Изменения личности в социально нежелательное направление может привести к увеличению негативных для здоровья поведения, влияющие на компоненты, связанных с метаболическим синдромом. Изучение личностных особенностей лиц с метаболическим синдромом. Обследовано 310 пациентов. Метаболический синдром диагностировался по критериям IDF (2005). Исследование личности оценивалось с помощью СМИЛ (MMPI) по Л.Собчик. У лиц с метаболическим синдромом высокие показатели шкалы сверхконтроля, пессимистичности, эмоциональной лабильности, импульсивности, тревожности, а также преобладает стенический и гиперстенический тип реагирования личностного профиля. Личностная картина лиц с метаболическим синдромом отличается от лиц без метаболического синдрома.
Личностные черты предсказывают состояния здоровья и жизненные проблемы, а также личностные изменения являютя показателем физического здоровья. Личностные черты влияют на наши мысли и поведения в различных ситуациях [1; 2].
Последние исследования показывают, что добросовестность и экстравертированность связаны с более низкой самооценкой здоровья [3]. По данным Mroczek D.K. с соавт. выявили, что люди которые становятся невротиками с течением времени имеют более высокий риск смертности в течении 18 лет [4].
По данным некоторых исследовании было выявлено что, имеется связь между личностью и различными пищевыми поведениями, которые в свою очередь приводит к ожирению [5], а также что, личностные черты влияет на развитие ожирения даже после коррекции на основные демографические и генетические влияний [6].
Мнения многих авторов, о связи ожирения с личностными чертами и психопатологии противоречивы. Зарубежные авторы пришли к выводу, что личностные черты у лиц с ожирением не отличались от лиц без ожирения [7-9]. По результатам данных Sallivan с соавт. 2007 импульсивные люди, как правило, имели крупные талии, более высокие уровни триглицеридов, и страдали АГ [10]. В отличие от этого, лица имеющие высокие баллы по шкале добросовестность, как правило, были стройнее [11] и имели более низкие триглицериды.
Исследовании по изучению личностных особенностей у лиц с метаболическим синдромом единичны. По некоторым данным деперссия [12], общий психологический дистресс [13] предсказывает развитие метаболического синдрома. Изменение личности один из психологических факторов метаболического синдрома.
По данным голландских ученых, обнаружена ассоциация между D типом личности и метаболическим синдромом, кроме того D тип личности был связан с некоторыми компонентами метаболического синдрома, такими как артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия [14]. Тип D личности представляет собой отрицательную эмоциональность. На основе данных результатов кажется, что изменения в социально нежелательное направление может привести к увеличению негативных для здоровья актуальны поведения, влияющие на компоненты, связанных с метаболическим синдромом, таких как высокое артериальное давление и ожирение.
Таким образом, в связи с противоречивостью литературных данных и недостаточностью изучении личностной картины в целом у лиц с метаболическим синдромом, целью нашего исследования является изучение личностных особенностей лиц с метаболическим синдромом.
Материалы и методы.
Проведено одномоментное исследование, обследовано 310 пациентов. В исследовании были включены лица в возрасте 18 до 65 лет, у всех обследованных было получено информированное согласие на участие в исследование. Метаболический синдром (МС) диагностировался по критериям IDF (2005): Абдоминальное ожирение (окружность талии у мужчин > 94 см, у женщин > 80 см) и любые два из ниже перечисленных признаков: 1) ТГ≥ 1,7 ммоль/л; 2) ХС ЛПВП у мужчин < 1,03 ммоль/л, у женщин < 1,29 ммоль/л или гиполипидемическая терапия; 3) САД ≥ 130 или ДАД ≥ 85 мм рт ст или антигипертензивная терапия; 4) гликемия натощак ≥ 5,6 ммоль/л или факт ранее диагностированного СД 2 типа [25].
Исследование личности проведено с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) адаптированный Л.Н. Собчик 2003 г. виде опросника который состоит из 566 вопросов и специальным бланком ответов, модифицированного варианта большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности, обеспечивает многофакторную оценку актуального психологического состояния и особенностей личности: трем оценочным – L, F и K шкалам, позволяющим определить достоверность результатов и вводить стандартную поправку в зависимости от отношения обследуемого к процедуре тестирования. Оценивали результаты по 10 основным шкалам: Hs1 – сверхконтроль (астеноневротический тип личности), D2 – пессимистичности, Hy3 – «эмоциональной лабильности», Pd4 - импульсивности, Mf5 – мужественности- женственности, Pa 6 – ригидности, Pt 7 – тревожности, Sc 8 – индивидуалистичности, Ma 9 – оптимистичности, Si 0 – социальной интроверсии. Все вычисления проводились с использованием современных пакетов статистического анализа MS Excel на ЭВМ РС. Полученные при исследовании данные были подвергнуты статистической обработке методом вариационной статистики с использованием пробной версии программы SPSS, версия 17,0 (SPSS Inc, Chicago, IL, USA). Номинальные значения сравнения сравнивались с помощью критерия хи-квадрат Пирсона. Данные сравниваемых групп отличались от нормального распределения, для сравнения использовали непараметрический метод исследования: критерий Манна- Уитни U. Уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимался за 0,05.
Результаты и обсуждение
Из обследованных 310 пациентов, были выявлены группы с МС – 223 пациентов и без МС – 87 пациентов.
По шкале F, которая позволяет судить о надежности полученных результатов, и шкале К, соответствующей защитной реакции к тесту, статистически значимой разницы в сравниваемых группах не выявлено.
По шкале Hs 1 – сверхконтроль выявлено, что у лиц с МС имели место более высокие показатели - 75Т (69-78) по сравнению с лицами без МС – 69Т (63,77). Лица, имеющие такие результаты по шкалам Hs 1, склонны к ипохондрическим состояниям. У лиц с МС по сравнению лиц без МС, также выявлен высокий балл по шкале D2 пессимистичности – 74Т (66;78), это говорит о том, что у лиц с МС пониженное настроение в связи с негативными переживаниями. У лиц без МС и лиц с МС баллы по шкале Hy3 - эмоциональная лабильность были повышенные в рамках нормативного разброса, отражают высокую чувствительность к внешним воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния.
Высокие баллы по шкале Pd4 - импульсивность у лиц с МС 79Т (75;85), отражают повышенную импульсивность, конфликтность. А также по шкале Pa6 ригидность выявлено, что у лиц с МС более высокие показатели - 80Т по сравнению с лицами без МС – 71Т. У лиц с МС проявляется дезадаптацией по шкале ригидность, это характеризуется повышенной раздражительностью, переживаниями чувства обиды и враждебностью.
При сравнении средних величин по шкале Pt7 тревожность, обнаружены статистически значимые различия. В группе с МС баллы по шкале тревожности составили – 70Т и в группе без МС составили – 67Т. Это свидетельствует о том, что у лиц с МС высокая степень выраженности тревоги. По остальным основным шкалам СМИЛ в сравниваемых группах значимых различии не выявлено.
Для целестной интерпритации личностного профиля мы сгруппировали шкалы, чтобы по ведущим пикам шкал можно было определить основные типы реагирования. При сравнении типов реагирования в группах с МС и без МС, выявлено, что у лиц с МС преобладает гиперстенический тип реагирования (40,2%).
При анализе типов реагирования личности в сравниваемых группах, выявляются следующие особенности: стенический тип реагирования встречается у 26,9% пациентов без МС, а в группе с МС встречается у 33,3%. Гипостенический тип реагирования отмечался у 7,2% лиц без МС и только у 3,4% с МС. Лица с смешанным типом реагирования отмечается у 23,8% пациентов без МС и лишь у 14,9% пациентов с МС. Частота встречаемости лиц с гиперстеническим типом реагирования в группе с МС была значительно выше, чем в группе без МС (рисунок 1).
Анализируя данные, можно предоложить, что у лиц с МС преобладает стенический и гиперстенический тип реагирования, по сравнению лицами без МС. Это говорит о том, что лица с стеническим типом реагирования преобладает активность и возбудимые черты. А у лиц гиперстеническим типом реагирования преобладает невротический вариант дезадаптации. Лица такого склада, активно-оборонительны, жизнелюбивы, мотивация направлена на самореализацию, эмоциональный фон: умеренно оптимистичное настроение.
Выводы.
Результаты проведенного анализа позволили сделать вывод, что личностная картина лиц с метаболическим синдромом отличается от лиц без метаболического синдрома.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Roberts B.W., Kuncel N.R., Shiner R., Caspi A., Goldberg L.R. The power of personality: The comparative validity of personality traits, socioeconomic status, and cognitive ability for predicting important life outcomes // Perspectives on Psychological Science - 2007. - V.2. - P.313-345.
- Matthews G., Saklofske D.H., Costa P.T., Deary I.J., Zeidner M. Dimensional models of personality: A framework for systematic clinical assessment // Eur J Psychol Assess - 1998. - V.14 (1). - P.36-49.
- Turiano N.A., Pitzer L., Armour C., Karlamangla A., Ryff C.D., Mroczek D.K. Personality trait level and change as predictors of health outcomes: findings from a national study of Americans (MIDUS) // J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci - 2012. - V.67(1). - P.4-12.
- Mroczek D.K., Spiro A. Personality change influences mortality in older men / / Psychol Sci. - 2007. - V.18(5). - P.371-6.
- Provencher V., Begin C., Gagnon-Girouard M.P., Tremblay A., Boivin S., Lemieux S. Personality traits in overweight and obese women: Associations with BMI and eating behaviors // Eating Behaviors. - 2008. - V. 9. - P.294-302.
- Terracciano A., Sutin A.R., McCrae R.R., Deiana B., Ferrucci L., Schlessinger D. Facets of personality linked to underweight and overweight // Psychosomatic Medicine. – 2009. – V.71. – P.682–689.
- O'Neil P.M., Jarrell M.P. Psychological aspects of obesity and very low-calorie diets // Am J Clin Nutr – 1992. – V.56. – P.185–189.
- Crisp A., McGuinnes B.. Jolly fat: Relation between obesity and psychoneurosis in general population // Brit Med J – 1976. – V.1. – P.7–9.
- Leon G.R., Roth L. Obesity: psychological causes, correlations, and speculations // Psych Bull – 1977. – V.84. – P.117–139.
- Goodwin R.D., Cox B.J., Clara I. Neuroticism and physical disorders among adults in the community: results from the National Comorbidity Survey. // J Behav Med. – 2006. – V.29(3). – P.229-38
- Chapman B.P., Fiscella K., Duberstein P., Kawachi I., Coletta M. Can the influence of childhood socioeconomic status on men's and women's adult body mass be explained by adult socioeconomic status or personality? Findings from a national sample / / Health Psychol – 2009. – V.28(4). – P.419-27
- Goldbacher E.M., Bromberger J., Matthews K.A. Lifetime history of major depression predicts the development of the metabolic syndrome in middle-aged women // Psychosom Med. – 2009. – V.71(3). – P.266-72.
- Puustinen P.J., Koponen H., Kautiainen H., Mäntyselkä P., Vanhala M. Psychological distress predicts the development of the metabolic syndrome: a prospective population-based study // Psychosom Med. – 2011. – V.73 (2). – P.158-65.
- Mommersteeg P.M., Kupper N., Denollet J. Type D personality is associated with increased metabolic syndrome prevalence and an unhealthy lifestyle in a cross-sectional Dutch community sample / / BMC Public Health. – 2010. – V.10. – P.714.
- International Diabetes Federation. Worldwide definition of the metabolic syndrome. Available at: http://www.idf.org/ webdata/docs/IDF_ Metasyndrome_definition.pdf. Accessed August 24, 2005.