Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Идеи нравственности и духовности великих людей древности

В переломные моменты истории, когда меняются политические, экономические, социальные условия общества, непреходящую ценность приобретает нравственная позиция каждого, человека; как никогда становится актуальной проблема духовно-нравственного возрождения личности.

Так, в Концепции непрерывного образования, сегодня одним из приоритетных направлений воспитания и образования является духовнонравственное направление. Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества, формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей; реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной. Идеи духовно-нравственного образования рассматривались во все времена. Зарождение идей духовности и нравственности корнями уходят в древность. Многие ученые, философы всех времен в своих трудах уделяли большое внимание вопросу нравственности и духовности.

Одним из первых выдающихся людей заговоривших о нравственности является великий античный мудрец - Сократ. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней, поэтому он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

В центре его мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ сконцентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. В его глазах науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего нуждается, - познание самого себя и своих дел, определение программы и цели деятельности ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание этого, согласно Сократу делает людей благородными.

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

E Умеренность (знание, как обуздывать страсти);

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Вся жизнь Сократа свидетельствовала о том, что он живет в единстве мысли, слова и действия, и ни при каких обстоятельствах не отступает от жизненных позиций, принципов, которых он придерживается. Наиболее ярким доказательством тому является действия Сократа, когда его приговорили к смертной казни и обвинили во всех грехах. Его не раз уговаривали сбежать его ученики, напоминая о его семье, детях, что они останутся одни безо всякой защиты и помощи, но Сократ все же до самого конца не переломился в своих убеждениях, и с достоинством выпил яд.

Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность. Сама жизнь Сократа была воплощением нравственности, примером нравствоведенного поведения и жизни в единстве мысли, слова и дела. Он убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо.

Так же идеи духовности и нравственности рассматривал еще один древнегреческий философ - Аристотель. Он признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, Для Аристотеля назначение человека как существа, прежде всего, разумного есть деятельность души, согласованная с суждением. В Учении о душе основывает Аристотель свою этику, или учение о добродетели. Добродетель находится в душе. Добродетель делает хорошим то, в чем она проявляется. «В самом общем смысле, - утверждает Аристотель, - добродетель - это наилучшее состояние». Понимая счастье, как высшее, всегда значимое само по себе благо в качестве предельной цели человеческой деятельности, Аристотель представляет благо как деятельность души сообразно добродетели. По его мнению, людей хорошими и добродетельными делают троякого рода факторы: «природа, привычка и разум».

Аристотель делит все добродетели нравственные, или этические, и мыслительные. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению.

Природа добродетели такова, что ее губят и избыток, и недостаток. Добродетель для Аристотеля есть обладание серединой, а середина такова, как определяет верное суждение. К обладанию серединой, ведет разум, приравненный философом к мудрости. Он считал, что добродетели приобретаются людьми прижизненно, признавая, однако, наличие определенных врожденных свойств, которые раскрываются по мере взросления человека. По его мнению, природные свойства человека нуждаются в руководстве разумной части души, развитие которой осуществляется посредством образования.

Так же одним из древних философов, чьи учения легли в основу предмета «Самопознания» является Конфуций. В основе учения Конфуция лежала естественная человеческая потребность в счастье, рассматривались разносторонние вопросы жизненного благополучия и этики.

Конфуций понимал, что упадок традиции сопровождается потерей нравственных ценностей. Поэтому люди утратили чувство приличия и перестали подобающе вести себя, Конфуций предлагал изменить систему образования так, чтобы основой ее стало воспитание нравственности, и тогда молодежь вновь начнет воспринимать ценности как нечто естественное и нормальное. Только непринужденная душевная доброта людей может служить основой для восстановления общественного спокойствия и порядка.

Для Конфуция благоволение (жэнь) является самым главным нравственным качеством, каким может обладать человек. Эта добродетель состоит в умении уважать других так, как уважаешь себя; и она должна служит образцом человеческих взаимоотношений. Человек, обладающий жэнь, настолько великодушен, что не делает различия между людьми разных национальностей, так как для него "в пределах четырех морей все люди — братья и сестры. "Основная категория его учения - жэнь, можно перевести «человеколюбие», «гуманность», «человечность». «Жэнь» обозначает признак, характерный человеку, а также, программу его деятельности. Это - человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чем заключается его нравственные признаки.

Сущность принципа жэнь выражена в, так называемом, «золотом правиле нравственности» - «не делай людям того, чего не пожелаешь себе». Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой". Цу Чан спросил Конфуция о смысле Жэнь, Конфуций ответил: "Быть способным повсюду воплощать пять способностей означает обладать Жэнь". В ответ на мольбу ученика поведать об этих способностях Конфуций сказал: "Это уважение, великодушие, искренность, серьезность и доброта. Обладая уважением, вы избежите оскорблений; великодушием вы завоюете людские сердца; ваша искренность вызовет доверие; благодаря серьезности вы добьетесь успеха, а обладая добротой, вы сможете наставлять других ".

«Лунь юй» («Беседы и высказывания») - произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача Конфуция - гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека.

В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако, его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною.

Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» - дао.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна.

Для современного этапа развития нашего общества весьма характерно пробуждение интереса к проблемам нравственного возрождения в Казахстане, его культурного и духовного наследия, нравственных основ культуры. Вопросы нравственного воспитания личности, морали и духовности занимают ведущее место в философских и педагогических трудах величайших философов древних времен. Сократ, Аристотель, Конфуций внесли огромный вклад в развитие духовно-нравственного воспитания, что и легло в основу дисциплины «Самопознание». Основные идеи духовности и нравственности в воспитании ребенка были заложены еще с древности и задача современной системы образования их возродить.

 

Литература:

  1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан от 16 ноября 2009 года № 521
  2. А.А. Тахогоди «Античная литература», Москва, 1980 г.
  3. http://www. goodcharacter.ru/konfuc/102-ucheniek

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.