Концепция правовой политики Республики Казахстан включает в себя комплекс мер по реализации многовекторной политики противостояния распространению наркотических средств или психотропных веществ, а также построение в соответствии с этой Концепцией уголовной политики по борьбе с распространением в республике наркотических средств или психотропных веществ.
Уголовная политика в области борьбы с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ находит свою конкретизацию при определении основных направлений, в которых и представляется целесообразным строить таковую. Конечно же, конкретизация и формулировка основных направлений проведения уголовной политики представляет собой сложный и многообразный научно-исследовательский и практический процесс. Однако, в интересах достижения целей более эффективного противодействия фактам наркомании и наркотизма, массового распространения в Казахстане наркотических средств и психотропных веществ, несомненно, очень актуально и важно определиться с основными направлениями планирования и проведения уголовной политики в осуществлении борьбы с названного рода негативными явлениями в обществе.
Уголовная политика государства, играет немаловажную роль в борьбе с преступностью, поскольку ее целью является четкое определение места уголовно-правовых мер в противодействии криминогенной ситуации.
Уголовная политика, как и политика борьбы с преступностью в целом, играет «обслуживающую» роль относительно основных направлений внутренней политики (экономической, демографической, идеологической, социальной), кроме того, имеет следующие взаимосвязанные уровни: разработка и директивно-политическое формулирование концепции; законодательное регулирование; планирование, координация, управление, непосредственная деятельность по применению уголовно-правовых средств борьбы с преступностью.
Уголовная политика ориентирована не только на «сдерживание» преступности, но и на наступательное воздействие на нее во взаимодействии с профилактической политикой. Кроме того, уголовная политика в области противостояния незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ может быть рассмотрена по конкретным взаимосвязанным ее уровням, каковыми следует признать теоретическую разработку научной концепции организации мер воздействия на незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Имеется в виду объект воздействия и предмет, система принципов и целей, законодательная регламентация, планирование, координация и управление, непосредственная деятельность органов уголовной юстиции по применению уголовно- правовых средств борьбы с незаконным распространением наркотические средств и психотропных веществ в стране.
Немаловажным вопросом, остается дискуссия по вопросу, касающемуся содержания и основных магистральных направлений уголовной политики, осталась до настоящего времени незавершенной, хотя повышенная научная и практическая значимость проблемы уголовной политики и конкретизации основных ее магистральных направлений неоспорима.
Активные попытки к конкретизации основных направлений уголовной политики, надо сказать, учеными предпринимались и предпринимаются до настоящего времени. Можно выделить высказывания таких ученых как: Клочков В.В., Ковалев М.И., Яковлев А.М., Коробеев А.И и др.
Конечно же, поиск учеными путей к решению таких сложных проблем, как содержание, принципы, основные направления построения и реализации уголовной политики нужно признать в качестве конкретных мер, ориентированных на дальнейшее развитие теории и практики осуществления государством борьбы с преступностью. В целом, если исходить из характеристики приведенных научных подходов и позиции ученых, можно прийти к выводу о том, что в юридической науке предприняты довольно плодотворные меры по фундаментальной теоретической разработке проблем, связанных с содержанием, принципами и направлениями построения и реализации уголовной политики.
Обобщая позиции ученых по вопросу о раскрытии содержания уголовной политики, можно заметить, что единого принципиального подхода по вопросу о систематизации содержания уголовной политики до настоящего времени не выработано. Нет единого критерия, по которому должна строиться уголовная политика, а в последующем ее систематизация и соответственно классификация основных направлений построения уголовной политики.
Постановка вопроса о критериях классификации и систематизации направлений уголовной политики в их логической взаимосвязи с критериями криминализации общественно опасных деяний основывается на том, что сердцевину проблематики уголовной политики и борьбы с преступностью составляют преступление и преступность. Признание же того или иного деяния преступлением берет начало в криминализации общественно опасного деяния. Поэтому те идеи и научные рекомендации, которые составляют основу критериев криминализации общественно опасных деяний, могут быть использованы и в качестве критериев классификации и систематизации основных направлений уголовной политики.
Тогда получается, что одним из важных критериев для определения направления уголовной политики является учет степени общественной опасности отдельных групп деяний и предпринятые конкретные шаги по построению стратегии мер воздействия на эти преступления.
Следующим критерием для определения конкретных мер борьбы с преступностью и выработки тактики и стратегии мер воздействия служит принятие во внимание фактора, характеризующего степень распространенности того или иного деяния, так как с выяснением таких обстоятельств бывают связаны решения вопросов планирования конкретных мер воздействия, расчет необходимых ресурсов для достижения цели скорейшей нейтрализации социально опасной ситуации.
Третье направление уголовной политики связано с работой по определению количественных и качественных показателей преступности с тем, чтобы с учетом показателей преступности можно было бы улучшить работу по предупреждению и профилактике правонарушений.
Четвертое направление уголовной политики определяется выявлением потенциальных возможностей эффективной борьбы с преступностью мерами уголовно-правового воздействия на лиц, когда профилактические и предупредительные меры, предпринимавшиеся на докриминальном этапе поведения оказались неспособными предотвратить преступление.
Пятое направление уголовной политики предполагает повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в осуществлении борьбы с преступностью в отрасли.
Шестое направление уголовной политики ориентировано на возмещение причиненного преступлением материального и морального ущерба.
Седьмое направление уголовной политики оценивается с точки зрения возможностей и способности государства к устранению побочных отрицательных последствий организации борьбы с преступностью в стране.
Восьмое направление уголовной политики определяется наличием материальных ресурсов для реализации уголовно-правовой борьбы с преступностью в республике.
Девятое направление уголовной политики оценивается с позиции выяснения и учета уровня общественного сознания, психологии и менталитета населения страны.
Разумеется, что изложенные критерии оценки направлений уголовной политики носят условный характер и их нельзя относить к категоричным выводам и суждениям. Тем не менее, эти критерии могут послужить в качестве положительного подспорья для решения задачи классификации и систематизации основных направлений уголовной политики в государстве.
Определенного внимания заслуживает систематизация мер воздействия на преступность, сформулированная Нуртаевым Р.Т.:
- «Систематизация мер воздействия на преступность – пишет он, дает возможность для отчетливого очерчивания круга полномочия и ответственных лиц за организацию борьбы с преступностью в нашей республике. Через отдельные направления системы мер воздействия на преступность, можно планировать и строить прогнозы на повышение эффективности каждого из направлений, каждой из ветви, образующих в совокупности систему мер воздействия на преступность и иные правонарушения. Целесообразно выделить в качестве наиболее важных и весомых по значимости следующие направления: 1) уголовно- правовые меры воздействия, проявляющиеся в привлечении к уголовной ответственности и назначении уголовного наказания; 2) уголовно- исполнительные (пенитенциарные) меры воздействия, связанные с организацией процесса исполнения назначенного судом наказания; а также постпенитенциарного воздействия на совершившего преступление и отбывшего наказание преступника;
- предупредительно-профилактические (криминологические) меры воздействия с контролем поведения (в индивидуально- профилактическом и специально-профилактическом аспектах, характеризующих докриминальное и посткриминальное воздействие со стороны государственных органов на лиц, склонных к совершению преступлений или ведущих антисоциальный образ жизни);
- деликтологические меры воздействия, проявляющиеся в организации своевременного реагирования на различные проступки, способные трансформироваться в последующем в преступления при оставлении их без внимания: это административные, дисциплинарные проступки, гражданские деликты и другие проступки; 5) виктимологические меры воздействия, характеризующиеся контролем со стороны государства и общества над виктимностью и виктимным поведением. Решение проблемы снижения виктимности в обществе есть и одновременное снижение уровня преступности.
…Степень эффективности деятельности правоохранительных органов находится в прямой зависимости от степени и условий эффективности каждой из вышеназванных направлений системы мер воздействия на преступность и правонарушения» [27, с. 34].
В соответствии с предложениями профессора Нуртаева Р.Т., систему основных направлений проведения уголовной политики образуют уголовно-правовые, уголовно-исполнительные, криминологические, деликтологические и виктимологические меры воздействия на преступность. Как видно из ее содержания, система в большей своей части отличается от проанализированных ранее. В значительной своей части система эта ориентирована на уголовно- правовые, уголовно-исполнительные и криминологические меры воздействия, и сообразно с этими ориентирами предполагается и построение содержания основных направлений уголовной политики в стране.
Вместе с тем нужно отметить, что в системе, предлагаемой Нуртаевым Р.Т., не упоминается об уголовно-процессуальных мерах воздействия, а также криминалистических и иных мерах воздействия.
В связи с приведенными соображениями, справедливо, на мой взгляд, отметить, что хотя предпринятая Нуртаевым Р.Т. попытка систематизации основных направлений уголовной политики и представляет определенную ценность в теоретической разработке проблемы содержания и основных направлений уголовной политики, однако она еще недостаточно полно и четко сформулирована. Поэтому система Нуртаева Р.Т. нуждается, по нашему мнению, в определенной доработке и корректировке с акцентом внимания на основные критерии, лежащие в основе классификации и систематизации основных направлений планирования и построения уголовной политики в стране с целью дальнейшей конкретизации магистральных направлений оказания действенного и эффективного воздействия на преступность в стране.
На основе приведенных концептуальных научных выводов и положений можно выдвинуть предположение о путях приведения в логически взаимосвязанное упорядоченное состояние содержания и основных направлений проведения уголовной политики в стране. В качестве основных критериев систематизации и классификации основных направлений проведения уголовной политики перспективным представляется обращение к отраслевому и межотраслевому принципам такого рода систематизации и классификации магистральных направлений построения уголовной политики в республике. С точки зрения принятия во внимание отраслевых особенностей, систематизация основных направлений уголовной политики предполагает выделение следующих направлений: 1) уголовно-правовая; 2) уголовно- исполнительная; 3) уголовно-процессуальная политика.
Межотраслевые особенности построения уголовной политики характеризуются с учетом критериев систематизации и классификации уголовной политики, сводящимся к осуществлению криминологической, деликтологической и виктимологической мер воздействия на преступность.
Тогда систему уголовной политики образуют, на наш взгляд, следующие ее направления: уголовно-правовая политика, уголовно- исполнительная политика, уголовно-процессуальная политика, криминологическая политика, криминалистическая политика, деликтологическая политика, виктимологическая политика.
Конечно же, предлагаемая система не претендует на ее бесспорность и категорическую окончательность, выдвигается она для создания определенного удобства в характеристике содержания, критериев и основных направлений построения уголовной политики в нашей республике.
Особо важное значение решение проблемы правильной систематизации и классификации основных направлений проведения уголовной политики имеет для теоретической разработки проблем борьбы с наиболее опасными группами и категориями преступлений, к которым, в частности, относится незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом, представляется обоснованным обозначить следующие направления уголовной политики в осуществлении борьбы с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ у нас в стране:
- Определение магистральной, генеральной линии в выборе и реализации тактики и стратегии борьбы с распространением наркотических средств и психотропных веществ.
- Активизация и правильное проведение уголовно-правовой политики в противостоянии незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ.
- Оптимизация уголовно-исполнительных мер воздействия в отношении признанных виновными в распространении наркотических средств и психотропных веществ путем дифференциации ответственности, индивидуализации наказания и экономии карательных мер для достижения цели исправления и ресоциализации осужденного, активное применение мер так называемого «подкрепляющего» характера, т.е. принудительных мер в отношении лиц, признанных алкоголиками и наркоманами.
- Совершенствование уголовно-процессуальной политики в деле борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в плане более четкой регламентации процессуальными нормами правил собирания, закрепления и оценки доказательств по рассматриваемой категории преступлений и других важных вопросов, касающихся процедуры расследования и судебного разбирательства уголовных дел по обвинению в незаконном распространении наркотических средств и психотропных веществ.
- Установление степени распространенности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, с целью правильного решения вопросов планирования (конкретных мер воздействия и взятия сложившейся ситуации под контроль).
- Определение количественных и качественных показателей преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ для повышения точности и качества проводимой работы по профилактике и предупреждению названных категорий преступлений.
- Повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в осуществлении борьбы с распространением наркотических средств и психотропных веществ, под которой следует понимать обеспечение неотвратимости ответственности и наказания, своевременное раскрытие, качественное расследование и судебное разбирательство всех фактов незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ.
- Принятие мер к возмещению причиненным преступлением физического, материального и морального ущерба в результате распространения наркотиков.
- Активизация мер воздействия в отношении совершения различных проступков, способных в последующем трансформироваться в преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (имеются в виду административные проступки в форме пьянства и нарушение общественного порядка, гражданско-правовые деликты в виде нарушения долгового обязательства и другие).
- Учет степени виктимности в структуре преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в целях более эффективной работы с потенциальными потерпевшими от незаконного распространения наркотиков.
Таким образом, уголовная политика в области борьбы с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ представляет собой выработанные государством направления деятельности государственных и общественных органов и организаций по оказанию активного противодействия актам незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ путем привлечения виновных к уголовной ответственности, применения к ним наказания или иных мер воздействия; путем предупреждения рассматриваемых преступлений с помощью угрозы наказанием, мерами профилактики криминологического содержания и характера, а также при помощи повышения уровня правового сознания и правовой культуры посредством правового воспитания населения страны.