Сведения об авторе. Зимановская Анна Александровна преподаватель колледжа Казахстанско-Американского свободного университета.
Аннотация. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся и студентов интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета. Вовлечение обучающихся и студентов в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено также в процессе игровой деятельности.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Древнекитайская мудрость
Сегодня в мире существует много проблем, но начинать решать их нужно с воспитания и образования. Ум человека, его мысли и чувства – это то, с чем мы имеем дело, выбирая для себя путь педагога. И это важная составляющая часть в решении других проблем. Про это часто забывают в наш век информационных технологий. Ведь нельзя не учитывать то, что чем больше умеет техника, тем меньше работает мозг человека; чем больше функций мы перекладываем на компьютер и мобильные телефоны, тем хуже развивается память у пользующегося этой техникой. Сейчас не составляет труда найти информацию на ту или иную тему. Но настолько ее легко найти, настолько же быстро она и забывается. Важно помнить, что как бы ни была совершенна техника, мозг человека является самым универсальным средством хранения и обработки информации. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления» (С.Л. Рубинштейн).
Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Все мы знаем, что слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Ее роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни. Однако проблема воспитания интереса к изучению, в частности, к математике, является одной из сложных и важных задач в образовании.
Существует три довольно распространенных заблуждения:
- Математика не может быть интересной;
- а если и бывает интересной, то полученные знания не применяются в жизни;
- а если кому-то и пригодится, то уж точно не мне.
Математика действительно считается одной из сложных дисциплин и вызывает трудности при изучении у многих обучающихся. Некоторые вопросы математики кажутся недостаточно интересными, а порой скучными. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву, как считал К.Д. Ушинский, вот главная задача!» А возникновение интереса к предмету у обучающихся зависит от личности преподавателя, от методики и от того, насколько умело будет построена учебная работа.
Из всего этого возникает проблема. Учить нужно всех, а реальные возможности отдельных обучающихся оставляют желать лучшего. Как быть со слабыми и немотивированными обучающимися, если традиционные формы обучения не дают результата? Для решения проблемы можно использовать один из методов – использование игровых технологий.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в профессиональных средних учебных заведениях, является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся и студентов интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета. Вовлечение обучающихся и студентов в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено также в процессе игровой деятельности.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики видится нам в том, что:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающих бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие обучающих, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Таким образом, нас всё больше интересуют технологии обучения, формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении, развивающую обще учебные навыки: исследовательские, само оценочные, рефлексивные. Одной из таких технологий является игровая.
Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем, обучающиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога “поиграть на уроке”.
Игра это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную освоение диалектики общения;
- диагностическую выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.
Игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения.
Однако систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей, обучающихся и студентов, т.е. применение полученных знаний на практике.
Особую роль в преподавании дисциплин в средних специальных учебных заведениях играют такие формы, как ролевые игры, исследование конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т.д. Рассмотрим описание некоторых форм действий игровой деятельности, возможных для применения на занятиях в среднем специальном учебном заведении.
Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на том, что обучающиеся и студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике.
Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т.д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.
Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а обучающимся и студентам – открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.
Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.
Метод направляющего текста. Направляющие тексты можно рассматривать как центральный метод обучения, который выполняет в рамках комплексных учебных задач направляющую и структурирующую учебный процесс функцию. Метод направляющего текста, как правило, является составной частью процесса обучения, предполагающего шесть фаз: информацию, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценку. Направляющие тексты представляют собой обычно письменно зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным процессом. В рамках своих функций – управления и структурирования – направляющие тексты дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о дополнительных источниках информации для обработки заданной проблемы.
Проектный метод. Метод проектов для преподавателя – это альтернатива урочной системе, дополняющий ее и расширяющий границы творческой работы. Для обучающихся и студентов – это учебное дидактическое средство активизации познавательной деятельности, средство развития таких качеств, как самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за последствия. Обучающийся и студент вовлекается в активный познавательный процесс, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности, находить иные мотивы к учебе.
Таким образом, игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Считаем, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так, включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.
Дидактическая игра является средством умственного развития, т.к. активизирует различные умственные процессы. Чтобы понять замысел и усвоить правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснения преподавателя. Практика показывает предлагая обучающемуся дидактическую игру, необходимо, чтобы ее правила были точно сформулированными, а математическое содержание доступно пониманию. В отличие от коллективных игр, которые занимают в большинстве своем весь урок, дидактические игры используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в роли игровых моментов. В педагогической копилке автора данной статьи имеются следующие дидактические игры:
- графические диктанты,
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- кроссворды,
- ребусы,
- математическая окрошка,
- головоломки и др.
Игры используются на различных этапах урока.
Например, при изучении геометрии закрепить пройденный материал помогает игра «Инвентаризация». Суть игры заключается в следующем. На столе находятся накрытые скатертью модели геометрических тел (например, многогранники: куб, параллелепипед, призма, пирамида и др.). Группа делится на три команды. По одному человеку от каждой команды в течение одной минуты осматривают набор моделей. После осмотра снова их накрываю. Играющие должны вновь провести «инвентаризацию», т.е. записать на доске названия увиденных геометрических фигур. Затем к доске поочередно выходят следующие участники команд и выполняют чертежи перечисленных фигур. После этого, следующие записывают формулы для вычисления площадей данных фигур. Следующие – дают определение, формулируют свойства. И так по цепочке. Заключительный этап в игре решение задач трех уровней сложности.
Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал. К тому же, вышеперечисленные игры имеют здоровьеформирующую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность обучающихся на уроке.
При использовании игры на уроке необходимо помнить и про недостатки, которые могут возникнуть:
- Обучающиеся могут не включиться в процесс игры, остаться равнодушными (должны быть оговорены вознаграждения победителям: оценка, дополнительные баллы и др.);
- Игра может закончиться раньше или позже момента окончания урока (потому что к цели идут кратчайшими путями, необходимо подчеркнуть правила игры, продумать дополнительный материал и учесть возможности сокращений содержания);
- Возможно отвлечения внимания, нарушение дисциплины (оговорить штрафные баллы);
- Необходимо дополнительное время и большой объем материала для подготовки такого задания (требуется опыт и наработки по предмету).
Но вместе с трудностями, нужно отметить и достоинства игры как педагогической технологии:
- Активная включенность обучающихся в обучении;
- Высокая мотивация учения;
- Прочность усваиваемых значений;
- Развитие умений решать практические задачи;
- Развитие самостоятельности и творческого потенциала участников;
- Возможность моделирования различных систем (профессиональная деятельность, социальные отношения, природные процессы);
- Право на ошибку (безопасность действия).
Научить математике значит научить логически мыслить, научить думать, строить умозаключения, делать выводы.
Следует отметить, что активизация познавательной деятельности обучающихся – процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны педагога и их самих. Действительно, для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности, следует использовать не один прием, а множество приемов в определенной системе, в комплексе. Так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в активизации познавательной деятельности обучающихся. И одно из решений – применений игровых технологий.
Основные подходы к активизации познавательной деятельности считаю следующие:
- Для проявления интереса к предмету необходимо понимание важности, целесообразности его изучения (мотивации);
- Не слишком легкий, не слишком сложный материал не вызывает интереса, поэтому обучение должно быть посильным (принцип доступности):
- Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее занятиями, тем он интереснее (создание атмосферы заинтересованности);
- Не допускать перегрузок, переутомления, чередовать формы работы и методы;
- Чем чаще проверяются и оцениваются знания обучающихся, тем интереснее ему на уроке (поощрения и стимулирования познавательной деятельности);
- Учебный кабинет – это творческая лаборатория педагога, которая может оказать влияние на активизацию познавательной деятельности обучающихся;
Использование игровых технологий на уроках сильное средство в активизации познавательной деятельности (принцип творчества)
Игровые ситуации на уроках математики
Остановимся подробно на некоторых из них:
Игра «Аукцион» (устно–письменная, форма индивидуальная). Предлагается математическое понятие. Минимальная цена определяется по значимости понятия, но не менее 3–х баллов – 3–х предложений. За определенное время все обучающиеся пишут в тетради (или на отдельных листиках) все, что знают об этом понятии. По окончании времени зачитывается ответ, в котором самое большое число суждений об этом понятии. Обучающиеся, которые слушают, отмечают у себя встретившиеся суждения и дополняют не упомянутым суждением, верным по смыслу. Преподаватель корректирует сразу верность, грамотность высказанного суждения, затем определяет по общему числу всех верных суждений наибольшее количество возможных баллов (возможная максимальная цена). Понятие считается проданным тому, кто назвал большее количество суждений о понятии, верных по смыслу и близкое к максимальному количеству. По продаже нескольких понятий, возможно, выставить оценку за аукцион (если необходимо, то после проверки записей).
Игра «Морской бой». Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, обучающие быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
Игра «Математическое лото». Каждому обучающемуся выдается конверт, в котором одна большая карта с заданиями, а также несколько маленьких с результатами вычислений. Обучающийся должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий обучающийся переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления).
Использование игр на уроках математик позволяет сделать следующие выводы:
- Использование игровых моментов и методов возможно на любом этапе учебного процесса;
- Необходимо учиться методике игры и умело подготавливать игру;
- Дозировать применение игровых моментов по таким программным темам, которые требуют акцента на другие формы урока;
- Игру использовать только в комплексе с другими методами обучения;
- Игру нужно и можно использовать в любой группе и с любым уровнем познавательной активности и воспитания обучающихся;
- Педагогу необходимо владеть разнообразными игровыми приемами и умело их применять на уроках.
И в заключение отметим. Римляне считали, что «корень учения горек». Но кода учитель призывает в союзники интерес, когда ученики заражаются жаждой знаний и стремлений к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит…
ЛИТЕРАТУРА
- Смирнов С.Д. Еще раз о технологиях обучения //Высшее образование в России. -2000. - №6. С. 115-120.
- Спиваковский А.С. Игра это серьезно. М., 1992.
- Тюков А.А. Организационные и обучающие игры и моделирование процесса социального развития личности // Игровое моделирование методология и практика. 1987.
- Тюктеева, Г. Психолого-педагогическая игра «Все во всем» // Воспитание школьников. 2003. №4. С. 45-47.
- Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игровое обучение как дидактическая система будущего // Гуманизация.М., 2002.