Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева относится не только к научному знанию, но и является широкой мировоззренческой конструкцией, которая по меткому выражению А.Г. Дружинина «являет собой логичную и высокопрофессиональную рефлексию на геоисторический контекст, универсальную гносеологическую систему, напрямую ориентированную на отечественные реалии». [1, с. 44].
Одним из способов проверки научной концепции на истинность является объяснение многообразного комплекса явлений с единой точки зрения. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева не является общепризнанной, однако объясняет большое количество явлений различного генезиса с единой точки зрения и выдвигает множество оригинальных идей. Одной из таких идей является взгляд Л.Н. Гумилева на экологический кризис.
Обычно сегодняшние экологические проблемы объявляются беспрецедентными. Однако за всю историю человечества экологические кризисы случались неоднократно, что не так хорошо известно в широких кругах: считается, что раньше люди берегли природу, умели жить с ней в гармонии, а сейчас ее губят. Уровень современного технического прогресса действительно задает большие масштабы в преобразовании природы, однако можно привести не мало экологических коллапсов в прошлом.
Например, в I в. н.э. великолепные дубовые и буковые леса Италии были вырублены, и склоны Апеннин поросли маквисом; Испания, которая была покрыта прекрасными субтропическими лесами, превратилась в степь, по которой можно было только овец гонять, как в Монголии, и испанцы стали скотоводческим народом; в Африке богатейшие долины были выпаханы, перестали давать какие-либо урожаи, то есть житницы Рима (Африка и Сицилия) оказались голыми каменистыми странами, почти без почвенного слоя [2, с. 292].
Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева анализирует связь с вмещающим ландшафтом в историческом развитии. В суперэтнической системе (в нашем понимании цивилизации) на разных фазах этногенеза происходит различное взаимодействие с окружающей средой. Таким образом, не просто констатируются экологические кризисы прошлого. Л.Н. Гумилев объясняет их генезис с точки зрения динамики цивилизационного процесса.
Л.Н. Гумилев считал этнологию – наукой географической, подчеркивая особую важность рассмотрения географической среды в этнической истории. Один из пунктов главного труда Льва Николаевича «Этногенез и биосфера Земли» называется «У народов есть Родина!». Автор подчеркивает огромное значение месторазвития этносов. Не только у отдельных людей, но и у этносов есть родина.
«Родиной этноса является сочетание ландшафтов, где он впервые сложился в новую систему. И с этой точки зрения березовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окского междуречья были такими же элементами складывавшегося в XIII-XIV вв. великорусского этноса, как и угро-славянская и татарославянская метисация, принесенная из Византии архитектура храмов, былинный эпос и сказки о волшебных волках и лисицах. И куда бы ни забрасывала судьба русского человека, он знал, что у него есть «свое место» – Родина. И про англичан Р. Киплинг писал: «Но матери нас научили, что старая Англия дом». И арабы, тибетцы, ирокезы все имеют свою исходную территорию, определяемую неповторимым сочетанием элементов ландшафта. И как таковая «родина» является одним из компонентов системы, именуемой «этнос» [3, с. 250].
Месторазвитие (или родина) этноса — неповторимое сочетание ландшафтов, где данный этнос сложился как система. Характер этих ландшафтов оказывает глубокое влияние на облик этноса, определяя его адаптацию в среде. Особо Л.Н. Гумилев подчеркивает тот факт, что новые этносы всегда складываются в зонах сочетания двух и более ландшафтов, а монотонные ландшафты обычно не служат месторазвитиями этносов [4, с. 493-542].
Этногенез как эксцесс с последующим постепенным затуханием инерции в пространстве представляет собой движение от первоначального месторазвития этноса к аналогичному состоянию вмещающего ландшафта, когда этнос в качестве персистента является завершающим звеном биоценоза и «количество детей лимитируется поголовьем оленей». На этом пути связь с вмещающим ландшафтом складывается по-разному. Иными словами, на различных фазах этногенеза суперэтнической целостности складывается различное отношение к вмещающему ландшафту.
Рассмотрим этот процесс отдельно по каждым фазам этногенеза, фиксируя связь антропогенной составляющей с вмещающим ландшафтом, установленную Л.Н. Гумилевым [2, с. 384].
В фазе подъема ландшафт старались приспособить к своим потребностям и сохранить для будущих поколений: природу организовывали.
В акматической фазе, когда все убивали друг друга ради чести, славы, богатства, ненависти, злобы, мстительности и других страстей, природой заниматься было некогда.
Фазу надлома можно считать промежуточной перед следующей фазой в отношении связи этнической системы с вмещающим ландшафтом.
На следующей фазе – инерционной – когда оказалось, что человекоубийство дело рискованное, потому что можно получить сдачи и тебя самого могут убить, тогда силы большинства населения направились по линии наименьшего сопротивления — на беззащитную природу. Именно на этой фазе негативное воздействие на окружающую среду максимально.
В следующей фазе – обскурации – наблюдается начало процесса возвращения этноса в биоценоз своего вмещающего ландшафта. Для примера приведем экологическую ситуацию в Европе. Если в середине ХХ в. в Рейне можно было проявлять фотопленку, то в конце ХХ в. ситуация нормализовалась. И так в большинстве районов Европы.
Мемориальная фаза – фаза активного возвращения этноса в верхнее завершающее звено биоценоза родного ландшафта (или точнее сочетания ландшафтов), которое заканчивается в реликтовой подфазе.
В выделенных суперэтносах, используя официальную статистику ООН, можно проверить верность идей Л.Н. Гумилева относительно динамического воздействия на вмещающий ландшафт на разных этапах цивилизационного развития (на различных фазах этногенеза).
Таким образом, если выявленная закономерность связи с вмещающим ландшафтом подтвердиться, то можно сформулировать независимую аргументацию в пользу концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.
Список литературы:
- Дружинин А.Г. Россия в многополюсной Евразии: взгляд географа-обществоведа. Изд-во Южного федерального университета, 2016. – 228 с.
- Л.Н. Гумилев. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – М.: Рольф, 384 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Эксмо, 2008. 736 с.
- Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева. Составитель Мичурин В.А. Под редакцией Л. Н. Гумилёва. Л. Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос,