Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Применение дискурсивного анализа к актовым источникам Золотой орды и последующих средневековых государств XIV-XVI веков

Применение исследовательских процедур лингвистического анализа актуализируется в связи с введением в научный оборот огромного комплекса автохтонных и аутентичных письменных источников. Извлечение из них необходимой исторической информации невозможно без привлечения новых исследовательских методов. В статье рассмотрено использование методов междисциплинарных исследований при изучении письменных источников кочевой цивилизации. В частности, дискурс- анализ применен к комплексу средневековых письменных источников, именуемых в современной ис- ториологии «ярлыками». Данный подход является новым и позволит детально изучить составные части абстрактных формуляров, используемые в тексте речевые обороты и термины. В результате сравнения текста ярлыков и речевых концептов будут выделены общие и частные фрагменты текстов. Анализируемый дискурс необходим для выявления социокультурных, материальных, коммуникативных особенностей кочевого общества. Взаимопроникновение в историческую науку методов таких смежных наук, как палеография, дипломатика, сфрагистика, археография отражает устойчивые междисциплинарные связи. Междисциплинарная кооперация как практика взаимодействия смежных социальных и гуманитарных наук становится как никогда востребованной. Объясняется это не только интегративным потенциалом исследовательского поля, но и количественным и качественным увеличением методов работы с историческими источниками. В статье широко известный в лингвистических исследованиях дискурсивный анализ использован при изучении актовых источников и последовательной реконструкции их абстрактного формуляра. Вместе с тем тщательный источниковедческий анализ позволит извлечь из средневековых источников, принадлежащих золотоордынским и послезо- лотоордынским государствам, ряд ценных сведений о социальном устройстве и земельных отношениях изучаемого периода.

Введение

В современной историологии методы источниковедческого анализа с применением реконструкции формуляра достигли высокого уровня междисциплинарной интеграции. Методы исследования смежных дисциплин лингвистики и филологии также применимы к источниковедческим изысканиям. Дискурсивный анализ — самая новая часть лингвистики, находящаяся в периоде развития и роста, дальнейший прогресс этой науки связан с междисциплинарными исследованиями со смежными гуманитарными науками. При изучении кочевой цивилизации исследователи сталкиваются с проблемой источниковедческого характера, которая заключается в отсутствии материала для контрольной критики. Решение ее требует усовершенствования методических и методологических приемов исследования, активизации изучения различных видов автохтонных письменных источников.

В системе функционирования кочевой цивилизации существуют официальные документы, написанные по определенным канонам, в отношении которых употребляется общий термин «ярлык» [1]. Появление ярлыков происходило на местном этническом пласте, предшественниками их были древнетюркские рунические памятники, древнетюркские письменные источники, генеалогические предания — шежире. Но, в отличие от шежире, в ярлыках можно выявить объективное ядро и определить хронологические слои. Эти автохтонные и аутентичные источники мало изучены. Трудно переоценить значение ярлыков, освещающих исторические факты изучаемой эпохи как бы изнутри и достоверно отражающих те или иные события.

В современной источниковедческой науке ярлыки редко становились объектом научных изысканий. Вопросы перевода ярлыков на казахский язык с небольшими историческими комментариями нашли отражение в трудах А. Ибатова. Он переводит на казахский язык 8 битиков и ярлыков и текст нескольких печатей на ярлыках [2]. Его исследования о письменной культуре и делопроизводственных традициях Золотой орды — это единственное в своем роде исследование по рассматриваемому комплексу источников.

Публикацией актовых источников плодотворно занимался турецкий ученый Н.А. Курат. Он изучал ярлыки и битики ханов Золотой орды, Крыма к турецким ханам, хранящиеся в музее Топ- капы [3]. О.А. Мелек публикует переводы значительного количества ярлыков Золотой орды, Крымского и Казанского ханства [4].

Изучение ярлыков в трудах ученых Татарстана, России и Узбекистана продвигается намного успешней. Жалованные акты Джучиева улуса XIV–XVI вв. были комплексно изучены в трудах М.А. Усманова [5]. В результате многолетних поисков в архивах, рукописных хранилищах и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Киева, Одессы и Симферополя он находит целый комплекс ярлыков. Автор подвергает анализу тюркские оригиналы 61 жалованного ярлыка, впервые вводит в научный оборот 53 источника.

Специальное исследование ярлыков, их формулярный анализ были осуществлены в многочисленных трудах А.П. Григорьева. Автор проводит формулярный анализ сохранившихся документов XIII–XV веков, принадлежащих правителям Монголии, Китая, Средней Азии и Ирана и написанных на монгольском, китайском, тюркском, персидском и арабском языках [6].

Необходимо отметить новые исследовательские подходы в изучении ярлыков Р.Ю. Почекаева. Он рассматривает ярлыки как источник права и источник познания права Золотой орды. Сравнивая ярлыки с аналогичными актами других народов (институции и эдикты римских императоров, капитулярии, указы, буллы монархов Европы), автор в процессе реконструкции норм права прослеживает определенные тенденции в государственно-правовом развитии Золотой Орды, эволюцию статуса ханской власти и данные по истории оригинальной правовой системы Золотой орды XIV–XVII вв. [7].

Первичные исследования большего комплекса исторических источников были проведены при изучении комплекса исторических документов мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави А.К. Муминовым, Б.Е. Кумековым, У.А. Султоновым. Изучены и введены в научный оборот исторические документы, хранящиеся в частных и государственных собраниях Алматы, Туркестана, Ташкента и Санкт- Петербурга. Они напрямую связаны со святым местом (мавзолеем) Ходжа Ахмеда Ясави в г. Туркестане [8].

При изучении посьменных текстов все большую популярность приобретает дискурсивный подход, подробно описанный в трудах Х. Уайта. В «Метаистории» ученый стремится концептуализировать лингвистический аспект исторического сочинения, рассматривает постоянные речевые обороты и стилистические нюансы в качестве субъектов дискурса. Как констатирует автор, объект исследования трансформируется в субъект дискурса [9]. Следовательно, встречающиеся в аналогичных письменных текстах постоянные речевые константы, как определенный способ языкового использования, могут выступать объектами специального исследования с применением дискурсивного анализа.

Е.Г. Трубина отмечает, слово «поэтический», использованное Х.Уайтом для подчеркивания литературного характера работы историка, понимается им через призму первоначального смысла слова poiesis (создание, сотворение или изготовление) [10]. Метаистория в его понимании представлена поэтикой исторического текста, риторическим анализом исторического письма, теорией историографического стиля [10].

Дискурсивный анализ в констатации М. Фуко — это метод интерпретации текстов исторических источников, позволяющей выделение дискурсов внутри одного источника [11]. Таким образом, в историческом исследовании дискурс-анализ может быть использован как метод интерпретации текстов источников, при котором будут выделены общие термины или группы высказываний (дискурсы). Это поможет выявить интерпретацию взаимосвязей на основе изучения конкретных символов в текстах, их эволюции в течении определенного исторического периода.

В работах основоположника этого направления Э. Бенвениста прослеживается разделение языка и речи при попытке соединения их с теорией речевых актов, лингвистикой устной речи, когнитивной прагматикой текста и т.д. [12]. Это позволило бы выявить, согласно каким схемам или закономерностям высказывания, могут быть взаимосвязаны друг с другом в определенном типе дискурса. Устойчивость использования и применения в актовых источниках одних и тех же речевых оборотов, заимствований и высказываний позволяет описать историческую необходимость их возникновения, причинно-следственные связи и устойчивость тех или иных общественных институтов. Соответственно, изменения в абстрактном формуляре текста ярлыков, происходящие за период функционирования источника, должны быть рассмотрены последовательно и системно.

Дискурс-анализ в последнее десятилетие всё чаще относят к числу самых популярных методов исследования в общественных и гуманитарных науках. Дискурс-анализ — это междисциплинарная область знания, в которой, наряду с лингвистами, участвуют социологи, историки, этнографы, литературоведы, философы. Нет определённой школы, которая бы занималась методикой дискурс- анализа. Но есть ряд исследований, посвящённых методам дискурс-анализа. Например, работа двух ведущих специалистов Дании и Швеции в области исследования коммуникации Луизы Филлипс и Марианне Йоргенсен «Дискурс-анализ. Теория и метод». В книге авторы собрали из разных научных областей — лингвистики, социологии, психологии и других наук — всё то интересное и полезное, что можно применить на практике [13].

Несомненно, метод дискурсивного анализа использовался большей частью в сфере филологических и лингвистических исследований. Вместе с этим, при изучении источников по кочевой цивилизации всегда преобладали лингвистические студии, а тюркология как наука начиналась с изучения, интерпетации и комментирования текста источников. Применение данного метода актуализируется тем, что большей частью от кочевой цивилизации сохранены устные источники, передаваемые из поколения в поколения. «Устная историология», как феномен номадной цивилизации, неразрывно связана с психологическими и социокультурными факторами. Длительность функционирования источника, наслоения на основное «ядро» текста новых речевых оборотов помогут решить вопрос о достоверности исторического источника. Решения этого круга вопросов с помощью применения новых междисциплинарных методов вполне оправданы.

Таким образом, цель исследования заключается в применении метода дискурсивного анализа к письменным источникам, именуемым в тюркологии и современной медиевистике «ярлыками». В этот комплекс источников входят вложенные ярлыки (мульк-наме), шертные грамоты, вакуфные ярлыки, тарханные ярлыки, дипломатические письма (битики) и т.д. Вместе с тем в текстах самих грамот есть различия в использовании речевых концептов и формулярах. Задачи исследования будут связаны со сравнением текстов ярлыков и речевых концептов и выделения общего и частного в них.

Методы исследования

В ходе исследования авторами определены следующие этапы работ с целью достижения поставленных результатов. Первый этап работы предусматривает изучение сформировавшейся историографии в контексте историологии письменных источников кочевой цивилизации, подбор источников исследования. Авторы на данном этапе определяют и специфику методов, применяемых в ходе анализа намеченных средневековых источников. Определение арсенала научных методов для анализа источников, обзор историографии данной темы делают возможным переход к следующему этапу исследования.

На втором этапе проводится источниковедческий анализ комплекса источников, который позволяет сформировать особенности, научную новизну данной работы, закладывает основы для формирования конкретных результатов исследования. В ходе анализа содержания текстов «ярлыков» авторы определяют как специфику этих источников, так и их научную ценность в историологии кочевой цивилизации.

На третьем этапе проводится синтезирование всего круга доступных авторам источников и выдвигаются для обсуждения (для дискурса) их научная новизна и достоверность. Данный этап завершается формированием конкретных результатов исследования, к которым авторы пришли в ходе решения исследовательских задач.

На четвертом этапе формируются итоги исследования, представленные авторами в виде заключения. С расширением круга письменных артефактов, введенных в науку, специфика отдельных категорий источников порождает в отношении их специальную методику, диктует применение междисциплинарных методов. Современный уровень развития дипломатики, сфрагистики, текстологии, источниковедения выдвигает перед исследователями ряд новых актуальных задач исследовательского плана. Одна из них — реконструкция конкретного формуляра текста документов с целью доказательства их групповой принадлежности.

С. Лархер представляет «дискурс как социальный процесс понимания о том, как интерпретировать и формировать мир» [14; 42]. Соответственно дискурс не только фиксирует историческое явление, но и позволяет проследить его в эволюции и развитии. Так, С. Лархер выделяет шесть критериев сбора корпуса текстов для дискурс-анализа. Это — тема (thema), территориальное расположение (geografischerraum), временные границы (zeitpanne), носители текстов (medium), участники (akteure) и типы текстов (textsorte) [14; 43].

Исходя из этих положений, тема дискурса охватывает корпус ярлыков, имеющих общую социально-экономическую направленность. Тематическое единство обусловливает семантическую и стилистическую однородность дискурсивных текстов. Концепт охватывает широкий спектр земельных и социальных отношений, касающихся получения податно-земельного иммунитета. Можно утверждать, что существовал традиционно сложившийся порядок составления и выдачи ярлыков. Этот институт специфично нормировался в общественных институтах. Внутренняя иерархия концепта определяет такие подтемы, как владение землей, освобождение от налогов, обеспечение определенными привилегиями и льготами. Так, например, в тарханных ярлыках речь идет о девяти привилегиях, которыми награждался тархан. Эти подтемы определяют тематические уровни дискурса.

В аспекте территориального распространения дискурс развивается и текстуально фиксируется. После распада Золотой орды в делопроизводственной практике данных ханств ярлыки были основным видом официальных актовых источников. Кроме того, наблюдается широкое распространение ярлыков в XV–XVI вв., возникли отдельные государственные образования — Большая орда, Ногайская орда, Казанское, Астраханское ханства, Узбекское, Казахское ханства и др. На этом этапе в эволюции ярлыковедения произошли незначительные изменения, были разработаны новые устойчивые редакции формул адресата оповещения, диспозиций и санкции. Но механизм выдачи ярлыков не потерял своего первоначального значения. Более того, на данном этапе ярлыки превращаются в официальную делопроизводственную документацию и разрабатываются новые типы и виды данного комплекса источников.

В аспекте временных границ дискурса «ярлык» очевидно, что тексты, репрезентирующие дискурс, появляются в определенный промежуток времени и устойчиво функционируют в кочевых обществах, военных демократиях, позднее адаптируясь к оседлым обществам. Эволюцию возникновения и распространения в делопроизводственной практике государств XIII–XVI вв. отдельного вида официальных актовых источников, именуемых «ярлыками», можно представить следующим образом.

Носители текстов — это достаточно узкий специфический круг людей, именуемых писцами (би- тикчи), которые специально обучались для выполнения этих задач. Термин «битикчи» был заимствован из уйгурского языка. Параллельно использовалось значение «бахши» — делопроизводитель, и «келемечи» — переводчики [15]. Несомненно, все они имели достаточно высокий социальный статус. Носители текстов опосредованно влияли на текст ярлыка, но не изменяли в целом форму и содержание источников.

Участники дискурса — это адресаты и адресанты. Занимающие активные позиции в изучаемом дискурсе административные чины, социальные категории лиц также достаточно многочисленны. Сведения о примерной численности, персональном составе, сословной принадлежности, возможно, и биографические данные отдельных представителей помогут расширить фактологический материал об институте тарханства как одного из компонентов кочевого социума. Проблемы социальной мобильности, статусные роли и статусные отношения в обществе станут дополнительной информацией, извлекаемой из ярлыков, в результате расширения исследовательских процедур.

Приведем фрагмент одного из самых ранних ярлыков Менгу-Тимура (1267 г.): «Предвечного бога силою, наш, Менгу-Тимура, указ даругам-князьям городов и селений, князьям войска, писцам, та- можникам, проезжим послам, сокольникам и звериным ловцам» [16; 251]. И для сравнения — более поздний ярлык Тимур-Кутлуга 1398 г.: «Огланам правого и левого крыла... Тысячникам, сотникам, десятникам, кадиям, муфтиям, шейхам, суфиям, писцам палаты, сборщикам дани, таможникам, дорожникам, букаулам, туткаулам, ямщикам, базарным надзирателям...» [5; 11]. В исследуемых грамотах перечень адресатов несколько шире, например, в ярлыке Абу-л-гази Убайдаллах-хан-бахадур- султана от 1044 г.х. (1634–1635 гг.): «Да будет известно и ведомо сейидам, великим ученым- богословам, доблестным ученым мужьям, высокопоставленным эмирам, почтенным казиям, шейхам и мудрецам, а также благородным арабам, всем великим (и) малым кедхуда и раиййатам (принадлежащим к категориям) ходжа и шарик» [17; 124]. Упоминание в более позднем ярлыке представителей мусульманского духовенства (кадии, шейхи, муфтии) отражало принятие ислама и включение мусульманских институтов в систему ордынского права.

Помимо духовенства, представители военно-феодальной знати, а также гражданской администрации были важным компонентом социальной структуры средневекового общества. Таковыми являлись упоминающиеся в жалованных грамотах и ярлыках юзбеги и минбеги. В числе представителей центральной и местной администрации и чиновников названы различные должностные лица, правители районов и отдельных областей, чиновники по сбору налогов. В ярлыке Абу-л-гази Абдаллах- хан-бахадур-султана (1597–1598 гг.) это звучит следующим образом: «…почтенным эмирам, великим арабам, мингбегиям, юзбегиям, мирхазарам, раиййатам и (всему) обществу (местных) жителей и всем проживающим (в этой местности)…» [17; 128]. Все они имели значительные земельные участки на правах условного пожалования или получали содержание за счет собранных с населения налогов. В Грамоте 1598 года ряд питьевых источников и несколько оросительных каналов названы «мульком жителей Сыгнака» [17; 129].

Специфические типы текстов определяют границы дискурса. В письменной речи дискурс развивался в важнейших для государства и общества сферах. Это помогает выявить как менялись общественные представления о формах собственности в средневековых обществах и структурная стабильность социальных институтов. Подобные пересечения позволяют использовать социологический инструментарий в исторических исследованиях, во-первых, как средство для переосмысления исторических событий в концепциях социологии, во-вторых, как инструмент для интерпретации исторических источников.

Результаты и обсуждение

Основные методы дискурсивного анализа были применены к комплексу автохтонных и аутентичных источников, называемых ярлыками. Как и любой дискурс, они имеют свою устойчивую внутреннюю структуру, можно назвать его абстрактным формуляром. В отношении дискурсивной таксономии они являются письменным дискурсом. Если бы они излагались устно как «повеление» или «указ», то, возможно, речевые обороты имели другую структуру и расположение составных частей формуляра. По жанровой классификации это актовый правовой источник. Это означает, что большая часть источников относится дескриптивному типу изложения.

Методика анализа конкретного дискурса включает в себя сбор или формирование репрезентив- ного корпуса текстов и разработку критериев его анализа. Как сбор, так и анализ зависят, с одной стороны, от специфики анализируемого дискурса, и от научного интереса, от конкретных нерешенных вопросов — с другой.

Для полноценного дискурсного анализа необходимо иметь ввиду, что данные источники возникают на фоне определенных социальных и когнитивных феноменов кочевого социума. Изучение текстов ярлыков дает нам основание полагать, что в них отражались реальные потребности общественной жизни. Форму и содержание ярлыков следует квалифицировать не только как результат развития делопроизводства или канцелярской культуры (такой подход в настоящее время преобладает при изучении ярлыков), но и как следствие социальных сдвигов в области аграрно-правовых и других отношений. Происхождение письменных источников связано с целевым характером деятельности людей в различных сферах.

Как свидетельствует из ярлыков, у кочевых племен в XIV в. было распространено право наследования как тарханства, так и сойюргала. По ярлыкам можно судить о том, что пределы феодальных земельных владений, уделов, особенно зимних пастбищ, определялись уже границами, не говоря о том, что эти земли строго охранялись их собственниками. Об этом ярко свидетельствует следующее указание Абу-л-гази: «Зимовье Шах-Бехт-хана (внука Абулхайр-хана) было выше по реке от Берке- султанова (сын Ядигер-хана) на один оазис» [17]. Этот пример свидетельствует, во-первых, о том, что пастбища Шах-Бехт-хана граничили с пастбищами султана Берке, во-вторых, что они представляли собой самостоятельные владения. Таким образом, одним из доказательств существования феодальной собственности на землю является передача земельных владений по наследству. Неоспоримое доказательство этому мы находим в сойюргальных ярлыках.

До сих пор о сойюргальной системе землевладения ученые судили в основном по данным тарханных ярлыков или же нарративных источников внешнего происхождения. Хотя сойюргальные ярлыки давно известны по переводам, на их природу и своеобразие не обращено должного внимания. Необходимо изучение и осмысление одной из самых значительных и ценных групп золотоордынских актов — сойюргальных ярлыков, выданных на земельные владения.

Источниковедческая практика показывает, что дополнительная информация содержится в стилистических нюансах и терминологических особенностях текстов актовых источников. Например, использование таких речевых оборотов в адресанте «Сөзум» — «Слово мое». Ярлыки, как правило, начинались с адресанта, основную смысловую нагрузку которого нес компонент «Сөзум». Все дошедшие до нас ярлыки, без исключения, содержали этот компонент, который в контексте всегда означал высочайшее повеление, указ, приказ. Всем ярлыкам, содержащим в интитуляциях термин «сөзум», в корроборации соответствовала формула типа «дан ярлык с такой-то тамгой». До середины XVI в. жалованные ярлыки иначе не именовались. Со второй половины XVI в. все жалования в кор- роборациях величались «ярлыками», хотя, наряду с этим, в основной части текста употреблялись термины «мульк-наме», «берат», «мааф», как уточняющие названия.

Ярлыки составлялись в полном соответствии с нормами того языка, на основе которого эти штампы создавались. В золотоордынских тарханных ярлыках каждая часть документа имеет принципиальное значение. Наличие или отсутствие того или иного структурного элемента характеризует цельность и подлинность документа. Комплексно рассмотрев уровни дискурса, в целом, и тематическую иерархию, в частности, мы можем использовать метод дискурс-анализа для классификации ярлыков. Второй немаловажный аспект, позволяющий с помощью данного метода выявить глубинные процессы, эволюцию и закономерности феодальных и специфических институтов кочевого общества, значительно расширяет научный инструментарий изучения.

В пределах данного исследования использование дискурс-анализа к ярлыкам позволяет сделать следующие выводы и заключения:

  1. Для ярлыков присуща определенная лексика, или так называемый «дискурсивный репертуар», отражающий его содержание. Это помогает определить актуальное значение слов и терминов. Использование в диспозиции ярлыка уточняющих названий «мааф-наме», «мульк-наме», «берат»,«битик» и т.д. позволяет произвести классификацию внутри самого комплекса аутентичных источников.
  2. Особого внимания заслуживают термины или «ключевые слова», повторяющиеся из ярлыка в ярлык. Они маркируют актуальные проблемы и в них раскрываются как характерные для времени представления и стереотипы, так и основные экономико-социальные приоритеты. По ярлыкам можно проследить эволюцию степени восприимчивости номадного образа жизни к традиционному для земледельческих районов способу производства, проблему экзогенных и эндогенных факторов развития общества в период становления ее государственности, приходящегося на период XIV–XVI вв. Таким образом, взаимовлияние оседлого и кочевого компонентов нашло отражение в официальных актовых источниках (ярлыках), так как «у всех восточных народов можно проследить с самого начала истории общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части» [15].

Существующие традиции в кочевой культуре вносили в тексты ярлыков свои специфические особенности. В них закреплялись многие институты кочевой цивилизации, такие как свобода передвижения, закрепление земель за определенными родами и племенами и др. В тарханных ярлыках одной из важнейших привилегий было предоставление права беспрепятственного передвижения. Другой привилегией, скорее всего порожденной кочевым образом жизни, было встречающееся во владенных ярлыках освобождение кочующих племен от различных налогов. В целом, освобождение целых районов от налогов и податей, по словам В.В. Бартольда, было одним из проявлений «норм кочевого права» [17]. Следовательно, закрепленные в ярлыках права и обязанности вытекали из самой сути кочевой формы жизнеобеспечения. Правители и ханы заботились не только о заселении безлюдных и пустынных районов, но и о поддержании традиционной системы жизнеобеспечения, — ее кочевой формы. Таким образом, гармоничное взаимовлияние оседлого и кочевого компонента нашло отражение в официальных актовых источниках (ярлыках).

Формы аргументации, которые закреплены в определенных речевых оборотах, важны для реконструкции абстрактного формуляра. А.П. Григорьев реконструировал тексты шести ярлыков, которые были достаточно хорошо изучены в источниковедческом плане. Но проведенная автором «постановка оборотов и формул из основного текста, дошедших до нас в форме оригинала, на место соответствующих им фрагментов текстов русских переводов выявила интерполяции, перестановки и другие искажения» [16]. Таким образом, новая исследовательская процедура позволит установить подлинность ряда документов, именуемых «ярлыками».

Ханские ярлыки объективно и оперативно отражали те изменения в статусе Золотой орды и последующих ханств, которые были вызваны социально-экономическим развитием общества в течение всей истории существования этих государств. Отдельные факты и события можно установить только на основании данных, полученных из ярлыков, так как в других аутентичных источниках не содержится сведений о многих социально-экономических явлениях, имевших место в данное время. И в таких условиях ярлыки становятся поистине бесценным источником по средневековой истории XIII–XVI вв.

Выводы

Полученные данные по результатам применения дискурс-анализа к текстам ярлыков не противоречат выводам М. Фуко о дискурсивных закономерностях: «Возьмём, например, случай естественной истории: в классическую эпоху она характеризовалась концептами, отличными от тех, что использовались в XVI в.; некоторые из прежних концептов (род, вид, знак) уже изменили порядок применения, другие (например, структура) только зарождаются, третьи же (например, организм и т.д.) ещё только появятся впоследствии. Но что действительно изменилось в течение VIII в. и предопределило тем самым появление и взаимодействие концептов естественной истории в целом, так это общее расположение высказываний и последовательности их рядов, в свою очередь, выстраивающихся в те или иные совокупности; это самый способ описывать наблюдаемое и восстанавливаемое в цепочке высказываний перцептивное пространство; это связи и взаимодействия между артикуляцией, характеризацией и классификацией; это взаимообусловленность позиций обычного наблюдения и общих принципов, система зависимости между исследуемым и наблюдаемым, между постулатом, выводом и допущением» [11]. Соответственно, исследуемый дискурс не только фиксирует историческое явление, но и позволяет проследить его в эволюции и развитии. Сравнивая аналогичные тексты в эволюции временного пространства, можно осветить многие явления, характерные для средневекового общества, исследовать эволюцию различных феодальных институтов, начиная с момента их возникновения вплоть до исчезновения. Постепенно, по мере накопления материала, вопрос о выявлении специфики развития кочевых обществ, определении общего и особенного в оседлой и кочевой культуре станет более дискуссионным. Будут выявлены уникальные концепты номадной цивилизации.

Высказывание М. Фуко о том, что «живая речь» и созданный на основе ее функционирования письменный или устный дискурс, есть «способ, который и сам связан с приближением и развитием высказываний, различных видов критики, комментирования, интерпретации уже встроенных высказываний и т.д. Этот пучок связей и конституирует систему концептуальной формации» позволяет рассматривать созданные тексты не только как объекты письменной культуры, но и как концепты «застывшей» и сохраненной в них исторической памяти» [11]. Такой методологический подход значительно расширяет пути извлечения информации из устных и письменных источников кочевой цивилизации.

Применив методику дискурс-анализа С. Лархера, мы рассмотрели ярлыки не через призму регионального подхода, а как единый комплекс документов. Были проанализированы основные концепты дискурса: тема (thema), территориальное расположение (geografischerraum), временные границы (zeitpanne), носители текстов (medium), участники (akteure) и типы текстов (textsorte) [17]. Отмечается, что со временем утрачивается не только внешняя форма, но и искажается внутреннее содержание источника. Что связано не только с существенными изменениями развития самой внутренней логики исторической науки и концептуальных подходов в плане методологии, но и с изменением текстов как официальных документов на протяжении их многовекового функционирования.

Дискурс-анализ рассматривается как совокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемая в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях. Одним из перспективных направлений современной исторической науки является проблема сущности функционирования кочевого сообщества как основы жизнедеятельности средневековых государств. В этом плане ярлыки интересны содержащимися в них сведениями об особенностях организации производственной деятельности кочевников. Источники дают значительные сведения об этнополитической истории, хозяйстве и духовной культуре кочевого общества. Специфика ярлыков, прежде всего, заключается в том, что они являются основным источником при разработке социальноэкономических вопросов в плане земельных отношений и соотношения кочевничества и оседлости народов, населявших Золотую орду в XIV–XVI вв.

Вместе с тем появилась возможность осветить и историко-культурную значимость ярлыков как одного из важнейших компонентов культурной жизни тюркоязычных народов. Появление ярлыков происходило на местном этническом пласте, предшественниками автохтонных источников (ярлыков) являются древнетюркские рунические памятники, древнетюркские письменные источники, генеалогические предания — шежире. Причем анализ письменности, языка, внешней формы, отдельных статей формуляра доказывает, что в истоках появления ярлыков лежали традиции тюркоязычных народов Евразии. Выражаем полное согласие с М.А. Усмановым в части того, что «духовно-письменная культура, породившая появление актовых источников, являлась первоначально следствием своеобразного симбиоза нескольких культур, из которых роль ассимилирующих компонентов сыграли родственные тюркские культуры — уйгуров Центральной Азии и кыпчаков Восточной Европы, а также оседлого тюркоязычного населения Булгара и Хорезма» [5]. Актовые источники, возникшие на местной этнической основе и кипчакских письменных и культурных традициях, в дальнейшем претерпели ряд изменений и были доведены до завершенной по форме и структуре разновидности документации.

Статья публикуется в рамках грантового проекта Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан на тему: «Выявление (эвристика) и классификация ханских ярлыков и жалованных грамот золотоордынских и послезолотоордынских государств». (ИРН гранта АРО8956286.

 

Список литературы

  1. Mazhitova Z. Polemic in Russian Pro-Revolution Historiography about the Future of the Kazakh Court of BIYS (The Latter Half of the 19th Century) ISSN (Print): 0974–6846 ISSN (Online): 0974–5645 / Z. Mazhitova, A. Ibrayeva, Z. Kartova and etc. // Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(44), DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i44/97055, November 2016
  2. Ибатов А. Хан жарлықтары / А. Ибатов // Замана жəне заң. № 2. — Алматы, 2001. — С. 33–38.
  3. Kurat N. Akdes. Topkapı Sarayı Muzesi arşivindeki Altın Orda, Kı rı m ve Turkistan hanlarına ait yarlı k ve bitikler. /N. Kurat — İ stanbul, 2001.
  4. Melek Özyetgin A. Altı n Ordu, Kırım ve Kazan sahasına ait Yarlık ve Bitiklerin Dil ve Üslûp incelemesi. / A. Melek Özyetgin — Ankara, 2016.
  5. Усманов М . А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV–XV вв. / М. А. Усманов. — Казань, 1979. — 318 с.
  6. Григорьев А.П. Золотоордынские ярлыки: поиск и интерпретация / А. П. Григорьев // Тюрколог. сб. — СПб., 2006.— С. 74–145.
  7. Pochekaev R. Pretended Suzerainty: Moscow Tsars and Kazakh Khans (According to Russian-Language Diplomatic Documents of the End of 16th — Beginning of 18th Centuries) / R. Pochekaev — СПб, 2019.
  8. Муминов А.К. Исторические документы мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави А.К. Муминов, Б.Е. Кумеков, У.А. Султонов и др. — Астана, 2017. — 216 с.
  9. Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века / Х. Уайт. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. — 527 с.
  10. Трубина Е.Г. Междисциплинарный подход в историографическом исследовании: современный российский опыт. / Е.Г. Трубина // Междисциплинарные подходы в исторических исследованиях. — М., 2012. — С. 251–258.
  11. Фуко М. Археология знания. Пер. с фр. С. Митина и Д. Стасова; под общ. ред. Бр. Левченко // [Электронный ресурс] / М. Фуко // Центр гуманитарных исследований. — 2015. — Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6850/6852.
  12. Gerard Dessons. Emile Benveniste : L'invention du discours / Gerard Dessons — French, 2006.
  13. Marianne Iorqenson, Luise I. Pillips. Discourse Analysisas Theoryand Method / Marianne Iorqenson, Luise I. Pillips — London, 2016.
  14. Larcher S.B. LinguistischeDiskursanalyse Ein Lehr-und Arbaitsbuch Tubingen: NarrfrankeAttemptoVerlag. / S.B. Larcher — Mannheim, 2015.
  15. Vаsаry I. Golden Horde Khanate /Vаsаry I. // The Encyclopedia of Empire, 3–10. — Hungary, 2016.
  16. Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам / А.П. Григорьев. — СПб., 2004. — 270 с.
  17. Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений) / под ред. В.П. Юдина. — Алма-Ата, 1969. — 560 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.