Денежно-кредитная политика в практике государственного регулирования экономикой является одним из основных инструментов воздействия на темпы и параметры экономических процессов. С точки зрения концептуальных основ, лежащих в основе мер государственного регулирования, можно выделить две концепции денежно-кредитного регулирования спросом и предложением денег.
Кейнсианская модель соединения рыночного механизма спроса и предложения денег, как модель государственного регулирования спросом на деньги нашла наибольшее применение в экономике США, Англии в части использования средств, обеспечивающих динамичное, без глубоких потрясений общественное воспроизводство. В качестве основного положения концепции, обеспечивающей развитие экономики, Дж. Кейнс выдвинул теорию «эффективного спроса» посредством влияния на него двух компонентов: потребления (личного потребления) и инвестирования (производительного потребления). Концепция необходимого управления спросом в то время была оправдана условиями затяжного экономического кризиса перепроизводства товаров, капиталов и рабочей силы, что определяло превышение денежного предложения. Концепция Дж. Кейнса была задействована в длительной практике государственного регулирования, параметры и направления которого имели свои особенности в различных странах, и модифицировались под воздействием объективных тенденций развития производительных сил. Главная особенность состояла в широком использовании кредитно-финансовых и бюджетно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры и сглаживания ее циклических колебаний [1, 11].
Модель совокупного спроса является в настоящее время господствующей интерпретацией теории Кейнса. В модели уровень цен или инфляция берется в качестве экзогенного переменного с последующим определением факторов, влияющих на уровень национального дохода. Рассматривая увеличение совокупного дохода в качестве важного фактора, определяющего ожидаемые расходы на потребление, Кейнс в то же время считал, что с ростом доходов уровень потребления не увеличивается в равнозначной степени. Он, как правило, меньше на величину сбережений, поскольку люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как растут их доходы [2, 43]. Естественная склонность к сбережению обусловливает снижение доли совокупного потребления по мере роста национального дохода. Занятость, потребление и инвестиции находятся в тесной функциональной зависимости. Недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов можно компенсировать увеличением инвестиционного спроса.
Количественная теория денег предполагает пропорциональноесоответствие номинального объема валового национального продукта (ВНП) объему денежной массы, или, что аналогично тому, когда спрос на денежные средства в реальном выражении пропорционален реальному объему ВНП. Поскольку реальный объем ВНП определяется имеющимися факторами производства и производственной функцией, то согласно количественной теории денег следует, что уровень цен должен быть пропорционален количеству денег. Таким образом, темп прироста денежной массы определяет темп инфляции. Именно данное обстоятельство, заключающееся в необходимости адекватной обеспеченности массы денег, составляет основную цель функционирования инструментов кредитно-денежного регулирования в переходный период экономического развития стран [3, 19]. Адекватность обеспеченности денежной массой означает товарную обеспеченность данной массы денег.
Большинством исследователей подчеркивается исключительная роль денег в воспроизводственном процессе, измеряемой участием денег в установлении цены товара. В условиях рынка эта величина складывается, исходя из стоимости товара с возможным отклонением цены от стоимости под влиянием соотношения спроса и предложения, конкуренции, что характерно для развитых товарных рынков, что только начинает действовать в экономике республики. Другие ученые считают, что денежная политика не имеет прямого выхода на товарные цены, разве только через уровень предложения денег. Это предполагает рассматривать инструменты денежно-кредитной политики в качестве фактора регулирования общей ценовой стабильностью, причем действующего наряду с другими факторами регулирования (регулирование цен монополий, воздействием налогово-бюджетной политики и приоритетов промышленной политики, состоянием платежного баланса и других). Надо признать, что положения второго подхода более реализуемы в переходной экономике, особенно на ее начальном этапе [4, 25].
В рыночной экономике денежный оборот обслуживает преимущественно рыночные отношения и в незначительной части - распределительные отношения. В силу сложившихся различных форм собственности денежный оборот обычно децентрализован - его исходный и конечный этапы сосредоточены в разных коммерческих и государственных банках. При рыночных отношениях экономическое действие денежного мультипликатора обеспечивает взаимосвязь и перелив капитала из одной сферы экономики в другую, производит образование новых безналичных денег в денежном обороте. В административно-распределительной экономике эмиссия наличных и безналичных денег монопольно производилась Государственным банком. В условиях рыночной экономики и двухуровневой банковской системы эмиссия безналичных денег осуществляется системой коммерческих банков, а эмиссия наличных денег - центральным государственным банком или Национальным банком республики. При этом вторичной является эмиссия безналичных денег, которые поступают в оборот из банков посредством их кредитных операций. Эмиссионный механизм приводит в действие механизм денежного, кредитного, депозитного мультипликаторов.
Следует отметить, что в административно-распределительной экономике механизм банковских мультипликаторов не существовал в силу того, что наличный и безналичный обороты денег обслуживали распределительные отношения в государстве. При этом соотношение между наличным и безналичным оборотом устанавливалось государством, денежный оборот был централизован: его начальный и завершающий этапы сосредотачивались в государственном банке. Безналичный оборот обслуживал преимущественно распределение средств производства через систему материально технического снабжения, а наличный оборот - распределение предметов потребления в форме реализации продуктов и услуг.
Активная денежно-кредитная политика становится во многих странах с многоуровневой банковской системой макроэкономическим инструментом регулирования денежного предложения. Однако, как случалось в зарубежной практике, политика постоянного дефицитного финансирования и экспансионистская денежно-кредитная политика могут инициировать механизм накачивания денежных потоков и раскручивания инфляции, стать причиной глубокого циклического кризиса, случившегося в мировой экономике в 19791981 гг., породить ряд последующих структурных кризисов: энергетический, сырьевой, экологический, валютный. Чтобы предотвратить подобные нежелательные последствия, государственное регулирование распределением ресурсов должно было формировать уровень инфляции, характеризующей равновесный уровень дохода и процента на товарных рынках.
В отличие от кейнсиансианского положения о неопределенности и непредсказуемости спроса на деньги, основоположник современного монетаризма М. Фридмен (а также К. Бруннер, А. Мельтцер) полагает, что желаемый населением денежный запас составляет некоторую устойчивую долю номинального валового национального продукта, и потому деньги являются наиболее инерционным элементом портфеля активов. Спрос на деньги становится наиболее устойчивой частью и рассчитывается как средневзвешенная величина уровней дохода за текущий и прошлые годы [5, 14]. Опираясь на модели равновесия в экономике (А. Маршалла и Л.Вальраса), монетаристы считают, что равновесие достигается автоматически путем изменения величины денежной массы, относя к денежной массе не только наличные деньги (банкноты и монеты), но и все депозиты коммерческих банков (срочные и до востребования). Динамику национального дохода и уровня цен (инфляцию) они рассматривают как производные от денежной массы. В отличие от кейнсианства, которое предельно упрощает портфельный выбор активов эмитента; или деньги, или облигации, монетарное направление денежно-кредитного регулирования предлагает более широкий набор альтернатив и проведение рациональной денежно-кредитной политики считается одним из решающих условий стабилизации экономики.
Отрицание Дж. Кейнсом саморегулирования рыночной экономики, упор в государственном регулировании на фискальную и кредитную политику связаны с недооцениванием воздействия денег на развитие внутреннего производства и занятости. Основа теоретических построений механизма государственногорегулирования экономики согласно концепции Дж. Кейнса выглядит следующим образом:
Y=C+G+I+NX, (1)
где: Y - номинальный объем валового национального продукта;
С - потребление (личное);
- - частные инвестиции;
NX - экспорт (чистый);
G - государственные расходы (закупки).
В данной концепции государственные закупки - основной компонент государственных расходов и важный элемент государственного регулирования, способствующий расширению или сокращению производства. В период спада государство увеличивает свои расходы, а во время инфляции - сокращает их. Государственные расходы, таким образом, оказывают влияние на уровень производства и занятость непосредственно, а налоговая и денежно-кредитная политика - оказывают косвенное влияние на производство. Так, налоги непосредственно воздействуют на потребление, а через него на национальный объем производства. Аналогично денежное предложение вызывает изменение процентной ставки, а последнее отражается на стоимости кредитов в инвестиционные проекты реального производства. Отсюда регулирующая роль денег и процентной ставки оказывается, по мнению кейнсианцев, не столь значительной по сравнению с государственными расходами [6, 39]. В условиях инфляции (после второй мировой войны) критическое отношение к постулату «деньги не имеют значения» привело к признанию монетаристской концепции, которая анализирует регулирование той стадией экономического цикла, которая сопровождается инфляцией, столь характерной в переходной экономике.
Проведение денежно-кредитной политики по монетарной концепции имеет свои особенности, первая из которых заключается в необходимости четкого применения инструментов денежно-кредитной политики, поскольку регулирование предложением денег (денежной массой) отражается на размере номинального ВВП с определенным лагом времени (от 6 месяцев до 2 лет), что делает малопредсказуемым возможный уровень инфляции.
Вторая особенность связана с регулированием процентных ставок в рамках монетарного правила, в соответствии с которым денежное предложение ежегодно должно расширяться в том же темпе, что реальный валовый внутренний продукт (предпочтительно на уровне 3-5%). В долгосрочном периоде оптимальна политика 3%-прироста денежной массы и реального объема производства, что предотвратит рост инфляции по причине ограниченной монетизации воспроизводства. Монетарная концепция исходит из уравнения обмена:
MV=PQ (2)
где: М - денежная масса;
V – скорость обращения денег;
Р – физический объем производства;
Q – средняя цена товаров.
Поскольку, произведение чистого физического объема продукции Q на уровень цены Р составляет чистый внутренний продукт Y, постольку можно приравнять левые части приведенных уравнений (1 и 2), в результате получим:
C+G+I+NX=MV
В левой части преобразованного уравнения отражены совокупные расходы на производство всей чистой внутренней продукции. В правой – количество денег, необходимое для этого, как эквивалент совокупных расходов на производство NVP. Отсюда можно утверждать, что монетаристская и кейнсианская концепции являются двумя подходами в оценке одного и того же экономического процесса. Основное отличие заключается в том, что кейнсианцы отводят деньгам второстепенное значение, поскольку, по их мнению, изменение денежного предложения оказывает косвенное влияние на изменение ВВП через процентные ставки и инвестиции. Монетаристы, наоборот, придают деньгам решающее значение, которые, по их мнению, определяет уровень производства, занятости и цен.
Третья особенность основана на характере стабилизационной политики в переходный к развитым рыночным отношениям период. В переходной экономике периодические подъемы и спады производства во время деловых циклов требуют проведения определенной стабилизационной политики, которая во многом зависит от теоретической концепции на роль денег в данном процессе.
Четвертая особенность механизма монетарной политики переходной экономики проявилась в характере интервенций, отличном от более слаженного механизма операций на открытом рынке в развитой рыночной экономике. Интервенции носили характер стерилизации не спроса на деньги (при снижении процентной ставки), а стерилизации предложения денег (для снижения денежной массы).
Безусловно, концепции должно и будут так или иначе использоваться в практике регулирования денежного обращения, но будут уже иметь другой штрих с учетом современного состояния экономики страны и глобальных тенденций в мире.
Литература
- Киреев А.А. Международная экономика -М.: Международные отношения, 1997.
- Кэмпбелл К., Кэмбелл Р., Доллан Э. /Деньги банковское дело и денежнокредитная политика. С.-Пб. : «Литера плюс», 1994.
- Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс , 1999
- Максимов В.Ф., Шишов А.Л. / Рыночная экономика: Учебник в 3т. Т.1. Теория рыночной экономики, М: СОМИНТЭЭК, 1992.
- Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Кэмпбелл Р Маконелл, Стэнли Л.Брю / «Экономикс», «Республика», 1992.
- Бутко В.Н. Причины и пути выхода из мирового кризиса: экономический и этический аспекты./ Международный научный журнал « Проблемы права и экономики», Изд-во «MASTER REPRINT», вып.1, №1, Костанай, 2010г. - с.811.