Проблема толерантности в настоящее время рассматривается довольно часто широко, так как в последние годы наблюдается резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире. В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, его понимание разными народами отличается в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие «толерантность» имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском язык «толерантность» означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образ мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность значит «позволять, допускать, проявлять великодушие вотношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям» [1].
Приведем несколько определений понятия «толерантность», которые предложены современными исследователями данной проблемы. Например, С.К. Бондырева считает, что толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) [2]. В тоже время, Г.У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно- психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром [3].
В рамках данной статьи нам представляется, что наиболее полно психологический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефиниции, предложенной М.С. Мацковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения [4]. Им выделены следующие виды толерантности: политическая, межнациональная, расовая, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально-ориентационная, маргинальная. Нас заинтересовала физиологическая толерантность, которая выступает как отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.
Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях.
Как показывают исследования, при социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах, в том числе и студенческих [5].
Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина). Следовательно, процесс формирования толерантного отношения к инвалидам с физическими недостатками, обучающимся в вузах, будет происходить более эффективно при создании специального комплекса педагогических условий. Проведенный анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показывает, что на данный момент недостаточно разработаны основные подходы к определению и созданию педагогических условий для формирования толерантного отношения к инвалидам, обучающимся в высших учебных заведения со стороны общества в целом. В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется следующим образом: 1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит [3, с.98].
Объединяющее звено в данных трактовках заключается в том, что условия — это категория отношения предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.
В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Н.М. Яковлева и другие рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо; как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение поставленной цели. В процессе уточнения трактовок понятия «педагогические условия», мы сделали вывод, что педагогические условия, многими авторами понимаются в качестве одной из сторон закономерности образовательного процесса [4, с. 102].
Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования толерантности к студентам-инвалидам. Комплекс педагогических условий мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня толерантного отношения к студентам-инвалидам со стороны социума.
Мы предполагаем, что процесс формирования толерантного отношения к инвалидам, обучающимся в высших учебных заведениях, имеющим физические недостатки, будет успешным в случае реализации следующего комплекса педагогических условий:
- внедрение технологии интегрированного обучения, предполагающей совместную учебную и внеучебную деятельность студентов, не исключая лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие психолого-педагогической подготовленности профессорско- преподавательского состава высших учебных заведений к обучению инвалидов, имеющих физические недостатки;
- наличие социально-психологической подготовленности студенческого контингента к совместному обучению и внеучебной деятельности со студентами, имеющими физические недостатки;
довузовская психолого-педагогическая подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в высшем учебном заведении, включающая психологическую адаптацию к особенностям и субъектам обучения в высшей школе.
Создание всех выше перечисленных условий, несомненно, увеличит личностный потенциал толерантности студентов и преподавателей вуза по отношению к студентам с ограниченными возможностями. Это интегральное личностное образование, объединяющее систему коммуникативных, регуляторных и нравственных свойств личности, ценностно-смысловых установок, особенностей сознания, самосознания и системы отношений личности. В условиях получения высшего образования коммуникативная толерантность выступает ядром личностного потенциала толерантности преподавателей вуза, а так же здоровых студентов в общении с инвалидами-сокурсниками. Она определяет готовность людей к принятию других взглядов и образов жизни, к партнерскому равноправному общению с инвалидами. Таким образом, отношение студентов и преподавателей к социальной интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как воспринимается инвалидность, от наличия толерантного отношения к инвалидам, от индивидуальных качеств и опыта студентов, политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя. Вуз сегодня становится не только социализирующим, но и социально адаптирующим звеном для студентов-инвалидов. Толерантное отношение в условиях вуза имеет для студентов с ограниченными физическими возможностями огромное значение. От него в немалой степени зависит успешность обучения и интеграции студентов-инвалидов. И, как следствие, это позволит им наравне со своими здоровыми сверстниками получить компетентностное образование, и занять свое достойное место в обществе.
Литература:
- Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. - Вып. 5. - С. 129-134
- Бондырева С.К.Толерантность (введение в проблему)/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. -M.: Институт психологии РАН, 2014. - С. 29-36
- Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так. чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души// Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2010. -№4. - С. 113-118
- Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов// Социологические исследования. 2013. -№5. -С. 617-622
- Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования// Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №11. - С. 143-158