«Разное происхождение» или история формирования населения полиэтнического Казахстана (к вопросу о реализации «Доктрины национального единства Казахстана»)

В уникальном на постсоветском пространстве документе как«Доктрина национального единства Казахстана» особо подчеркивается, что «единство в многообразии» стало нашим общим достоянием, а согласие между этносами – нашим главным достижением, символом Казахстана, гарантией и основой успешного социальноэкономического и общественно-политического развития страны» [1,с.34]. Полиэтничность формировалась не сразу и на это ушли многие десятилетия.

Казахи –коренное население нашей Родины. По переписи населения Российской империи в 1897 году в Казахстане проживало 4 147,7 тысячи человек, из них около 80% составляли казахи.Они и их далекие предки – кыпчаки, тюрки, гунны и саки – издревле проживали на этой благосклонной и райской земле. На протяжении всей истории древние насельники этой земли переживали разные ситуации. Мирные и счастливые дни обременялись тяжелыми и трагическими событиями. Более 40% этнических казахов, или более 5 миллионов соотечественников, разбросаны в более чем 40 государствах мира. Одни оказались там в результате насильственной или мирной перекройки границ, другие были вынуждены мигрировать туда в силу ряда социально-экономических или военно-политических событий прошлых лет и веков.

Пожалуй, самым тяжелым и трагическим столетием для казахов был противоречивый и драматический XX век. В это непростое время казахам было не только нелегко, но и стоял вопрос элементарного выживания и самосохранения как народа.

Во-первых, кначалу XX века степняки лишились около 45 миллионов наиболее плодородных земель. Они были отобраны царским правительством в пользу переселенческого крестьянства, казачества и городов. Вчерашние кочевники из своей же родной земли были насильно выселены в малоплодородные и солончаковые пустоши. Некоторые из них, потеряв землю своих предков, были вынуждены откочевать в другие регионы или мигрировали на территорию зарубежных стран: в Китай, Монголию, Афганистан, Иран и т. д. Во-вторых, в 1916 году началось мощнейшее и последнее в составе Российской империи национально-освободительное движение казахов и других народов Центральной Азии против царского правительства, решившего «реквизировать» нерусские народы на тыловые работы Первой мировой войны [2].

Десятки тысяч человек погибли в сражениях с карательными войсками, некоторые умерли во время перекочевок, часть из них настиг голод. Только на территорию Китая тогда откочевало до 300 тысяч наших соплеменников и земляков [3].

В-третьих, во второй половине 20-х годов XX века со стороны советской власти начались гонения на почти 700 крупных баев, с именами которых олицетворялись честь и достаток нации. Многие из них были выселены с конфискацией имущества и лишением скота из прежних округов проживания. Часть из них, оставшаяся без скота, погибла на новом месте. В-четвертых, в начале 30-х годов XX века казахский народ пережил один из самых тяжелейших потрясений в своей истории – массовый голод, унесший жизни от 42% до 70% своей численности. Казахи, к этому времени насчитывавшиеся около 7 миллионов человек, через каких-то 3–4 года едва ли стали насчитывать всего лишь 3 миллиона. Некоторые из них спаслись миграцией в другие республики – Россию, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, другие – в Китай, Афганистан, Иран и Турцию. Они спасали свои семьи: жен, детей и стариков. На границе они безжалостно и хладнокровно расстреливались советскими пограничниками. В-пятых, без всякого на то разрешения у местного населения сталинская тоталитарная системапревратила Казахстанвогромнуюлагернуюреспубликус КАРЛАГом, СТЕПЛАГом, АЛЖИРом и т. д. В 1937–1938 годах был уничтожен весь цвет республиканской интеллигенции, от которого, к сожалению, мы не оправились и по сегодняшний день. Тогда мы не досчитались более 120 тысяч своих лучших сыновей и дочерей, представителей разных национальностей [4].

В-шестых, в 1941–1945 годы Казахстан отправил на фронт почти до 1,5 миллиона человек своих лучших сыновей и дочерей, также представителей разных национальностей, половина из них не вернулась с полей брани к своим родным очагам. Почти каждый четвертый казахстанец был призван на фронт или на военные объекты. Из всех республик бывшего СССР, стран антигитлеровской коалиции, а также тройственной оси и их союзников, в республике был самый высокий мобилизационный ресурс. Для сравнения: в Германии только 12% населения было мобилизовано на фронт и на военные нужды и объекты, а в Казахстане почти 26%. В-седьмых, с 1949 года на древней казахской земле, на родине великого Абая, заработал зловещий Семипалатинский ядерный полигон. Последствия от его деятельности – самые плачевные и необратимые. Генофонду казахстанцев был нанесен непоправимый ущерб. Болезни будут преследовать не одно поколение и не одну сотню тысяч их потомков. По данным экспертов, до сих пор от его последствий страдают до 1,5 миллиона человек на территории ВосточноКазахстанской, Павлодарской и Карагандинской областей Казахстана и сопредельного Алтайского края России. Наконец, позднее стали проводиться новые земельные эксперименты. Так, в 50-е годы у Казахстана в пользу соседнего Узбекистана были переданы два плодородных хлопкосеющих района. В 1954 году началась целинная эпопея, приведшая к негодности миллионы гектаров казахской земли. В начале 60-х годов была попытка присоединить 5 северных областей Казахстана к Российской Федерации, остановленная мужественным акмолинцем Ж. Ташеновым. В 1979 году началась неудачная попытка создания немецкой автономии за счет Казахстана с центром Ерейментау Акмолинской области, сорванная выступлением граждан многих национальностей – истинных патриотов своей Родины. И в 1986 году начались декабрьские события, ставшие преамбулой разрушения не только СССР, но и всего социалистического лагеря [5].

Таким образом, XX век для всех казахстанцев был весьма трагическим и суровым. В этих условиях разворачивалась кампания по переселению, высылке, депортации в нашу республику и край миллионов людей, которые нашли здесь свою вторую Родину. Сердце казахов не оказалось обозленным и черствым. Как всегда, они проявили свои лучшие качества достойных сыновей и дочерей Великой степи. Всеми возможными способами они помогали переселенцам адаптироваться на новом месте, делясь с ними последним хлебом и кровом.

На рубеже 70 – 80-х годов XIX века по инициативе царского правительства начинается переселение уйгур и дунган в Семиречье. Ранее они проживали на территории Илийского края Китая. В течение XVIII века и первой половины XIX века проживавшие на территории Китая уйгуры и дунгане неоднократно поднимали восстания против китайского правительства. Они боролись за обретение национальной независимости. Восстания жестоко подавлялись китайскими войсками. В 1871 году российские войска оккупировали этот регион, который вошел в состав Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Однако в 1879 году под давлением мировой общественности начались переговоры о возвращении края Китаю. Возник вопрос о дальнейшей судьбе уйгуров и дунган. В 1881 году был заключен Санкт-Петербургский мирный договор между двумя империями. Уйгуры и дунгане получили право в течение года принять решение о переселении на территорию Семиреченской области [6].

Началось массовое переселение уйгур и дунган. При переселении уйгур и дунган в Казахстан царизм абсолютно не интересовался мнением местного казахского населения. Земля по реформам царизма 1867–1868 годов была объявлена государственной. Численность уйгур и дунган на территории Казахстана постепенно росла. Так, если в 1897 году в Казахстане проживало 56 тысяч уйгур и 14 тысяч дунган, то уже к 1907 году уйгуры составляли около 64 тысяч, а дунгане – 20 тысяч человек[7].

С собой они привнесли уникальную материальную и духовную культуру, специфику хозяйственных занятий. В целом между казахами и переселенцами складывались мирные отношения [8].

В некоторой степени этому способствовало и то, что переселенцы, как и казахи, были мусульманами. В то же время вместе с переселением уйгур и дунган ухудшилось земельное положение самих местных казахов. Теперь земли у коренного населения стали изыматься не только в пользу крестьян-переселенцев из России, но и уйгур и дунган из Синьцзяня. Земельные проблемы самих казахов царизм практически открыто игнорировал [9].

К концу XIX века абслютное большинство населения Казахстана составляли казахи. Численность которых превышала 80%, остальные были представлены военными, казаками, купцами и мещанами городов. Значительная часть русских, украинских, белорусских, мордовских, польских, немецких переселенцев и представителей других народов оказалась в Казахстане в последней четверти XIX – начале XX веков в ходе массовых крестьянских переселений, организованных царизмом. В Северном и Северо-Восточном Казахстане шло неуклонное увеличение численности переселенческого крестьянства [10]. Крестьянское переселение в Казахстан сопровождалось массовым изъятием наиболее плодородных пастбищ, которое «вело за собой усиление падежа скота» [11].Русское население в Казахстане начало расти быстрыми темпами к концу XIX – началу XX веков. А первые группы русских появились в приграничных крепостях [12]. Значительная группа русских концентрировалась на территории горного Алтая [13].

В этот период началось массовое переселение крестьян с европейской части России [14]. В 1897 году в шести областях Казахстана численность русских составила почти 544 тысяч человек. Их удельный вес составил 12,8% от всего населения края. Значительная их часть расселилась в Акмолинской и Уральской областях. Основную часть русского населения составляли крестьяне (40%), затем – казаки (33%), мещане (19%), дворяне (5%) и другие [15].Нередко между коренным населением складывались мирные и дружественные отношения [16].

Первые группы украинцев, которых в то время называли малороссами, появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений. Значительные группы украинцев оказались на территории казахских степей на рубеже XIX–XX веков в период массового переселения крестьян из европейской части Российской империи. Переселенцы прибывали главным образом из Полтавской, Харьковской, Таврической, Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерний. По переписи населения 1897 года, в Казахстане проживало 86,7 тысяч украинцев. Удельный вес украинского населения составил почти 2% от всего населения края. Значительные группы украинцев расселились в Акмолинской области (51,1%). Основную часть украинцев составляли крестьяне (87%). Некоторые из них входили в сословие мещан (7%). Около 5% украинцев были представлены в российском казачестве [17].

Формирование татарского населения в Казахстане начинается с самого начала колонизации края царским правительством. На рубеже XVIII–XIX веков царизм проводил политику насаждения ислама в степи. Среди казахов муллами исключительно назначались представители татарского мусульманского духовенства. Это было сделано с целью изоляции казахов от влияния государств Средней Азии. У большинства казахских ханов и султанов писарями также были грамотные татары из Сеитовской слободы, расположенной вблизи Оренбурга [18]. С развитием торговли между Россией и казахской степью в известной мере активизировалось татарское купечество. В силу знания языка, обычаев и обрядов казахов татары играли посредническую роль в торговых операциях. Постепенно в степной торговле шло усиление татарских купцов. Часть татар была выслана на территорию Казахстана помещиками из поволжских губерний. Значительные группы татар проживали в городах Петропавловске, Семипалатинске, Уральске, Кокшетау, Верном, Акмола, Павлодар, Зайсан и Усть-Каменогорск. В местах компактного их заселения создавались татарские слободки. Почти половина населения Ханской ставки во Внутренней Орде были также татары. Представители этого народа выступили инициаторами открытия новометодных школ в степи. Казахи охотно читали газеты и журналы, издаваемые татарской интеллигенцией. Позднее царизм, опасаясь усиления ислама в казахской степи, стал отказываться от услуг образованных и предприимчивых татар. В 1897 году в Казахстане численность татар доходила до 56 тысяч человек, что составило около 1,3 % от всего населения Казахстана. Около 38 % татар были мещанами, 28% –крестьянами, 10% – казаками, 2 % – купцами и т. д.

Впервые белорусы появились на территории края после жестокого подавления восстания 1863–1864 годов под руководством К. Калиновского. Тогда из Беларуси было выслано более 12 тысяч человек. Некоторая их часть осела на территории северных районов Казахстана [19].

В 70-е годы XIX века в северную часть Казахстана были высланы отдельные группы осужденных белорусских народников. Несколько позже здесь же оказались и белорусские социал-демократы. Позднее, в период Столыпинской аграрной реформы, много белорусов прибыло в сельскую местность Казахстана. Основным занятием белорусов было земледелие.

Первые немцы появляются в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений. Значительная их часть были выходцами из прибалтийских немцев. К примеру, из 13 лиц, занимавших должности командиров Сибирских линий, большинство были генералами из числа немцев [20].

Увеличение численности немцев наблюдалось на рубеже XIX–XX веков. В основном немецкие переселенцы занимались земледелием, работали в обрабатывающей промышленности. В 1897 году численность немцев в Казахстане и приграничных городах составила около 7 тысяч человек. Большинство из них проживали в Акмолинской области: недалеко от города Омска и на территории Акмолинской области в поселках Преображенский, Романовский, Канкринский и другие. Значительная группа была их и в Сырдарьинской области. Во время Столыпинской аграрной реформы приток немцев усиливается из колоний на Волге, Волыни и Причерноморья. Также немцы начали переселяться в степной край непосредственно из Германии и Австрии.

Поляки появились на территории Казахстанав XVIII–XIX веках. Это были польские конфедераты, сосланные в край царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков. Значительные группы ссыльных поляков появляются после подавления восстаний в Польше в 1830–1931 и 1863–1864 годах. Значительная часть их представляла польскую элиту – дворян. Это были поэты, писатели, художники, врачи, инженеры и юристы. Царское правительство привлекало поляков к военно-административной деятельности. В большинстве своем поляки жили в городах. По переписи населения 1897 года, в Казахстане насчитывалось 1 254 поляка. Преимущественно они проживали в Уральской, Семипалатинской, Акмолинской и Сырдарьинской областях. Большинство поляков представляло из себя ссыльных и членов их семей. К концу XIX века, кроме вышеуказанных этнических групп, на территории Казахстана появляются и представители других народов – евреи, мордвины, башкиры, удмурды, болгары, калмыки, эстонцы и другие [21].

Политические репрессии и высылка в Казахстан политических заключенных. В ходе массовых политических репрессий и высылок на территории края оказались около одного миллиона человек вынужденных переселенцев. Часть из них осталась в крае, другая после периода политической оттепели уехала на историческую родину. Они проживали в самых разных регионах страны, прибывая к нам по разнарядке центра. Отправляясь на чужбину, они нашли здесь не только спасение, но и обрели вторую родину, друзей и близких. Значительная часть из них прошла через жесткое сито лагерной системы Казахстана, отсидев в КАРЛАГе, СТЕПЛАГе, АЛЖИРе, ЭкибастузЛАГе, ДжезказганЛАГе и т. д. В годы политической оттепели оставшиеся учителя, врачи, музыканты, композиторы, артисты, помогли Казахстану стать одной из самых высокообразованных, высококультурных и динамичных республик Советского Союза.

С 1936 года началась массовая депортация целых народов. Тогда в крае оказались корейцы, поляки, немцы, калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, евреи, турки –месхетинцы, курды и представители многих других народов. Казахстан перед войной, в годы войны и после нее принял около 2 миллионов депортированных и ссыльных (1 миллион 976 746 человек), в том числе корейцев – 98 [22], 5 тысячи, немцев – 448 628, поляков – 35 960, чеченцев – 244 674, ингушей – 80844, карачаевцев – 35 735, балкар – 16 819, греков – 37 619 и так далее. Все они оказались политически неблагонадежными народами, обвинены в предательстве и шпионаже в пользу вражеских государств и подлежали насильственному выселению в Казахстан и сопредельные республики. Многие из них выжили благодаря тому, что казахи поделились с ним последним хлебом и частью своего жилья. И это несмотря на то, что они сами пережили череду трагедий.

С 1954 года по решению руководства СССР началось освоение целинных и залежных земель. На целину выехали представители разных республик бывшего СССР. В первой половине 1954 года только в Акмолинскую область прибыло 20 тысяч человек. А в Северный Казахстан в годы целины всего приехало 650 тысяч человек. Освоение целины поддерживалось целым рядом льгот и привилегий. Они имели бесплатный проезд, единовременное денежное пособие на главу семьи в размереот 500 до 100 рублей и по 150–200 рублей на каждого члена семьи. Хозяева получали кредит на сумму 10 тысяч рублей с правом гашения в течение 30 лет. 1 500–2 000 рублей выдавали для покупки скота. И как результат, численность коренного населения к 1959 году уменьшилась до 29%. За почти 60 лет казахи, составлявшие абсолютное большинство населения края, превратились в абсолютное меньшинство. В этом была повинна центральная власть [23].

Но в целом между казахами и вынужденными и добровольными переселенцами складывались вполне мирные и терпимые отношения. В первую очередь из-за уникального характера казахов с его открытостью, толерантностью и гостеприимством и сострадательностью. В этой связи в «Доктрина национального единства Казахстана» подчеркивается: «Вторым основным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения. Никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом – этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства. Он провозглашен в Конституции Республики Казахстан. Этот принцип означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха, благодаря своим способностям, а не привилегиям или происхождению. Способности и талант, направленные на служение отечеству и обществу, должны развиваться свободно и не ограничиваться ничем» [1,с.37].

Таким образом на протяжении почти 140 лет Казахстан стал полиэтническим обществом. За мир в нашем общем доме – мы все в ответе. Поэтому мы всегда должны думать о том, чтобы беречь мир и согласие в нашей стране, передав ее будущим поколениям.

 

Список литературы:

  1. 1.Доктрина национального единства Казахстана.-Астана, 2010
  2. 2.Назарбаев Н.А.Эпицентр мира.-Алматы, 2001.-с.6
  3. 3.Назарбаев Н.А. В потоке истории.Алматы: Атамура, 1999.с.164 4.Назарбаев Н.А. 10 лет АНК.-Астана: Елорда, 2005.-с.300 5.Назарбаев Н.А. В сердце Евразии.-Астана, 1998.С.38
  4. 6.История Казахстана. Народы и культуры. Учебное пособие (Масанов и др.).Алматы: Дайк-Пресс, 2000.с.220.
  5. 7.Кабульдинов З.Е. История Казахстана.-Алматы: Атамура, 2016.-с.268
  6. 8.Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской.СПб., 1892.С.68
  7. 9.Касымбаев Ж.К. История Казахстана ( XVIII1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательных школ.Алматы: Мектеп, 2004.с179
  8. 10.Никольский В.К. Киргизы (Очерк общественно-экономической жизни киргиз) // Сибирский наблюдатель.1903.№3с.78-79.
  9. Седельников Т. Борьба за землю в киргизской степи.Павлодар, 2006.-Т.31-с.23
  10. 12.Потанин Г.Н. Избранные сочинения в трех томах. Труды по истории, этнографии и фольклору.Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2005.Т.3.-с.30-31.
  11. 13.Государственный архив Алтайского края РФ, ф.4, оп.1, д.2770,л.53
  12. 14.Переселение в Степной край в 1906 г. (области Акмолинская и Семипалатинская).СПб., 1906.Вып.27.с. 44-45
  13. 15.Центральный государственный архив Республики Казахстан, ф.369, оп.1, д.7545, л.
  14. Омский вестник, 1911, №176, 18 августа.
  15. 17.Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под ред. П.П. Семенова. Киргизский край.С. Петербург, 1903.Т. XVIII.с.198-199.
  16. Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. – Оренбург, 1900.Выпуск первый.с. 122 125
  17. 19.Кошке Кеменгерулы. Бурунгы езилген улттар // Уш томдык шыгармалар жинагы.-Алматы Алаш», 2005.Т.1. -320 б – 77-127 б.
  18. 20.Бабков И.Ф. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири 1859-1875 гг.СПб., 1912.с.6
  19. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под ред. П.П. Семенова. Киргизский край.С. Петербург, 1903.Т. XVIII.с.198-199.
  20. 22.Белая книга о депортации корейского населения России в 30-40-х годах. Книга первая. Авт.-сост. Ли У Хе, Ким Ен Ун. Москва, 1992. С. 64-65.
  21. 23.Назарбаев Н.А. Стратегия независимости.-Алматы: Атамура, 2003.-С.36
Журнал: Без журнала
Год: 2016
Город: Астана
Категория: История
loading...