Конституция оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, включаются в общественную практику, когда они осуществляются в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Поэтому сложным, многоплановым и многофакторным явлением социальной жизни, важнейшей частью механизма реализации права как единого целого является реализация Конституции Республики Казахстан. В этой связи в правовой литературе отмечается актуальность разработки теории реализации Основного закона, охватывающей «весь комплекс вопросов претворения в жизнь его принципов, идей и норм. Ведь любая оценка Конституции должна основываться на том, как ее предписания реализуются в общественных отношениях» [1, с.33].
Реализация Конституции как Основного юридического закона государства занимает в механизме конституционного регулирования особое место, оказывая непосредственное действие на текущее законодательство, определяя его сущностные характеристики и моделируя основные черты содержания, устанавливая пределы объективного и субъективного составов, принципы, цели и основные методы отраслевого регулирования в постоянном правоотношении [2, с.24]. По мнению видного российского ученого В.О. Лучина, понятием «реализация Конституции» охватывается определенный процесс, система средств и мер, направленных на претворение в жизнь действующей Конституции, достижение предусмотренных в ней социальных целей [3, с.62]. Т.Д. Зражевская также отмечает, что изначально понятие «реализация конституционного законодательства» следует определить как одно из направлений его действия на общественные отношения, опосредованное собственным юридическим механизмом [4, с.95].
С учетом вышеуказанного, важно обратить внимание на смысловое различие понятий «реализация Конституции» и «действие Конституции», которые порой рассматриваются как синонимы. В этой связи Б.Н. Топорнин справедливо указывал на их смысловое различие, подчеркивая, что дело в том, что «Конституция действует на протяжении всего времени, пока она остается в силе. Это – постоянный фактор государственно-правового развития общества. Что же касается реализации Конституции, то данным понятием охватывается система мер, направленных на претворение в жизнь действующей Конституции» [5, с.5].
В.О. Лучин, подробно рассматривая теоретические проблемы реализации Конституции Российской Федерации 1993г., также пишет, что в юридической литературе понятия «действие» и «реализация» Конституции во многих случаях рассматриваются почти как тождественные. Однако при всей близости обоих понятий нельзя не обратить внимания на смысловые различия между ними. Действие – это по существу проявление всех свойств и качеств Конституции, выражающих ее способность оказывать влияние на поведение социальных субъектов. Один из аспектов понятия «действие» Конституции заключается в характеристике возможностей ее реализации. Действие это не всегда реализация права, но в любом случае оно создает юридическую возможность такой реализации. Действие Конституции свидетельствует о готовности ее оказывать фактическое влияние на общественные отношения.
Реализация же начинается тогда, когда действием Конституции воспользовались соответствующие субъекты и ее регулятивное влияние находит свой объект. Без этого своеобразного «сцепления» реализации Конституции еще нет. В реализации действие Конституции продолжается, но это уже особое действие, нашедшее как бы свою материализацию. Реализация, следовательно, не поглощает всех аспектов действия Конституции, она начинается на определенном его этапе и приобретает специфические формы. Понятием «реализация» охватывается определенный процесс, система средств и мер, направленных на претворение в жизнь действующей Конституции, достижение предусмотренных в ней социальных целей [3, с.61-62].
Вышеприведенная позиция Б.Н. Топорнина и В.О. Лучина поддерживается отечественным исследователем К.К. Айтхожиным, который также обращает внимание на смысловое различие категорий «реализация Конституции» и «действие Конституции», во многом перекрещивающихся по содержанию из-за их лексической близости. По мнению автора, категория «действие Конституции» является более широкой категорией, включающей в себя и механизм реализации Конституции. Вопросы реализации Основного закона необходимо изучать в рамках исследования всего механизма действия Конституции, как совокупности взаимодействия правовых, политических и иных факторов, которые участвуют в проведении в жизнь Основного закона» [1, с.33].
Кроме того, в правовой литературе обращалось внимание и на то, что многие конституционно-правовые термины: «действие Конституции», «прямое действие Конституции», «осуществление Конституции» и другие, несущие различную смысловую нагрузку и обозначающие нетождественные понятия, не различаются, что может негативно отражается на практике реализации конституционных норм [6, с.84]. Все это говорит о необходимости создания полноценной теории реализации Конституции, которая бы могла дать исчерпывающим образом разрешить многочисленные проблемы, существующие в сфере действия конституционных норм. Создание такой теории предполагает необходимость разработки методологических отправных позиций, основой которых могли бы служить следующие основные теоретические посылки.
Прежде всего, важно отметить, что Конституция как Основной закон государства и общества является политико-правовым документом, выполняющим в жизни общества ряд основных функций. Из этого следует, что в Конституции содержатся не только нормы права, но и положения, призванные обеспечивать ее политическую и идеологическую функцию. Во-вторых, нормы Конституции по своему непосредственному целевому назначению и характеру различны, что не может не обусловливать разнообразия в механизме их реализации. В-третьих, необходимо выявление особенностей реализации различных видов конституционных норм.
Поэтому характер воздействия конституционных норм отличается сложностью, что не может не сказаться и на реализации Основного закона. В первую очередь, Конституция реализуется как Основной закон государства и общества, закрепляющие самые характерные признаки всей системы общественных отношений в стране. Конституция, далее, реализуется на уровне соответствующих конституционных институтов. Кроме того, Конституция реализуется и на уровне единичных норм, устанавливающих те или иные предписания, закрепляющие соответствующие принципы общественного и государственного устройства Республики Казахстан.
В этой связи при анализе социально-психологических механизмов поведения субъектов при реализации конституционных принципов и норм весьма плодотворными является исследование социальных условий и факторов, влияющих на данный процесс. Например, на поведение индивида при конституционной правореализации влияют общественная среда личности и ее непосредственное социальное окружение. К общественной среде, влияющей на такую правореализацию, можно отнести: обеспеченность конституционных установлений социально-экономическим и политическим строем, всей системой общественных отношений (общие гарантии); юридические (специальные) средства, установленные государством в нормах права (юридические гарантии); конкретную организационную деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений и иных организаций по обеспечению реализации Основного закона (организационные гарантии). Под непосредственным социальным окружением, влияющим на поведение индивида при конституционной правореализации, можно понимать семейно-бытовую микросреду, микросреду социально-политических общностей, неформальных групп и т.п.
Такая градация видов социально-психологических механизмов поведения субъектов имеет непосредственное отношение и к реализации конституционных принципов и норм, особенно в плане выяснения, почему та или иная модель правового поведения или образа действий, установленная в конституционных нормах, не работает в конкретной ситуации, причины и характера расхождений между конституционными нормами и фактическим поведением и т.п. Данная классификация дает правильные ориентиры и в социально-правовых исследованиях процесса реализации конституционных принципов и норм. Поэтому действие элементов социальной среды важно учитывать прежде всего в правотворческой работе государственных органов: при разработке новых законодательных актов, в том числе при определении процессуальных форм реализации конституционных норм, для совершенствования юридических средств, обеспечивающих эффективную реализацию конституционных установлений.
Учет социальных факторов и условий необходим и при осуществлении правоприменительной и правоохранительной деятельности. Такой учет позволяет определить степень обеспеченности материальными, организационными и иными средствами беспрепятственной реализации конституционных принципов, конституционных норм, особенно закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, других установлений конституционного законодательства, выполнения государственными органами, должностными лицами юридически значимых для правовой реализации действий, а также оценить стиль их работы, уровень общей и правовой культуры работников государственного аппарата, социально- психологический климат в обществе и в отдельных социальных группах. Все эти факторы влияют на правовую активность субъектов реализации конституционных норм, а в конечном итоге – на их активность в укреплении конституционно-правового режима правопорядка и законности в стране.
Исследование действия социальной среды представляется важным и в плане более глубокого раскрытия поведенческого аспекта процесса реализации конституционных норм, социального действия Конституции Республики Казахстан. В этой связи налаживание оптимального действия механизма конституционно-правовой реализации требует особого внимания к личности тех, кто призван обеспечивать действие Конституции и конституционного законодательства. Ведь личность правоприменителя самым существенным образом влияет на качество процесса реализации конституционного законодательства вообще, т.к. правоприменитель призван своими действиями претворять в жизнь правовую политику государства, основные положения закреплены в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 гг. При этом важное значение имеют уровень правосознания правоприменителя, его юридической подготовленности, практического правового опыта, политической и правовой культуры, а также заинтересованность в эффективном проведении конституционных принципов и норм в жизнь.
В этом плане важен учет социальных факторов и условий, побуждающих работников государственных органов к своевременному и полному осуществлению конституционных принципов и норм, строгому следованию во всех своих действиях требованиям Конституции и законодательства, содействовать гражданам в реализации конституционных норм, неустанно поддерживать должный режим конституционной законности.
Таким образом, эффективность механизма реализации конституционных принципов, норм и иных предписаний зависит от совокупного действия многих факторов и условий, в том числе от социальных предпосылок, нормативных, идеологических, организационных и иных гарантий, которые, взаимно подкрепляя друг друга, обеспечивают общую целенаправленность процесса реализации Конституции и конституционного законодательства и его максимальную результативность. Все это свидетельствует, что теория реализации Конституции является, по сути своей, теорией многоуровневой, являющейся не только юридической, но и комплексной политико- правовой теорией, требующей всемерной разработки.
Список использованной литературы:
- Айтхожин К.К. Теоретические вопросы Конституции Республики Казахстан: Автореф. дис. д- ра юрид. наук: 00.02. – Алматы, 2008. – 44 с.
- Губенко Р.Г. Сферы реализации Основного закона СССР и виды конституционных отношений // Теоретические вопросы реализации Советской Конституции. – М., 1982. - С.23-24.
- Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, – 687 с.
- Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства: Проблемы теории и практики. Дис. на соиск. уч. ст. д-ра юрид.наук. – Воронеж, – 316 с.
- Топорнин Б.Н. Теоретические вопросы реализации Конституции // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. – М.: Институт государства и права АН СССР, 1982. – С. 5-13.
- Сергазинов Б.Р. Понятие и сущность реализации Конституции Республики Казахстан как акта прямого действия // Казахстанский журнал международного права. - № 1 (25). – С. 83-88.