Казахские народные обычаи и традиции в духовно - нравственном воспитании

Что такое нравственность? Нравственность - внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

В настоящее время возникла необходимость глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на воспитательный процесс в разных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, а также в высших учебных заведениях. Практика показывает, что на протяжении веков традиции и обычаи были и остаются одним из действенных средств приобщения новых поколений к жизни общества, формированию личности. Каждый человек, живя в обществе, все время находится в сфере действия его обычаев и традиций. Выполнение их требований и предписаний оказывает значительное и постоянное воздействие на формирование мироощущения, культуры чувства и поведения личности, на её отношения к окружающему миру.

Как отметил президент PK Н.А. Назарбаев в своем посланий народу 2015 года «Нұрлы жол - Путь в будущее», «...что такое стабильность и согласие? Это семейное благополучие, безопасность, крыша над головой. Мир - это радость отцовства и материнства, здоровье родителей и счастье наших детей...». Мир, согласие и благополучие государства начинается с семьи, а семья является важным фактором формирования личности. Испокон веков все народы мира считали, что основная цель семьи - рождение и воспитание детей. Возникнув из инстинкта чувства сохранения и продолжения рода, семья является, в известной мере, показателем уровня педагогической культуры народа. Она была и остаётся важнейшим воспитательным институтом, источником передачи социального опыта от поколения к поколению. Особенно в дошкольном возрасте в социализации ребёнка семья играет важную роль. Фундамент личности закладывается именно в семье. Первые представления, понятия, навыки, отношения к людям, нравственные нормы поведения, чувства формируются в [41 семье. 1 1

В вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения, духовного совершенствования личности, Традиционная казахская культура отличалась высокой преемственностью. Именно устное народное творчество являлось средством коммуникации поколений, оно несло на себе нагрузку своеобразного института духовности и нравственности, являлось средством народного воспитания. Устное народное творчество можно назвать энциклопедией народной жизни, оно имело огромное влияние на духовно - нравственное формирование детей и молодежи. В условиях почти полной неграмотности народное творчество играло весьма важную роль в формировании личности от самых малых лет до глубокой старости. Посредством передачи их из поколения в поколение закреплялись традиционные ценности общества. Уважение к старшим и почитание родителей, по традиции, с раннего детства культивируется в казахской семье. Уважение к старшим внедряется в сознание подрастающего поколения как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. Поэтому с самого раннего возраста детям внушают: «Слово старца - мед», «Слово старца - лекарство», «К молодому дереву прислонясь, старое дерево стоит», «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя». Данные пословицы служат подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и этикетного поведения. В семейном воспитании идеи почитания предков, уважительного отношения к старшим, проявления заботы и ответственности по отношению к представителям старшего поколения наиболее ярко выражены в таких семейных традициях, как «жеті ата», «кенже ұл», «қара шаңырақ». Благодаря таким семейным традициям, незыблемость которых поддерживалась религиозными воззрениями народа, формировались устойчивые нравственные взаимоотношения между поколениями, поддерживалось соблюдение неписаного морально-этического кодекса казахского народа.151 Как отмечает Нысанбаев А.Н. многие мыслители казахского народа в своем творчестве проблеме духовно-нравственных ценностей отводили важное место и их идеи «служат источником возрождения казахской национальной культуры и духовности в начале XXI века». В творчестве аль-Фараби, например, дается свое видение по вопросам добра, справедливости, нравственности. Абу Hacp альФараби духовное возрождение человека рассматривает через становление его добродетельности. Под понятием добродетели мыслитель интегрирует высшие ценности человека. Аль-Фараби рассматривает добродетель как средство нравственного улучшения человека, а под добродетелью характеризует все, что способствует достижению счастья и добра. «И человек этот благодаря тому, что переливается от него в его воспринимающий разум, становится мудрецом, философом, обладателем совершенного разума, а благодаря тому, что протекает от него в его способность воображения, - пророком, прорицателем будущего и истолкователем текущих частных событий - все это благодаря тому существованию, в котором он познает божественное. Подобный человек обладает высшей степенью человеческого совершенства и находится на вершине счастья. Этот человек является тем, кому известно любое действие, с помощью которого можно достичь счастья...»'6'

Так же нравственное отношение к миру окружающей природы является неотъемлемым качеством воспитанного человека. Природа служила для казахов неиссякаемым источником и гарантом жизни, поэтому особое внимание в традициях семейного воспитания уделялось формированию норм и правил взаимодействия с миром природы, бережного отношения к животным, растениям, природным ресурсам. C самого раннего возраста родители внушали детям: «Срубил одно дерево, посади десять», «Где вода, там достаток», «Отец богатства - труд, земля - мать», «Человек без Родины, что соловей без леса».

И завершить свою статью мне хотелось бы словами Главы государства «... Духовно-нравственное воспитание является ведущим компонентом системы всестороннего развития личности. В современных условиях необходимо воспитание у молодого поколения потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, к осознанию общечеловеческих норм гуманизма. Мы должны воспитывать молодежьв духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры, традиций и языка ГЛ своего народа и других этносов...» L J

 

Литература:

  1. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности - 1987г.
  2. Педагогический, познавательный журнал « Самопознание № 3,2012 г.
  3. Послание Главы государства народу Казахстана « H урлы жол - Путь в будущее» - 2015г.
  4. Орынбеков М. Мировоззрение древних казахов. - Алматы. 1996.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - M.. 1986.
  6. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алматы, 1973.
Год: 2014
Категория: Педагогика