По мере осуществления в Китае политических и социально-экономических реформ, свое бурное изменение и развитие стало претерпевать и законодательство КНР. Есть все основания заявлять, что КНР начиная с конца 1978 года до настоящего времени переживает период законодательного бума, который, прежде всего, направлен на принятие необходимых для успешного развития в Китае законов и подзаконных нормативных правовых актов. Особое место в деле правового регулирования осуществляемых преобразований занимает именно юридическая ответственность, которая признается в китайской юридической науке мощным фактором, обеспечивающим соблюдение законов и порядка в государстве. Именно путем установления в актах правотворчества мер юридической ответственности китайский законодатель стремится обеспечить успешное процветание китайского общества и добиться порядка во всех сферах жизнедеятельности Срединного государства /1, с. 12/.
Забегая несколько вперед, все же, следует заметить, что законодательству о юридической ответственности, как в КНР, так и в Казахстане, присущ ряд общих черт и положений, обусловленных тем, что юридическая ответственность в обоих государствах осуществляется на основе принципов, свойственных цивилизованным обществам. Среди таких принципов следует выделить следующие: ответственность только за правонарушение (противоправное виновное деяние); законность ответственности, ее обоснованность и процессуальная оформленность; индивидуализация наказания; справедливость ответственности; гуманизм. Ряд особенностей юридической ответственности в КНР и в Казахстане объясняются, при этом, спецификой исторического развития двух стран, современного остояния общества, традициями /2, с. 26-27/.
Примечательно, что законодательство о юридической ответственности в КНР, а также теоретические изыскания и выводы китайских ученых-юристов складывались под непосредственным влиянием законодательства и правовой науки СССР, которая, как известно, отразилась непосредственным образом и на казахстанской правовой системе. При этом, справедливости ради заметим, что в КНР прослеживается большее единообразие в решении теоретических проблем юридической ответственности, чем в Казахстане. Юридическая наука Китая, явно ориентированная на практику реализации правовых норм об ответственности и их эффективность, не воспринимает некоторые дискуссионные положения казахстанской теории права. Таковы, в частности, понятие «правовой позитивной ответственности», суждения о многообразии видов «конституционной ответственности» и ряд других дискуссионных положений. Помимо этого, заметно меньшее, чем в казахстанской юриспруденции, имеют распространение такие положения теории юридической ответственности, как связь и соотношение материального права и процессуальных форм его реализации, соразмерность правонарушения и наказания и некоторые другие. Также, стоит обратить внимание на тот факт, что если административной ответственности законодательство и юридическая наука Китая уделяют повышенное внимание, то теоретические - проблемы дисциплинарной ответственности имеют заметно меньшую разработку в юридической науке Поднебесной.
В целом, нужно сказать, что в КНР выделяют следующие основные виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная. Кроме того, законодательству и теории права КНР известны и такие виды юридической ответственности, как экономическая и конституционная.
Примечательно, что административная ответственность в Китае, по исторической традиции, применяется шире, чем в Казахстане. Характерной чертой реализации таких административных санкций, как штраф, в КНР является взыскание сумм штрафа через суд (палаты, коллегии по административным делам), если штраф не уплачен добровольно.
Как уже говорилось выше, в юридической науке Китая выработано понятие конституционной ответственности, включающей отмену нормативных правовых актов, противоречащих Конституции КНР, персональную ответственность должностных лиц, нарушающих Конституцию, отзыв депутатов, не выполняющих свои обязанности в представительных органах власти.
Институт уголовных наказаний занимает особое место в уголовно- правовой науке и практике. Сразу же заметим, что в отличие от Казахстана, где уголовная политика и законодательство в последние годы обоснованно подвергается гуманизации, уголовное право КНР было и остается неизменно суровым и содержит более суровые, чем казахстанское УК, виды наказания. Так, в Китае до сих применяется смертная казнь не только за преступления против личности, но и за преступления против социалистического рыночного экономического порядка, преступники могут лишаться политических прав. Законодательством КНР также предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, по существу и по содержанию не отличающаяся от административной ответственности юридических лиц в Казахстане /3, с. 10/.
Большим шагом в развитии принципов юридической ответственности стало законодательное закрепление в 1996 году презумпции невиновности, заменившее веками существовавшую в Китае презумпцию виновности обвиняемого. В законодательстве КНР действуют нормы, предполагающие возможность замены уголовного наказания административным, аналогичные тем нормам, которые содержались в советском праве 60-80 гг. прошлого века. К этому следует добавить, что и в Казахстане в русле процессов гуманизации уголовного законодательства предполагается декриминализация многих составов преступлений и применение института административной преюдиции. В соответствии со статьей 38 УК РК «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами.
Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства /4/.
В УК КНР конкретно цели наказаний не определены. В целом по структуре и видам уголовных наказаний в Китае не намного отличаются от наказаний по УК РК, при этом, все же, имеются некоторые отличительные особенности. Так, наказания в УК КНР также делятся на основные и дополнительные.
К основным видам наказаний относятся:
- надзор;
- краткосрочный арест;
- срочное лишение свободы;
- бессрочное лишение свободы;
- смертная казнь.
Виды дополнительных наказаний:
- денежный штраф;
- лишение политических прав;
- конфискация имущества /3, с. 15-16/.
Отличительно, что дополнительные виды наказаний по китайскому уголовному праву могут применяться самостоятельно. К совершившим преступление иностранным гражданам в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны /3, с. 16/.
К лицам, совершившим незначительные преступления, уголовное на- казание в Китаев может не применяться; с учетом конкретных обстоятельств дела таким лицам может быть вынесено общественное порицание или их можно обязать облечь свое раскаяние в письменную форму, принести извинения, возместить ущерб либо компетентным административным органом на них может быть наложено административное взыскание /3, с. 16/.
Надзор по китайскому уголовному праву исчисляется от 3 месяцев до 2 лет. Надзор устанавливается по приговору народного суда и осуществляется органами общественной безопасности /3, с. 17/.
Преступные элементы, осужденные к надзору, в течение установленных сроков должны выполнять следующие требования:
- соблюдать законы, административные правила, подчиняться надзору;
- без санкции органов не выступать публично, не публиковаться, не участвовать в собраниях, не создавать организаций, не путешествовать, не демонстрировать свободу прав;
- в соответствии с правилами контролирующего органа докладывать о своей деятельности;
- соблюдать правила контролирующего органа относительно приема гостей;
- покидать уезд, город постоянного места жительства или менять место жительства только с санкции контролирующего органа.
Поднадзорному преступному элементу оплата за труд должна производиться по принципу «равная оплата за равный труд» /3, с. 17-18/.
Краткосрочный арест по УК КНР устанавливается на срок от месяца до 6 месяцев. Осужденные к краткосрочному аресту находятся под непосредственным контролем органов общественной безопасности. В период отбывания наказания осужденный к краткосрочному аресту может один-два дня в месяц пребывать дома; работающим может выдаваться соответствующее вознаграждение /3, с. 18/.
Срочное лишение свободы устанавливается на срок от 6 месяцев до 15 лет. Особо следует остановиться на таком виде наказания, который ранее применялся и в Казахстане, как смертная казнь. Так, в КНР применяется только к лицам, совершившим тягчайшие преступления. В отношении осужденных к смертной казни преступных элементов, когда нет необходимости приговор привести в исполнение немедленно, одновременно с вынесением приговора к смертной казни его исполнение может быть отсрочено сроком на 2 года с направлением осужденного на исправительно-трудовые работы и осуществлением наблюдения за его поведением /3, с. 19/.
Судебные приговоры к смертной казни, за исключением вынесенных Верховным народным судом, должны передаваться на утверждение Верховному народному суду. Приговор к смертной казни с отсрочкой ис- полнения может выноситься народным судом высшей ступени либо им утверждаться. Важно отметить, что к лицам, не достигшим к моменту совершения преступления 18-летнего возраста, и женщинам, находящимся во время судебного разбирательства в состоянии беременности, смертная казнь по УК КНР не применяется /3, с. 19/.
Если осужденные к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора во время отсрочки действительно раскаялись и изменились к лучшему, то по истечении 2 лет наказание им может быть заменено бессрочным лишением свободы; если они раскаялись и изменились к лучшему, а также имели заслуги, то по истечении 2 лет наказание им может быть заменено лишением свободы на срок от 15 до 20 лет; если же они злостно сопротивлялись перевоспитанию, что может быть доказано, то по решению Верховного народного суда либо с его санкции смертная казнь приводится в исполнение /3, с. 20/.
В соответствии со статьей 39 УК РК к лицам, признанным виновными в совершении преступления, могут применяться следующие основные наказания:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
в) привлечение к общественным работам; г) исправительные работы;
д) ограничение по воинской службе; е) ограничение свободы;
ж) содержание на гауптвахте; з) исключен
и) лишение свободы; к) смертная казнь /4/.
Кроме основных наказаний к осужденным по УК РК могут применяться и дополнительные наказания:
а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград;
б) конфискация имущества.
Штраф и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, и привлечение к общественным
работам могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
Определенными особенностями обладают дополнительные виды наказаний в китайском уголовном праве. Так, денежный штраф назначается в определенной сумме в соответствии с обстоятельствами дела. Уплата штрафа по приговору должна быть внесена один раз в течение установленного срока либо в рассрочку. Если по истечении установленного срока штраф не внесен, он взыскивается в принудительном порядке. Если в силу непреодолимых обстоятельств действительно имеются трудности для внесения штрафа, можно, приняв во внимание эти обстоятельства, снизить наказание в виде штрафа либо освободить от него /3, с. 21/.
Лишение политических прав, как дополнительный вид наказания по УК КНР, состоит в лишении следующих прав:
- права избирать и права быть избранным;
- права публично выступать, публиковаться, участвовать в собраниях, путешествовать, демонстрировать свободу прав;
- права занимать должности в государственных органах;
- права занимать руководящие должности в государственных компаниях, предприятиях, организациях, народных коллективах.
Срок лишения политических прав, кроме положений статьи 57 УК Китая, устанавливается от 1 года до 5 лет.
К лицу, нарушившему спокойствие государства, дополнительно может быть применено лишение политических прав; к лицу, совершившему умышленное убийство, изнасилование, поджог, взрыв, распространение нар- котиков, ограбление и другие тяжкие, посягающие на общественный порядок преступления, дополнительно может быть применено лишение политических прав.
В случае замены смертной казни с отсрочкой исполнения приговора срочным лишением свободы или бессрочного лишения свободы срочным лишением свободы наказание в виде лишения политических прав согласно УК КНР устанавливается на срок от 3 до 10 лет.
Срок лишения политических прав исчисляется со дня окончания срока лишения свободы, краткосрочного ареста либо со дня условного освобождения; действие лишения политических прав должно начинаться с момента осуществления основного наказания /3, с. 22/.
Конфискация имущества, как вид дополнительного наказания в уголовном праве Китая состоит в изъятии части либо всего имущества, являющегося личной собственностью осужденного. В случае полной конфискации имущества семье осужденного оставляется имущество, необходимое на жизненные расходы. Как правило, не подлежат конфискации предметы, принадлежащие семье осужденного либо необходимые самому осужденному. При изъятии имущества ранее сделанные осужденным законные долги необходимо уплатить из конфискованного имущества по просьбе кредитора и на основании решения народного суда /3, с. 23/.
В заключение отметим, что в системе и видах уголовных наказаний в УК КНР очень много сходных положений с УК РК, что наглядно подтверждает факт тесной связи социально-экономической, политической обстановки с состоянием законодательства в Китае и в Казахстане.
Список использованной литературы:
- Уголовная ответственность и виды наказания по законодательству Китая //Криминальная ситуация на рубеже веков в России. Под ред. А.И. Долговой. - М.: «Криминологическая ассоциация», 1999.
- Юридическая ответственность по законодательству КНР //Журнал Российского права, 2000, №4.
- Современное уголовное законодательство КНР. - М.: «Муравей»,
- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I// Информационная система «Параграф».