стороне от нашего аграрного вопроса. У многих не русских народностей нет самостоятельного крестьянского движения в центре революции, как у нас. Поэтому вполне естественно, что в своих программах националы честно держать несколько в стороне от русского аграрного вопроса. Наша, дескать, хата с краю, мы сами по себе. Со стороны националистической буржуазии и мелкой буржуазии такая точка зрения неизбежна» [1, с.219].
Вопрос касаемый позиции казахской демократической интеллигенции в советском учебнике определенкак«заодносцаризмомирусскойимпериалистическойбуржуазией»[1, с.220]. Действительно же лидеры либерально-демократической интеллигенции делали неоднократные попытки убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, а в начале провести подготовительные мероприятия. Вместе с тем, они призывали не оказывать сопротивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестких репресивных мер царизма. «...Указ царя - истина и против него возрожений быть не может, говорилось в передовой статье газете «Қазақ» от 6 июля 1916 г. Они понимали, что участие в восстании в условиях войны будет расценено царским правительством, российской общественностью как удар в спину русским воискам, со всеми вытекаю- щими последствиями. Отсюда призыв со стороны национально-демократической интеллигенции – по- кориться судьбе, помочь воюющей державе, частью которой был Казахстан. Этот призыв большинство народных масс не поняли и не приняли. Именно в этом заключалась причина того, что во главе дей- ствия масс, их политическими наставниками оказались радикальные слои казахской интеллегинции.
Таким образом, поведение казахской либерально-демократической интеллигенции было продиктовано реалистической оценкой возможных последствий бессмысленного сопротивления мощному колониальному аппарату самодержавия. Как показала практика, прогноз представителей Алаш оказался верным, а попытки предотвротить экскалацию насилия - безуспешными. Вместе с тем исследователи отмечают, что с началом восстания связан определенный рубеж в истории национальной интеллигенции, разделившейся в зависимости от отношения к царскому указу и состоянию казахского общества в связи с призывом тыловиков.
Свержение самодержавия в феврале 1917 года предопределило характер и направленность развития этнополитических движений в бывшей империи. Для массового сознания Февральская революция была толчком к более четкому осознанию возможности обретения гражданских прав и демократических свобод, росту объединительных настроений, обгоняющих процесс партийного строительства.
Призыв либерально-демократической (советс. «мелкая буржуазия») к поддержке Временного правительства и требование порядка и «спокойствия» прежде всего – такая трактовка присутствует и в советском и в современном издании. Естественно, во время господствующей пролетариатской идеалогии эта суждение истолковывалось с негативным оттенком. Сегодня это – призыв к единству.
Оценивая недавнюю историю, нужно обязательно учитывать все противоречия советской эпохи с ее неоспоримыми завоеваниями и достижениями, победами и трагедиями, бесчеловечным попранием индивидуальных и коллективных прав. Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и обезличиванию самобытности национальной культуры. Казахские интеллектуалы многое сделали в изучении и пропаганде национальной истории, культуры и традиций народа. О главной благородной цели интеллигенции – служении народу – отчетливо излагал в своем письме, известном в истории – «Ұрпаққа хат» (Письмо поколению), из Бутырской тюрьмы в январе 1929 года Миржакып Дулатов: «Я считал своим долгом помочь своему порабощенному, угнетенному народу вырваться из этого рабского положения… Не думаю, что смог вовремя предвидеть события в политической сфере; то, что преподносят сейчас, как борьбу против советской власти, всего лишь мое желание видеть казахскую нацию самостоятельной, независимой, счастливой» [2].
Вышеназванные сравнения касались непосредственно третьего томов изданий. Мы видим ярко выраженное отрицательное отношение к либерально-демократической интеллигенции, истолковывая ее как буржуазную, байскую, а ее лидеров, стремящихся к улучшению условий жизни своего народа, как националистов. В то время как в тогдашней Европе национализм еще не имел негативного оттенка и стремления нации к самоопределению приветствовалось. Падение идеологии в 1991 году сняло все запреты на политическое и историческое самоопределение, что и отразилось в современных публикациях.
Необходимо отметить и исторический очерк «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» - первый обобщающий труд Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова и Института археологии им. А. Х. Маргулана, Национальной академии наук, подготовленный после обретения Республикой Казахстан подлинной государственной независимости [3]. Авторский коллектив предпринял попытку по новому осветить и открыть ранее скрывавшиеся факты истории республики, вернуть народу историческую память, славные имена героев борьбы казахского народа за национальную независимость, против колониального режима, имена выдающихся деятелей казахской культуры и науки, уничтоженных тоталитарным режимом.
В очерках составу казахской интеллигенции дается следующая характеристика: «В развитии рабочего и агарного движения в Казахстане, освободительной борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская прослойка, зародившееся на рубеже XIX-ХХ вв. По своему составу и направлениям, характеру общественно политической деятельности она объединяла различные группы, но основную ее часть составляли представители колониальной администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян, разночинной среды и низших слоев общества. Большинство их занимало проправительственные, имперские позиции, но политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, социал-демократов и других революционных элементов, принимали особенно активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т.д.), так и черносотенных партий.
Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали ссоциал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов– телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, выходец из Каркаралинска, поддерживавший тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре 1905г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане.
Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи – А. Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.)» [3].
Проведенный анализ позволяет утверждать, что современные исследователи объективно определяют роль и место казахской интеллигенции в истории национально-освободительной борьбы казахского народа и восстанавливают историческую справедливость в оценке их деятельности. Однако утверждать, что историография национальной интеллигенции разработана в полной мере пока еще рано.
Список источников
- История Казахской ССР:(Сдревнейшихвремендонашихдней): В 5-титомах. Т.3.: Присоединение Казахстана к России. Социально-экономические отношения. Революционное и национально-освободительное движение в канун Великого Октября.- Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1979.- 514с.
- История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В 5-ти томах. Т.3 Казахстана в новое время – Алматы: «Атамұра», 2000 – 768с., илл., карты.
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) – Алматы., 1993 год – 420с.