Конституция Кыргызской Республики провозгласила главной своей целью построение демократического, правого, социального государства, тем самым, обусловив необходимость принципиальных изменений в действующем законодательстве Кыргызской Республики. Со дня принятия Конституции Кыргызской Республики и по настоящее время было издано множество законодательных актов, регулирующих отношения в различных областях жизни нашего общества в целом и в частности, касающихся самой, на наш взгляд, сложной, требующей внимания – социальной сфере. Социальные гарантии, содержащиеся во многих статьях Конституции Кыргызской Республики, раскрывают степень гражданской зрелости, материальной обеспеченности общества, в котором, существуют равные возможности личности реализовать свой творческий потенциал. Само понятие «гражданское общество» используется представителями различных наук. Правоведы же рассматривают гражданское общество как субъект гражданского права и как сферу правового регулирования. Понятие «гражданское общество» выражает целостность общественной жизни в отношении к ее политическим структурам и, прежде всего к государству. Оно охватывает сферу
На сегодняшний день формирующаяся в Кыргызстане социальная реальность остается весьма противоречивой и неопределенной. Постоянно в ней переплетаются старое и новое, поскольку, несмотря на масштабность трансформаций, которые переживает страна, ей не уйти от своей истории, национальной психологии, от усвоенных традиций и стереотипов. Со сменой экономического курса, с приходом к власти других политических сил люди, занимающиеся социальной политикой, всякий раз вынуждены смещать акценты в стратегии и тактике, сталкиваясь с изменениям ресурсной, финансовой базы. И как результат – довольно, непоследовательный курс, являющийся отражением общей ситуации в Кыргызстане и представляющий собой реальную картину социальной политики. Тем не менее, основная сложность, стоящих перед Кыргызстаном задач определяется, среди прочего и тем, что ни построение рыночной инфраструктуры, ни принятие новых законов, не создадут сами по себе современное и развитое общество с сильной социальной защищенностью людей без изменения социальных ориентиров, без становления системы ценностей – основой, базой которой всегда являлась семья. Приоритетом государственной политики должна стать семья – как основа всякого общества. Это, прежде всего, связано с осознанием непреходящей ценности института семьи как государственной опоры, основы духовности и нравственности.
Следует обратить внимание на то, что на современном этапе развития кыргызского общества и социологи, и педагоги, и юристы в частности, констатируют нахождение института семьи в состоянии глубокого кризиса.
Сегодня в Кыргызстане число расторгнутых браков с каждым годом растет.
Поэтому просто необходима глубоко продуманная, целенаправленная государственная семейная политика, которая может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений.
В данной научной статье не ставится цель рассматривать основы социальной политики кыргызского государства. Но нельзя не обозначить тесной взаимосвязи вопросов семейной политики и конституционных основ охраны и защиты семьи. К сожалению, какие-либо концепции или программы, реализующие государственную политику в области защиты семьи в Кыргызстане в настоящее время отсутствуют. Если проследить на примере Российской Федерации, то положительным моментом послужат основные направления государственной семейной политики, которые были утверждены Указом президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года [1]. В нем определяются цель, объект, субъекты государственной семейной политики, ее основные принципы и направления, а также намечены меры организационного характера, обеспечивающие механизм их реализации. Этим документом намечен широкий комплекс экономических, социальных и правовых мер, имеющих целью оказать всестороннюю поддержку семье, создание оптимальных условий для ее развития и укрепления. Еще один положительный пример России для Кыргызстана то, что в Российской Федерации 2008 год был объявлен Годом семьи.
В Кыргызстане же, как уже было отмечено, пока что не сделано никаких шагов в продвижении каких-либо идей в реализации основных задач, стоящих перед государством в сфере семьи. Но, можно с уверенностью констатировать, что в Кыргызстане, по крайней мере, процесс пошел. Тому свидетельство принятые Президентом Кыргызской Республики ряд указов, которые направлены на защиту, прежде всего таких субъектов семейных отношений, как несовершеннолетние дети. В п. 1 Указа Президента Кыргызской Республики УП № 390 от 30 августа 2007 года «О защите и поддержке детей» предписывается «…считать приоритетным направлением защиту прав и интересов детей» [2]. Более того, Президентом Кыргызской Республики был издан Указ «Об объявлении 2009 года Годом молодежи и детей» [3].
Но наш взгляд, сегодня важно осознание на общегосударственном уровне кризисного состояния социального института семьи и необходимости разработки основных подходов решения назревших проблем. До сих пор практически отсутствуют в законодательстве Кыргызской Республики нормы, определяющие взаимодействие института семьи и государства, не определены права семьи, социальные гарантии, обеспечивающие ее самостоятельное существование и функционирование. Деятельность государства функционально ориентирована на конкретный индивидуум, в то время как объективные статистические данные свидетельствуют о крайне неблагоприятных для дальнейшего развития страны тенденциях, связанных с социальными процессами в сфере семьи и брака, которые, как указывают специалисты, будут проявляться и, скорее всего, сохраняться в будущем. Поэтому, представляется, что для формирования основ законодательства Кыргызской Республики о семейной политике, где семья была бы субъектом политики и права (законодательства), требуется разработать сущность предмета, принципы и понятия семьи и семейной политики, позволяющие отделить их от других юридических понятий. Нельзя не указать, что положительные примеры решения поставленного вопроса имеются в ряде стран. Так, во Франции, например, уже многие десятилетия действует Семейный кодекс, регулирующий, в том числе и вопросы взаимодействия семьи и государства.
Одним из важнейших инструментов, с помощью которых государство влияет на семью, является норма права [4]. Конституционное право, как ни одна из других отраслей права, теснейшим образом связана с политикой. Конституция в этом смысле является своеобразным элементом философии государства. Данный Основной Закон страны является стабильным и долговременным, рассчитанный на длительную перспективу. Поэтому, учитывая все вышеизложенное, государство, определяя стратегию своего развития, должно включать такие правовые нормы и в Конституцию страны.
Сложные связи государства и любых социальных общностей, семья здесь не исключение, проявляются во взаимных правах и обязанностях. Государство, что вполне естественно, имеет больше возможностей влиять на данные общности, что и проявляется в наделении таковых правами и возложении на них юридических обязанностей, что и составляет, по сути, правовой статус. Конституционные права и обязанности, их гарантии, образуют основу, ядро правового статуса. Данное положение закреплено в статье 13 Конституции Кыргызской Республики. Являясь средством выражения юридического бытия любого субъекта права, правовой статус закрепляет его правовое положение. Следует отметить, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» идентичны и в содержательном плане тождественны. Но, тем не менее, использование понятия «правовой статус», более правильно, емко, более всего подходящее к правовому контексту исследуемых категорий.
В юридической литературе существует несколько подходов и к самому определению понятия «правовой статус», и включению в его состав различных компонентов [5].
Правовой статус включает в себя не только основные права, закрепленные Конституцией Кыргызской Республики, но и весь комплекс прав, вытекающий из законодательства данного государства, а также из международно-правовых актов, нацеленных на расширение правового статуса всех субъектов в современном мире. В этой связи следует отметить, что при всех негативных моментах, сопровождающих общественную и государственную жизнь в Кыргызстане: в почти практическом отсутствии гарантирующих механизмов защиты, деформации правового статуса личности, его дестабилизации в связи с ощутимым экономически кризисом, утраты семьей социальных ориентиров и разрушение системы ценностей, все выразительнее становятся и некоторые положительные тенденции в процессе формирования правового статуса человека и гражданина, да и кыргызской семьи в том числе. Они проявляются в укреплении законодательной базы правового статуса субъектов права, учитывающей международные правовые акты, в формировании новой концепции взаимоотношений личности и государства, набирают силу декларируемые идеи социального партнерства, постепенно должна возрастать и социальная роль семьи. В этой связи, следует, прежде всего, отметить статью 16 Конституции Кыргызской Республики, провозглашающая «семья – исток общества; семья, отцовство, материнство, детство – предмет заботы всего общества и преимущественной охраны законом» [6]. При этом особо следует выделить особенности правого статуса семьи. Они заключаются в том, что многие права в сфере семейно-правовых отношений являются одновременно и обязанностями. Например, «забота о детях, их воспитание – естественное право и гражданская обязанность родителей» (п.2 ст. 16 Конституции КР).
Итак, особо важной проблемой в настоящее время представляется разработка оптимальной для нашего общества модели семьи, причем с позиций его долговременного позитивного развития, а не только с учетом требований текущего момента. Такую модель необходимо оформить законодательно и использовать как основу дальнейшего совершенствования нормативной базы для регулирования отношений в сфере семьи и брака.
Учитывая историческое развитие Кыргызстана, остроту демографической проблемы, ограниченные возможности материальной поддержки семей государством в нынешних экономических условиях, а также пока еще достаточно широкую распространенность среди населения традиционной оценки семейных ценностей, представляется, что семейная политика Кыргызстана уже в настоящее время должна строиться на основе такой модели семьи, которая была бы ориентирована на традиционную ценностную систему, сочетая ее с элементами других систем.
Оптимальной, пользующейся всесторонней социальной поддержкой и охраной типовой моделью, на наш взгляд, должна считаться среднедетная (два четыре ребенка) семья с обоими родителями, состоящими в браке, справляющаяся (при определенных обстоятельствах при финансовой поддержке общества) со своими социальными функциями и обеспечивающая устойчивую благоприятную микросоциальную среду жизнедеятельности и развития всех своих членов. В этой связи одним из приоритетных направлений должна быть политика, направленная на охрану репродуктивных прав граждан. В последние годы в Кыргызстане предприняты определенные меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья населения [7]. В условиях реформирования системы здравоохранения осуществлены действия, направленные на развитие службы охраны материнства и детства, проведены мероприятия по ее интеграции с проведением медико-санитарной помощи, улучшению доступности и качества медицинских услуг, обучению персонала. При партнерском участии гражданского общества и международных организаций разработана законодательная база, реализованы информационно- образовательные программы, достигнут определенный прогресс по привлечению религиозных деятелей к вопросам планирования семьи.
Несмотря на предпринятые меры, многие проблемы в области охраны репродуктивного здоровья остаются нерешенными. Недостаточно глубокое понимание работниками государственных структур, общественностью оптимальных подходов к этой проблеме продолжает оставаться одним из факторов, препятствующих достижению прогресса. Подходы, базирующиеся на репродуктивных правах человека, еще не находят отражения в политике государства, не всегда прослеживается достаточная степень приверженности делу разработки и осуществления этой политики. Прослеживается тенденция определения политики и программ в области репродуктивного здоровья, главным образом, работниками системы здравоохранения без активного участия других секторов, гражданского общества. Сохраняются на высоком уровне материнская и младенческая смертность. Предоставляемые медицинские услуги по репродуктивному здоровью находятся еще ниже уровня возможностей и актуальных требований, особенно для малообеспеченных слоев населения.
Вместе с тем, международный опыт показывает, что даже в странах с низким уровнем дохода новаторские подходы с учетом специфики конкретных стран могут привести к значительному улучшению репродуктивного здоровья населения. Для достижения прогресса в этой области в стране необходимы срочные и эффективные действия со стороны государства.
Таким образом, семья – один из основных институтов гражданского общества, она является субъектом правоотношений, конституционных в частности.
Поэтому, в целях создания конституционных основ для обеспечения приоритетного характера социально-правовой охраны и защиты семьи необходимо предусмотреть в Конституции Кыргызской Республики норму, закрепляющую роль семьи как естественной [8] и основной [9] ячейки общества, как это указано в международных документах, ратифицированных Кыргызской Республикой.
Список использованной литературы:
- См.: например, Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года, № 712 «Основные направления государственной семейной политики» // СЗ РФ. № 21. Ст. 2460.
- Указ Президента Кыргызской Республики от 30 августа 2007 года УП № 390 «О защите и поддержке детей». (В редакции Указа Президента КР от 3 декабря 2007 года УП № 528) // Эркин-Тоо от 04.09.2007. - №
- Указ Президента Кыргызской Республики от 14 апреля 2009 года УП № 200 «Об объявлении 2009 года Годом молодежи и детей».
- См.: Нечаева А.М. Семейное право: проблемы и перспективы развития // Государство и право. № 3. С. 71.
- См.: например: Черданцев А.ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2002. С.
- Конституция Кыргызской Республики. Принята на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года, изложена в Законе Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики от 23 октября 2007 года № 157 (принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 21 октября 2007 года.
- НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ охраны репродуктивного здоровья населения Кыргызской Республики до 2015 года. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 15 июля 2006 года N 387
- Естественная – относящаяся к природе, совершающаяся по законом природы, обязанная им, а не постороннему вмешательству / См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1984. С.
- Основная – наиболее важная, лежащая в основе, принимаемая за основу чего-нибудь / См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 196.