Образовательная система Казахстана реформируется как отражение прогрессивного развития общества, развивается на принципах гуманизма и демократии независимого суверенного государства. Однако, подрастающее поколение формируется в социальных условиях, характеризующихся сменой ценностных ориентиров, дифференциацией доходов, высокой занятостью или ещё имеющей место безработицей родителей, где имеют место осложнения, связанные с утратой духовности в сфере общественных и национальных отношений.
В этих условиях исключительно важной становится роль детского сада, школы и педагогической науки как гарантов гражданского мира, сохранения культуры, духовности и общественной нравственности.
Исходя из этого, повышается важность целенаправленного духовнонравственного воспитания в образовательном процессе. На детские сады и школы ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации учебно-воспитательной работы, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и социальных идеалов человека, позволяющие целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.
Особое место в воспитании толерантной личности отведено детскому саду, где закладываются основы мировоззрения детей, их диалектическое мышление.
Успешное формирование духовно-нравственной культуры дошкольника может быть осуществлено в рамках системы:
- целенаправленное использование предметов гуманитарного цикла;
- вычленение гуманитарной составляющей из всех образовательных областей;
- гуманизация отношений «воспитатель - ребёнок».
Целенаправленное использование предметов гуманитарного цикла в формировании духовно-нравственности дошкольника реализуется через образовательные области и их разделы, которые преподаются в дошкольных учреждениях, как «Самопознание», художественная литература, изобразительное искусство, музыку, казахский, русский, английский языки, экологию и ознакомление с окружающим.
По мнению, П.И. Пирогова главную роль в формировании духовнонравственного мира личности играют гуманитарные науки, поскольку нигде не заключается образовательности для внутреннего мира человека больше, как в учении, недаром названном гуманным[1, c.144].
В настоящее время гуманитарное направление является приоритетным в мировом образовательном пространстве.
Анализ учебного плана дошкольного учреждения показывает, что на предметы гуманитарного профиля приходиться более 60%, что вполне достаточно при целенаправленном использовании содержания предметов для формирования духовно-нравственной культуры ребёнка. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта – стали дефицитом, особенно важно использовать содержание предметов гуманитарного цикла для воспитания толерантной личности в дошкольном учреждении, что несомненно будет способствовать воспитанию отзывчивости, доброты, социальной коммуникабельности, сознанию сопричастности общечеловеческим задачам, стремлению к развитию интеллектуального потенциала. [2,c.155; 3,c.350].
Вычленение гуманитарной составляющей всех образовательных областей с целью формирования духовно нравственных качеств в детском саду осуществляется на основе междисциплинарных научных знаний.
Гуманитаризация образования в дошкольном учреждении неразрывно связана с интеграцией знаний [4]. Для нашей системы формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников это означает, что процесс интегрирования будет осуществляться в двух направлениях:
первое направление – эволюционная картина мира у детей будет создаваться через призму раскрытия взаимосвязи «человек – общество - природа»;
второе направление - интеграция будет идти по гуманитарной составляющей (изучение языков, литературы, истории) [5].
Понимание образования как фактора духовно-нравственной безопасности нации обусловлено его важнейшей ролью в сохранении культурной преемственности в духовном развитии личности, следовательно, общества в целом.
Гуманизация отношений «воспитатель - ребёнок» особо важная составляющая системы воспитания толерантной личности ребёнка дошкольника.
Вся педагогика – это сфера духовного, а учительская деятельность профессиональна, духовна по своей сути.
История педагогической профессии показывает, что борьба передовых педагогов за освобождение её гуманистической, социальной миссии от давления формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада проблема в судьбе педагога. Это борьбастановиться всё напряжённее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.
К.Роджерс, являющейся одним из основоположников современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересованно в огромном количестве комформистов (приспособленцев) [6,c.307]. Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителя высшего ранга, расставаться со своей, пусть меленькой властью (его слова актуальны и сегодня). «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь представленный нами – это вызов. Он предполагает не простое принятие на себя обстоятельств демократического идеала» [6].
Глубокая человечность – это и есть гуманизм в отношении «воспитатель - ребёнок», который предполагает основу – положительные отношения к чувствам детей.
Эта ориентация на положительное базируется на любви к детям. Речь идёт не только о любви к замечательным, талантливым, послушным детям, а о любви ко всем детям, независимо от того, хорошие они или плохие (возможно, к «плохим», «недолюбленным» - особенно)уже только по тому, что они дети и потому, что только чья-то любовь, как говорит Э.Фромм, даёт каждому человеку возможность раскрыться и «быть» [7,c. 408].
Благодаря описанию системы с обоснованием её современности в решении проблем гуманитарного образования осуществляется процесс воспитания толерантной личности человека.
Литература
- Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: Просвещение, 1996.-С.144.
- Шалабаев В.Е. Дорогами жизни. Костанай 2001г. – С.155.
- Турсунов Б. Духовно-нравственное воспитание. Алматы.-1996.-С.350.
- Кубаш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников.// Творческая педагогика №4. 2006.Алматы.
- Кунанбаев Абай, «Книга слов»- Алма-ата,1992.
- Rogerc C. «Frudom to learn for the 80-s». – Toronto; London; Sydney, 1983- Р.307с.
- Малышевский А.Ф. Мир человека – Москва. Интерпракс, - 1995.-С.408.