Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Творчество – философия жизни

Сергей Дмитриевич Луговой – известный в нашей области художник и дизайнер. Он из тех, кого обычно называют представителями «среднего поколения» костанайцев, причастных к художественному творчеству. Луговой – уроженец Костаная, который в те годы еще именовался Кустанаем. Родился он 26 апреля 1955 года в семье работника МВД. Но так случилось, что предки его, как и многих других в нашей, многонациональной стране, родом из Украины. Мама - из Сумской области, из того самого Путивля, который запомнился многим плачем Ярославны в «Слове о полку Игореве». Отец – из-под Харькова. К началу войны будущая мама Сергея оказалась студенткой Минского «института физкультуры», и вместе с институтом была эвакуирована в Алма-Ату. Там она не только продолжила учебу, но и соприкоснулась со студией Довженко. Ей даже довелось участвовать «в массовке». Отец же к моменту вражеского вторжения в СССР – как раз в июне 1941-го закончил с отличием летное училище, и в годы войны был штурманом на бомбардировщиках «Пе-«2», о чем годы и годы спустя после войны рассказывал маленькому Сереже. Особенно запомнилось, как экипаж отца отличился, разбомбив в пух и прах немецкую «переправу» и перемолов притом немало вражеской техники. Когда, после этого, отцу предложили на выбор высокую награду или отпуск, он выбрал последнее и поехал в отпуск к родителям в только что освобожденный Харьков. Но и без этого наград на его груди хватало. Мамина же семья была эвакуирована в Кустанайскую область – в Урицк. Вот и получилось, что, встретившись со своей будущей женой на Украине, отец тоже оказался в Казахстане. Сначала в Урицке, где и родилась старшая сестра Сергея. Потом места работы менялись. Был и начальником колонии в Джетыгаре. По словам Сергея, «никогда ничего не брал, и зеки его уважали», даже заходили встретиться с ним после отбытия срока. Затем переехали в Кустанай, где у них родилось еще трое детей. Четвертым по счету, но первым мальчиком и оказался Сережа. Поначалу они жили в одноэтажном казенном доме недалеко от Тобола. Мать обожала цветы, и Луговому на всю жизнь запомнились георгины, которые ему, мальцу, казались высокими, как пальмы. В целом же работа мамы в Кустанае оказалась связанной с Дворцом пионеров, где она занималась с подрастающими спортсменами. Отчасти поэтому, а отчасти, чтобы мальчугана, после переезда в КЖБИ, незатянула «плохая компания», Сережу усиленно «тянули» в кружки. Он занимался и музыкой, и гимнастикой, и в авиамодельном, и лепкой, а в седьмом классе попал к памятному многим выпускникам художественной школы замечательному педагогу Александру Ивановичу Никифорову.

Но вот дальнейший путь в «мир прекрасного» оказался далеко не устланным розами. Когда Сергей в восьмом классе поехал в художественное училище Алма-Аты, там его ждал «облом». Мама вроде хвалила. А вот вернулся – посмотрел на свои работы другими глазами и почти все изорвал. Год – не меньше не ходил в ИЗО. Но потом, в 10-м классе «притянуло все равно». По разным причинам ничем окончились и дальнейшие поездки в Алма-Ату, Киев и Московский полиграфический институт. Однако все это было уже в разные годы.

Луговой же, тяготея к искусству, после окончания школы, оказался в областном драматическом театре, одном из лучших драматических театров Казахстана. Нет, не актером – рабочим сцены. Но уже эта работа дала возможность увидеть искусство с его «непарадной», «невыставочной стороны» и оказаться рядом с талантливыми и просто интересными людьми, которые (такие, как Колпаков), к тому же, бывали и потрясающими рассказчиками. Однако официальная работа оказалась лишь частью его жизни. В том же году юный Сергей стал участником первой городской выставки декоративно-прикладного искусства. Несколько позже, Луговой поступил в Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле, где и учился с 1976 по 1980 год. Еще, будучи студентом училища, он стал активно участвовать в различного рода выставках. Начиная прямо с первого курса. Там из него, что говорится «поперло». Занимался на отлично, выставки времен училища явились хорошим трамплином в будущее: по 6 выставок в год. Так что только к концу девяностых годов уже прошлого столетия его «послужной список» выглядел довольно солидным - уже к тому времени было за плечами более пятидесяти выставок. (1), среди которых выставки не только в Костанае, но и Алма-Ате. Москве, Польше. Участвует в выставочной деятельности и поныне.

Собственно же то, что принято именовать «трудовой деятельностью», неотделяемой у художника от творчества, оказалась в целом связанной именно с Кустанаем, куда Луговой вернулся после окончания училища. Здесь он работал в мастерских художественного фонда, где, наряду с коллегами «выполнял заказы по художественному оформлению» родного города. Им украшены такие здания, как Дом культуры «Строитель», Дом печати, педколледж и целый ряд других. Уже позже его дизайнерские проекты легли в основу оформления медицинского центра «Жемчужина», стоматологической клиники. Дизайном С.Лугового выделяются аптеки торговой марки «Цветная» (3, с.12).

О своей работе в художественных мастерских С.Д.Луговой отзывается с большим теплом: «Для меня они сыграли огромную роль.Там я нашел своих друзей по творчеству… Одной из первых моих работ стали 40 чеканок для кинотеатра Кустанай (ныне на его месте комплекс «Март» - Ю.Б.). Я (25-летний) смог сделать их в короткие сроки благодаря поддержке опытного в этом деле Николая Гончарова…» «Мастерские позволяли художникам творить и одновременно зарабатывать. Когда я появился в мастерской в конце 80-х, там уже работали мои одногодки, около десяти человек, они занимались выставочной деятельностью, ездили в Москву, Алма-Ату (и не только). Чувствовалось движение. Работа была постоянно и у нас было достаточно средств для поездок на зарубежные выставки. Временами мы работали до часу ночи. Наши мастерские. вообще, мне напоминали парижский «улей», куда со всех стран собирались художники… О том времени у меня остались самые позитивные воспоминания… (Вариант: «Время, что я там проработал, связано с позитивом)»

На вопрос же интервьюера, «а насколько тогда проникала в творчество советская идеология», Луговой начала нашего тысячелетия говорил: «Я никакого давления лично на себе не ощущал, да и требований – это пиши, это не пиши – не было. Наоборот, мне довелось встречаться с людьми из власти, которые были неконсервативны, помогали мастерским. С уважением относились к художникам. Ни разу не замечал никакой чванливости с их стороны, мне лично помогли приобрести… квартиру. из которой я сделал свою мастерскую, причем никому никаких взяток не давал. Думаю, страх остался у людей на генетическом уровне, мол, идеология довлеет и прочее. Вероятно, со сталинских времен. Многие даже и не начинали возить свои работы на выставки за пределы Костаная. Мы вывозили, участвовали, и все проходило отлично…» [2].

В 1988 году С.Д.Лугового приняли в Союз художников СССР (секция «графика»). Ныне же он является членом Союза художников Казахстана. Поклонник Сальвадора Дали, Луговой отдает дань творчеству этого знаменитого художника и в своих картинах. Сравнивать, конечно же, было бы некорректно. Но, хотелось бы заметить, что сквозь причудливое переплетение, подчас эпатирующих образов у Лугового зачастую более четко проступает рационально философское начало, как, например, в картине с вилкой, воткнутой в плоть, расчленяемой земли (картине, ассоциирующейся сегодня с разделом бывшего Союза ССР, стала «Битва во вторник за среду»).

Известны и его пейзажные работы, а экслибрисы были отмечены на биенале в польском городе Мальбурге (Мальборге). За пределами Костаная известны и дизайнерские работы Лугового. Таково оформлениţ Центра крови в Чимкенте. В период же, когда создавался современный облик московского нового Арбата Луговой, не будучи архитектором, был привлечен и к этой увлекательной работе.

В последние годы, в немалой мере и в связи со сложившейся ситуацией, и в связи с личными увлечениями все более занимается дизайном.

Показательно, что не только изображенное С.Луговым, но и названия целого ряда его работ имеют многослойный подтекст. Например: «Локон дамских волос в руке цирюльника» (1995). «Фея сна»(2000). «»Вознесение» (2010), «Встреча с цветом» (2011), уже упомянутая «Битва во вторник за среду» (1989), «В свете новых пирамид» (1999), «Падение лестницы, дающее возможность подняться на парящие облака» (1995), «Куриный божок» (1991) и другие. Даже название одной из его персональных выставок звучало так: «Между прошлым и будущим. Феноменология духа». И это не просто претензии на оригинальность, некую «философичность» с модным налетом. Сергей Дмитриевич по самому своему духу философ. В том древнем понимании слова, которое означает не внешнюю, формализованную образованность, не некую остепененность, а устремленность мысли и духа. Уже его интервью, естественно, ограниченные «законами жанра» ненавязчиво свидетельствуют об этом. В одном из них, касаясь собственных увлечений, Луговой роняет: «… Люблю, когда в обыденном есть рукотворность. Чтобы дать возможность человеку самому додумать, доделать. Заглянуть дальше завтрашнего дня». В другой беседе, на вопрос о том, верит ли он в судьбу с легким флером мимолетности, «гусарства», не лавируя, отвечает: «Верю. Вот ездил поступать в Киевский художественный институт. И работы там мои оценили по достоинству, и тетя у меня в Киеве жила, так, что проблем с жильем не возникло бы. Но в день экзамена я вдруг решил, что в дождь на экзамен не пойду. ( В беседе с автором этих строк, та же история прозвучала несколько проще, но не менее занятно, если только здесь применимо это слово: совсем еще молодому Сергею почему-то показалось, что в субботу, да еще и в дождь, экзамена не будет). И, - продолжил он, - с каким-то непонятным чувством радости поехал на вокзал домой. В итоге получилось так, что летом я не поступил в институт, а осенью уже женился… правильно говорят, что на роду написано, то и будет…»

Не будем с этим ни спорить, ни соглашаться. Но жизненнофилософский настрой ума сквозит у Лугового не только в интервью и работах изобразительного характера. Художник, график, чеканщик и дизайнер пробует себя в слове – Слове с большой буквы. И эти пробы, по своему, очень интересны. Думается, что вообще, именно на перекрестках видов и жанров творчества мы встречаем немало находок, либо, по крайней мере, того, что привлекает внимание, побуждает задуматься. Так, например, прекрасно рисовали и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, и великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко, а поэтическое творчество Андрея Вознесенского, которого судьба связала с Архитектурным институтом, оказалось насыщенными такими зримыми образами, такими виражами ассоциаций, которые ни с чем не спутаешь. Не сравнивая и не оценивая меру талантов, известности, успеха – ибо дело это щекотливое и не всегда стоящее, затрачиваемых на него усилий, попробуем сосредоточиться именно на процессе, на самой специфике взаимосвязей. У Лугового эта специфика – в движении мысли от кисти к слову, движении увлекательном не только для автора, но и для читателя. Зоркий глаз художника, глаз, приученный подмечать нюансы и видеть в частном, вроде бы мелком, существенное и достойное внимания, замечательным образом являет себя и при прикосновении к слову. Не будем, опять-таки, оценивать «значимость» литературных «мимолетинок» Лугового – это дело литераторов-профессионалов. Просто попробуем прикоснуться к нескольким фрагментам из его словесных зарисовок, где зримость, осязаемость, ненавязчивая философичность и слово слиты в единое целое. Вот, например, «Победитель», в котором краски слов неотделимы от графически очерченных зрительных образов: «Небо споткнулось. Упало на черный асфальт и деревья начали двигаться в зеркалах луж. Обворожительно неторопливо, а иногда резко. Как это делают наложницы, двигающие в танце бедрами под властным взглядом персидского шаха». Или вот, встреченные на улице мужчина и женщина, «одетые в стиле «распавшегося Союза»… А рядом – мимолетная зарисовка о месте, где художник «стал невольным свидетелем трагедии. Из-под кустов выскочила кошка, неся в зубах «спящую» птицу. Когда трусцой она уже пересекала дорогу, две сороки сорвались с высокого дерева, преследуя кошку. Они громко трещали, пытаясь разбудить птицу, с осуждением покачивали в стремительном полете крыльями и грозили длинными хвостами. По большому же счету… они напоминали скорее двух ревизоров в белых рубашках с черными нарукавниками. Они обнаружили вора, но не собирались наказывать его.

Еще долго раздавались у меня за спиной их треск и гомон осуждений над терзающей птицу кошкой».

А вот еще несколько мгновений, несколько взглядов Художника, облеченных в слова: «Дом одевался в шубу из штукатурки.

Оголенные до пояса жилистые, лоснящиеся на солнце фигуры обильно роняли вниз цементный раствор и маты.

Июнь, стыдясь этого, посыпал все белым прахом тополиного пуха.

Он был везде… даже внутри, как те маты и жестокие мысли по поводу».

Вслушаемся, точнее, всмотримся в еще одну миниатюру – «Щебень»:

«Треск лопнувшей тверди, огонь и смола. Масса течет и смешивается, исчезает в черной глазури и мраке.

Бальзамируется твердь. Теперь она безмолвно ляжет нам под ноги.

А мы, подменив ее гордое имя Твердь, данное ей однажды Богом, заставляем служить нам, ищущим тщетно власти надо всем, что нас окружает».

Это уже философия. Философия, четко очерченного зримого контура Мысли и сросшегося с ней Слова. Завершить же это перебирание четок слов и образов хотелось бы фрагментом встречи «давнего знакомого» в мастерской художника: «До глубокой ночи мы сидели друг против друга,под тихим гудом неоновой лампы. Каждый из нас хотел напомнить о своем, казалось, очень значимом. Вспоминали и забывали прошлое, беспрестанно выпуская дым из тлеющих сигарет. Наш разговор качало, словно морскую волну, притягиваемую мутным диском луны. Я смотрел на песчинки слов, выброшенных на берег моего сознания, обнаруживая в том определенную закономерность. Думается мне, что он испытывал то же самое. Казалось, он говорил то, о чем я думал до его появления. Эти чувства и ощущения томили меня последнее время, а я, наивный, стремился ускользнуть от них каким-то суетливым движением вперед

Стоя в огромном холле своей студии, среди дыр, которые создавали висящие картины, я говорил ему, что сквозь них сквозит давно прожитым мною, кажущимся теперь наивным и банальным, но сидящим во мне и по сей день. Впору бросить это занятие, так как, кажется, что живопись скупа и не в силах передать всей полноты чувств, наполняющих меня. Словно утопающий с соломинкой в руках.

Какое-то время промолчав, он продолжил: «А ты помнишь?..»

Может показаться странным: человек, которому столько удалось сделать – и испытывает «ностальгию» по иному – не сделанному и не пройденному. Но, может быть в этом и тайна творчества – тайна, связующая воедино и столицы, и заносимые пылью времени провинциальные городки и поселки? Тайна, кроющаяся в тяге к еще невыраженному, не явленному, не осуществленному? - Ведь только тот, кто «оседлан» этой тягой к созиданию, чувствует и подчас очень болезненно, сколь многое он не сделал, не свершил, из того, что, как ему кажется, и мог, и должен был совершить. Поэтому-то, быть может, «муки творчества», помимо всего прочего, это еще и постоянные муки выбора, муки предпочтения одного, содеянного, другому, которое не будет претворено в Нечто именно потому, что выбор пал не на него.

 

Литература

  1. Олексюк А. Сергей Луговой. О чем молчат камни. – Каталог выставки в областной библиотеке им. Л.Н.Толстого. – Костанай, 2009.
  2. «Сергей Луговой: «Художник может заглянуть и в прошлое, и в будущее». Беседу вел Николай Стадниченко. - Собеседник «КН».- Костанайские новости. 5 ноября 2009 г
  3. «Сергей Луговой: «Скучные дома создают скучные люди либо непрофессионалы». – Беседка. Ведущая страницы. Светлана Офицерова. – Костанай, 24 декабря 2009 г.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.