В ходе формирования личности немалая роль отводится искусству, формирующему духовный мир человека, убеждения морально-нравственной окраски, определяется система моральных и эстетических ценностей. Весьма важным это является для детей, встречающихся немалые сложности в процессе общения с окружающим миром культуры, миром духовных радостей, что в свою очередь, тормозит их адаптацию в социуме.
Отмечается достаточно тесное взаимодействие изобразительной деятельности ребенка и развития его личности. В процессе изображения зафиксировано участие не какой-либо отдельной функции, но всей человеческой личности целиком [1].
Обобщение опыта психологических наработок, содержащих исследования периодов становления изобразительной деятельности, Л. С. Выготским выделено четыре ступени развития рисования у детей:
- первая ступень рисования головоногое: схематические изображения, выполненные по памяти, весьма далекие от правдоподобности и реальной передаваемого объекта;
- вторая ступень возникающего чувства формы и линии - рисунки передают некие формальные взаимоотношения разрозненных частей, но при этом сохраняется схематическое изображение;
- третья ступень правдоподобного изображения – наблюдается исчезновение схемы, однако в рисунке отмечен силуэт или контур;
- четвертая ступень пластического изображения – наблюдается у детей 11-13 лет, когда дети вполне могут передавать в изображаемом специфику светотеней, перспективу, движения и т. д. [2].
Специфичность детского рисования, возможности изобразительной деятельности в качестве средства воспитания – отмечена авторами, изучающими изобразительное искусство в виде общеобразовательного предмета в общеобразовательных учреждениях.
Сегодняшние данные изучения образования и воспитания детей с особенностями в развитии средствами изоискусства ведутся по таким направлениям:
- направленность изобразительной деятельности особенных детей и методики проведения коррекционно-воспитательной работы на развитие изобразительных возможностей;
- диагностирование специфики развития личности особенных детей средствами изобразительного искусства;
- возможности изобразительной деятельности детей с особенностями в развитии с точки зрения коррекции и арт-терапии.
Отмечается достаточное изучение изобразительной деятельности умственно отсталых детей достаточно с позиции специфики их рисунков, особенностей содержания коррекционно-воспитательной работы, а также, методики ее проведения. Авторами исследований указывается на значительное влияние умственной отсталости на порог развития изобразительной деятельности детей, что, в свою очередь, является показателем необходимости своевременной специально направленной коррекционно-воспитательной работы на занятиях ИЗО.
Ведя речь о специфичности характера деятельности умственно отсталых детей в ходе изобразительной деятельности, важно указать на невозможность такими детьми самостоятельно в полной мере осмысливать ставящуюся перед ними задачу изобразительного характера, наипростейшие инструкции краткие по объему для них являются малопонятными и недоступными, они не владеют умением самопланирования и самоконтроля деятельности, кроме того, они отмечается увеличение снижения критического отношения к выполняемым работам. Подобные достаточно значимые сложности следует иметь педагогу в виду и находить пути их преодоления в процессе коррекционно-воспитательной деятельности.
Очень важно обращать внимание на сверхбедную и ограниченную специальную лексику учеников вспомогательной школы, необходимую чтобы успешно реализовать их изобразительную деятельность. Рациональность сочетания направляющей речи педагога и учащихся дает возможность использования занятия рисованием как мощный источник, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью.
Работы детей в последнее время весьма активно применяются в целях диагностики детей как нормального, так и особенного развития [3].
С. С. Степанов, Д. Дилео, Н. В. Нижегородцева и другие ученые в исследованиях рассуждают о том, что «свободными» рисунками можно пользоваться в процессе практической работы с учащимися как с эффективным средством, позволяющим диагностировать их умственное развитие и готовность к процессу учения [4; 5; 6].
Работы учащихся младших классов с особенностями развития могут рассматриваться как эффективная дополнительная диагностическая методика.
Детским рисунком можно воспользоваться и как диагностическим инструментом, и как в качестве эффективного средства направленного на развивающую и коррекционную работу с учащимися.
Специалистами не раз отмечалось об изображении ребенком достаточно важных знаковых моментов и их психотерапевтическом действии. Посредством рисунка ребенок избавляется от разного рода негатива, переживаний, просматриваются пути преодоления конфликтных ситуаций, выносятся во вне все, что вызывает страх, тревогу. Изображение в качестве рисунка то, что вызывает страх ребенка, не фиксирует и усиливает страх, а, наоборот, способствует снижению эмоционального напряжения от страха ожидания его реального появления.
Подобный детский феномен рисования использовался рядом исследователей в ходе разработки арт-терапевтических методик коррегирующих детские страхи сексуальные и физические травмы, и иные особенности развития. В числе ученых, исследующих данную группу, можно назвать таких как А. И. Копытин, B. Оклендер, Д. Алан, Л. Лебедева, Н. Э. Басина, О. А. Суслова, C. К. Кожохина и другие.
Терапия творчеством (creative therapy) – прием психотерапевтического направления, достаточно известный в круг специалистов. Терапия творческим самовыражением – считается конкретным практическим выражением концепции эмоционально-стрессовой психотерапии (38, 3-4). Но, с точки зрения глубокого философского понимания терапию творчеством считают терапией посредствомтворческих занятий с целью поиска смысла жизни, личного места в мире людей и окружающего мира. Задача творческой деятельности - суметь оживить человека, который нуждается в помощи психолога, простимулировать методами и приемами, ранее присущими лишь художникам [7; 8)].
Известно немало приемов использования арт-терапии в качестве средства для психической гармонизации, направленной на развитие личности человека, как пути, направленного на разрешение социальных конфликтов или же на иные цели.
Арт-терапия активно эволюционирует и изменяется в процессе работы в сфере педагогики, социума, лечения и психологии. Она считается деликатным и гуманным способом диагностики, а также, развития и коррекции личности особенного ребенка младшего школьного возраста [9].
Для ребенка, имеющего поврежденное или обедненное восприятие и осмысливание реальности, рисование может сыграть немалую положительную роль, в случае подхода к нему с иной позиций, нежели рисование у обычных детей. Если в обычной школе задачей рисования является обучение детей отобрать свои яркие впечатления о том, что их окружает, то «коррекционное рисование» основной задачей видит - посредством здорового интеллекта педагога изосредствами через игру пополнить или создать необходимые осмысленные впечатления об окружающем мире, отсутствие чего есть у каждого ребенка с заниженным интеллектом. [10].
Функциями изоискусства в воспитании особенных детей являются: - основная - познавательная; - функция экспрессивная; - коррекционно-развивающая функция;
В качестве цели воспитательной работы с особенными детьми на уроках ИЗО большинством ученых и методистов считается создание условий, направленных на оптимизацию общего личностного и интеллектуального развития.
Основная задача изобразительной деятельности заключается в её рациональном использовании как важное педагогическое средство, которое направлено на то, чтобы преодолеть или ослабить проблемы, возникающие у детей. Реализация задачи имеет непосредственное влияние на развитие интеллектуальности личности детей, учитывая, что ведущая деятельность - учебная.
Занятия изоискусством не только формируют эстетический вкус, художественные творческие способности, полные и точные представления об окружающих предметах и явлениях, помогают совершенствовать все зрительные, двигательные и мыслительные операции, а также, имеет в себе большой потенциал по формированию и совершенствованию личности детей с особенностями развития.
Изобразительная деятельность имеет тесное взаимодействие с развитием ребенка вообще, т.к. в ходе выполнения изображений активизирована не некая одна функция, а цельная личность. Дети с особенностями развития имеет значительные потенциальные изобразительные возможности, которые потенциально успешно реализуются посредством соответствующих методик на уроках изо.
Общение учителя и ученика/ребенка в ходе воспитания средствами изо идет поэтапно:
- Диагностический этап.
- Налаживание психологического контакта с ребенком.
- Проведение коррекционной работы.
- Подведение итогов.
Педагогом применяется немало разнообразных методов воспитания. Немалую роль в процессе взаимодействия с особенными детьми играет метод арт-терапии. Процесс творчества - весьма положительно влияет на растущую личность; реальные возможности творческой деятельности мало изучены как теорией, так и методикой работы с особенными детьми.
Исследования ученых в области имеющихся возможностей изобразительной деятельности у особенных детей подтверждают, что использование изобразительноготворчества в воспитательно-образовательном процессе становится мощным средством педагогического воздействия. НО применяется данное средство в работе с детьми «группы риска» достаточно однобоко – лишь для коррекционно-развивающей деятельности.
Изучение изобразительной деятельности детей с особенностями развития ведется разнонаправленно, но в связи со спецификой дефекта, с влиянием дефекта на изобразительную деятельность, с учетом содержания и коррекционной направленности обучения изобразительному искусству в специальных учреждениях образования, с разработкой методик преподавания изоискусства в подобных учреждениях. Но социальновоспитательный аспект учебного процесса с применением изобразительного искусства в педагогических исследованиях практически не рассматривается.
Изучение изобразительной деятельности «особенных» детей ведется, как правило, в рамках специализированных образовательных учреждений. В массе разнообразных проблем воспитания «особенных» детей выделяется две: - собственно обучение, восприятие знаний и приобретение навыков и умений; - проблема развития и возможности созревания личности ребенка. Последняя проблема в сегодняшних специальных образовательных учреждениях большого внимания не привлекает.
Проблема развития индивидуальности и социального созревания личности младшего школьника «группы риска» может быть успешно решена в учреждениях дополнительного образования посредством изобразительного искусства. Но возможности изобразительной деятельности в области воспитания и коррекционно-развивающего направления особенных детей в рамках дополнительного образования практически не изучены.
Литература
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. — М., 1961. — C.224.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. — С.93.
- Романова Е. С, Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. — С.256.
- Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М., 2001. — С.272.
- Нижегородцева Н. В. Использование детских рисунков как средства диагностики и коррекции психического развития детей // Ярославский Педагогический Вестник. Научно-методический журнал. — 1996. — № 3 — http://www.yspu.yar.ru.
- Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.— М, 1997. — С.92.
- Кожохина С. К. Арттерапия как метод, развивающий творческие возможности ребёнка // Внешкольник. Журнал Департамента образования администрации Ярославской области. — 2000.— № 1 (10). — С. 14-17.
- Кожохина С. К. Изобразительнаядеятельность дошкольников и взаимодействие с ними // Внешкольник. Журнал Департамента образования администрации Ярославской области. — 1998. —№1 (6). — С. 10-17.
- Лебедева Л. Арт-терапия как метод гуманной диагностики // Школьный психолог. — Декабрь, 1999. — № 48. — С. 7.
- Хайкина М. В. Развитие навыков межличностного взаимодействия у детей (советы психолога) // Дополнительное образование. — 2000. — № 9. — С. 41.