Наше время – это время перемен, это время, когда обществу нужны люди многогранные, способные к активной творческой деятельности, способные нестандартно, творчески мыслить. Самое главное, что побуждает нас быть креативными – это изменчивость окружающего мира. Вследствие этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих её развивать – способность, которой, хоть и в разной степени обладает каждый человек. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять интерес к творчеству [2]. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, процесс модернизации казахстанского образования, в том числе, музыкального, требуют новых подходов в использовании средств, методов и форм обучения.
Любому музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой, как таковой, и личностью обучающегося, его особенностями, устремлениями, способностями. Для того чтобы организовать успешную учебную деятельность, педагог должен иметь хорошее представление об основных характеристиках обучаемых, знать их способности к восприятию изучаемого материала, его запоминанию, переработке, а также об использовании изучаемой информации для решения разных учебных задач [4].
Инновационный характер связан с качественно новым взглядом на условия, логику, структуру и содержание обучения игре на фортепиано обучающихся разного уровня подготовки и разных специальностей. В этой связи преподаватели общего фортепиано ВКУИ в течение трех последних лет разрабатывали открытые уроки с внедрением личностно-ориентированных технологий, представляющих собой комплекс определенных форм, методов и средств обучения, направленных на личность учащегося, его интеллектуальное и нравственное развитие. Во всех уроках прослеживается взаимосвязь методики преподавания фортепиано и вопросов психологии и составляет единый педагогический и творческий процесс [1].
Необходимо также отметить и роль межпредметных связей в обучении, которые являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников. С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, а также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности [5].
Данные разработки открытых занятий являются определенной новизной в работе отделения и подчеркивают важность межпредметных связей, актуальность их применения в достижении поставленных задач. Это следующие темы: «Применение технологий современного урока на занятиях общего фортепиано», «Память как психолого-педагогическая проблема в работе с одаренными детьми на занятиях общего фортепиано», «Изучение особенностей внимания для обеспечения успешности музыкально-творческой деятельности учащихся на современном этапе», «Классификация наиболее актуальных ошибочных действий в работе над музыкальным произведением», «Развитие музыкального мышления в процессе учебно исполнительской деятельности на занятиях общего фортепиано».
Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к открытым урокам нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:
- тренинга (репетиции в разных вариантах);
- изготовление печатной продукции и использование презентации (оформление афиши, буклетов отделения, дизайн которых обсуждался совместно);
- рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении),
- диагностики (психолог провел тестирование учащихся до и после открытого мероприятия);
- рассылки по сайтам (поиск изображений для слайдов);
- здоровьесбережения (смена видов деятельности, атмосфера психологического комфорта для учащихся и зрителей).
Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической жизни и сознательной деятельности человека. Она имеет также практическое значение, возрастающее по мере того, как основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и общественных отношениях.
В своей работе преподаватель общего фортепиано сталкивается с особенностями восприятия учащихся при получении различной информации. В психологии известно, что каждый ребенок воспринимает окружающий мир, используя в равной степени визуальную, аудиальную и кинестическую системы. В музыкальном обучении, безусловно, ведущей системой является аудиальная. К примеру, при работе с выраженным визуалом есть смысл периодически использовать современные компьютерные технологии: презентации в Power Point, просмотр видео и иллюстраций, тем самым задействовать его основную сенсорную систему восприятия информации.
Для эффективности процесса обучения в современных условиях необходимо применение современных технических средств. К числу источников учебной информации можно отнести информационносправочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета. Современные технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудиои видеоинформации в цифровом формате) сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в обучении [2].
Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает учащемуся адаптироваться в информационном пространстве. Быстро меняющееся действие на экране, постоянная смена видов деятельности способствует активному общению в процессе урока, живому обсуждению происходящего. Наконец, это интересно педагогу, несмотря на продолжительный подготовительный этап. Урок получается более ярким, интересным, информационно насыщенным, детально проработанным, а удовольствие от хорошо проведенного урока компенсирует потраченное на его подготовку время [3]. Использование ИКТ-технологий в педагогической практике происходит по нескольким уровням:
- создание и применение на уроке и во внеклассной деятельности мультимедийных презентаций;
- использование Интернет-ресурсов;
- создание печатного дидактического материала;
- создание web-сайта учителя в целях систематизации накопленного педагогического опыта и организации самостоятельной работы учащихся (дистанционного обучения).
Рассматривая особенности современного урока по общему фортепиано, можно определить некоторые ведущие идеи:
- необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения;
- учебным планом предусмотрен лишь один (два) занятия по общему фортепиано в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности; в связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности; одним из способов решения этой задачи могут стать современные технологии, в том числе информационные;
- существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звукои видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (училища); следовательно, одним из условий успешного обучения на занятиях по фортепиано, несомненно, является качество используемых на уроках аудиои видеоматериалов; применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата;
- одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика; использование современных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
- также на сегодняшний день, в свете современных технологий обучения, используются различные психологические методики для эффективности работы с учащимся.
Все вышеперечисленное позволило преподавателям общего фортепиано органично включить ИКТ в процессе проведения занятий. Это и демонстрация на уроках презентаций, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки. С появлением компьютеров и предоставлением доступа в Интернет преподаватели получили возможность искать и использовать в работе необходимую информацию. В работе музыкантов такой информацией могут быть:
- сведения о композиторах, информация об исполняемых произведениях;
- поиск в Интернете нотных источников;
- скачивание подходящих аудио и видеоматериалов;
- просмотр картин, фото и другого материала, помогающего в работе над раскрытием образа в произведении;
- поиск методической литературы и обращение к специализированным сайтам.
Так, например, при создании открытого урока по теме «Применение технологий современного урока на занятиях общего фортепиано» успешна была использована в ходе исполнения музыкального произведения фото-презентация, выполненная в программе Power Point; на открытых уроках: «Память как психолого педагогическая проблема в работе с одаренными детьми на занятиях общего фортепиано» и
«Изучение особенностей внимания для обеспечения успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся на современном этапе» применялись презентации на протяжении теоретической части занятия, что позволило активизировать внимание всех присутствующих.
Несмотря на все вышеперечисленные достоинства информационно – коммуникационных технологий, существует ряд проблем в применении их на занятиях общего фортепиано:
- традиционность обучения и выполнение программных требований;
- отсутствие материальной оснащенности класса;
- особенности структуры и организации урока, в ходе которого большое количество времени уделяется разучиванию музыкальных произведений;
- разная степень готовности учащихся к восприятию новых методов обучения.
Вовлекать учащихся в работу с инновационными технологиями можно уже с младших классов. Не секрет, что наши маленькие ученики, приходя в школу, владеют компьютером и могут воспользоваться возможностями Интернета, зачастую без помощи родителей. Важно лишь уметь компетентно сформировать мотивацию к этому, начиная с малого, например, создания презентации по освоению элементов музыкальной грамоты или прослушивания исполнения изучаемого произведения, просмотра портретов великих композиторов.
В средних и старших классах можно предложить использование Интернет ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, республиканским и международным конкурсам.
Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик понимает, что наставник проявил особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот маленький пианист уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.
Традиции музыкальной педагогики в своих фундаментальных основаниях остаются на сегодняшний день достаточно прочными, сохраняют свою жизнеспособность и актуальность. «Сердцевиной» этих традиций, как и прежде, являются высокая духовность, приверженность к гуманистическим ценностям, единение с национальными этическими и эстетическими идеалами. В то же время углубленный анализ массовой практики преподавания музыкальных дисциплин, в том числе, фортепиано, свидетельствует о необходимости коррекции этих традиций, иными словами, приведения их в соответствие с реалиями времени.
Исследование теории и практики современного музыкального образования в целом позволяет утверждать, что проблема не в том, чтобы «санкционировать» творческую инициативу, а в том, чтобы внедрить инновационные формы и методы обучения, которые обеспечили бы формирование у учащихся принципиально важных качеств.
Инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены на развивающиеся отношения педагогов и учащихся. Таким образом, новое в педагогике обладает определенной качественной характеристикой направленностью на прогрессивное развитие учащегося, педагога, образовательной системы в целом, т.е. гуманистическое.
Подводя итог, можно сказать, что использование новых подходов в работе способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, формирует навыки критического мышления, практического применения полученных знаний и позволяет повысить эффективность процесса обучения.
ЛИТЕРАТУРА
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 1998.
- Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика, 1991 г., № 10.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград: «Учитель», 2008.
- Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкальнопедагогической деятельности. – М.: «Владос», 2001.
- Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г.М. Цыпина. – М.: «Владос», 2003.