В настоящее время Казахстан переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в экономическом кризисе, не в смене политической системы, а опасность духовного кризиса, опасность в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Социальная среда ребенка - это окружающие его люди и сообщество, их деятельность, связи, отношения. Это общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплощенные в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного ребенка. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей.
В процессе социализации школьников, по нашему глубокому убеждению, педагоги свою деятельность должны строить на основе дидактических принципов духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождения детей к нравственному Идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, честность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга, любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостоянию злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний ипротивостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение своему государству, соучастие и соделание доброго). Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей становятся традиции национальной культуры и педагогики, представленные в различных подходах:
- аксиологическом, сущность которого заключается в том, что ценности духовно-нравственной жизни общества составляют основу стратегии в сфере образования, выступают основанием для конструирования и реализации его содержательной и процессуальной стороны;
- кулътурологическом, когда источником моделирования образования является социальный опыт, который аккумулируется в культуре. Основой в воспитании должны быть национальные духовнонравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: "Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии" [1,40]. Постигая национальную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки.
Духовно-нравственное воспитание требует соблюдения следующих принципов: одухотворенность образовательного процесса, соборность, приоритет эмоционального в постижении мира, ориентация на нравственный Идеал, воспитание примером, духовная укорененность. Дадим краткую характеристику этих принципов.
Одухотворенность. Первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, не некие специальные меры воспитания. В.В.Зеньковский утверждал: "Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе; и роль интеллекта, роль образования здесь вторична, хотя и очень существенна" [2, 167].
Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры. "Безпристрастное", а точнее равнодушное отношение к сообщаемой информации вредно. Знания нельзя отрывать от чувств. Знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь. Духовный контакт между участниками образовательного процесса раскрепощает внутренние силы детей, дает им выход. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовнонравственные начала у своих воспитанников.
Соборность — добровольное единение людей, устремленных к высшим духовно-нравственным ценностям. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать. Именно через соборность устанавливается неразрывная связь поколений. Соборность по определению противостоит агрессивности и эгоистическому соперничеству, желанию стать над другими.
Приоритет эмоционального в познании мира. Через эмоции происходят основные процессы восприятия детьми способов бытия в мире, причем не, только внешнего, что естественно, но и внутреннего. Л.С.Выготский писал: "Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике" [3, 140]. Знания идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания станут реальными побуждениями и результатами деятельности. Как замечает К.Д.Ушинский, "одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним связывает людей в честное, дружное общество" [1, с. 31].
Ориентация на нравственный идеал. Ребенок всегда ищет и находит образец для подражания, который воспринимает в первую очередь эмоционально. Идеал есть образец, эмоциональный пример в мыслях и поведении. В нравственном воспитании идеалом могут быть лучшие представители человечества. "Так что давайте изучать не калек, — писал А. Маслоу — а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия — другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество" [4].
Воспитание примером. "Лучше можно научить дитя примером, нежели словами", — говорил блаженный Иероним. Пример — обладает исключительной силой. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример дает конкретные образцы для подражания, активно формируя сознание, убеждения, чувства. Примером могут служить живые конкретные люди — родители, воспитатели, друзья. Но большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторические деятели. Психологической основой примера служит подражательность, благодаря которой дети овладевают социальным и нравственным опытом. Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. Если наши поступки пронизаны идеалами добра, красоты истинного, мы и ребенку откроем путь к этим идеалам. Личность ребенка образуется не путем усвоения правил поведения, он может их принять или не принять, не путем наказания и оценок — он может к ним приспособиться, а, по мнению С.Л.Рубинштейна, "в реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается" [5, с. 191]. В процессе общения складываются и проявляются чувства совести, доброты, порядочности, благородства, уважения друг к другу.
Духовная укорененность выражается в обычаях, обрядах и традициях. "Сила обычая, - пишет В.Д.Шадриков, - в формировании человечности заключается в том, что человек усваивает не нравственную норму, а способ действия, который нравственен по отношению к членам закрытого сообщества. В обычае человек живет. Научить обычаю значит научить жить. Без обычая нравственность не входит интимно в сущность человеческого бытия... Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род, ибо обычай — дух народа, его дела... Свою духовность мы получаем от предков. Она заключена в обычаях и преданиях" [6, 44-45].
Обряд одухотворяет повседневную жизнь человека. Национальные обряды — это камертон для настройки жизни ребенка на нравственный лад. Их исполнение формирует гармоничный уклад жизни. Только лично сопереживая обрядам, каждый человек научается не умозрительной, а действительной жизни по духовным законам.
Духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. В наше время возникла необходимость выделения образовательной области "Духовно-нравственная культура", позволяющей аккумулировать содержание духовно-нравственного воспитания. И в этой связи важнейшей проблемой учебного предмета в этой области является учебник.
Анализ школьных учебников и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме позволяет нам выявить формы и средства реализации духовно-нравственной парадигмы в учебниках и учебных пособиях. В учебниках по литературе и языку он может реализовываться через следующие формы: тексты, задания, упражнения, иллюстрации.
Тексты являются важным структурным элементом учебника. В школьных учебниках по объему они занимают ведущее место. В зависимости от целевой функции в дидактике выделяют познавательные, инструментальные, дополнительные, пояснительные, ценностноориентированные и эмоциогенные тексты. Исходя из доминирующей функции учебника приоритетными должны быть ценностно-ориентированные и эмоциогенные тексты.
Под ценностно-ориентированными текстами понимаются такие, основной целевой функцией которых является приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям школьников. Это могут быть макро- и микротексты, проясняющие конкретные ценностные аспекты духовной жизни детей. Характерным для ценностноориентированных текстов является то, что события, явления, факты, предметы характеризуются в них с точки зрения духовной ценности для общества и человека в соответствии с целями, принятыми нормами и духовно-нравственными идеалами. Тексты могут содержать прямые или косвенные оценки, выражать отношение автора. Ценностноориентированный текст обязательно должен переживаться читателями, необходимо позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение текста значительно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению.
Другой тип — это эмоциогенные тексты, основным назначением которых является пробуждение нравственных эмоций и чувств у учащихся. Их характеризует эмоциональная насыщенность, способность вызывать яркие впечатления и переживания. Это осуществляется через живое образное слово. Наиболее часто эмоциогенными бывают поэтические тексты. Эмоциогенные тексты должны подбираться так, чтобы пробуждать всю гамму духовно-нравственных чувств. Они должны быть высокого художественного и эстетического уровня, характеризоваться сюжетной напряженностью, контрастностью тем, яркостью эмоционально-художественных образов, соответствием эмоционально-образного содержания эмоциональному опыту школьников.
В.В.Зеньковский писал, что образы сказок, рассказов, стихи, рисунки, музыка — все это является как бы центром для оседания наших чувств, для их оформления в сознании [2]. Человек ищет уяснения своих чувств, и это достигается с помощью художественных образов, которые питают и пробуждают эти чувства. Получив образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства, дети приобретают духовную почву для божественного восприятия окружающего.
Значительное место в учебниках должны занимать внетекстовые компоненты. Среди них особое значение имеют задания и упражнения, программирующие деятельность оценивания и акцентирующие эмоциональные переживания.
Духовно-нравственное развитие тесно связано с образным мышлением, которое понимается как актуальная для ученика совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идеалов, благодаря которым он приобретает особое, эмоционально-образное знание об окружающем мире. Только такое знание будет живым, освещенным Божественным светом любви и милосердия.
Особое место в учебнике должны занимать иллюстрации. Они несут в себе содержательное начало, обусловленное принципами становления нравственной личности и эстетическими особенностями. В них должно проявляться концентрированное выражение живого образа духовности и святости. Важно, учитывая возрастные особенности развития детей, акцентировать их внимание на эмоциональной выразительности общей колористической тональности иллюстрации, учить чувствовать и понимать особенности средств выражения духовных чувств. Иллюстрация при реализации духовно-нравственного потенциала — не наглядное пособие, а одна из важных форм отражения моральных ценностей и развития духовной сферы личности ребенка.
Становится очевидной необходимость разработки технологии формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций и развития эмоционально-волевой сферы школьников, что составляет операциональный аспект образования. Основной дидактической единицей этого процесса является метод обучения. Следовательно, необходимо выделить методы, обеспечивающие усвоение эмоционально-ценностного компонента. В первую очередь, они должны отражать механизмы присвоения ценностей и эмоционального развития.
Проведенные исследования показали, что важнейшим условием передачи значимых ценностей школьникам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Главная трудность не в том, что дети не понимают, "что такое хорошо и что такое плохо", а в том, чтобы эти понимания приобрели для них соответствующий личностный смысл. Как пишет К.Д.Ушинский, "хорошо рассуждать о добродетели не значит еще быть добродетельным; быть справедливым в мыслях не значит еще быть справедливым на деле" [1, с. 323].
Таким образом, в процессе социализации школьников духовнонравственное воспитание школьников способствует:
- формированию навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащению эмоционального мира детей и формированию у них нравственных чувств;
- накоплению и обогащению опыта нравственного поведения воспитанников путем организации их практической деятельности;
- формированию у детей ответственности за свое здоровье;
- снижению агрессивности в поведении подростков.
Литература
- Ушинский К.Д. Пед.соч.: В 6 т. Т.1/Сост. С.Ф. Егоров. М., 1988.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания. М., 1996.
- Выготский Л.С., Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. http: //www. psychology. ru/library/00010. shtml.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1972.
- Шадриков В.Ф. Происхождение человека. М., 1999.