Индустриально-инновационная программа Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева является одной из самых наукоемких государственных проектов современности, особенно для отраслей промышленности. Поэтому квалификация инженеров для работы в этой отрасли требует основательной подготовки, которую можно получить только на базе таких дисциплин, как математика, теоретическая механика, начертательная геометрия, физика, сопротивление материалов, химия и т. д.
В настоящее время подготовка квалифицированных инженеров носит стратегический и даже политический характер. И дело не только в том, что инженер должен иметь соответствующий объем знаний, но и обладать психологическими навыками. Такого специалиста труднее подготовить, потому что обучение в школе значительно уступает уровню знаний учащегося 60–70-х годов. В настоящее время уровень знаний выпускников средних школ слишком низок, чтобы вуз мог подготовить достаточное количество инженеров высокой квалификации. При этом в высших учебных заведениях есть еще собственные проблемы с уровнем знаний преподавателей, программами по специальным и общеинженерным дисциплинам и учебно- методической и научной литературой. В результате мы имеем то, что имеем: недостаток высококвалифицированных инженерных кадров.
Если роль ученого заключается в том, чтобы изучать явления природы, увеличивая тем самым знания о ней, то роль инженера состоит в том, чтобы эти знания превращать в новые механизмы и конструкции. Поэтому инженер должен знать намного больше ученого, т.к. ученому необходимо сосредоточиться на одной проблеме, а инженер должен быть знаком со многими. Такого инженера сейчас подготовить почти невозможно из-за целого ряда проблем.
Таким образом, основная проблема подготовки инженерно-технических специалистов связана с подготовкой выпускников средней школы. Кроме недостатка знаний, мы сталкиваемся еще и тем, что школьников ориентируют на механическое запоминание больших текстов, порой непонятных им, приучая их к систематическому недопониманию материала. Что вовсе не означает, что таким образом будет развиваться память у учащихся. Тот материал, который раньше знал любой слабый ученик, сейчас часто не знают способные и старательные. В результате такой системы школьного обучения появился определенный процент совершенно необучаемых людей. Встречаются студенты, выигравшие государственный грант с результатом ЕНТ более 80 баллов на обучение в вузе на технические специальности, но не знающие таблицы умножения.
Эта проблема характерна не только для нашей республики, например, российские ученые В.А. Журавский, В.Н Приходько, И.С. Федоров [1] отмечают, что сегодняшнее состояние отечественной системы инженерного образования, как и секторов реального производства и научно-технической сферы, в значительно большей степени, чем в других странах мирового сообщества, противоречит перспективным потребностям и национальной безопасности России. Это, как подчеркивают А.В. Долженко и В.Л. Шатуновский [2], есть следствие сориентированности системы подготовки инженеров исключительно лишь на предметные знания, умения и навыки. Традиционная модель учебного процесса в техническом вузе ориентирована в основном на формирование репродуктивного типа деятельности; способные, творческие люди в этом случае появлялись не благодаря, а скорее вопреки системе.
Вторая проблема связана с подготовкой инженеров в вузе. Если для создания общеобразовательной школы достаточно иметь здание, учебники и квалифицированных учителей, то вуз существует на базе научного потенциала преподавателей и хорошо оснащенных лабораторий. К настоящему времени далеко не всем государственным вузам, имеющим 60-80-летний опыт работы, не говоря уже о частных, удалось сохранить свои научные школы. В вузах и научных институтах мало специалистов среднего возраста и, как следствие, нет преемственности научных направлений. Особенно с внедрением практики назначения ректоров вузов без учета его личного авторитета как ученого или крупного хозяйственника, мнения ведущих ученых конкретного учебного заведения, уровень подготовки специалистов в них, некоторые опытные ученые сравнивают с уровнем обучения в профтехшколах 70-х годов.
Следующий момент – качество учебных программ подготовки специалистов. За последнее время в технических вузах в 1,5-2 раза сокращено число лекционных часов и количество
практических занятий по математике, теоретической механике, сопротивлению материалов и т.д. и даже по специальным дисциплинам. И это тогда, когда слабая школьная подготовка студентов требует увеличения числа часов, особенно по общеинженерным дисциплинам. Например, в Российской Федерации для специалистов с 5-летним обучением нагрузка по математике составляет в переводе на кредиты 16, а для бакалавров 7,2, а у нас - 6, по сопротивлению материалов соответственно - 6,4; 4,8 и 4, начертательной геометрии - 4,8; 2,8 и 3 и т.д.
Одной из проблем является заблуждение, что с помощью компьютера можно решить любую задачу. Приобретение готовых зарубежных компьютерных программ без соответствующей подготовки преподавателей не позволит устранить вышеназванные недостатки. В конструкторских бюро и на производстве должны быть специалисты, способные самостоятельно разрабатывать необходимые программы и работать с имеющимся компьютерным обеспечением.
Конечно, компьютерные курсы лекций и наглядные движущиеся на мониторе графические изображения помогают освоению материала по многим дисциплинам, но все же решающим в учебном процессе является работа с литературой и живое общение с преподавателем. Ведь, кроме получения информации, на лекции учащийся видит пример владения предметом и его использования для решения практических задач. Эти бесценные сведения невозможно получить иным способом.
Очередной вопрос о социальной защищенности студентов и научных работников. Сейчас стипендия студента составляет около 19 000 тенге. Даже ее увеличение в два раза не решит проблему бытия. Все студенты вынуждены работать для оплаты обучения, при этом на учебу, работу с литературой времени у них нет. Нет и особенного стимула, потому что, затратив 6–10 лет на получение ученой степени, доктор будет получать меньше, чем нужно для достойной жизни. Эти трудности не могут быть преодолены одной любовью к науке.
Интеграция Республики Казахстан в мировое образовательное пространство обозначена как одна из главных задач развития казахстанского образования в Казахстане в основных документах, определяющих казахстанскую образовательную политику. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу актуализировало проблему реформирования сферы отечественного профессионального образования, «работающего» только на плановую экономику. О внедренной двухуровневой подготовке специалистов в вузе, то есть подготовке бакалавров, можно привести выступления профессора из Австрии, который привел статистические данные не только по Австрии, но и по другим европейским странам. Он говорил о том, что фирмы охотно принимают молодых бакалавров на работу, так как им можно меньше платить и легко увольнять в случае необходимости. В результате эти люди, если они не стараются или не могут получить степень магистра в будущем, к сорока годам остаются без квалификации и часто без работы. Профессор предостерегал от перехода на двухуровневое обучение.
Известный русский ученый, профессор Капица сказал: «Будет решена проблема образования
- будет у России будущее!» И конечно, без образованных специалистов невозможно возродить и сделать конкурентоспособной индустриально-инновационную программу. Для того чтобы довести наше образование до теперешнего состояния, понадобилось полвека, вряд ли на ее восстановление нужно меньше.
Выход из создавшегося положения я вижу только в одном, грамотной и удачной реализации всех пунктов Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Республики Казахстан на 2012 год…
«В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры: во- первых, внедрять в процесс обучения современные методики и технологии; во-вторых, важно повышать качество педагогического состава; в-третьих, надо создать независимую систему подтверждения квалификации; в-четвертых, следует расширять доступность образования для молодежи через механизмы государственно - частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи из сельской местности и малообеспеченных семей, развития сети общежитий; в-пятых, образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации; в-шестых, важно усилить воспитательный компонент процесса обучения».
Вывод. Инновационная экономика Казахстана и национальная культура, национальный менталитет затрудняют механический перенос западных методов подготовки инженеров и требует развития теории казахстанской профессиональной инженерной педагогики, и как следствие, проектирования национальных моделей подготовки инженеров для отраслей с учетом казахстанского и зарубежного опыта.
В данном направлении МОН РК предпринят ряд мер. Одним из главных шагов является введение нового положения (Утвержденного Приказом Министра МОН РК от 17 июня 2011 г.№261), согласно которому повышена ответственность вузов при формировании учебных планов в соответствии с выбранным направлением образования и потребностей реального сектора экономики за счет увеличения доли предметов по компонентам по выбору.
ЛИТЕРАТУРА
- Журавский В.А., Приходько В.Н., Федоров И.С. Высшая техническая школа на рубеже веков//Высшее образование в России. - №1. - 1999.
- Долженко А.В., Шатуновский В.Л. Современные методы обучения в технических вузах. - М.: Высшая школа, 1990.
- Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 27.11.2012 г.