Одним из важных информационных источников для исследования культуры казахского народа является прикладное искусство - ручное ткачество. Традиционность, широкое распространение его в быту, наличие в них набора структурных признаков (матерная техника, колорит, орнамент, семантика) возводят данный вид искусства в разряд репрезентативных исторических источников [1, с. 120].
В условиях современности трудно определить точную дату; когда возникли домашние ремесла, но история их развития уходит в далекую древность.
Первые предметы декоративно-прикладного искусства были обнаружены еще в неолитическое время.
Мир кочевников Великой степи был очень разнообразен. Специфика и своеобразие культурной жизни номадов порождены целым рядом объективных и субъективных факторов; постоянно меняющиеся климатические условия продиктовали ее обитателям различные формы приспособления к окружающей среде.
Основные черты развития культуры и искусства у степных народов с давних пор определялись потребностями кочевого быта, который определял и тип жилища, и его убранство, и одежду – формировал представления о красоте [2, с.6].
Интересный материал о декоративно-прикладном искусстве можно почерпнуть из сказаний, легенд, основная тема которых - трудолюбие и талантливость народных мастеров. В эпических произведениях прослеживается историко-культурная традиция, восходящая к эпохе кипчаков-ногайцев и к еще более древнему времени [6].
Сохранилось множество прекрасных легенд, посвященных мастерству и творчеству казахских умельцев-ткачей. Например, в легенде о хане Онере говорилось; «Легендарный хан Онер не только красив собой, силен и храбр, но он очень трудолюбив и каждый год ткал по ковру, который поражал всех своей красотой». Особенно красив был его ковер с красным фоном [1, с.25]. Множество сведений о декоративно-прикладном искусстве казахов встречается в трудах европейских этнографов и путешественников, посещавших различные районы Казахстана во второй половине XVIII - начале XIX вв. Начиная со второй половины XIX века, в изучение Казахстана активно включается Русское географическое общество и особенно его Западно-Сибирский отдел. Вопросам изучения памятников казахского народного искусства в целом и сохранению отдельных его видов было положено такими русскими учеными, как П. Паллас [8], В.В Бартольд [9], А Левшин [10], Г.Н. Потанин [11], членами Туркестанского кружка любителей природы, а также казахским ученым Ш.У. Валихановым [12].
Одним из первых авторов, целенаправленно изучающим казахское прикладное искусство стал С. М. Дудин - один из крупнейших историков и теоретиков искусства народов Средней Азии. В 1901 году в журнале «Зодчий» была напечатана его работа «Резьба по дереву у киргизов». В 1905 году были опубликованы акварели орнаментов резьбы и росписи по дереву, инкрустации. После революции С. М. Дудин опубликовал теоретическую работу «Казахский орнамент» - результат многолетнего изучения казахского народного искусства [13]. В настоящее время его рисунки и композиции хранятся в Научно-исследовательском музее Академии художеств России.
Энтузиастом изучения казахского прикладного искусства был немецкий исследователь Р. Карутц, специально приезжавший на Мангышлак для обследования быта, культуры и искусства казахов и туркмен [14].
Казахский ковровый орнамент изучал с натуры А.Е. Фелькерзам, автор работы «Старые ковры Средней Азии». Он описал более двадцати ковровых узоров. Искусствовед В. М. Чепелев - автор статей «Об искусстве казахского народа» и предисловия к альбому Е. А. Клодта «Казахский народный орнамент» [15].
Под руководством А.Маргулана в республике начинается целенаправленное изучение истории казахского народа, его культура, искусство и быт. Вклад в изучение декоративно-прикладного искусства казахов такие исследователи, как Басенов Т.К. [16], Муканов М. [17], Аргыбаев Х. [20] и др. Они дали научно обоснованную картину возникновения и развития казахского прикладного искусства, раскрыли сущность орнамента, симметрии, равновесие фона и рисунка, цветовые соотношения и композиционные объединения и т.д.
Но, несмотря на данные научные работы, научные работы исследования в области прикладного искусства еще далеки до завершения, ждут своих исследователей, особенно сейчас.
В бурю социально-экономических преобразований, в тяжелые годы бедствий народ сохранял свое искусство национально самобытным и донесего таким до наших дней. Несостоятельность и вредность "теории" исчезновения прикладного искусства с появлением фабричных изделий очевидны. Сегодня жизнеспособность этого искусства уже не вызывает никаких сомнений.
Жизнь кочевников в постоянно меняющейся обстановке предъявляла соответствующие требования и к изобразительному искусству, которое было тесно связано с их бытом. Ковроделие и изготовление предметов домашнего обихода из войлока известны многим народам Азии и Европы, однако наибольшего развития они получили у кочевых народов. Два близкородственных народа - казахи и киргизы - довели этот вид домашнего ремесла до уровня высочайшего искусства. Как известно, ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому вся красота и художественное вдохновение мастериц ручного ткачества воплотились в орнаменте. Термин «орнамент» обозначает - узор (украшение), построенный на ритмическом чередовании и организационном расположении элементов. Орнамент наносился всегда и везде. Исследователи отмечали, что казахи живут как бы в мире орнамента. «Окружающая действительность своеобразно опоэтизирована ими в гамме узоров. Ковры, утварь, посуда, оружие, одежды - все любовно покрывается орнаментом» [19]. Мастера знали, что орнамент оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека. Ему свойственно передавать ощущения радости и печали, любви и счастья. Обращаясь к казахскому орнаменту, можно отметить, что почти каждый орнаментальный мотав, рассматриваемый изолированно, в отрыве от композиций а комплексов изделий и сооружений, имеет прямой прототип в более ранних художественных традициях Ближнего Востока, Средиземноморья, Центральной Азии. Выделив и рассмотрев их в сопоставлении с мотивами древних орнаментов, кроме решения частных и локальных вопросов, можно убедиться в давности и плодотворности культурных контактов, в развитии торговых связей между странами, что, несомненно, наложило отпечаток на развитие декоративно-прикладного искусства казахского народа. Однако если рассматривать не отдельные элементы и мотивы, а достаточно полные комплексы и ансамбли, то можно заметить, что орнаментальная система казахов обладает ярко выраженной национальной спецификой. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны, они сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. Основные узоры можно разграничить на геометрические, растительные, зооморфные, космогонические, которые применялись на протяжении XVII - начала XX вв. Из сочетания основных узоров образовывалась масса производных [16, с.13-18].
Развитие орнаментального искусства происходило под влиянием окружающей среды, с учетом потребностей кочевой жизни.
Лучшим изделиям присущи гармоничность композиции, ясность и частота орнаментальных форм, сопровождающиеся поразительной изобретательностью и виртуозностью членения плоскости. Казахскаяорнаментика избегает мелких, запутанных форм, ее элементы представляют собой сравнительно крупные силуэты. Характерными особенностями казахского орнамента, применяемого в ковроткачестве, являются равенство площади узора и фона, господство метрии орнамента по вертикальной оси, четкость рисунка и ограниченность используемых расцветок. Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создавались они народными умельцами своеобразно и творчески, с большой любовью. В этих узорах полностью проявился образ жизни и окружающий мир кочевников, где можно найти и «след верблюда» (туйе табан), и «бараний рог» (кошкар муйз), «кость» (жіліншік) и «позвоночник» (омыртқа) и «собачий хвост» (ит құйрық) [7, с.86] и мн. др. Очень часто в ковровых изделиях можно было встретить древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, символы небесных светил, мотивы растительного характера - цветы и деревья, что указывало, иногда, на принадлежность их к определенному роду или жузу. Специфика нашей республики, ее громадные просторы определяют стиль и названия орнаментов, географию их происхождения. Мастеров орнаментального искусства из Южного Казахстана отличает стиль совместного применения бараньих рогов и геометрических фигур. В таких регионах, как Северный, Центральный и Восточный Казахстан, подавляется стиль зооморфического кроения, а в Западном Казахстане родился удачный стиль орнамента - зооморфический с флористическим. Различные элементы орнамента у разных мастериц в разных районах имели свои секреты изготовления и названия. Практически невозможно охватить полностью все названия орнаментов или дать характеристику каждому из них, так как каждый создатель сам дает своему орнаменту отличительное название.
Мастер в народе почитался, считался уважаемым человеком. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо было долго учиться прикладному мастерству. С. Б. Броневский, который долго жил среди казахов, изучая их быт, неоднократно отмечал «трудолюбие казахских девушек, прилежно и искусно занимавшихся прикладными искусствами и вышивкой».
В структуре казахского войлочного ковра всегда есть «коль» и «жиек» - центр и края. То есть квадрат центрального поля сырмака окаймлен со всех сторон полосами бордюров. За редчайшим исключением, традиционная форма казахского ковра бывает прямоугольной. Соотношение сторон обычно бывает 2:5. Четыре стороны ковра могут означать четыре стороны света «по которым скитался мятежный Коркыт» [6], [21,с.90-91].
Особенность цветовой стороны художественных изделий и ковров казахов - контрастность. Применение не очень многочисленных тонов и оттенков дает изумительные, по своей красочности, сочетания, а преобладание отдельной краски в казахском народном орнаменте подчеркивает его эстетическую силу, жизнеспособность, правдивость изображения, величие человеческого мастерства. Удачное решение сочетания красок и их созвучие составляют основу идейного и эмоционального воздействия орнамента на человека.
Важнейшим видом традиционного казахского искусства казашек является вышивание.
Если тканые изделия выполнялись для рынка, то вышивание не имело черты ремесленного производства. Вышитые изделия или оставались дома, или увозились в качестве приданого. Среди местного населения вышивка сегодня присутствует, в основном, в наволочках подушек, полотенцах, подзорах кроватей. Вышивка бытовала повсеместно, но наибольшего расцвета в XIX в. достигла в Восточном и Юго-Восточном Казахстане, а также в восточных районах Центрального Казахстана, т.е. в тех областях, где отсутствовало в рассматриваемый период ворсовое ткачество. Вышивали казашки на полотнах домашнего производства: коже, замше, войлоке, сукне, а также в привозных тканях: хлопчатобумажных, шелке, бархате, сукне и др.
Вышивание было наиболее доступным способом художественного самовыражения казахской женщины. Индивидуальность творческого процесса, относительная несложность техники давала свободу фантазии. В свободное время женщина неспешно занималась любимым делом, погружаясь в свой сокровенный внутренний мир. В эти минуты она уходила в иное измерение, соприкасаясь с чудом творческого вдохновения. В красочном потоке прихотливого орнамента можно было выразить мечты о прекрасном. Видимо поэтому орнамент в данном виде творчества удивительно самодостаточен, ему присуща особая сказочность и фееричность красок.
В казахской вышивке присутствуют растительные, космогонические, зооморфные и геометрические мотивы.
В необычайном разнообразии узоров вышивки можно выделить воспроизведение, в той или иной степени стилизации целого комплекса растительных мотивов - это деревья, ветви, побеги, листья, бутоны яблони и всевозможные цветы, солнце, его лучи, рога барана, оленя, птицы, S - видные и лировидные фигуры.
В орнаментальный комплекс казахской вышивки входят мотивы Средней, Передней Aзии: «пальметта», «бадам», «гранат», «лотос», лира и др. Многие из перечисленных орнаментальных мотивов присутствуют и в других видах прикладного искусства.
Однако в вышивке они имеют своеобразную трактовку: цветы изображаются роскошными, если воспроизводится листва, то очень сочной и живой, а извилистость и прихотливость стеблей доходит до изощренности. Орнамент компонуется в розетки, синусоиды, квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники. Но в целом, надо отметить, что в вышитых изделиях преобладают солярные мотивы, передающиеся в богатейших вариациях с разнообразной внутренней разработкой. Солнце изображается в виде вертуна, цветочной розетки, спирали, окружности, вписанной друг в друга.
В построении орнаментальной композиции мастерицы проявляли тонкий вкус, стремились к созданию декоративного богатства за счет разнообразия направлений, масштабов орнаментальных мотивов, характера фактур Оригинальными образцами вышитых изделий являются войлочные коврики: «қалауыш», «қомша», заменяющие функцию покрывала на кровать, чаше всего в таких изделиях используется войлок кораллового и белого цветов, где вышивка цветов выполнятся в прикреп. Узоры выполняются в сочетании с узорной строчкой в виде спиралевидных завитков, геометрических узоров.
Казахская вышивка отличалась богатством художественных решений, характеристикой, локализующимися в масштабе определенного рода, племени, региона.
Например, орнаментальный строй вышивки Западного Казахстана отличался выраженными геометрическими мотивами. Вышивка Вернинской области интересна была тем, что в ней часто присутствовала техника мелкого креста. Особенности вышивки проявляются в легком графическом контурном узоре, где преобладают прямые линии, расходящиеся лучи, изгибистые стебли. Такие композиции можно было увидеть на головном уборе - кимешек, покрывалах для одеял и т.д.
В целом, своеобразие казахской вышивки проявляется в общности орнаментальных тем, в последовательном расположении непереплетающегося узора, в соединении с динамикой композиционного решения, сочетаний непрерывного и прерывистого орнаментов, линейного узора и крупнофигурных изображений. С пышным великолепием казахские вышитые изделия демонстрируют и строгие уравновешенные решения, а также изысканные монохромные разработки, вызывающие самые разные ассоциативные ощущения.
Лучшие образцы казахской вышивки, составляя национальную сокровищницу, представляют собой оригинальный вклад в мировое творческое наследие народного искусства. Они экспонируются в фондах музеев республики, в Омске, Москве, Санкт-Петербурге, а также в частных собраниях западных стран.
В настоящее время данный вид искусства все еще жизнеспособен. Особо в народе ценится мелкая ручная вышивка, выполненная очень аккуратно, почти как машинная. Порой казашки вышивают, пользуясь иллюстрациями книг по рукоделию. Помимо этого встречается современная тематика с изображением герба и т.д.
Однако стоит отметить, что условия рыночной экономики обусловили определенный спрос на продукцию ручного творчества, в том числе, вышивального [24,с.114].
Одним из разряда специфической категории бытовых вещей являются переметные сумы - «қоржын». Этот предмет необходим был путнику в качестве дорожного саквояжа. Карманы сумы, перекинутой через лошадь или верблюда, заполнялись самыми нужными вещами: снедью и водой. С помощью имеющихся мелких сплетающихся петель карманыплотно закрывались, а расстегивались они одним движением руки на манер механической молнии. Функциональное назначение этих изделий (выдерживать значительные тяжести) обусловило выбор их исполнения, т.е. при любой технике осуществлялось более плотное тканье, что должно было обеспечить прочный, не подвергающийся быстрому износу материал. Важность практической роли «қоржына», а также издревне идуший высокий семиотический статус полостей, в данном случае сумок, как вместилищ, олицетворяющих идеи плодородия, предопределили фигурирование этого предмета, как сакрализованной вещи, в свадебном церемониале.
В целом, казахским тканым изделиям присуще преобладание в колорите красного цвета, доминирование геометризированных узоров, что связано с техникой исполнения.
Даже беглый обзор истории развития казахского прикладного искусства говорит о сложности его состава, о глубокой древности его истоков, значительной давности развития многих его компонентов на местной почве, связанных с ментальностью, образом жизни и кочевым бытом степняков.
Литература
- Тахтабаева Ш.Ж. Особенности тканых изделий казахов их пространственные аналоги.// Вестник КазНУ.- 2000. - № 4.
- Сураганов С.К. Некоторые аспекты декоративно-прикладного искусства в этнокультурном наследии казахов.//Саясат. — 2000.
- Геродот. История в девяти книгах. Kh.IV., Л., 1979.
- Гиппократ. Сочинения. См. Хрестоматия древнего мира, в 3-х т. Т. 2. М., 1980.
- Дженкинсон. Путешествие в Среднюю Азию. - В кн.: Андийские путешественники в Московском государстве в XVI в. Л- 1937.
- Коркут-ата сы. Книга моего деда Коркута. Семей, 2004.
- Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата: Онер. Т. 1., 1986.
- Полл ас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. См. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-ти т. Т. 3. Алматы, 2000.
- Бартолъд В.В. Сочинения т.2, ч.1.. М.,1963.
- Левшин A.M. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Ломоты, 1996.
- Потанин Г.Н. Материалы для истории Сибири. См. Хрестоматия по истории России. Москва, 2000.
- Валиханов Ш.У. Собр. соч. А.:Наука. 1961.
- И.Дудин С. М. Киргизский орнамент. Восток, кн. 5- М-Л., 1925.
- Карутц Р. Среди киргизов и туркмен на Маıɪɪш·г'чаке. -В кн.; Ибраева К. Казахский орнамент. А.: Опер, 1974.
- Чепелев В.М. «Об искусстве казахского народа» см. в кн.: Клодта Е. А. «Казахский народный орнамент».
- Басенов Т.К. Орнамент Казахстана АН Каз. СССР, 1957.
- Муканов М. Казахские домашние ремесла. А.: Казахстан, 1979, Казахская юрта. А.: Катар, 1981.
- Аргынбаев Х.А. Историко-культурные связи русского и казахских народов и их влияние на материальную культуру в серединеXIX и начале XX веков. // «Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз. СССР». Т. 6. Алма-Ата, 1958.
- Ибраева К. Казахский орнамент. А.: Онер, 1974.
- Джанибеков У. Культура казахского ремесла. А.: Онер, 1982., Эхо... Алматы, 1991.
- Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
- Шнейдер Е.Р. Казахская орнаментика. Л. 1927.
- Шерштам А.Н. Киргизский народный повествовательный узор. Л.:, 1948.
- Тохтабаева Ш.Ж. Художественные традиции казахской вышивки.