«Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты» (В.М. Бехтерев).
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческих способностей - одна из главных задач воспитания.
Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе народного декоративно-прикладного искусства и сказки (Р.А. Мирошкина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.), актуализировались проблемы использования сказки как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (Т.П. Алиева, И.Я. Базик, Л.Д. Вавилова, Л.А. Венгер, Н.Ф. Вешкурцева, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, И.Э.Куликовская, Г.В. Лунина, Л.Ф. Обухова и др.). В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Все дети любят сказки. Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, она становится для ребёнка постоянным спутником, сказочные герои живут рядом с детьми. «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», становятся неотъемлемой частью жизни наших детей. И чем же привлекают малыша сказочные герои? Своей непосредственностью, искренностью, чистотой, так как детская душа открыта и вмещает в себя все эти чувства. Дошкольникам свойственно верить всему, о чем они узнают из сказочных историй, дети в этом возрасте необычайно доверчивы, и «по - настоящему» слышат голоса животных, которые «говорят» в сказках. Взрослый должен максимально использовать все вербальные и невербальные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты, чтобы привлечь ребёнка, и вместе с ним перенестись в сказку, и окунуться в среду чудесных превращений.
Использование произведений изобразительного искусства является одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Это объясняется тем, что в процессе активного восприятия художественного образа в картине, иллюстрации
Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми передано содержание сказок.
Новые формы и методы обучения детей, их поиск и внедрение в современную систему образования - наиболее актуальные вопросы педагогики. C поиском современных моделей воспитания, образования и развития постепенно возрождается и народная педагогика. Фольклор находит свое применение как в духовно-нравственном, так и в физическом образовании. Сказка, как жанр фольклора, близка детям по психоэмоционально-чувственному восприятию мира. Известно, что эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Сказка не учит напрямую, ребенок наслаждается существующими в ней образами-идеалами, определяя свои симпатии. Сказки русского народа можно назвать первыми попытками формирования народной педагогики.
В сказках заложены основные педагогические идеи, они - сокровищница народной педагогики. Из поколения в поколение с помощью сказки передаются не только излюбленные народные сюжеты и образы, но и миропонимание нации, ее духовная культура во всем многообразии ее граней и проявлений (быт, традиционные занятия и ремесла, народные праздники обряды и т.д.).
Народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки выражают типичные черты народа в целом и выражаются с помощью различных художественных средств: через отражение в структуре текста традиционного русского жилища и его внутреннего устройства, описание народного костюма, блюд национальной кухни, русских танцев и игр, воссоздание занятий и семейного уклада русского человека, образы главных героев и т.д.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют детей задуматься, наводят на размышления. Сказки содержат познавательный материал. Конечно, образовательное значение сказок также зависит и от рассказчика, от метода преподнесения материала.
Большой и емкий смысл сказки играет большую роль в развитии памяти и мышления. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделало их весьма эффективными педагогическими средствами.
Исследователь сказкотерапии М.А. Бережная утверждает, что сказка - неиссякаемый источник творчества, даже, - одна из первых сфер творчества, в которой ребенок может развить и утвердить свои способности, познать себя и окружающих. Таким образом, можно утверждать, что педагогический потенциал сказки гораздо больше ее художественно-образной значимости. Поэтому для обстоятельного разбора основных черт сказки рассмотрим следующие наиболее характерные особенности: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Образность дополняется забавностью сказок.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Народные сказки всегда поучительны и назидательны. Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме («Умный мальчик», «Старый человек - четыре человека»).
Итак, с педагогической точки зрения важны следующие функции сказки: социализирующая (способность приобщить новые поколения к этнокультурному и общечеловеческому опыту);
- креативная (способность выявлять, формировать и реализовывать творческий потенциал личности);
- голографическая (способность своим внутренним строем образно представлять мироздание, быть фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества);
- развивающая и терапевтическая способность проявляется в той функции искусства, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса);
- культурно-этническая (возможность усваивать все богатство этнической культуры: язык, особенности менталитета, хозяйственно-бытовой уклад, предметно-вещную атрибутику и т.д.);
- вербально-образная (способность формировать языковую культуру личности, овладевая многозначностью художественно-образным богатством народной речи).
В силу отмеченных выше особенностей, сказки являются эффективным средством образования, воспитания и развития детей, а сказочные фантазии оказывают педагогическим усилиям действенную помощь. Сказку в своей работе все больше используют психологи, педагоги, психотерапевты. Методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической, психологической и психотерапевтической практике дает отличные результаты, помогая ребенку в сложном процессе социализации.
Литература:
- Программа «Истоки»: Базис развития ребенка - дошкольника Парамонова 2011 г.
- Танникова Е.Б. Выдумываем сказку // Ребенок в детском саду' / - 2007. - №6. - с. 69-71.
- Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду'. Книга для воспитателя детского сада. 3-е изд. перераб. и доп. -M.: Просвещение 1991. - 176 с.