В первые годы независимости практически вся гуманитарная сфера в деле формирования массового сознания была выдавлена на периферию. Это было время преобладания технократического подхода, который на время позволил осуществить «приватизацию» истории и создать так называемую непрофессиональную историографию. Однако уже в 1995 году Институтом истории им. Ч. Валиханова была разработана «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан», которая была нацелена на поиск основных ориентиров исторического знания; обозначения главных проблем исторической науки в переходный период и направления их решения; намечала пути реформирования исторического образования [1]. Концепция, по сути, предлагала изучать Историю Казахстана не как исключительно часть российско-советского пространства, но как часть мировой истории, кочевой цивилизации, тюркского мира, центрально-азиатского региона. Тем самым утверждался переход от моноцентристского подхода к изучению истории к полицентристскому, позволявшему увидеть исторический процесс как дорогу с двусторонним движением.
На всех этапах развития национальная история остается главным жанром историописания, важным компонентом процесса государствообразования, создавая из населения народ, территориально очерчиваемый установленными пространственными границами и соединяемый конструируемой версией общего и автохтонного происхождения.
Поиск новой общегосударственной идеи – эта задача стоит на повестке дня современного Казахстана и исторической науки. С 2004 года начала реализовываться государственная программа «Культурное наследие», которая осуществлялась поэтапно вплоть до 2011 года.
По инициативе президента Н.А. Назарбаевав 2013 году была разработа на специальная программа под названием «Народ в потоке истории». Её главные цели – создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики; расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации; осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана. Выступление Госсекретаря Республики Казахстан М. Тажина в июне 2013 года в стенах Евразийского национального университета им Л.Н. Гумилева тому подтверждение [2].
Приоритеты дальнейшего развития исторической науки Казахстана были сформулированы следующим образом:
- Национальная история должна стать центральным звеном среди общественных наук.
- Нужно выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана со всемирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации.
- Первостепенное внимание уделять сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом исторического материала о Казахстане. Нужно тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища исторических артефактов (это касается и новейшей истории), а также изучить вопрос о возможности репатриации этих исторических материалов в страну, либо, если это невозможно, осуществить их копирование с обеспечением последующего доступа для ученых и широкой публики.
- Среди приоритетов – изучение центрально-азиатской номадической цивилизации, хранителем которой в настоящее время является казахский этнос.
- В повестке дня остро стоит вопрос подготовки качественных учебников по истории.
Как мы видим, основной акцент сделан практически исключительно на дальнейшем развитии собственно национальной истории, что и понятно. Сформировавшись как отдельная отрасль научного знания в середине ХХ века, историческая наука Казахстана продолжает активный процесс самопостижения нации, столь усиленного событиями тектонического характера конца ХХ века – распадом СССР и получением возможности написания собственной национальной истории, которая все еще только создается.
При этом нельзя не понимать, что в результате проблематика всемирной истории остается совершенно неохваченной. Специалистов по всемирной истории в республике можно по пальцам сосчитать. Причем, и в формирующемся новом поколении исследователей мы также практически не найдем тех, кто бы писал работы и защищал PhD диссертации по проблемам мировой истории.
Следующим шагом на пути формирования исторического самосознания и процесса нациестроительства стала идея Патриотического акта «Мәңгілік Ел», который в наиболее полной форме прозвучал в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее» 17 января 2014 года.
Из выделенных Президентом Республики Казахстан глобальных вызовов XXI века нам бы хотелось выделить ускорение исторического времени и кризис ценностей нашей цивилизации. Ответом Казахстана на эти вызовы станут 7 новых приоритетов развития страны, среди которых новый Казахстанский Патриотизм. Патриотический акт «Мәңгілік Ел» нацелен на воспитание нового казахстанского патриотизма; равенство прав граждан всех этносов; развитие казахского языка и триединство языков; возрождение культуры, традиции и самобытности; поднятие роли национальной интеллигенции; укрепление светского характера государства.
История Казахстана – это часть мировой истории и, хочется надеяться, что её развитие будет продолжаться в контексте современных тенденций, существующих в мировой исторической науке. Кроме того, история Казахстана будет продолжать изучать историю соседних государств, с которыми мы объединены географически и геополитически, имеем общую историю и разноуровневый характер взаимоотношений.
Задача современной исторической науки Республики Казахстан – существенно наполняться качественным содержанием, создать ситуацию научной конкуренции воззрений и выбора дальнейших перспектив исследований. Всё это будет только способствовать её дальнейшему развитию.
Список литературы
- Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан// Deutsche Allgemeine Zeitung.-№-15 июля 1995
- Тажин М. Состояние и перспективы развития исторической науки Республики Казахстан. Ссылка доступа –http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1370550180).