Вторая половина XVIII века стала важной вехой в истории накопления разнообразных историко-этнографических знаний в России о Казахстане и казахском народе и ознаменовало начало сложного процесса становления историографии казахского народа в ее научной форме, который продолжался около ста лет.
В то же время нельзя не упомянуть о том, что интерес к исследованию казахского народа и Казахстана был продиктован в российском обществе политико-прагматическими интересами и мотивами, связанными с задачей утверждения российского присутствия в казахской степи. С этим связано то, что первыми исследователями истории и этнографии казахов были, главным образом, военные и гражданские чиновники разных официальных статусов, служившие в полевых полках и местных административных органах на юго-восточных рубежах страны. Однако эти исследования, хотя и были вызваны к жизни прагматическими обстоятельствами и носили на себе отпечаток конъюнктуры, были, тем не менее, далеко не чужды научно-познавательным интересам и задачам.
Начальный период изучения Казахстана тесно связано с именем первого члена-корреспондента Российской Академии наук и первого историка Башкирии, Оренбурга и Казахской степи, П.И. Рычкова, образно названного в конце XIX одним из его последователей «Колумбом Оренбургского края».
Петр Иванович Рычков родился 1 октября 1712, в Вологде в купеческой семье, в которой высоко ценились трудолюбие и «склонность» к наукам. В 1720г. семья Рычковых переехала в Москву из-за расстройства торговых дел, где Иван Иванович Рычков определил своего сына для обучения сначала в частную школу, а позднее – к своему давнему другу директору полотняных фабрик голландцу И.П. Тамесу. В этих учебных заведениях он получил неплохие для того времени знания в области бухгалтерии и коммерции, а также изучил голландский и немецкий языки [1, с. 28-32]. Службу начал в 1730 году правителем стекольных заводов в Ямбурге под Петербургом. После четырех лет пребывания на заводах он, владевший иностранными языками и бухгалтерией, при содействии И.К. Кирилова был принят на службу в Петербургскую портовую таможню переводчиком и помощником бухгалтера. Затем в 1734г. по рекомендации и под началом И.К. Кирилова Петр Рычков приступил к работе в Оренбургской экспедиции, занимаясь поначалу правлением канцелярских дел. С 1737 работает в Оренбургской комиссии под руководством крупнейшего историка и географа В. Н. Татищева [2].
Как известно Оренбургская экспедиция отправилась вместе с посольством хана Младшего жуза Абулхаира (1710-1748) из Петербурга в направлении на юго-восток «в земли и народы азиатские». В конце ноября сотрудники Экспедиции добрались до Уфы, где они в течение пяти месяцев основательно готовились к предстоящему путешествию на Южный Урал. После завершения длительного похода к лету 1735 г. они прибыли на место строительства города Оренбурга. По свидетельству самого П.И. Рычкова, 12 августа 1735 г. «при Яике-реке и устье Орском» город Оренбург был заложен [3, с.7]. Таким образом, П.И. Рычков, служивший в Оренбургской экспедиции с самого ее основания, с первых лет тщательно изучает литературные и архивные материалы о Поволжье, Южном Урале, Сибири, Казахской степи и Средней Азии. Служба фактически не препятствовала его научным знаниям, так как он в качестве управителя канцелярии экспедиции подготавливал для начальства различные справки о народах Оренбургского края и вел широкую переписку, требовавшую специальных знаний.
Одной из первых научных работ П.И. Рычкова является «Описание города Оренбурга» (1744), послужившее хорошей основой для его дальнейших работ по этой теме. В следующие годы он написал историко-этнографическую работу «Краткое известие о татарах», которую, после рецензии В.Н.Татищева, он окончательно завершил в 1750 г. [4, с.102]. В этой работе автор уделил внимание казахам, сведения о которых поместил в нескольких разделах и привел ряд современных ему достоверных фактических данных о Туркестане и других городах на Средней Сырдарье, находившихся в то время под властью казахских ханов [5, с.8].
Наиболее крупными результатами научно-исследовательской деятельности П.И. Рычкова, принесшими ему широкую известность и по сей день, явились две его работы: «История Оренбургская по учреждению Оренбургской губернии» и «Топография Оренбургская».
В «Топографии», состоящей из шести глав, дается обстоятельное описание губернии. Вначале он коротко сообщает о том, когда и как образовалась губерния (гл. I), каким образом построен Оренбург и откуда произошло его название, а далее приводит сведения о сопредельных с Оренбургской губернией землях и среднеазиатских государствах (гл.II), об административном делении губернии (гл. III), о населяющих ее народах (гл. IV). Пятая глава содержит подробное описание природы Оренбургской губернии (Аральского и Каспийского морей, озер, рек, гор, лесов, климата, полезных ископаемых, животных), а глава шестая – характеристику «коммерции», т.е. внутренней и внешней торговли и промыслов.
В данной работе впервые в российской историографии было дано описание родоплеменной структуры традиционного казахского общества, главным образом казахов, Младшего жуза, более или менее четко обозначены географические ареалы кочевания наиболее крупных казахских племен и приведены важные фактические сведения о памятниках материальной культуры кочевого населения Северо-Западного Казахстана [6, с. 9]. Труд получил высокую оценку М.В. Ломоносова, русских ученых, академиков П.С. Палласа, Г.Ф. Миллера. «Топография Оренбургская» имела большое значение для географической науки в целом. Она являлась научным трудом, намного опережавшим свое время; в русской и мировой географической литературе долгое время не было подобных работ. Труд П.И. Рычкова до сих пор не утратил своего историко-географического значения.
Над «Историей Оренбургской» П.И. Рычков работал долгие годы. «История Оренбургская» уникальный документ, запечатлевший события, которые происходили на Южном Урале в начале XVIII века, особенно ценный тем, что эти события описаны их свидетелем и непосредственным участником. Как член Оренбургской экспедиции И.К. Кириллова (1687 – 1737) и сотрудник действовавшей после нее Оренбургскойкомиссиионбылуверен, чтоего«достоверноеописание» поможетсохранить«отзабвения и неосновательного мнения» начало Оренбургской губернии и города Оренбурга, «о котором со всякою несомненною надеждою возможно сказать, что он со временем знатнейшим городам не уступит» [7, с.8]. В «Истории Оренбургской» имеются ценные этнографические сведения о родоплеменной структуре трех жузов и их расселении, отражены основные аспекты истории русско-казахских отношений периода 30 40-х гг. XVIII века, включая конкретные обстоятельства принятия ханом Младшего жуза Абулхаиром российского подданства. Автор также приводит легенды о происхождении казахского народа и краткие данные о занятиях, нравах, обычаях, верованиях и вооружении казахов [8, с. 70-72, 100-103].
П.И. Рычков, как и В.Н. Татищев, особое внимание обратил на начную значимость восточных источников для исследования истории и этнографии народов Казахской степи и Средней Азии. Он тщательно изучал труды Абулгази, Кадыргали, Жалаира и других авторов, а также уделял внимание выявлению новых источников, постоянно обращаясь к русским и среднеазиатским купцам и дипломатам с просьбой доставлять ему восточные книги и рукописи [9, с.105].
Таким образом, необходимо отметить, что труд П.И. Рычкова «История Оренбургская» это накопленная за многие годы, летопись, которая в хронологической последовательности показывает важнейшие фактические сведения относительно внутренней и внешней жизни Оренбургского края. И хотя она, по словам Рычкова, «подлинно так ведена, как дела происходили» многие события в ней освещены, разумеется, с позиций официальной политики русского царизма. Будучи ответственным чиновником колониальной администрации и отличаясь консервативными взглядами, П.И. Рычков, естественно, использовал этнографические сведения не только в интересах науки, но и для обоснования колониальной политики, что особенно рельефно отразилось в «Представлении Коллегии иностранных дел о положении в Малом и Среднем жузах», написанном им совместно с Тевкелевым. Характеристике деятельности царских чиновников, казахских ханов и султанов он придавал первостепенное значение, не касаясь социальных вопросов, народного быта и духовной культуры населения Оренбургского многонационального края. Говоря о методах этнографического исследования Рычкова, нельзя не отметить, что он обычно ограничивался, например, при изучении родоплеменной структуры казахов, показаниями султанов и старшин, которые для возвеличивания себя часто сообщали ему заведомо неверные сведения о своем происхождении [10, c. 107].
И все же, несмотря на всеобщую тенденциозность трудов того периода, необходимо все же отдать должное П.И. Рычкову за скрупулезное собрание фактического материала об истории, этнографии и географии Казахстана. Научные работы П.И. Рычкова, с их богатым материалом, каким бы он ни был, являются ценнейшими и поныне источниками по истории края и истории народов Башкирии, Казахстана и Средней Азии.
Список литературы:
- Матвиевская Г.П. Жизнь и деятельность П.И. Рычкова. Т.1. – Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донцова», 2012. – 608 с.
- http://myaktobe.kz/archives/37649 06.10.2016. 13:33
- Ерофеева И.В. История Казахстана в русских источниках XVI – XVIII веков. Первые историко-этнографические описания казахских земель. XVIII век. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007. Т. – 368 с.
- Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. (Библиотека казахской этнографии, том 36). – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2006. – 551 с.
- Ерофеева И.В. История Казахстана в русских источниках XVI – XVIII веков. Первые историко-этнографические описания казахских земель. XVIII век. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007. Т. – 368 с.
- Там же
- Матвиевская Г.П. Жизнь и деятельность П.И. Рычкова. Т.3. – Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донцова», 2012. – 584 с.
- Рычков П.И. История оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. – Уфа, 2002. – 183 с.
- Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. (Библиотека казахской этнографии, том 36). – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2006. – 551 с.
- Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. (Библиотека казахской этнографии, том 36). – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2006. – 551 с.