Информационная безопасность представляет собой один из наиболее важных составляющих национальной безопасности, анализ которой показывает наиболее четкую взаимосвязь интересов личности, общества и государства как взаимозависимых и неотделимых друг от друга категорий. В этой системе интересов наиболее важной и ранимой являются интересы отдельно взятой личности. Не защищенность информационного поля, а значит сознания, психики и психологии человека не может не сказаться на безопасности всего общества, а затем и государства, тем более тогда, когда личность может иметь влияние на других людей, распространять свои убеждения, взгляды, что совсем не сложно в век безграничных информационных технологий.
Учеными уже давно доказано, что наиболее ранимым звеном в сознаний, а затем и в поведении человека является его религиозная и национальная принадлежность. Это те аспекты, влияя на которые можно добиться от человека самых неожиданных результатов.
Сегодня вопросы выбора религии особо обострились для стран постсоветского пространства. 70 лет антирелигиозной политики, разрушение имевшейся идеологии, психологическая дестабилизация взрослого поколения, которая не знала чему и как учить молодое поколение, образовало огромный идеологический вакуум, который рано или поздно должен был чем-нибудь заполнен и не факт, что это мог быть только позитивный материал.
Казахстан сегодня является той страной, в которую стекаются представители различных религиозных течений. Приток рабочей силы из стран Средней и Юго-Восточной Азии, экономические связи со странами Запада и пр., образовало формирование в стране большого контента людей со своей идеологией, мировоззрением, духовными и моральными ценностями, распространение которых неизбежно, а также целенаправленная идеологическая работа ряда религиозных течений не могла не отразиться на религиозном многообразии в стране.
Сегодня следует констатировать, что активизацией различного рода религиозных течений и сектантства представляет собой одну из актуальных проблем и угрозу национальной безопасности Казахстана. Кроме того, это мировая проблема.
В настоящее время в Казахстане насчитывается более 1000 различных сект. Деструктивные религиозные объединения особенно опасны тем, что чаще всего вовлекают в свою деятельность молодежь в возрасте от 16 до 35 лет. Они методично разрушают целостность и моральные ценности нашего общества. Так, по данным Генеральной прокуратуры РК, «активную деструктивную деятельность в Казахстане ведут представители ряда оккультно-мистических вероучений. Всего насчитывается 1870 таких религиозных организаций, самыми многочисленными из которых являются сайентология, "Новая жизнь" и другие. Общее число их приверженцев зашкаливает за отметку 40 тысяч человек. Ошибочно полагать, что данные организации не несут вреда государственной безопасности и неопасны для граждан» [1]. Все эти секты проводят активную агитационную работу и подвергают людей психологической обработке. Так, неоднократно проводились культовые самосожжения жителями г.Чунжи, состоящими в сайентологической секте.
По данным Генпрокуратуры РК, в 2007-2008 годы к уголовной и административной ответственности привлечено 50 руководителей и активных членов нетрадиционных религиозных объединений и оккультно-мистических сект, а за незаконное миссионерство за пределы Казахстана выдворено 13 иностранных граждан. Особую опасность представляют религиозные течения экстремистского толка, призывающие к свержению конституционного строя Казахстана. Так, террористическими признаны 13 организаций, одна признана экстремистской, их деятельность на территории республики запрещена. В частности, к таковым отнесены "Аль-Каида", "Исламская партия Восточного Туркестана", "Курдский народный конгресс", "Исламское движение Узбекистана", "Асбат аль-Ансар", "Братья-мусульмане", движение "Талибан", "Боз Гурд", "Жамаат моджахедов Центральной Азии", "Лашкар-и-Тайба", "Общество социальных реформ", "Организация освобождения Восточного Туркестана", "Аум Синрикё" и "Хизб ут-Тахрир". Эти и множество других фактов свидетельствует о необходимости разработки, как национального законодательства, так и норм международного права, направленных на защиту психики граждан от деструктивных информационных воздействий.
Если Закон РК «О национальной безопасности» под информационной безопасностью понимает состояние защищенности информационных интересов государства, общества и личности, то под информационно-психологической безопасностью необходимо понимать состояние защищенности сознания и психологического здоровья граждан и общества от негативного информационного воздействия, отрицательно сказывающегося на их жизненно важных интересах. С учетом того, что объектами информационно-психологического воздействия являются: а) информационно-психологическая среда общества, которая является частью информационной среды мирового сообщества и связана с использованием информации, информационных ресурсов, информационной инфраструктуры для оказания воздействия (влияния) на психику и поведение людей; б) информационные ресурсы (о духовных, культурных, исторических, национальных ценностях, традициях и т.д.); в) система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, духовные ценности); г) система формирования общественного мнения; д) система принятия политических решений; е) психика и поведение человека [2, с.258].
Государство должно обеспечить гражданам максимальную защиту от негативного и деструктивного психологического воздействия со стороны каких-либо организаций, сект, сообществ или отдельных личностей. С этой целью должна быть разработана и введена в действие специальная государственная политика, основанная на государственной программе по предупреждению и борьбе с незаконным информационно- психологическим воздействием на сознание и психику граждан.
Вместе с тем, информационное пространство, открытое для общества, в котором обеспечивается реализация согласованных интересов граждан, общества и государства, может быть создано только на основе целеустремленной государственной информационной политики. Участие государства при этом должно заключаться, прежде всего, в правовом регулировании отношений, возникающих при реализации прав и свобод человека и гражданина, защите жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Необходимо согласиться с мнением А.С. Байкенжеева о том, что: «В эпоху глобализации государство и право являются одними из главных инструментов в решении глобальных проблем человечества. Государство, принимая нормативные акты, осуществляет определенные организационные мероприятия – выделяет определенное финансирование на решение той или иной глобальной проблемы, принимает нормативные правовые акты, направленные на предотвращение тех или иных противоправных деяний, осуществляет идеологическую, культурно-воспитательную роль. Речь идет о новом понимании роли государства в эпоху глобализации, о расширении его влияния на общество, как организации, главная роль которого видится в обеспечении национальной безопасности. Это и есть стабилизирующая роль государства. Государства приобретают все больший круг полномочий. Наиболее крупные изменения роли государств в международных отношениях в условиях глобализации происходят в экономике и в финансовой сфере. Это естественный процесс, поэтому государствам следует искать и находить свое место в мировой цивилизации, адаптироваться к новым условиям жизни» [3, с.254-255].
Все это приводит к тому, что в информационном обществе возрастает роль государственного правового регулирования как главного механизма регулирования общественных отношений. Развивающейся информационной среде общества органически присущ сложный комплекс проблем, связанных с правами, обязанностями и ответственностью граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности, с формированием правового статуса всех субъектов информационных отношений. Соответственно, считаем, что государственная информационная политика должна найти свою организационную форму, а именно, быть оформленной как концептуальный документ государства, включающий в себя основные направления, формы и методы регулирования, устанавливающий цели, задачи и объекты воздействия. А также основные направления своего регулирования.
В этой связи следует необходимым предложить:
- Усилить контроль государственных органов за деятельностью религиозных организаций, за содержанием распространяемой ими информацией, а не ограничиваться анализом уставных документов и ожиданием очевидных последствий их деятельности.
П.1 ст.22 Конституции провозглашающий право каждого на свободу совести достаточно четко детализирован и обеспечен действующим законодательством РК. Реализации данного права, а также соблюдение принципа светского государства предполагает невмешательство государства в дела религиозных организаций. Однако и невмешательство должно иметь свои границы, тем более в вопросах национальной безопасности.
Те меры, которые правомерно проводит государство, а именно регистрацию самих религиозных организаций, регистрацию миссионерской деятельности не вполне эффективны, также как и деятельность проводимая Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК) и руководителями епархий Русской православной церкви (РПЦ), чему свидетельствует то разнообразие запрещенных религиозных течений, некоторые из которых перешли на нелегальное и полулегальное положение.
- Отказаться от полного игнорирования необходимости получения детьми, подростками и молодежью базовой информации об основах базовых вероучений, что позволит им правильно ориентироваться в огромном потоке информации и избежать попадания в различные секты и течения.
Здесь следует использовать опыт Советского Союза, когда в высших учебных заведениях в обязательном порядке изучался курс атеизма, который давал базовые знания обо всех ключевых религиях и разъяснял ошибочность тех или иных течений, то есть восполнял знания, которые были не доданы в семье.
Использованные источники:
- Около 2 тыс. религиозных сект угрожает нацбезопасности Казахстана – прокуратура // www.interfax-religion.ru/kaz/?act=news&div=23843
- Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Дисс. … докт. юрид. наук: 12.00.01. - СПб., 2000. - 433 с.
- Байкенжеев А.С. Глобализация и вопросы обеспечения национальной безопасности // Проблемы формирования правовой системы Казахстана и обеспечение устойчивого развития государственности: теория и практика: Материалы международной научной конференции, посвященной 10-летию Конституции Республики Казахстан. - Алматы, 2005. - С.254-255.