Возрастающая значимость острых лекарственных отравлений выдвигает требование полноценного владения ситуацией по данной проблеме, повышения эффективности медицинской помощи и профилактики отравлений. Однако, в связи с несовершенством учета острых отравлений, до настоящего времени отсутствует объективная картина сложившейся ситуации. Результаты исследования могут быть использованы для профилактики суицидального поведения больных с острым лекарственным отравлением.
Введение. В настоящее время суицид рассматривается как одна из ведущих причин смертей во всем мире. По собственной воле уходит из жизни большое количество людей, нанося огромный моральный и материальный урон обществу. Самоубийства входят в первую десятку причин смертности среди населения развитых стран. Предотвращение и профилактика суицидов является одним из главных направлений государственной политики в сфере социальной помощи и здравоохранения. В последние десятилетия повсеместно наблюдается тенденция роста суицидов во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. Согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от самоубийства к 2020 году займет второе место в мире по причинам смертности, а за 2010 год Республика Казахстан (РК) заняла третье место по количеству суицидов в мире [1]. По определению ВОЗ к суицидальным попыткам (СП) относят «действия с нефатальным результатом, когда индивид намеренно с целью изменения ситуации начинает необычное поведение, посредством которого без вмешательства других вызывает самоповреждение или преднамеренно принимает лекарство в дозе, превышающей предписанную». Сюда же включают действия, прерванные другими лицами до нанесения самоповреждения [2, 3].
Несмотря на данную дефиницию и многочисленные исследования суицидологи не могут провести четкой границы между истинным покушением на самоубийство и СП в силу отсутствия между ними четких разграничений, сложности достоверной оценки «намерения умереть» при самоповреждениях.
По данным ВОЗ уровень самоубийств в мире за последние 45 лет вырос на 60 %. Наиболее высоким суицидальным риском характеризуется население Восточной Европы [1, 3], где уровень самоубийств варьируется от 3,8 до 40 на 100 000 населения [4]. Если учесть число неудавшихся самоубийств, которые происходят в 20 раз чаще, то масштабность проблемы возрастает еще более.
В Российской Федерации (РФ) число самоубийств и динамика их роста превышают аналогичные показатели большинства европейских стран. В РФ с начала 90-х годов прошлого века, отмечен рост суицидов с 26,4 - в 1990-1991 гг. до 38,6 случаев в 2008 году. В 2009 году частота самоубийств достигала 36-38 случаев на 100 тысяч населения [5, 6].
Согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан (РК), в 2011 году в Казахстане зафиксировано 3433 случая суицида (23,7 случая на 100 тыс. населения), что превышает «критический уровень» ВОЗ (20 случаев на 100 тыс. населения) и значительно превосходит показатель распространенности завершенных самоубийств, установленный в качестве среднего для 53 стран мира. Он равен 15,1 на 100 тыс. населения в год, т.е. в 1,6 раза ниже, чем в Казахстане.
Распопова Н.И. отмечает, что в 2011 году в Казахстане зарегистрировано 1175 случаев самоубийств среди детей и молодежи в возрасте до 29 лет (22,9 случая на 100 тыс. человек данной возрастной категории), что отражает мировую тенденцию «омоложения» суицидов [2]. В списке самых депрессивных регионов, где больше всего наблюдается проявлений суицида, Южно-Казахстанская область, Актау, Северный Казахстан, а также город Караганда [7].
Актуальность проблемы и значимость острых лекарственных отравлений выдвигает требование полноценного владения ситуацией по данной проблеме, повышения эффективности медицинской помощи и профилактики отравлений. Вместе с тем, в связи с несовершенством учета острых отравлений, до настоящего времени отсутствует объективная картина сложившейся ситуации. Но, несмотря на заметные успехи клинической токсикологии, многие организационные аспекты оказания токсикологической помощи, учёта и профилактики острых отравлений к настоящему времени решены не полностью. Для профилактики острых лекарственных отравлений и принятия управленческих решений данная проблема требует подготовки комплекса организационных, информационно-аналитических, лечебно профилактических, образовательных мер, направленных на снижение медико-социальных потерь, обусловленных острыми отравлениями.
Цель исследования. Изучить число госпитализированных больных, совершивших суицидальные попытки лекарственными препаратами, в отделение токсикологии городской больницы скорой и неотложной помощи для профилактики данного поведения.
Методы. Объектом исследования являлась больница скорой неотложной помощи г.Алматы. Изучены и проанализированы официальные отчетные данные Министерства здравоохранения (МЗ) РК и больницы скорой неотложной помощи г.Алматы за 2010-2012 гг., результаты анкетирования лиц, совершивших суицидальные попытки лекарственными препаратами.
Результаты. Отделение токсикологии на базе городской больницы скорой и неотложной помощи (ГБСНП) является единственным в г. Алматы, оказывающим круглосуточную, специализированную, экстренную, токсикологическую помощь, пострадавшим от химической травмы. Отделение развёрнуто на 40 коек палат реабилитации, а так же 6 коек в составе отделения реанимации и интенсивной терапии, для оказания помощи больным с тяжёлой степенью отравления. В отделение токсикологии БСНП г.Алматы в 2010 году обратились с отравлением медикаментами 1359 человек, что составляет 10,2% от общего числа обращений (рисунок 1). В 2009 году данный показатель был равен 12,0%. Сравнительный анализ показал, что в 2011 году число обратившихся больных снизилось по отношению к 2010 году на 11,3% (рисунок 2) и составило 1205 человек. Число обращений с отравлением медикаментами в данном году составляют 9,8% от общего числа обращений в приемный покой БСНП.
За исследуемый период, наибольшее число обращений с лекарственным отравлением было отмечено в 2012 году, где их количество увеличилось на 649 человек (или на 53,9% по отношению к 2011 году) и составило 1854 больных. Данное число обращений с отравлением медикаментами составляют 10,3% от общего числа обращений.
Из вышеприведенного рисунка 1 видно, что в 2010 году было показано к госпитализации с острым лекарственным отравлением 510 больных. Данная цифра госпитализации по отношению числа обратившихся больных составила 37,5% (рисунок 3).
Следует отметить, что число госпитализированных больных в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилось на 22,5%, и составила 395 госпитализаций. От общего числа обратившихся больных в приемный покой БСНП г.Алматы, число госпитализированных с отравлением медикаментами в данном году составляют 32,8%. Наибольшее число госпитализированных больных с лекарственной формой отравления за анализируемый период исследования было установлено в 2012 году - 708. Кроме того, закономерно отмечен рост госпитализации на 79,2% по отношению к 2011 году.
Наряду с этим, отмечен высокий процент показаний к госпитализации (38,2%), соотношение от общего числа обратившихся больных в приемный покой БСНП г.Алматы.
Среди основных причин отказа от госпитализации основную массу составляли отсутствие показаний к госпитализации (отравления легкой степени, отравления мало- и нетоксичными веществами), не профильные, а также добровольный отказ от госпитализации.
Суицидальное поведение, в силу тяжести медицинских, социально-психологических и экономических последствий причисляют к категории не только общемедицинских, но и глобальных проблем человечества. Значимость изучения проблемы суицидального поведения обусловлена несколькими причинами: регистрируемым ростом количества самоубийств и суицидальных попыток, прогнозируемым увеличением числа депрессивных состояний, имеющих непосредственную связь с патогенезом суицидального поведения, которое неминуемо вслед за собой повлечет рост суицидальных проявлений, динамикой современной социально-экономической ситуации.
Базовой концепцией для психиатров является трактовка суицида по ВОЗ, как «действия с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата, посредством которого умерший реализовал желаемые им/ей изменения». Определение суицидальных попыток является более сложным и включает «действия с нефатальным результатом, когда индивид намеренно с целью изменения ситуации начинает необычное поведение, посредством которого без вмешательства других вызывает самоповреждение или преднамеренно принимает лекарство в дозе, превышающей предписанную».
За анализируемый период исследования (2010-2012 гг.) удельный вес больных с острым лекарственным отравлением токсикологического отделения БСНП г.Алматы госпитализированных по поводу суицида, от общего числа госпитализированных больных чрезвычайно высока. Так, в году к числу госпитализации с целью суицида с острой формой лекарственного отравления были отнесены 489 больных, что составляет от общего числа госпитализированных больных с данной патологией - 95,8% (рисунок 4).
Число госпитализированных больных с целью суицида в году составила 365 человек, или 92,4% от общего числа госпитализированных больных с острой формой лекарственного отравления в токсикологическое отделение БСНП г.Алматы. Наибольший показатель числа госпитализированных больных с целью суицида с лекарственной формой отравления за анализируемый период исследования было установлено в 2012 году – 98,8%, то есть 700 по отношению 708 больным.
Для оценки качества стационарной помощи нами была использована общепринятая методика моделей конечных результатов хирургической помощи, где в качестве эталонов использовались качественные показатели деятельности отделений токсикологического отделения БСНП г.Алматы - общая летальность. Было отмечено, что от общего числа госпитализированных больных с острым лекарственным отравлением летальность составила в 2010 году – 5 человек, в 2011 году – 5 и в 2012 году – 4. Так, показатель общей летальности больных с острой формой лекарственного отравления за исследуемый период остается достаточно стабильным (Рисунок 5), и составил в 2010 году – 0,9, в 2011 году – 1,2 и в 2012 году – 0,6.
Выводы. Несмотря на заметные успехи клинической токсикологии, многие организационные аспекты оказания токсикологической помощи, учёта и профилактики острых отравлений к настоящему времени решены не полностью. Существует необходимость подготовки комплекса организационных, информационно-аналитических, лечебнопрофилактических, образовательных мер, направленных на снижение медико-социальных потерь от суицида, обусловленных острыми лекарственными отравлениями. К ним относятся: уменьшение доступа к средствам самоубийства (таким, как пестициды, лекарственные препараты); лечение людей с психическими расстройствами (особенно тех, кто страдает депрессиями, алкоголизмом и шизофренией); последующее наблюдение за людьми, совершившими попытку самоубийства; ответственный подход СМИ к представлению информации; подготовка работников по оказанию первичной медико-санитарной помощи. Работа с пациентом в постсуицидальном периоде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Официальная статистика самоубийств в мире // http://www.who.int/ru/
- World Health Organization. World report on violence and health // Krug EG et al., eds. - Geneva: World Health Organization, 2012. - Р.155-158.
- World Health Organization (WHO) // Mental health in the WHO European Region. - Geneva: World Health Organization, 2013. - Р. 56 - 59.
- Jenkins R., Kovess V. Evaluation of suicide prevention: A European approach // International review of psychiatry. - 2002. - Vol. 14. - №1. - P. 34-41.
- Яковлева С.В., Войцех В.Ф., Ваулин С.В., Лапицкий М.А. Суицидальные отравления. Эпидемиологические и клиникотоксикологические аспекты // Социальная и клиническая психиатрия. - 2004 - Т. 14. - вып.1. - С. 28-33.
- Положий Б.С. Психологическое здоровье как отражение социального состояния общества // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - М.: 1993. - №4. - С. 6 - 11.
- Распопова Н.И. Основные тенденции динамики распространенности суицидов в республике Казахстан // Медицинская психология в России: (электронный научный журнал). - М.: 2013. - № 2 (19). - С. 81-92.