Модернизация как объект социологического анализа

Аннотация

В данной статье рассматривается модернизация как объект социологического анализа. По результатам проведенного социологического исследования населения Атырауской области на предмет удовлетворенности проводимыми мероприятиями в рамках программы «Рухани жаңғыру», а также реализации подпрограмм, направленных на улучшение социально- экономического развития Казахстана в целом, делаются определенные выводы и предлагаются пути дальнейших действий.

Введение. Модернизация общественного сознания — глобальный тренд, который в конкретные исторические отрезки времени реализовывался в различных государствах мира с учетом собственной специфики.

В Казахстане учитывается и во многом успешно используется опыт зарубежных стран. В политике и на практике в Казахстане создана прочная методологическая основа для дальнейшего формирования, укрепления и сохранения общественного сознания. Развитие и укрепление казахстанской идентичности основано на последовательно осуществляемой государством политике межэтнической стабильности и благополучия. Безусловно, общественное сознание в данном контексте необходимо укреплять.

В таком ключе программная статья Президента PK Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дала мощный посыл модернизации общественного сознания, контуры и стратегии которой устремлены в будущее. В ней поднимается весомый пласт вопросов, касающихся дальнейшего формирования и укрепления казахстанских ценностей, национальной идентичности, трансформации общественного сознания и духовной модернизации нации. А конкретная реализация программы «Рухани жаңғыру» и всех ее шести общенациональных проектов, наполняемых новыми трендами, смыслами и символами модернизации нуждается в постоянном социологическом исследовании.

Как показывает практика, модернизация - это длительный и сложный процесс, идущий неравномерно в соответствии с историческими и социокультурными условиями становления и развития общества. Каждое общество отличается степенью социально-экономического развития и, соответственно, уровнем модернизированносги.

Социальные науки не обходят стороной и процессы модернизации, призваны изучать общество и общественное мнение, которое так необходимо для демократического и правового государства, так как именно через него выражаются интересы общества, на его основе строят свою работу государственные, общественные и экономические структуры. Социология, осмысляя то, что происходит в обществе, может помочь в построении разных моделей будущего, разных моделей модернизации.

Социологический анализ и модернизация понятия неразрывные и взаимодополняемые. По сути, теория модернизации изучает процесс социальной эволюции и развития общества. Учитывая сложность, возникающую при отслеживании многомерного развития социальных процессов, цель открытия единой окончательной социальной теории эволюции является, пожалуй, самой амбициозной целью исследования во всей социальной науке.

Основная часть. Уже давно модернизация как объект социологического анализа изучается зарубежными и отечественными исследователями. Однако, на сегодняшний день не существует единой концепции, которая бы последовательно описывала механизм данного вида социальной трансформации с точки зрения целостного подхода как одного из компонентов социологического анализа. Нет четкого различия между трансформацией и модернизацией, как одного из вида трансформации.

Изучение модернизации как особого вида трансформации представлено в трудах Д.Э.Аптера, Дж.О'Коннела, Д.Лернера, С.Блэка, М.Леви, Ш.Эйзенштадта, которые концептуально разворачивают понятие «модернизация», трактуя ее как процесс смены одной социальной формы другой в странах Западной Европы. Ими разработаны модели «вестернизации» - модели, описывающие каким образом возможно применение данного опыта для «отстающих» стран [1].

В работах других социологов, таких как, Э.Тириакьян, П.Штомпка, В.Цапф, С.Хантингтон, Д.Рюшемейер, Р.Бендикс, Б.Myp модернизация рассматривается как многовекторный процесс, где основное внимание уделяется социальному субъекту и процессам самоорганизации в обществе, как механизм вхождения национальной культуры в мировую культуру[2]. Концепция path-dependence в работах К.Поланьи описывает процессы социальных изменений в обществе, которые зависят от предшествующего экономического развития[3].

Как и многие другие термины социальной науки, модернизация, по их мнению, является многозначным понятием. В одном смысле модернизация понимается ими как синоним всех прогрессивных социальных изменений в обществе, когда оно движется вперед соответственно принятой шкале улучшений. В другом смысле модернизацию связывают с комплексом социальных, экономических, политических, интеллектуальных и культурных трансформаций, которые происходили на Западе с XVI по XX вв. Модернизация здесь рассматривалась в свете развития буржуазного общества и перехода к «современности» капиталистического, либеральнодемократического общества. В третьем значении модернизация рассматривалась по отношению к бывшим колониальным странам третьего мира, в их попытках догнать ведущие, наиболее развитые страны.

Последнее, третье значение модернизации, наиболее изучаемое в современной научной литературе, так как модернизационное стремление развивающихся стран догнать развитые страны мы видим через заимствование моделей развития первых для вторых[4].

Российские ученые В.Г.Федотова, В.А.Красильщиков, Д.В.Трубицин, А.А.Аузан, В.В.Лапков, С.Н.Гавров, О.А.Кармадонов, Н.С.Розов, Н.Е.Тихонова, К.А.Феованов, В.Л.Иноземцев, Е.Ф.Комф и другие продолжают изучать модернизацию как объект социологического анализа, работать над разработкой и уточнением модели модернизации, которую можно применить для своей страны.

По результатам своих исследований они сходятся во мнении, что перенос западных моделей модернизации на национально-культурную почву развивающихся стран не привело к автоматическому росту благосостояния и развитию в них. Если определенная модель была эффективна в западных странах, то она становилась неэффективной в странах третьего мира, так как не учитывались особенности этих стран, в том числе и национальные.

В контексте исследований по модернизации казахстанские ученые А.К.Абдина, А.Т.Забирова, А.Н.Нысанбаев, А.К.Жолдубаева, Р.К.Кадыржанов, А.Г.Косиченко рассматривают такие концепты, как общественное согласие, национальная идентичность, казахстанские ценности как целостную взаимосвязывающую основу модернизационных процессов[5].

В своих исследованиях они констатируют, что модернизация в виде вестернизации породила не только разочарование в третьем мире, но и вызвала критику ее теории на самом Западе. Прежде всего, подчеркивалась возможность многолинейного развития, когда модернизация осуществляется разными путями в зависимости от стартовых позиций тех или иных обществ, а также проблем, с которыми они сталкиваются в своем развитии.

Модернизация как переход к современности, отождествляемой с западным обществом, трактуется как отрицание традиции, характерной для развивающихся стран. Но традиция не всегда означает отсталость, которую необходимо преодолевать и даже искоренять в оде модернизации. Традиция вполне может сочетаться с модернизацией. На это обращает внимание Нурсултан Назарбаев: «Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации» [6].

Пренебрежение традицией может иметь опасные последствия для социально-культурного развития общества. Об этом свидетельствует опыт модернизации в различных регионах мира. «Традиционные символы и формы лидерства могут оказаться жизненно важной частью ценностей системы, на которой основывается модернизация»[7].

Отход в процессе модернизации от традиционных ценностей и символов опасен потерей связи общества со своей национальной культурой. Успешная модернизация невозможна без укрепления и развития национальной культуры. «Первое условие модернизации нового типа, - указывает Нурсултан Назарбаев, - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены».

Отсюда можно заключить, что Назарбаев выступает за модернизацию как способ социально-экономического, политического и культурного развития Казахстана в современных условиях [8]. Но он против модернизации как слепого копирования западных институтов и их переноса в Казахстан, против вестернизации полиэтнического казахстанского общества. Для него приемлема только та модернизация, которая основывается на национальной культуре. Иначе говоря, лидер Казахстана выступает против однолинейной (вестернизированной) модернизации и поддерживает многолинейную модернизацию. В ней нации должны выбирать свой путь модернизации, основанный на собственной культуре и истории.

Изучив мнения ученых, мы согласны, что социологический анализ и модернизация - понятия неразрывные и взаимодополняемые. Так, модернизация общественного сознания имеет свои социальные аспекты, то есть модернизацию общественного сознания можно произвести через изменения в социальной жизни населения, через изменения, связанные с уровнем и условиями жизни населения, уровнем оказания государственных услуг, осведомленностью населения с действиями государства по улучшению их жизни через реализацию различных социально- экономических программ, осуществляемых за счет налогов населения. Таким образом, социальные аспекты оказывают непосредственное влияние на модернизацию их сознания. Важно при таких исследованиях оценивать и общественно-политическую, социально-экономическую ситуацию в целом.

Общественное сознание в Казахстане охватывает разные сферы деятельности общества, которые направлены на формирование и развитие сознание человека, их идеально-мыслительной деятельности по освоению социальной реальности. Общественное сознание формируется через реализацию социальных идей, теорий, политических, правовых, эстетических, этических, философских, религиозных знаний и возникающих на их основе социально-политических движений. Поэтому сферу общественного сознания определяют и как духовную сферу общества.

Необходимо отметить, что в Казахстане наряду с термином «модернизация общественного сознания» используется в равной мере термин «духовная модернизация» (на казахском языке «рухани жаңғыру»).

В статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» Нурсултан Назарбаев приглашает казахстанцев разделить с ним видение того, «как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей». Главный смысл статьи состоит в том, что для достижения целей Третьей модернизации Казахстана, осуществляемой в рамках Четвертой промышленной революции, необходимо, прежде всего изменить сознание общества, модернизовать его в соответствии с требованиями современного мирового развития на фундаменте национальной культуры.

Вместе с тем общественное сознание, несмотря на многообразие своих форм и проявлений, отличается внутренним единством. Общественное сознание в том или ином обществе представляет собой интегральное целое, которое определяет свои части. Различные формы общественного сознания пронизаны единством, придающим ему своеобразие и отличающим его от общественного сознания в другой стране.

Программа «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» была разработана на основе положений статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая опубликована 12 апреля 2017 года. В ней обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, войти в 30 развитых государств мира. Программа предусматривает несколько проектов, направленных на достижение этих целей.

Проект поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику призван придать новый импульс развитию языка и интегрировать его в мировое пространство, заинтересовать и мотивировать граждан овладеть языком. Полный переход на латинскую графику запланирован на 2025 год: с этого времени вся письменная речь - от публикаций в печатных СМИ до ведения делопроизводства - будет на латинице. До этого предусматривается переходный период и адаптация, когда население ещё сможет пользоваться кириллицей.

Проект «100 новых учебников на казахском языке» направлен на передачу знаний и опыта молодому поколению, повышение качества образования, развитие самосознания нации и казахского языка. По словам Нурсултана Назарбаева, «...наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир». Чтобы это исправить, предлагается выбрать 100 лучших учебников из тех, что уже существуют в мире: по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии и перевести их на казахский. Эффект от этой программы ожидается уже через 5-6 лет после того, как книги станут доступны студентам - выпускники отечественных вузов должны стать более конкурентоспособными на международном рынке труда.

Проект «100 новых лиц Казахстана» вберет в себя живые истории казахстанцев из разных уголков страны, различных возрастов и национальностей, которые будут служить образцом для соотечественников. Эти 100 (и более!) новых лиц станут олицетворением современного Казахстана.

Проект «Сакральная география Казахстана» опирается на символические сакральные и культурно-исторические основы нашей страны. Объекты этого проекта станут местами притяжения для индустрии туризма. В статье Главы государства предусматривается развитие массового спорта. Спецпроект «Туған жер» направлен на решение социальных проблем, вовлечение граждан в развитие и облагораживание родного края - «малой родины».

Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире» нацелен на выстраивание системной работы по популяризации культуры Казахстана за рубежом. При этом ставка делается на продвижение современной культуры как по форме, так и по содержанию. Стартовым событием стала презентация Программы «Рухани жаңғыру», которая состоялась 17-19 октября 2017 года в Штаб-квартире UNESCO в Париже. В рамках презентации были проведены различные мероприятия, продемонстрировавшие зарубежной аудитории различные направления казахстанской культуры.

Программа «Рухани жаңғыру», ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, призвана повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца.

Программа модернизации общественного сознания позволяет консолидировать общество, объединить интеллигенцию, молодежь, представителей всех слоев населения вокруг идей, провозглашенных Главой государства. Реализация всех направлений модернизации проходит с учетом потребностей социума, при активном вовлечении научно-экспертного сообщества, представителей гражданского общества, молодежи.

Учитывая вышеизложенное, нами был проведен мониторинг общественного мнения населения по на определение уровня информированности населения Атырауской области и степени восприятия программы модернизации общественного сознания.

В качестве исследуемой совокупности выступали жители г. Атырау и Атырауской области, являющиеся гражданами PK в возрасте от 18 лет и старше. Общий объем выборочной совокупности исследования составил IOOO человек. Выборка исследования для опроса населения являлась квотной и репрезентативной по основным социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, место проживания, национальность, уровень образования, социально-профессиональный статус, семейное положение, материальное положение). Опрос проводился в форме формализованного интервью.

После контроля качества заполнения анкет производилась обработка данных исследования в пакете MSExceI. Совокупность вопросов анкеты образовала структурированную модель предмета анализа эмпирических данных.

Подготовленные эмпирические данные были подвергнуты математической обработке статистическим пакетом IBM SPSS Statistics 25.

Анализ спефицики модернизации общественного сознания в регионе показывает, что в Атырауской области масштабно реализуется программа общественного сознания, создан проектный офис, которым за период 2018- 2019 годы проведена большая работа.

Анализируя вопросы, включенные в блок мониторинга общественного мнения на предмет восприятия основных приоритетов ежегодных посланий президента PK народу Казахстана, необходимо отметить высокий показатель поддержки основных приоритетов послания среди осведомленных граждан (87,4% из числа осведомленных в 4 квартале 2018 г.).

Таблица 1 - Таблица Район опроса * Поддерживаете ли Вы основные идеи Программной статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»?

Район

Да, полностью поддерживаю

Скорее поддерживаю

Скорее не поддерживаю

Нет, полностью не поддерживаю

Город Атырау

35,2

58,3

5,7

0,8

Жылойский район

49,5

48,4

2,2

-

Индерский район

65,8

18,4

15,8

-

Исатайский район

48,6

51,4

-

-

Курмангазинский район

36,0

62,8

1,2

-

Кызылкогинский район

20,4

79,6

-

-

Махамбетский район

9,1

90,9

-

-

Макатский район

212

73,9

13

-

Таблица 2 - Поддерживаете ли Вы основные идеи Программной статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»? (%)

Вариант ответа

2 квартал 2018 г.

3 квартал 2018 г.

4 квартал 2018 г.

1.

Да, полностью поддерживаю

45,7

45,6

37,0

2.

Скорее поддерживаю

47,9

45,0

58,1

3.

Скорее не поддерживаю

4,3

6,0

4,4

4.

Нет, полностью не поддерживаю

2,1

3,4

0,5

Наиболее актуальными и вызывающими большой интерес относительно основных приоритетов в статье Президента PK «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» по мнению участников опроса являются следующие: 1) конкурентоспособность (21,5%), 2) сохранение национальной идентичности (20,8%), 3) культ знания (17,5%), 4) открытость сознания (15,7%) (табл. 3). Данные направления (за исключением такого как «открытость сознания», которое приобрело больше сторонников в 3 и 4 квартале) сохранили свою актуальность на протяжении всего периода проведения исследования. По сравнению с иными направлениями в 3 и 4 кварталах доля сторонников такого приоритета как «прагматизм» стала не такой высокой как во 2.

Таблица 3 - Какие приоритеты в Статье Президента PK «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», на Ваш взгляд, наиболее актуальны и вызвали у Вас большой интерес? (%)

Вариант ответа

2 квартал 2018 г.

3 квартал 2018 г.

4 квартал 2018 г.

1.

Конкурентоспособность

28,2

22,9

21,5

2.

Прагматизм

10,5

9,4

12

3.

Сохранение национальной идентичности

21,1

19,7

20,8

4.

Культ знания

16,4

14,3

17,5

5.

Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана

8,4

8,6

8,7

6.

Открытость сознания

9,8

15,2

15,7

7.

Затрудняюсь ответить

5,7

9,9

3,8

В 4 квартале 2018 г большинство опрошенных положительно оценивают качество просветительской работы в рамках реализации программной статьи Президента PK «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в своем районе и населенном пункте: по всем направлениям работы большинством респондентов качество было оценено как скорее высокое (рис. 8). Разрез этого показателя по районам показывает, что позитивнее всего качество просветительской работы в рамках реализации программной статьи Президента PK «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» оценивают жители Исатайского и Кызылкогинского районов. Наиболее критичны к качеству - опрошенные, проживающие в г Атырау и Индерском районе (табл. 4).

Таблица 4 -Таблица Район опроса * Качество проводимых мероприятий, встреч и семинаров

Район

Высокое

Скорее высокое

Скорее низкое

Низкое

Затрудняюсь ответить

Город Атырау

25,0

47,5

12,6

3,2

11,7

Жылойский район

20,1

47,5

2,9

1,4

28,1

Индерский район

38,2

34,5

12,7

1,8

12,7

Исатайский район

28,6

69,0

2,4

-

-

Курмангазинский район

34,0

62,8

3,2

-

-

Кызылкогинский район

36,0

64,0

-

-

-

Махамбетский район

40,4

31,6

14,0

-

14,0

Макатский район

36,7

55,1

2,0

2,0

V

Основными источниками информации о ходе реализаций посланий Президента по мнению населения г. Атырау и Атырауской области остаются: 1) передачи республиканского телевидения, 2) Интернет-ресурсы, 3) республиканские газеты и журналы, 4) передачи местного телевидения. Но с учетом данных социологического исследования, показывающих средний процент осведомленности населения о ежегодных Посланиях Президента как административного процесса, работу вышеперечисленных каналов информирования населения необходимо улучшить в количественном и качественном характере.

Заключение. Таким образом, проведение социологического опроса среди населения Атырауской области дало возможность дать оценку динамике гражданской активности в процессе модернизации региона, выявить проблемы развития и предложить пути их решения.

Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать активизировать мероприятия по повышению уровня информированности населения об основных направлениях Статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Обратить внимание на те направления Статьи, которые находят наибольший отклик у населения, существует явный запрос на модернизацию казахстанского общества.

 

Список литературы:

  1. Комф Е.Ф. Органичная модернизация как вид социальной трансформации // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №2. - С. 29
  2. Батуренко С.А.Теории социальной мобильности в истории социологической мысли // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2014. - №2. - С. 199-211
  3. Олейник А.Институциональная экономика: Учебник / Олейник А., Нуреев P., Андрефф В., Менар К., Соссье C., Тевено Л., Авдашева C.; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова Москва: ИНФРА- М, 2009. С. 704
  4. Казакова В.И. Концептуализация «path dependence» в современной социальной науке // Вестник НГТУ им.Р.Е.Алексеева. Сер. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2012. - №3. - С.6-16
  5. Калашникова H., Байжанов С. Рухани жангыру: перспективные тренды Ц Казахстан-Спектр. - 2018. - №1(83). - С. 21
  6. Статья Президента PK «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» [Электронный ресурс] http://www.akorda.kz/ru/special/events/ akorda_news/ press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee- ITiodernizaciya-Obshchestvennogo-Soznaniya
  7. Пайн Э.А.Многокультурная модернизация: эволюция теоретических взглядов // Общественные науки и современность. - 2009. - №6. C - 87
  8. Мусаева А. А, Аккаликызы А. SWOT-анализ социально- экономического развития Казахстана // Вестник Атырауского государственного университета им.Х.Досмухамедова. - №2 (53). - С.107
Год: 2019
Город: Атырау
Категория: Политология