Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Длинная розового цвета челка, узкие джинсы, выкрашенные в черный цвет ногти, глаза и губы: все это-признаки «молодежной субкультуры» - явления вневременного, возникшего давным-давно и не исчезающего, а только меняющего обличие.
Субкультура - это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
Более узким понятием, близким к субкультуре является фэндом (англ, fandom - фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и слэнг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и вэб-сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби, увлечения человека каким-либо занятием (геймеры, хакеры и т.п.). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Молодежная субкультура - явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди. Молодежная субкультура отклоняется от традиционной культуры, и в действительности нацелена на включение молодых людей в общество. У субкультуры, есть общепринятые символы, системы убеждений, ритуалы и язык общения. Именно наличие символов в широком смысле этого слова определяет саму суть субкультуры. В наше время количество субкультур сильно увеличилось, связано это с теми изменениями, что происходят в нашем обществе. Если общество и родители не могут предложить молодому человеку или подростку эффективных культурных образцов и символов выживания, социализации - то он ищет их сам. Подросток стремится войти в группу людей, в которой он перестает чувствовать себя одиноким, ему есть о чем поговорить с другими людьми, а значит, у него снижается чувство тревоги. Активный поиск себя и реализации своих способностей способствуют активному распространению субкультур. Если родители полностью обеспечивают своих детей культурными образцами, и если ребенку это актуально и интересно, то тогда он не будет заполнять культурный вакуум. Ведь, по сути, субкультура занимает собою образовавшуюся пустоту.
Для молодежи поиск своей идентичности, своего места в социуме является одной из важнейших задач. От того, какие нормы и ценности усвоят молодые люди, будет зависеть не только их будущее, но и перспективы развития общества в целом. Современная молодежь проходит свое становление в сложной обстановке ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Субкультурные сообщества, представляя собой полифункциональный социокультурный феномен, отвечают сущностной потребности развития личности в социальной и культурной идентичности, помогают приспособиться к культурным, психологическим и социальным реалиям окружающей среды, предлагают свой путь разрешения существующих проблем. Это обусловливает особый интерес к изучению роли субкультур в социализации современной казахстанской молодежи. Некоторые субкультуры открыто бросают вызов основополагающим нормам и ценностям превалирующей культуры.
Многие студенты глубоко убеждены, что влияние субкультуры реальна и этого нельзя не заметить. В основном оно не несет ничего хорошего, лишь повод завести новый круг друзей. Негативных причин намного больше - это и влияние на психику, под которой многие понимают, что человек теряет себя, утрачивает личностные ценности, свою индивидуальность ,нарушение норм поведения, агрессивность, и главное для студентов, пустое растрачивание времени и неуспеваемость в обучении, так как все свое свободное время проводится в компании своих новых друзей. C каждым годом образуются новые «неформальные сообщества» или их новые ветки, и число людей, желающих «выделиться из серой толпы», тоже не убывает. Главное, чтобы человек понимал, зачем ему это нужно, ведь необязательно являться членом «неформалов» и доказывать всем, что ты не повторим
Чаще всего субкультура касается именно студентов, ведь в школьное время ещё очень сильно влияние родителей, да и учителя запрещают любое инакомыслие, а когда начинаются трудовые будни, чаще всего становится уже не до субкультур. Студенты же, сбиваясь в группы по интересам, часто становятся участниками той или иной субкультуры. По сути, субкультура, это культура небольшой группы людей, находящейся в более крупном культурном образовании, зачастую находясь с ним в противоборстве. Однако, помимо того, что студенты часто примыкают к рокерам, готам, хиппи и прочим субкультурам, само по себе студенчество уже является отдельной субкультурой. Студенчество представляет собой наиболее значимую в контексте развития общества часть молодежи. Период получения высшего образования является важным этапом социализации индивидов, когда осознанно происходит выбор траекторий своего будущего развития. Именно в стенах высших учебных заведений проходит становление нового поколения политической, творческой и бизнес-элиты общества, способной реализовать свои жизненные стратегии в условиях динамично меняющегося общества.
Наиболее известными субкультурами в наше время являются следующие группы: музыкальные, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх, имиджевые, политические и мировоззренческие, по хобби.
Музыкальные субкультуры - это субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
- готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва;
- джанглисты - поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей;
- инди - поклонники инди-рока;
- металлисты - поклонники хэви-метал и его разновидностей;
- панки - поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии;
- риветхеды - поклонники музыки в жанре индастриал;
- растаманы - поклонники регги, а также представители религиозного движения растафари;
- рэйверы - поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек;
- рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа, традиционные скинхеды — любители регги.
К субкультурам, основанным на литературе, кино, мультипликации, играх и т.д. относятся следующие субкультуры:
- отаку - поклонники аниме (японской мультипликации);
- ладонки - использующие жаргон падонков;
- ролевое движение - поклонники живых ролевых игр:
- териантропы, фурри - поклонники антропоморфных животных.
Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению называются имиджевыми, к ним относятся:
- вижуал кидс - субкультура, возникшая на базе японского рока в 1980-е. «Visual kei» означает, буквально, «визуальный стиль»;
- кибер-готы - посещают дискотеки, концерты и другие музыкальные мероприятия, связанные с тёмной индустриальной сценой моды;
- нудисты - течение, в основе которого лежит максимальное приближение человека к природе для оздоровления тела и духа, характеризующееся практикой социальной наготы, имеющее цель в развитии уважения к себе, людям и природе.
- риветхеды - поклонников музыки в жанре индастриал;
- стиляги - имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни;
Политические и мировоззренческие субкультуры в свою очередь делятся на субкультуры, по общественным убеждениям и хулиганские.
К субкультурам, выделяемым по общественным убеждениям относят:
- антифа - международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом;
- битники - стереотип масс-медиа, использовавшийся в 1950-х - 1960-х годах для обозначения представителей битничества;
- НС-панки - характеризуется критическим отношением к обществу и политике;
- НС-скинхеды - молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии;
- стрейт-эджеры - философское ответвление, появившееся на основе панк.
- хиппи - старое название субкультуры поклонников бибопа;
- яппи - молодые состоятельные люди, ведущие построенный на увлечении профессиональной карьерой и материальном успехе активный светский образ жизни.
Культура хулиганов как субкультура часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним:
- руд-бои - молодежная субкультура, образовавшаяся на Ямайке в 60-х годах XX века;
- гопники - жаргонное слово русского языка, обозначающее представителей городской прослойки низкого социального статуса, малообразованной, агрессивно настроенной молодёжи;
- ультрас - высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов.
К субкультурам, сформировавшимся благодаря хобби относят следующие:
- байкеры - любители мотоциклов;
- райтеры - поклонники граффити;
- трейсеры - поклонники паркура.
Большое значение в формировании образа жизни юношества имеет молодежная субкультура. Ее характерными признаками являются: специфический набор ценностных ориентаций и норм поведения; предоставление преимущества определенным источникам информации; своеобразные увлечения, вкусы; специфические способы проведения свободного времени; сленг; особенности одежды и внешности.
В нашей повседневной жизни студенты различных вузов общаются между собой, используя языковые символы, принятые в данном обществе. Тем не менее, студенты, имеют и свои характерные молодежные слова, которые могут быть не всегда понятны, человеку далекому от молодежной субкультуры. Таких слов много и всех их перечислять нет смысла. Заметим только, что с помощью таких слов, молодежь, и в частности студенты выражают, переполняющие их эмоции: восторг, удивление, печаль, озабоченность и другие.
Особенностями молодежной субкультуры сегодня являются:
- ее рекреативная направленность на организацию досуга предоставляющего преимущество слушанию музыки, просмотра видеопродукции или программ телевидения;
- чрезмерно подчеркнутое наследование моде;
- передача информации и выражение чувств с помощью сленговых слов и выражений;
- предоставление преимущества «легкой литературе» (детективы, фантастика, амурные романы);
- ориентация на образцы массовой западной культуры;
- доминирование «культа силы»;
- небрежение ценностями национальной культуры.
Особенность студенческой субкультуры в том, что она ближе всех находится к культуре общества. Студенты как социальная группа играют наиболее важную роль в молодежной среде, являются его передовой частью. Сегодня существует множество причин, способствующих появлению молодежи, выделяющейся из общей массы по своему внешнему виду, а иногда и по поведению. Принято считать, что основная причина - это желание человека выделиться и показать свою индивидуальность. Еще одна причина возникновения молодежных субкультур - это уход от скучной повседневной реальности в более интересную и насыщенную событиями жизнь.
Украсить свою жизнь и насытить ее интересными событиями каждый из нас может тысячами других способов, и для этого не обязательно одеваться в вызывающую одежду, делать шокирующие прически и вести себя иначе, чем все остальные. В наших университетах без труда можно встретить все многообразие подобных ориентаций, тогда как избирательные учебные заведения старательно ограничивают и фокусируют студенческие субкультуры. Как пример можно взять наш Вуз, а именно деление студентов по факультетам. Ведь каждый факультет своего рода субкультура со своей структурой, манерой общения и поведением.
Литература:
- Абдирайымова Г. Проблемы молодежной субкультуры // Мысль. - 2004. - №11. - с.74-76.
- Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - M.: Изд-во НИИ культуры, 1990.
- Лисовский В.Т. Социология молодежи. - СПбГУ., 1996,-464 с.
- Повзун В.Д. Жизненные ценности студентов университета в новых социокультурных условиях//Вестник ОГУ. - 1999. -№3. - С. 72-77.